Проект пруда по окружающему миру

Проект «Водоём моего села» 4 класс
материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Групповой долгосрочный проект выполнен с учениками 4 класса. В ходе исследовательской работы ребята изучают местный водоём.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_vodoyom_moego_sela.docx 962.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя школа с. Павлофёдоровка»

Учебный проект по

Водоём моего села

Работу выполнили учащиеся 4 класса

МОУ СОШ с. Павлофёдоровка

учитель начальных классов Данильченко Л.А.

МОУ СОШ с. Павлофёдоровка

В нашем селе Павлофёдоровке есть небольшой водоём, который все называют Дамба.

Он живописно расположен между двумя сопками и, как голубая жемчужина, сверкает в лучах солнца.

Наш водоём – гордость Павлофёдоровки. Наша достопримечательность. Он манит к себе своей красотой, прохладой, чистым воздухом. Все любят отдыхать у водоёма. Но всегда ли он рад гостям?

Разбросанный мусор, битое стекло, сломанное деревце, вытоптанные цветы остаются на берегу после отдыха, – эти «мелочи» наносят непоправимый вред водоёму, уродуют его красоту.

Кто же должен следить за чистотой водоёма? На ком лежит ответственность за его охрану?

Ответственность за охрану водоёма лежит на каждом из нас с вами.

Человек должен знать, любить и беречь родные места.

Любовь к природе начинается с любви к родному уголку, своей маленькой родины, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

«Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин»).

Как образовался наш водоём?

Нуждается ли он в охране?

Изучить местный водоём.

  1. Узнать историю создания водоёма.
  2. Изучить обитателей водоёма.
  3. Выявить экологические проблемы водоёма и прибрежной зоны.

План проведения проекта:

  1. Введение в проект, постановка проблемных вопросов.
  2. Составление списка источников информации, изучение литературы.
  3. Разбивка на группы, распределение ролей.
  4. Исследовательская работа (экскурсия, опрос местных жителей, интервью).
  5. Обобщение результатов.
  6. Создание коллективных продуктов.
  7. Защита проекта.
  8. Рефлексия.

Для изучения местного водоёма разделились на группы: «историки», «географы», «биологи», «экологи».

Группа «Историки» узнали историю создания водоёма:

  1. Организовали встречу с бывшим парторгом совхоза «Краснореченский» В.В. Павловым.

История создания водоёма

Идея создать искусственный водоём в с. Павлофёдоровке принадлежит председателю совхоза «Краснореченский» В.К. Тыщуку. Он мечтал на берегу водоёма построить профилакторий для тружеников совхоза. Его идею поддержал прораб (руководитель строительной бригады) В.Т. Борисов. Он выбрал идеальное место: в низине между двумя сопками на месте болота.

Строительство дамбы закончилось в апреле 1981 года. Руководил строительством В.Т. Борисов. В строительстве дамбы принимали участие два бульдозериста — Богомолов В.В. и Боробов В.И. Они бульдозерами расчистили болото, с сопок сгребли дресву и сделали насыпь для ограждения водоёма. Родники, поверхностные воды и осадки быстро наполнили образовавшуюся впадину водой. Глубина водоёма 5 метров. Для поддержания уровня воды, в дамбе установили трубу (через неё вытекает лишняя вода).

Так возник искусственный водоём.

Профилакторий на берегу не построили (не было средств), но берег всё же обустроили: построили беседки, скамейки, плот, сделали нырялку.

  1. Провели опрос родителей. Узнали, откуда в водоёме появились рыбы.

После того, как впадина наполнилась водой, решили поселить в ней рыб. В этом помогали взрослым школьники. Из рисовых чеков на полях они вылавливали мальков и в бидонах перевозили их вводоём.

Так водоём стал обитаем. В нём прижились караси, сазаны, гольяны, бычки, змееголовы.

  1. Встретились с руководителем строительной бригады СХПК «Краснореченский» И.С. Ващенко. Узнали, почему водоём исчез.

В 2006 году произошла экологическая катастрофа – водоём исчез. Почему это произошло?

«За дамбой никто не следил. Труба засорилась. Весной из-за быстрого таяния снега и обильных осадков уровень воды в водоёме поднялся выше нормы и образовался прорыв. Через прорыв вода ушла. Рыбы, обитавшие в водоёме, погибли».

  1. Узнали, кто восстановил дамбу.

Дамба была восстановлена в 2009 году по просьбе жителей села Павлофёдоровка. Ответственность за восстановление дамбы взял на себя депутат Законодательного Собрания Приморского края от партии «Единая Россия» по Кировскому району А.Л. Кваша. Руководил работой Ф.В. Пузиков. Под его руководством на дамбу завезли дресву и засыпали прорыв. Впадина вновь наполнилась водой.

  1. Составили историю водоёма в хронологическом порядке:

Источник

Презентация «Жизнь водоема»
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Презентация к уроку окружающего мира «Жизнь вождоема» 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
zhizn_vodoyoma.pps 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. О чём сегодня пойдёт речь?

Жизнь пресного водоёма

Пресно- водный водоем пруд река озеро Водо- храни- лище Почему мы будем говорить только о пресных водоёмах? Какие пресные водоёмы вы знаете?

На низких берегах водоёмов почва очень увлажнённая, так как во время дождей и таяния снега здесь долго задерживается вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения Растения пресного водоёма

Растет рогоз по болотам, берегам рек, прудов, озер и водохранилищ. Стебли толстые, цилиндрические. Цветки собраны в цилиндрические черно-бурые бархатистые соцветия-початки. Пух из початков идет для изготовления фетра, подушек, отепления домов. Из стеблей готовят силос, плетут ковры, циновки, вьют канаты, делают бумагу и кровлю домов. Рогоз

Камыш Многолетние растения 100— 250 см высотой, с ползучим корневищем. Цветет в конце весны—начале лета. Камыш используют для плетения хозяйственных сумок, корзин, циновок, ковриков. Для плетения используют листья. Чтобы получить зелёный цвет, камыш срезают в июле, красивый жёлтый — в конце августа — начале сентября.

Осока Большинство осок растут на болотистых местах и вдоль водоемов. Очень изящное, густодернистое растение высотой 70-150 см. Листья сизо-зеленые шириной 8-16 мм, плоские. Имеет 4-7 цилиндрических колосков длиной 5-15 см.

Кубышка Кубышка является обитателем трех сред: почвы — в ней на дне водоема укрепляются корни; воды — почти всё растение растет и развивается, окруженное водой, и воздуха. На поверхности воды лежат плавающие листья, снизу их омывает вода, сверху — окружает воздух. Цветки развиваются и цветут над водой.

Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют, купавами, водяными лилиями Кувшинка

Это самое маленькое цветковое растение Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски Ряска

Рдест Многолетнее травянистое водное растение. Нижние листья погружены в воду. Верхние плавают у поверхности воды. Цветки мелкие собраны в колосовидные цилиндрические соцветия.

Элодея Это растение, из-за своей способности очень быстро расти и создавать плотные скопления, мешающие судоходству и рыболовству, также называют «водяная чума» или «водяная зараза».

Телорез Жесткие листья легко ранят человека своими краями с колючими зубцами, отсюда и название «телорез».

Животный мир пресного водоёма

Самая крупная стрекоза, обитающая возле наших водоёмов — большое коромысло Свою добычу- мелких насекомых- стрекоза схватывает и пожирает на лету Стрекоза — большое коромысло

Жук-плавунец — самый большой жук обитающий в пресных водоёмах Длина его тела 3 см Жук — плавунец

Водомерки, как ещё называют клопов – водомеров, скользят по поверхности водоёма Эти насекомые очень проворны Клоп — водомер

Раки обитают только в чистой воде, они устраивают себе на дне под корягами или камнями норки и проводят весь день в них К вечеру выползают из убежищ в поисках пищи — малоподвижных животных, погибших рыб, червей, улиток Рак

Рыбы пресного водоёма Сом Щука Карась Окунь

Птицы пресного водоёма Утки Гуси Аисты Цапли

Звери пресного водоёма Бобры Ондатры Нутрия Выдра

Источник рыбы, птицы, пушных зверей Источник питьевой воды Источник эстетического наслаждения Место для отдыха и спорта человек Пресный водоём и человек

Водоём Место для отдыха и спорта Источник рыбы и птицы, пушных зверей Источник питьевой воды Источник эстетического наслаждения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная исследовательская работа заняла первое место в Краевом конкурсе юных исследователей окружающей среды. Осень 2008 года тремя учениками Дивненской средней общеобразовательной школы были проведены.

Урок- проект по окружающему миру «Берегите воду! Водоемы Воронежской области», разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн.

Конспект урока окружающего мира по теме «Жизнь пресного водоема» 4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе.

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Жизнь пресного водоема» 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе.

Урок опробирован в 2008 году.

урок окружающего мира с использованием технологии РКМ.

Тема: Водоемы Цель: познакомить учащихся с различными видами водоемов. Задачи: показать различные виды водоемов и их происхождение; развивать познавательную активность детей;воспитывать лю.

Источник

Проект >
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_zagadochnyy_mir_vodoema_2.docx 29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель»

по экологическому воспитанию

«Загадочный вид водоёма»

«Загадочный вид водоёма»

Расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды в жизни человека, животных, растений, развитие экологической культуры.

  • сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;
  • расширять и обобщать знания детей о водоеме как экологической системе;
  • развивать самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта;
  • воспитывать любознательность, интерес к жизни водоема.

Вид проекта: информационный.

Сроки реализации: 25.04.2017 г.-01.06.2017 г.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: процесс формирования представлений о водоемах.

Участники: дети старшей-подготовительной группы, родители, педагоги.

Принципы реализации проекта: интеграция, системность, учёт возрастных особенностей, сезонность, координация деятельности, преемственность с семьёй.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

— Вовлечение родителей в образовательные ивоспитательные процессы.

— Расширение кругозора (сформированное представление о разныхобитателях водоёма).

— Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской деятельности.

— Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

Первый этап подготовительный:

Цель: разработка проекта, создание организационных условий для положительной реализации проекта.

Второй этап основной:

Цель: создание условий для ознакомления детей с ролью насекомых в экологической системе.

Третий этап заключительный:

Цель: подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.

Организация проектной деятельности

1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Педагог показывает детям небольшую игрушку и говорит о том, что она появилась из цветка тюльпана, и предлагает догадаться, как ее зовут. Дети вспоминают сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». После этого педагог предлагает послушать детям другую историю о Дюймовочке.

«Дюймовочка проснулась, открыла глазки и очень испугалась. Она была одна на большом круглом зеленом листе. Лист плавно покачивался, как будто успокаивая испуганную девочку. Девочка оглянулась – вокруг, как зеркало, блестела вода, в которой отражались облака, бегущие по небу. Невдалеке был берег, и возле него прямо в воде росли какие-то удивительные растения. Вокруг девочки по водной глади плавали листья разной формы и размеров, а также необычайно красивые белые цветы, похожие на лилии, и желтые цветочки, внутри которых виднелся маленький зеленый «кувшинчик».

От них вниз, в глубину, уходили тонкие стебельки. Дюймовочка решила, что она еще спит и ей снится чудесный сон, так как девочка еще никогда не видела, чтобы растения росли в воде. Она хоть и родилась совсем недавно, но знала, что у растений есть корни, которые находятся в земле, добывая из нее питание, влагу и кислород.

— Кто же мне объяснит, где я и что это за растения вокруг меня? – громко спросила девочка. Но вокруг была удивительная тишина, и только иногда слышался негромкий всплеск воды.

Дюймовочка пошла к краю листочка, нагнулась и стала смотреть вниз, желая увидеть корешки растений. В воде она увидела изумрудный подводный лес из водорослей и ракушек. Приглядевшись, она увидела каких-то совершенно незнакомых ей животных – ярких рыб, насекомых, в водорослях промелькнул какой-то зверек, похожий на собачку.

— Где я? Что это за волшебный мир в воде подо мню? Я не знала, что есть растения и животные, которые могут жить и дышать в воде. Кто же мне расскажет о них? Тогда, может быть, я смогла бы с ними подружиться, а они помогли бы мне перебраться на берег, где меня ждут мои друзья-цветы».

Педагог предлагает детям помочь Дюймовочке разобраться, где она оказалась. Дети приходят к выводу, что для этого надо самим побольше узнать о жизни водоема.

2. Практическая деятельность по реализации проекта.

2.1 Познавательно-исследовательская деятельность.

Актуализируются знания детей о водоеме и его обитателях. С этой целью дети рассматривают иллюстрации, модели признаков водных растений и животных. Дети совместно с педагогом решают кроссворды и ребусы на данную тему, рассматривают коллаж.

Дети по своему выбору собирают сведения о растениях и животных водоема, оформляют их в виде книжки самоделки или коллажа. К этой деятельности можно привлечь родителей.

2.2 Коммуникативная деятельность.

Проводятся беседы на темы: «Что растет в водоеме?», «Какие животные живут в водоеме и у водоема?». Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы о водных растениях, а также о насекомых, птицах, зверях, обитающих в водоеме или около него.

2.3 Чтение (восприятие) художественной литературы.

Чтение и заучивание стихотворений: В. Степанов «Кувшинка», Ю. Мориц «Кувшинка», С.Ос «Кувшинки», И. Токмакова «Лютик», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», А. Барто «Бобры», В. Бредихин «Как бобры всем помогали», И. Соколов-Микитов «Бобры», «Выдры и норки», «Лебеди», П. Комаров «Про выдру», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», Л. Пантелеев «Две лягушки», Н. Сладков «Серая цапля».

2.4 Игровая деятельность.

Дидактические игры «Отгадай загадку», «Напоминающие знаки», «Море и ручеек».

2.5 Продуктивная деятельность.

Художественное оформление книжек-самоделок, обрывная аппликация «Золотая рыбка», художественные поделки «Водоем в саду», «Подводный мир озера».

2.6 Двигательная деятельность.

Подвижные игры «Краски и щуки», «Удочка», «Рыбки», «Серая уточка», «Ручейки и озера». Физкультурные минутки «На дне», «Речка» и др.

2.7 Музыкально-художественная деятельность.

«Две лягушки вечерком», «Песня о бобре», «Ерши-малыши», «Песенка про золотую рыбку», «Три желания».

3. Презентация проекта.

Изготовление книги «Мир водоёма».

Методическое сопровождение проекта «Загадочный мир водоёма»

Примерное содержание беседы «Что растет в водоёме?»

Чтение художественной литературы о растениях водоема. Подбор картин и иллюстраций с изображением растений водоема. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном растении водоема, нарисовать его или создать художественную поделку.

Педагог вносит игрушку-Капельку. Капелька предлагает ребятам совершить путешествие в Водное царство, но сначала разобраться, где это царство находится. Вносится глобус или карта мира, педагог с детьми находят на нем океаны, моря, реки и озера. Педагог обобщает: «На Земле существует целое Водное царство – это океаны, моря, реки, озера. Даже обыкновенные ручейки и лужи – это тоже маленькие частицы большого Водного царства. Вода нужна всем живым существам, но есть растения и животные, для которых водоем – это единственный дом. Давайте вместе разберемся, какие же растения живут в водоеме».

Дети называют растения, педагог выкладывает соответствующие изображения на панно. Примерный перечень растений: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кувшинка.

Педагог: Как эти растения приспособились к жизни в воде? Что у них для этого есть? (У всех растений крепкие надежные корни, которыми они прикрепляются ко дну водоема, а стебли и листья этих растений поднимаются под водой).

А какое растение не прикрепляется не прикрепляется ко дну? (ряска). Кто может о нем рассказать? (Рассказывает ребенок, подготовивший дома рассказ об этом растении).

Примерные рассказы детей.

Растение снежным и красивым цветком. У кувшинки длинный крепкий стебель уходит под воду, а корень тоже очень крепкий. Надежно удерживает кувшинку и не дает течению реки ее унести. А еще кувшинка – это растение-часы: утром бутон всплывает на поверхность воды и раскрывается, а вечером и перед дождем закрывается и погружается в воду.

Ряска похожа на маленькие зеленые лепешки. Они плавают на поверхности воды, а вниз идет длинная ниточка. На конце этой ниточки – колпачок. Это груз, который прижимает ряску к воде и не дает ей перевернуться. От взрослого растения все время отделяются молодые «рясочки». Многие рыбы питаются ряской.

Примерное содержание беседы «Какие животные живут в водоеме и у водоема?»

Чтение художественной литературы о животных водоема. Подбор картин и иллюстраций с их изображениями. Задание детям – подготовить дома с родителями небольшой рассказ об одном животном водоема, нарисовать его или сделать художественную поделку.

Педагог предлагает детям вспомнить, каких животных водоема они знают. Дети называют, педагог выкладывает на панно соответствующие изображения (рыбы, моллюски, головастики, жуки-плавунцы, водомерки, бобры, ондатры, раки).

Педагог: Вы назвали так много животных. Но когда подходишь к озеру или реке, никого из животных обычно не видно. Почему? (Животные или плавают, или ползают на дне, или прячутся в водных растениях).

Примерные рассказы детей:

По поверхности воды стремительно бегают водомерки. Они не тонут, потому что очень легкие, их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому не намокают и водомерки не тонут. Водомерки – хищники, они охотятся на комаров и других мелких насекомых.

Педагог: Кто из животных плавает в толще воды? (Жуки-плавуны, головастики лягушек, разные рыбы).

А кто в водоеме предпочитает жить на дне?

На дне обитают моллюски, мы их обычно называем ракушками. Их мягкое тело защищено раковиной. Оно состоит из двух створок. Ракушки питаются очень необычно: они всасывают и пропускают через свое тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Получается, что ракушки очищают воду, делают ее прозрачной. А еще на дне водоемов живут раки. Они чистят водоемы, питаясь остатками других животных.

Педагог: Ребята, а какие звери приспособились к жизни в воде? (Бобры, выдры, ондатры).

Бобры селятся по берегам тихих водоемов, вся их жизнь связана с водой. Бобры очень хорошо плавают. На берегу водоема бобер строит свое жилище – хатку, входы в которую скрыты под водой.

Педагог: Жизнь каких птиц связана с водоемами? (Около водоемов живут многие птицы – дикие гуси, утки, лебеди, цапли, журавли, чайки).

Ребята, мы с вами узнали, что жизнь водоема – это загадочный и интересный мир. Он нужен и животным и растениям, и людям. Растения обогащают воду кислородом, которым дышат рыбы. Маленькие рачки и моллюски очищают воду от мути. Водоросли – это корм для рачков и головастиков. В воде мечут икру лягушки, рыбы. В зарослях водоема подстерегают свою добычу хищные рыбы. Все нужны друг другу в водоеме: водоросли – рачкам, рачки – рыбам, рыбы – птицам. Между обитателями водоема устанавливаются тесные связи, и нарушить их нельзя.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат –

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь не капли!

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу,

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь…

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

«Посмотри-ка на бобра»

Посмотри-ка на бобра –

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически,

И месяц, и звезды – все в нем отражается…

Как это зеркало называется?

(Озеро, пруд, река)

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

Драчун и забияка живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит.

Через море-океан плывет чудо-великан, а ус во рту держит.

Собой тонок, голосом звонок, летит — пищит, сядет — молчит.

Не кузнец, а с клещами, с длинными усами. Когда он черен – куслив и задорен, а лишь покраснеет, так и присмиреет.

В воде родится, а воды боится.

Кругом вода, а с питьем беда.

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

Цель: упражнять детей в подпрыгивании (подпрыгивая надо сильно отталкиваться и потянуть ноги), укреплять здоровье детейю

Цель: воспитывать желание делами охранять и беречь воду, соблюдать правила поведения у водоемов.

Цель: вызвать у детей стремление выиграть, одержать победу, развитие ловкости.

Цель: развитие музыкального слуха, положительных эмоций, внимания.

Цель: дать представление детям о том, что в природе есть разные источники воды: родники, ручейки, озера – это бесценный дар природы; бег в разных направлениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации режимных моментов.

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые .

Проект адресован в помощь воспитателям дошкольных учреждений и родителям при знакомстве детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды.

Проект «Загадочный мир космоса» расчитан на детей старшей группы, срок реализации — неделя.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, в котором описаны этапы и формы работы с детьми и родителями.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им про­должать дело, начатое нашими великими предшествен­никами.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.Цель проекта: знакомство с разнообразием цветущих растений у водоёма, их связью со средой обитания.Задачи проекта:·.

Источник

Читайте также:  Подготовка площадки под прямоугольный каркасный бассейн
Оцените статью