Презентация по теме «Водоёмы. Озеро.» 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozero.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природное сообщество ОЗЕРО Выполнил ученик 3 «В» класса МБОУ НОШ №9 Беляев Роман
ВОДОЁМ – большое природное углубление, заполненное водой Естественные Искусственные Океан Море солёная вода Ручей Река Озеро пресная вода Болото Канал Водохранилище Пруд
Посреди поля лежит зеркало: Стекло голубое, рама зелёная. Глядятся в него голубые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звёзды – всё в нём отражается, Как это зеркало называется?
Озеро – природный водоём, заполняющий впадину суши и не связанный с морем. Озёра образуются в зонах леса, степи, тундры. Каждая природная зона вносит свои особенности в растительный и животный мир озера. В нашей стране много озёр. Некоторые из них такие большие, что их величину называют морями.
Растительный мир озёр
Кувшинка белая Это бесстебельное многолетнее травянистое и водяное растение с крупными, плавающими листьями. Оно относится к кувшинковым. У него ползучее корневище, к нему примыкают листья, напоминающие по форме сердце, а также длинные цветоножки с белыми одиночными цветками. Это растение занесено в Красную книгу России и находится на грани исчезновения .
Кубышка- лекарственное растение, обитающее в воде. В неводной среде кубышка желтая гибнет в считанные минуты. Водоемы, затянутые лилией с желтыми цветами, необычайно красивы. Растение неприхотливо, оно прекрасно растет в загрязненных водоемах . Стрелолист — травянистые многолетние растения, погруженные в воду полностью или частично. Из толстого короткого корневища растет трехгранный стебель. В длину он достигает 20-110 см.
Животный мир озёр
Птицы Утка — принадлежит к числу водоплавающих птиц. Если посмотреть на её ноги, то можно увидеть, что три передних пальца птицы соединены плавательной перепонкой. Перепончатыми лапами утка загребает воду, как вёслами. Утка — самая прожорливая птица. Она ест с утра до поздней ночи. Цапля — крупная птица с длинным, заостренным клювом, края которого усажены мелкими зубчиками. Питается рыбой, амфибиями, ракообразными, водными насекомыми и мелкими змеями. Отлавливает добычу главным образом в воде . Цапли очень полезны. В водоёмах они уничтожают сорную, малоценную и больную рыбу.
Животные Бобр — знаменитый строитель водных сооружений . Бобр устраивает своё жилище по берегам водоёмов из веток, кольев, трав, скрепляя всё это клейкой глиной. Мощными резцами бобры подгрызают стволы деревьев и валят их на землю, разгрызают на куски и запасают всё это на зиму. Ондатра — полуводное животное из отряда грызунов. Ондатры питаются в основном камышами и другой водной растительностью. Летом они питаются корнями водных растений. Зимой они плавают под поверхностью льда, чтобы добраться до растений. Они не хранят пищу на зиму, но иногда поедают внутренности своей ложи или воруют пищу у бобров.
Цепи питания в пресном водоёме
Самые известные озёра России Озеро Байкал. Самое глубокое озеро планеты. Максимальная глубина 1637 метров. В погожие дни вода настолько прозрачна, что можно разглядеть дно на глубине в 40 метров. Каспийское море. Самое крупное на планете бессточное озеро. Воды Каспийского моря омывают берега сразу пяти государств: России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Ирана.
Самые известные озёра России Ладожское озеро. Крупнейший пресноводный водоем в Европе. Именно на Ладоге, благодаря усилиям Петра I, родился русский флот. Кроме того, в годы Второй Мировой войны по льду Ладожского озера проходила «Дорога жизни». Благодаря ей в блокадный Ленинград поступали продукты. Одно из самых необычных и красивых озер России – Селигер. В озеро впадают 110 притоков, а воды из него несет лишь река Селижаровка .
Источник
Презентация «Пресный водоём и его обитатели» 3 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Ползает наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй.
Ходит в развалочку —
У родителей и деток
Вся одежда из монеток..
У кого глаза на рогах,
Сел на белый одуванчик.
Пресный водоём и его обитатели
Цель: выяснить, является ли пресный водоём природным сообществом.
находящиеся полностью под водой
у которых погружена в воду только
свободно плавающие на поверхности воды
ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
ПИЩА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Животный мир пресных водоемов
Животный мир пресных водоемов
Правила поведения у водоема 1. Нельзя брать домой обитателей водоема. 2. Нельзя ловить стрекоз. 3.Нельзя оставлять после отдыха мусор. 4.Нельзя кидать в водоём пищевые отходы, бутылки, пакеты. 5.Нельзя включать громко музыку.
Самооценка Критерии оценки:
- 5 баллов – «5»
- 4 балла – «4»
- 3 балла – «3»
Рефлексия
- Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
- голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Домашнее задание:
- 1. Изучить водоёмы с.Первомайского и г. Бийска, рассказать об одном из них.
- 2. Подготовить сообщение об обитателях водоёмов.
Источник
Проект «Пруд — источник пресной воды»
Метод проектов в начальной школе рассматривается как способ организации педагогического процесса. Данный проект учащегося 3 класса — это совместная учебно-познавательная исследовательская деятельность учителя, самого ученика, родителей. Проектная деятельность даёт возможность выйти за границы урока и представить изучаемую тему «объёмно». Ученик в своей работе показывает ход и результат решения проблемы, знакомит с выводами и рассказывает о том какие идеи возникли в ходе решения проблемы.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Пруд — источник пресной воды» »
ТЕМА: «ПРУД – ИСТОЧНИК ПРЕСНОЙ ВОДЫ»
( ПРОЕКТ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Обоснование выбора темы. Цель. Задачи.
Практическая часть. Сравнительный анализ воды.
Природа просит нас о помощи.
Список использованных ресурсов.
Вводная часть. Обоснование выбора темы. Цель. Задачи.
Изучая в третьем классе учебник «Окружающий мир» мы обратили внимание на состояние нашей экологии, и в частности на воду. Еще в четвертом веке нашей эры античный философ Аристотель определил роль воды как первоисточник жизни. В последующие два тысячелетия его гипотеза многократно подтверждалась, обретя, таким образом, статус истины. Вода играет исключительно важную роль в природе. Она создает благоприятные условия для жизни растений, животных, микроорганизмов. Вода присутствует во всей биосфере: не только в водоёмах, но и в воздухе, в почве, и во всех живых существах, в том числе и людях (человек на 80 % состоит из воды). Потеря 10-20 % воды живыми организмами приводит к их гибели. Без воды жизнь на земле не возможна. Водные запасы на земле огромны. Соленая вода морей и океанов покрывает большую часть земного шара. Запасов же пресной воды гораздо меньше — всего около 3 % от общего объема воды на земле. При этом около 2 % пресной воды в мире находится в прудах, ручьях, реках и озерах. Остальные запасы сосредоточены в подземных источниках, ледниках и снежных покровах.
С появлением жизни на земле круговорот воды в природе стал относительно сложным. К тому же роль человека, по мере его развития, становится все более значительной в этом круговороте.
Хозяйственная деятельность человека существенно влияет на истощение водных ресурсов. Наше неразумное, беспечное отношение к ним может привести к тому, что вода будет загрязнена настолько, что её использование станет невозможным. Эта глобальная проблема стоит перед всеми людьми. У меня возникли вопросы: можно ли использовать воду для питья из водоёмов нашей местности, может ли быть пруд Кашмаш вар источником пресной воды для близлежащих деревень?
Цель моей работы:
Определение физических качеств воды из пруда Кашмаш вар и волжской воды в районе города Чебоксары для дальнейшего использования в качестве источника пресной воды.
Взять пробы воды из двух водоёмов для анализа в домашних условиях.
Изучить прозрачность, цвет и чистоту воды двух водоёмов.
Оформить полученные результаты.
Сделать выводы и предложить свои меры по охране этих водоёмов.
Если вода в пруду Кашмаш вар и в реке Волга имеет хорошие физические показатели качества, то она является чистой.
Объект исследования: вода из разных водоёмов.
Время и место проведения исследования: лето-осень 2011года, деревня Кашмаши Моргаушского района ЧР, город Чебоксары.
Из-за своего малолетнего возраста, недостаточного количества знаний я не смогу провести обследование качества воды в лабораторных условиях сложными химическими анализами, но могу выявить физические показатели качества.
Для выполнения поставленной цели и задач я решил применить следующие методы исследования:
Беседы с бабушкой и дедушкой о пруде Кашмаш вар.
Пруд Кашмашский (Кашмаш вар) я выбрал потому, что он является источником пресной воды и местом отдыха для жителей не только деревни Кашмаши, но и близлежащих деревень. Во время летних каникул каждый год я отдыхаю в деревне Кашмаши у бабушки с дедушкой. Мы с друзьями ходим на этот пруд на рыбалку, купаться, просто любоваться живописными местами. Этот пруд мог бы быть местом для разведения небольшого рыбного хозяйства. Ведь далеко не каждая деревня нашей республики может похвастаться красивым прудом.
Реку Волга я выбрал потому, что она для нашего города имеет очень большое значение. Является круглогодичным местом отдыха горожан. Весь наш город снабжается питьевой водой из реки Волга.
Кашмаш вар довольно крупный (до 1га) по площади и глубиной до 2 м пруд, расположенный рядом с деревней Кашмаши. С восточной стороны расположен смешанный лес (сосны, ели, липы, берёза, кустарники). Вдоль берегов произрастают местами ивняки. Вокруг пруда растянуты обширные луга, где в летнее время пасётся скот. В пруду водятся рыбы (карп, карась, плотва и др.), обитают ондатры. В болотистых местах гнездуются чайки, утки. Вода в пруду в летнее время мутная, в осенне-зимнее время чистая, без цвета и запаха. Вдоль берегов присутствует водная растительность. Вода используется для хозяйственно-бытовых нужд.
Волга (в древности — Ра, в средние века — Итиль, или Этель), — река в Европейской части России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина 3531 км. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности (ключ у деревни Волговерховье в Тверской области) и впадает в Каспийское море. Волга принимает 151000 притоков. Река Волга протекает на территории нашей республики в северной части на протяжении 120 км. В реке водятся щуки, лещи, судаки, ерши, сомы и другие рыбы.
Создание Чебоксарского водохранилища имеет положительный результат – выработка дешёвой электроэнергии. В то же время в некоторых местах волнами разрушаются незащищённые берега. Из года в год в Волге накапливаются загрязняющие вещества. Места отдыха сильно замусорены. В Волгу впадают сточные воды промышленности и коммунального хозяйства городов, минеральные удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве, отходы горюче-смазочных материалов, отходы животноводства. Несомненно, постоянное действие этих загрязняющих факторов не проходит бесследно для водных ресурсов республики, страны.
Узнав все эти подробности, я захотел сравнить воду этих водоёмов и провёл несколько доступных мне анализов в домашних условиях.
Любое знакомство со свойствами воды начинается с определения органолептических показателей, т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств: зрением, обонянием, вкусом.
К органолептическим относятся такие характеристики, как цветность, прозрачность, вкус, количество взвешенных веществ.
Органолептическая оценка приносит много прямой информации о качестве воды и состоянии водоема.
1. Анализ на цветность должен показать, какого цвета вода (прозрачная, замутненная, с каким либо оттенком.)
Я определил это с помощью белого листа бумаги. При дневном свете надо поставить лист позади ёмкостей с водой и внимательно посмотреть на цвет воды. Этот анализ показал, что вода реки Волга слегка желтоватая, а у Кашмаш вар прозрачная.
2. Анализ на осадок показывает, есть ли в воде какие либо взвешенные частицы, хлопья и т.д.
Этот анализ я делал в два этапа.
а) Взболтав бутылки, я сравнил их и обнаружил, что в воде Кашмаш вар плавают тонкие чёрные волосики (летом коровы спасаются от жары в пруду), чёрные и коричневые частицы, они не очень большие и их не очень много. В воде реки Волга — частицы песка, речной травы.
б) Затем я профильтровал воду через вату. Фильтр обеих водоёмов не имел выраженного осадка, кроме вышеназванных частичек.
3. Анализ на запах должен показать, присутствует ли какой-либо чужеродный запах: гниения, сероводорода, и т.д. Начнём с того, что когда я летом бывал на Кашмашском пруду, стоя у воды чувствовался запах растений, похожий на болотный, а на Волге запах свежий и пахнет только ветром и водой без всяких примесей. Также и в домашних условиях, путем вдыхания, я определял, есть ли какой либо запах в ёмкостях. У Кашмашского пруда запаха не было, а у реки Волга — еле-еле заметный.
Анализ на прозрачность определяет, насколько вода прозрачна. Берем стеклянные банки с широким дном, наливаем в него воду (100 мл поочередно) и держим его над листом напечатанного текста на расстоянии 10 см и пытаемся прочитать. Могу с уверенностью сказать, что через воду Волги я прочитал все до мельчайших буковок, а через прудовую все было расплывчато.
В домашних условиях я провел еще один анализ. Он называется «определение pH». Начнем с того, что такое pH — это один из химических показателей воды, показывающий кислотность. Кислотность воды прямо влияет на выживание организмов. С помощью лакмусовой бумаги я определил, какая кислотность у Волги и Кашмаш вар.
В присутствии кислоты розовая лакмусовая бумага становится красной. Если в воде много щелочи, то лакмусовая бумага, наоборот, становится синим. Если бумага не меняет цвет или становится фиолетовым, то проблемы нет.
Анализ показал, что лакмусовая бумага в речной воде приобрёл оттенок между синим и фиолетовым. В воде из Кашмаш вар наоборот, лакмусовая бумага стала интенсивно розовой, ближе к красному цвету.
Изменение цвета индикатора говорит о том, что волжская вода имеет нейтральную среду, ближе к щелочному, а пруд Кашмашский — кислую среду. Значит, эти водоёмы загрязнены бытовыми отходами, остатками горюче-смазочных материалов и другими веществами.
Таким образом, проведя все доступные для меня анализы, побывав лично на обоих этих водоёмах, я пришел к таким выводам.
Вода в пруду Кашмаш вар прозрачная на цвет, без запаха, но имеет кислую среду. Кислая среда говорит о том, что пруд загрязнён бытовыми отходами, отходами животноводства. Горюче-смазочных материалов. А также в воде присутствуют тонкие чёрные волосики и чёрные хлопья-частички.
На дне пруда из года в год оседают ил, различный мусор (банки, покрышки ит.д.) При уменьшении глубины пруда Кашмаш вар до 1 метра по всей акватории, пруд зарастёт и превратится в болото.
Волжская вода на цвет слегка желтоватая, прозрачная, имеет еле-еле заметный запах. В составе можно увидеть частички песка и речной травы. Вода имеет нейтральную среду, ближе к щелочной. Это говорит о нелучшем качестве воды в реке.
Вода в этих водоёмах недостаточно чиста для безопасного употребления в пищу для питья можно использовать только прочищенную воду и только в кипячённом виде. Гипотеза не подтвердилась.
Источник