- Дизайн проекты скверов
- Вопрос времени
- Главные задачи
- Основные стилистики
- Регулярный стиль
- Английский стиль
- Современный стиль
- Прованс
- Модерн
- Кантри
- Восточноазиатский стиль
- Мавританский стиль
- Процесс создания проекта
- Заключение
- БЬЁТ ФОНТАНОМ
- Проекты восстановления трёх городских фонтанов
- Фонтан у офицерского дома
- “Открытие”
- “Красное знамя”
- “Красное знамя”
- “Красное знамя”
- Фонтан у “Шанхая”
Дизайн проекты скверов
Современная парковая культура сделала огромный шаг в сторону превращения парков и скверов из банального места для прогулок среди зеленых насаждений в место массового и культурного отдыха, где могут без конфликтов проводить время различные возвратные категории людей. Все организовывается таким образом, что никто друг другу не мешает и каждый может найти себе занятие по душе, насладиться превосходным ландшафтным дизайном и утонченной эстетикой архитектурного комплекса, позаниматься спортом, хобби, любимым делом, искусством или уделить время для уединения с природой. А чтобы получить такой результат, предварительно необходимы качественно проработанные дизайн проекты скверов. Как они создаются? Какие стили бывают? На что важно обратить внимание? И какие требования предъявляются к современным паркам со стороны посетителей? Предлагаем в рамках данной статьи разобраться со всеми этими вопросами.
Вопрос времени
Если было решено создать дизайн парка проект относительно современных требований и так, чтобы парк оставался востребованным на долгие годы, то возникнет закономерный вопрос: как сделать его таким, чтобы по истечению многих лет он оставался интересным детям, молодежи, взрослым, а также пожилым людям? Также не помешает найти ответ и на следующий вопрос: как на ограниченной территории в конкретной городской среде разместить множество различных по функционалу объектов инфраструктуры? При этом важно все устроить так, чтобы ландшафтный дизайн лет так через 10 не превратился в неуклюжий лесной массив.
Согласитесь, вопросы достаточно сложные и без компетентных специалистов тут точно не разобраться, поскольку необходимо в рамках ограниченной площади угодить интересам людей разных возрастов, разных предпочтений и различных вкусов относительно ландшафта. Тут, если так разобраться, нужна целая команда специалистов, которые на профессиональном уровне разработают грамотный дизайн-проект будущего парка или сквера с учетом всех нюансов и современных тенденций.
Главные задачи
Качественный дизайн-проект должен решать определенные задачи. Основная цель ландшафтного дизайна — воссоздать уникальную по своей эстетике и комфорту композицию парковой территории, при этом максимально сохранив естественные пейзажи и существующие культурно-мемориальные комплексы с обязательным их облагораживанием. Также необходимо органично вписать все культурные и природные объекты в общую архитектурную концепцию будущего парка или сквера.
Основной задачей для любого парка или сквера является способствование к отдыху, физическому и психологическому расслаблению его посетителей. В связи с этим особую роль в дизайне парковой зоны занимают водные объекты, которые оказывает особое успокаивающее воздействие и привлекают к себе внимание людей не зависимо от их возраста, социального статуса и жизненных предпочтений.
Но чтобы приступить к формированию проекта, для начала необходимо выбрать, какой именно стиль садово-паркового искусства в ландшафтном дизайне необходимо будет воссоздать. Опытные дизайнеры всегда помогут определиться с выбором и дадут дельные советы относительно конкретного участка с уже существующими ландшафтом, с его растительностью и объектами архитектуры. Также будет оказана помощь в определении функциональной нагрузки парка или сквера, поскольку он может выполнять много функций, чтобы закрывать потребности местного населения или гармонично дополнять местную инфраструктуру теми социальными объектами, которых в ней не хватает.
Основные стилистики
Сегодня в мировой практике актуальнен целый ряд стилей ландшафтного дизайна, о которых нужно поговорить более подробно, так как каждый из них характеризуют свои особенности.
Регулярный стиль
Парк или сквер в таком стиле обязательно содержит в себе строгие законы симметрии, но также его будут выдавать определенные характерные черты:
- правильный план аллей и дорожек;
- четкие контуры водоемов и открытых площадок, выполненных в виде геометрических фигур;
- большие площади газонов;
- высокие живые изгороди;
- топиарные формы растений;
- роскошные фонтаны;
- наличие монументов, статуй, беседок и ротонд, выполненных в стиле классицизм.
Если взять наиболее известные в мире парки, выполненные в регулярном стиле, то ими будут:
- Люксембургский парк;
- сад Тюильри недалеко от Лувра;
- дворцово-парковый ансамбль Версаль.
Английский стиль
Принципиальный замысел данного стиля – естественность и максимальная нетронутость природы, полное сохранение рельефа местности и уникальных особенностей ее растительности. По сути, английский стиль по своему характеру является прямой противоположностью регулярному стилю.
Такому парку будут характерны:
- извилистые аккуратные линии дорожек и тропинок, выполненных из камня или дерева;
- живописные водоемы свободных неопределенных форм;
- отсутствие четкой симметрии в расположении деревьев и цветников.
Насладиться естественной красотой пейзажей английского парка можно в Царицынском парке в Москве, в Екатерининском и Павловском парках под Петербургом или в Английском парке в Мюнхене.
Современный стиль
Это набирающий популярность стиль парков по всему миру, который получил успех за счет гармоничного сочетания в себе элементов регулярного и английского стиля. Дополнительно современный стиль привносит в дизайн модные тенденции в архитектуре и в скульптуре, а также использует нестандартные различные материалы и поверхности, что выделяет его ан фоне конкурирующих стилистик.
Такие парки гармонично вписываются в урбанистическую среду современных городов, поскольку их характеризует отсутствие каких-то жестких правил относительно комбинирования различной растительности, поэтому рядом с хвойными растениями вполне могут быть расположены, допустим, злаковые культуры. Ярким представителем этого стиля является Парк Андре Ситроена, который создан на месте бывшей свалки. Сегодня он является ярчайшим примером современного стиля и любимым местом отдыха для парижан.
Прованс
Парки такого стиля отличаются удивительной гармонией простоты и изящества. Прованс традиционно воплощает в себе стиль французской провинции, в котором не должно быть никакой роскоши и излишества. Для него свойственно:
- многообразие цветущих растений;
- обилие голубого, синего и фиолетового цветов;
- наличие изящных кованых элементов малых архитектурных форм;
- стремление к натуральным материалам.
Часто в таких парках можно встретить яркие цветочные композиции, выставленные в горшках или ящиках. При этом они будут хаотично подвешены или спрятаны в предмет утвари французских крестьян. Отличительной чертой также всегда является благоухание луговых трав, которые действуют успокаивающе на человеческую психику и дают посетителям полноценную возможность отдохнуть и расслабиться.
Модерн
В таких парках и скверах преобладает минимализм в любых деталях, а также характерно отсутствие излишней яркости в цветовых решениях. Основа такого парка – наличие большой площади, на которой организовывают газоны и свободное пространство. Как правило, все малые архитектурные формы и дорожки придерживаются четких линий и форм. Основа стиля – каждый элемент ландшафтного дизайна должен быть не только эстетически привлекателен, но и максимально функционален. В прочем, все законы стилистики соответствуют стилю минимализм, который стал очень популярным из-за своей аскетичности.
Кантри
Данный стиль в каждой стране имеет свои характерные особенности. Однако в любом случае все сводится к деревенским мотивам:
- легкая небрежность;
- буйство красок;
- отсутствие каких-либо четких геометрических линий.
Кантри зародилось в садах простых крестьян всего мира, которые пытались хоть как-то украсить или выделить собственный участок. Они совсем не стремились копировать дворцовые парки знати, а отдавали предпочтение естественной красоте. Главный закон стиля – оформление сада в достаточно простой деревенской манере, где будут присутствовать следующие элементы:
- деревянный дом;
- баня;
- огород;
- плодовые деревья;
- цветочные клумбы;
- садовые скульптуры;
- стилизованные колодцы;
- плетеные изгороди.
Восточноазиатский стиль
Он объединяет в себе лучшие традиции паркового искусства японских и китайских садов. Его особенность в том, что в нем пространство гармонично обустроено и каждый его элемент имеет символическое значение, то есть, несет в себе какой-то глубокий смысл.
Парки и скверы такого типа являются миниатюрной моделью мироустройства, в которой каждая стихия имеет свое предназначение и занимает строго отведенное ей место. Центральное место в парковой композиции всегда занимает небольшой водоём, от которого расходятся витиеватые дорожки, вымощенные натуральным камнем. Они «расползаются» по всей территории парка, образовывая иногда орнаменты и символы. Рельеф восточноазиатского парка всегда неоднозначен и включает в себя холмистую и равнинную местность.
Мавританский стиль
Это так называемый «мусульманский стиль». Этот стиль характерен использованием:
- благоухающих экзотических растений;
- плодовых деревьев;
- журчащих ручейков;
- фонтанов.
Также обязательно должны быть искусно декорированные зоны отдыха, где можно с удовольствием проводить длительное время, наслаждаясь красотой окружающей природы, пеньем птиц и уникальных ландшафтных пейзажей.
Процесс создания проекта
Когда заказчик определяется со стилем парка и обозначает все свои пожелания, а также предпочтения в дизайне, начинается трудоемкая работа команды профессиональных дизайнеров по созданию уникального дизайн-проекта.
В процессе создания дизайн-проекта решаются вопросы:
- грамотного зонирования территории;
- гармоничного соседства зон активного отдыха;
- массовых мероприятий, детского отдыха, объектов культуры и спорта;
- зон спокойного отдыха, прогулок, пляжей и так далее.
Помимо этого, создается определенный вид ландшафтного дизайна открытого и закрытого типа, где организовывается:
- трассировка и ширина аллей;
- группировка растений с учетом возможной антропогенной нагрузки на них;
- естественная шумоизоляция;
- дополнительные водные поверхности;
- зоны ограниченного режима использования с уникальной и редкой растительностью, которая требует бережного отношения со стороны посетителей.
При этом немаловажно сохранить эстетику парка в ночное и в вечернее время за счет установки комплекса ландшафтной подсветки, чтобы зона отдыха могла привлекать внимание посетителей в любое время также важно все организовать таким образом, чтобы посетители, находясь на территории сквера или парка, чувствовали себя там в комфорте и безопасности.
Следующий немаловажный момент — создание водоемов для организации расслабляющей и умиротворяющей атмосферы. Это могут быть ручейки, фонтаны и искусственные водоемы, которые будут наполнять парк и привлекать к себе внимание живыми и динамичными красками, тем самым создавая комфортные зоны, положительно влияющие на настроение гостей парка.
Заключение
Как видите, создать дизайн-проект парковой территории – это достаточно сложная задача, над которой, как правило, работает целая команда специалистов. Конечно, если речь идет о маленькой территории, к которой не предъявляют больших требований, то с ней сможет справиться и один дизайнер, но если речь идет о серьезном объекте, то тут уже нужно привлекать квалифицированных и опытных работников, чтобы коллективно создать грамотный и проработанный проект. В нашем случае качество подготовленного проекта будет напрямую отображаться на функциональности и визуальном восприятии парка, поскольку все недочеты на стадии проектирования в итоге лягут в основу будущих переделок и ненужных растрат. Это еще раз говорит об необходимости работать со специалистами, что будет являться гарантией экономии и качественно выполненных работ.
Источник
БЬЁТ ФОНТАНОМ
Проекты восстановления трёх городских фонтанов
12 декабря 2016, 12:35 1 307
Автор: Евгений Нектаркин
Самара слывёт городом пыльным и неухоженным. И дело не только в периферийных районах, посёлке Кряж или Юнгородке, убитая среда которых стала притчей во языцех, а планы по благоустройству — анекдотом. В центре города полно огороженных пустырей, заброшенных фонтанов и скверов, заросших настолько, что они давно не считываются как общественные пространства. Участники мастерской “Ожившие фонтаны Самары” предлагают вдохнуть вторую жизнь в забытые городские достопримечательности и вернуть их горожанам.
9 декабря в Доме архитектора состоялась публичная презентация проектов восстановления трёх городских фонтанов и скверов. Речь не идёт о госконтракте или муниципальном заказе на эти работы (хотя было бы неплохо). Более того, велика вероятность, что проекты останутся без реализации, как это случалось уже неоднократно. Денег в бюджете всё меньше, да и контракты на разработку концепций и проектов городского благоустройства в последнее время получают в основном иногородние.
Конечно, исполнение проектов не идеально, и по каждому из них возникают вопросы. Например: можно ли снести ларьки у Дома офицерского состава на Красноармейской, не устраивая самарскую “ночь длинных ковшей”? Или как убедить руководство Ростелекома убрать ограду с “режимного” сквера у памятника борцам за революцию, известного в народе под названием “Змей-Горыныч”? Наверное, ответы на эти вопросы должны искать не архитекторы, выполнившие свою работу на волонтёрских началах.
Мастерская “Ожившие фонтаны Самары” — это прежде всего способ рассказать жителям и властям о городе, которого они не знают. Не каждый горожанин сможет назвать и десяток действующих фонтанов, тогда как организаторы насчитали по городу более 20 заброшенных водных объектов. Мастерская предлагает один из сценариев решения проблем, накопившихся в городе, — развитие локальных общественных пространств и обновление забытых городских достопримечательностей. Эти работы можно проводить параллельно с реализацией грандиозных проектов по благоустройству города и за сравнительно скромный бюджет.
В течение месяца архитекторы работали над проектами фонтана в сквере у Дома офицерского состава ПриВО на Красноармейской 62, фонтана «Красное знамя» у Дома связи на Чапаевской 176 и фонтана у “Шанхая” на Молодогвардейской, 213. Получилось шесть эскизных проектов. Публикуем выдержки из докладов и фрагменты презентаций.
Фонтан у офицерского дома
Автор: Ольга Цанских
Анализ сложившейся ситуации показал, что местные жители редко проводят здесь своё время: «Пользователей сквера у офицерского дома так мало, что их пришлось рисовать”. Это в основном пожилые люди и мамы с детьми. Фонтаном пользуются только бездомные. Благоустройство и усложнение формы привлечёт в сквер жителей и детей из близлежащих домов, транзитных пешеходов и туристов.
Одна из проблем — замкнутость территории. Ларьки, расположенные по периметру сквера закрывают его от улицы. Проект предусматривает демонтаж ларьков, и перенос торговой функции в пустующие площади на первом этаже дома, а также в район АЗС на Буянова, где будет размещён пункт охраны правопорядка.
Старый зелёный фонд, который визуально закрывает фасад «офицерского» дома, предлагается привести в порядок, аварийные деревья заменить.
Поскольку архитектурный ансамбль, сложившийся на перекрестке Красноармейской и Арцыбушевской, включает в себя четыре сквера, работа велась со всеми за исключением сквера у здания института “Гипровостокнефть”, расположенного за забором.
В Ильинском сквере предполагается усложнить пешие маршруты. В сквере Сафонова благоустраивается площадка для спортивных мероприятий и, возможно, скейт-парк. Бюст Арцыбушеву из глубины сквера переезжает поближе к перекрестку Арцыбушевской и Красноармейской.
В сквере у офицерского дома условно выделяются четыре функциональные зоны: транзитная (бульварно-пешеходная), приватная (заменит жителям дома двор, который используется как стоянка для машин), детская площадка и шахматный сквер — место встречи.
Фонтан предлагается усложнить и, помимо эстетического назначения, добавить ему функции игровой территории и разделителя транзитной зоны от приватной.
“Открытие”
Автор: Софья Ермакова
Несмотря на наличие объекта культурного наследия, это место не является центром притяжения людей. Ларьки, мусорные контейнеры, густая аварийная растительность скрывают фасад здания и изолируют сквер. Он оторван от окружающих скверов.
У жителей дома нет места для прогулок с детьми, поэтому в сквере создаются площадки для активного отдыха, прорубаются диагонали и основной вид на арку здания, создаётся аллея для транзитных пешеходов. На площадках размещаются универсальные модули, лабиринт, лавочки.
Символом территории автор называет шпиль, венчающий один из углов здания, и связывает с ним концепцию фонтана. Фонтан восьмиугольной формы, как и шпиль, струи воды по замыслу автора также напоминают об этом символе. Фонтан двухъярусный, на каждом ярусе удобно сидеть.
“Красное знамя”
Авторы: Наталья Лахтина, Анастасия Майорова
Территория сквера у памятника “Красное знамя” на перекрёстке Красноармейской и Чапаевской поделена на две части, причём одна из них огорожена забором. Фонтан не действует, поскольку пункт управления и технические сооружения находятся на огороженной территории, принадлежащей Ростелекому, а чаша расположена на муниципальной земле и городском балансе.
Непроницаемость чаши фонтана, запущенные фасады и аварийные деревья делают это пространство непривлекательным. Территория используется лишь транзитными пешеходами и жителями, проезжающими на транспорте. Однако, как считают авторы, у этой локации большой потенциал: в округе десять остановок общественного транспорта, рядом расположены общественные и административные здания, городские достопримечательности. Авторы предлагают создать здесь удобную пешеходную зону, доступную для маломобильных граждан.
Фонтан и памятник посвящены революции, поэтому предложено не игнорировать символическую роль объекта, но подчеркнуть. Памятник служит смысловой и визуальной доминантой зоны памяти. Во второй части сквера забор по проекту демонтируется, и для горожан открывается зона отдыха.
Г-образный фонтан делится на две части, что делает эту территорию более доступной и привлекательной: появится диагональ, по которой можно срезать с Чапаевской на Красноармейскую.
Чаша фонтана, расположенная ближе к перекрёстку, игровая и приглашающая. Фонтан у фасада здания более строгий, его струи служат символическим фоном для памятника.
Из приглашающей чаши проводится ось, на которой расположена зона возложения цветов к памятнику. Ночью ось подсвечивается красным светом и “зажигает” красные кубы, разбросанные по всему скверу. Кубы — это многофункциональные точки, которые служат скамьями. Здесь можно посидеть, подключиться к Wi-Fi, зарядить телефон и т. п.
Большие тополя, загораживающие фасад здания, предлагается заменить на красные дубы. На территории, расположенной сегодня за забором, высаживаются тенеустойчивые кустарники.
“Красное знамя”
Автор: Михаил Мятежин
Сквер находится рядом с площадью Куйбышева на туристическом маршруте, однако место малопривлекательно для людей. Сквер обрамляют необработанные деревья, которые вызывают ощущения запущенности, а тяжелый памятник на пустой площади — чувство тревоги и дискомфорта. Существуют проблемы, связанные с композиционными недостатками сквера, — препятствие в виде подпорной стены между Домом связи и сквером. На композиционной оси, соединяющей сквер с площадью Куйбышева, преградой являются парапет и чаша фонтана. Целостность сквера нарушает металлическое ограждение, разделяющее его на две части.
Предлагаемое объёмно-пространственное решение сквера — спускающиеся уровни, которые дополнительно выделены разными мощениями. Проблему аварийных деревьев решает санация. Проектное предложение устраняет препятствия на композиционной оси, соединяющей сквер с площадью Куйбышева.
Старая чаша, препятствующая доступу в сквер, демонтируется. Новая чаша окружает памятник. Фонтан будет представлять из себя поток струй, стелющихся по рифленой плоскости, направленной от памятника.
“Красное знамя”
Автор: Дмитрий Новиков
Автор проанализирован основные маршруты движения людей а основе геолокации мобильных устройств. Жители близлежащих домов гуляют в скверах площади Куйбышева или спускаются для прогулки на набережную. Транзит проходит по Красноармейской. Сама территория не пользуется спросом. Чтобы исправить ситуацию, автор предлагает пустить маршруты через площадь фонтана.
На входе со стороны площади Куйбышева создаётся небольшой приглашающий каскад воды. Мемориальная зона подчёркивается каскадным фонтаном по центру памятника. Каждый фонтан имеет свою подсветку.
В зоне тени, которая сейчас не используется и заросла травой, будут установлены лавочки. Для маломобильных граждан предусмотрен пандус. Демонтируется метровая стена, которая ограждает сквер от Дома связи. Тяжёлый в восприятии памятник становится легче, поскольку он визуально приподнят на водяную подушку фонтана.
Фонтан у “Шанхая”
Автор: Елена Табаева
Вокруг этой территории много игроков — здание Газбанка, Дворец спорта, цирк и жилой дом “Шанхай”, первый этаж которого занимают коммерческие площади.
По площадке проходят пешеходные маршруты, связывающие Молодогвардейскую с Галактионовской. Главная проблема этой площадки — неухоженность и запущенность. Чаша фонтанов находится в руинированном состоянии. Из обильного некогда озеленения осталось всего несколько деревьев, но в этом есть положительный момент, поскольку площадка контрастирует со сквером, густо засаженным деревьями.
Композиционный центр сохраняется на месте, а самый насыщенный транзитный путь от остановки общественного транспорта в арку дома остаётся максимально свободным. В пространство вносится немного динамики, чтобы создать впечатление движения и сделать площадку более современной. Вода будет представлена в трёх состояниях — вода совершенно спокойная в мелкой чаше, в которой отражается дерево, струи фонтанов в удлинённых чашах и каскадный фонтан.
Вместо двух карагачей предлагается посадить красные дубы, которые добавят цвет в это пространство. Остальные деревья автор предлагает оставить и добавить низкорослых кустарников, а проезжую часть отделить растениями средней высоты и новыми деревьями. По проекту обновляются скамейки и сохраняются места для уличной торговли.
«Ожившие фонтаны Самары» организованы мастерской урбанистики «АртПолис» и Архитектурным бюро Храмова при поддержке регионального отделения Союза архитекторов.
Источник