Методические рекомендации «Очистка прудов и других водоемов»
Управление по обеспечению деятельности
«Очистка прудов и других водоемов»
Очистка прудов и других водоемов
Водоем – это сбалансированная экосистема, в которой действуют механизмы самоочищения. Это естественное состояние биологического баланса водоема, пруда или озера может быть нарушено как в результате естественного старения водоема, накапливания в водоеме естественной органики: листвы, веток, экскрементов рыб и водоплавающих птиц, отмерших водных растений, так и в результате интенсивного загрязнения водоема органическими веществами и питательными (биогенными) элементами: мусор, ливневые сточные воды, нанос с полей и дорог, плохо очищенные сточные воды, канализация, удобрения в изобилии доставляют в водоем органику. Так же существует проблема загрязнения водоемов нефтепродуктами, хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками приводят к нарушению естественной жизнедеятельности гидросистемы, к уменьшению биологического разнообразия и делает водоем опасным для прибрежных экосистем и невозможным использовать для отдыха.
На дне водоемов в течение времени естественным образом накапливается ил, вода начинает «цвести». Во избежание этого рекомендуется проводить хотя бы раз в 10 лет полную чистку водоема и раз в год санитарную очистку дна, прореживание растительности вокруг, уборку мусора.
Сезоном очистки водоемов, как правило, считается конец весны — начало лета, так как за зимний период времени, накопившиеся органические вещества начинают процесс разложения, что приводит к заиливанию водоема. Необходимо понимать, что очистка водоема от ила — это важнейшая работа, так как заиливание или же зарастание водной глади растительностью приводит к нарушению сбалансированной системы водоема. Так же кроме самой очистки водоема требуется время от времени укреплять берега, что бы предотвратить процессы размывания. Если очистку проводить регулярно, то можно будет избежать таких негативных моментов как, цветение воды, появление неприятных запахов.
Очистка прудов и водоемов от ила, природных загрязнений или результата жизнедеятельности человека — мероприятия необходимые для качественной и безопасной эксплуатации природного или искусственного водоема любого объема, области использования и ландшафта.
Техногенные загрязнения водоемов нефтепродуктами, хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками приводят к нарушениям естественной жизнедеятельности гидроэкосистемы, его эвтрофикации, уменьшению биологического разнообразия и делает водоем опасным для прибрежных экосистем и невозможным использовать для отдыха. Эти загрязнители накапливаются в донных отложениях водоемов. В течение летнего сезона донные осадки прогреваются и микроорганизмы илов высвобождают эти вещества, которые немедленно вызывают цветение микроводорослей. Бурное цветение водорослей приводит к быстрому истощению запаса биогенов, а это приводит к массовой гибели микроводорослей, которым не хватает для питания биогенов. Разложение огромного количества органического вещества водорослей за короткий период времени ведет к падению концентрации растворенного в воде кислорода, а это вызывает замор рыбы и, как итог, приводит к гниению воды. Кроме того, цветение водоема, вызванное синезелеными водорослями, делает водоем слишком ядовитым для большинства организмов.
Этап подготовительных работ:
— проводится изучение гидрогеологических характеристик водоема, его морфологических параметров (глубины, рельефа дна), отбор проб воды и иловых отложений для лабораторного анализа на предмет химического загрязнения.
— в результате биотестирования производится отбор живых организмов водоема: беспозвоночных, фитопланктона, моллюсков и пр. На основании специально проведенного анализа устанавливается степень загрязнения водоема (сапробная валентность): воды и иловых отложений, – и назначается комплекс мероприятий для восстановления экосистемы.
Этап технической реабилитации водоема:
— в зависимости от размеров водоема, наличия гидротехнических сооружений, гидрогеологических характеристик местности и ряда других обстоятельств, определяется необходимость в механической очистке ложа водоема от иловых отложений:
· подъем и удаление топляка, затопленных предметов и конструкций;
· расчистка и формирование берегового уреза;
· удаление укоренившегося и плавающего ростительно-дернового слоя;
· удаление пульпы (биомассы, ила, грунта) в карты намыва на расстояние до 1,5 км;
· уборка подводных камней и завалов;
· удаление камыша и тростника, обработка дна водоема спецматериалами, препятствующими их прорастанию;
· расчистка и формирование берегового уреза;
Этап биологической реабилитации:
— природный водоем представляет собой сбалансированную экосистему, в которой действуют механизмы самоочищения. Самоочищение воды в водных экосистемах происходит в результате протекающих физико-химических и биологических процессов с участием гидробионтов: растений и живых организмов. Одним из достаточно эффективных методов улучшения качества воды в водоемах служит технология, основанная на восстановлении гидробионтов-фильтраторов, к которым относятся:
· прибрежные и водные растения-макрофиты;
· бентос (сообщество донных организмов);
· микроогранизмы на взвешенных частицах.
Очистка водоемов производится следующими способами: механизированным, гидромеханизированным, взрывным и ручным.
Наибольшее распространение получили механизированный и гидромеханизированный способы очистки пруда от донных отложений.
Взрывной способ применяют достаточно редко, в основном при расчистке перекатов на реках для поддержания судоходных глубин, ручной способ очистки пруда — в основном для селективной добычи илов и сапропелей для целей медицины.
Донные отложения в водных объектах чаще разрабатывают механизированным способом с производством земляных работ «насухо», а также черпанием из-под воды и гидромеханизированным способом с производством земляных работ в обводненных забоях.
Очистка реки или пруда механизированным способом с производством земляных работ «насухо» требуется предварительное их опорожнение, отвод вновь поступающей воды и проведение мероприятий по осушению донных отложений с нарезкой дренажных траншей и водоотводных каналов.
текст
текст
После подготовки к производству очистки пруда «насухо» приступают к разработке донных отложений одноковшовым экскаватором на гусеничном ходу, выполненном в болотной модификации. Чтобы очистить водоем без их опорожнения, используют два основных способа: малые заиленые водоемы шириной не более 150 м можно очищать канатно-скреперными установками.
Второй способ — очистка землесосными снарядами. Способ включает разработку донных отложений засасыванием из-под воды, гидротранспортирование по системе пульпопроводов и намыв их в гидроотвал — илохранилище.
текст
тектс
Для восстановления прудов и небольших озер обычно применяется механическая очистка: сперва откачивают воду, затем механически удаляют донные осадки, после чего, выстилают дно специальной водоупорной глиной — если это необходимо, покрывают дно песком и гравием и вновь наполняют водоем водой.
Источник
Экологический проект «Чистый берег. Чистый пруд. Чистое сознание» для детей 6–7 лет
Наталия Мачехина
Экологический проект «Чистый берег. Чистый пруд. Чистое сознание» для детей 6–7 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №38 «ИВУШКА»
Экологический проект
«Чистый берег. Чистый пруд. Чистое сознание»
Воспитатель: Мачехина Н. Н.
Экологический проект «Чистый берег. Чистый пруд. Чистое сознание»
Категория: Объединение 51 чел.
Тематика: Экология, волонтерство.
Темы: охрана окружающей среды, благоустройство.
Муниципальное образование: городской округ Клин
Мачехина Наталия Николаевна. Воспитатель первой категории МДОУ — ЦРР № 38 «ИВУШКА». Работаю в сфере образования 6 лет. Образование высшее, психолого-педагогическое. Ответственно и с любовью отношусь к своей работе. Являюсь инициатором экологических акций в ДОУ и координатором сотрудничества с тимуровским отрядом МОУ ООШ №9.
Описание проекта:
Данный проект ориентирован на привлечение внимания жителей и общественности к критическому состоянию единственного в нашем микрорайоне пруда. Проект включает в себя работу над очисткой береговой зоны и водоема от мусора и благоустройство прилегающей территории.
Существование и расселение людей и всего живого по планете непосредственно связано с водой. Всегда человек стремился к рекам и озерам, строил себе жилища по их берегам. Что же влечет человека к ним? Реки и озера – это источники пресной воды, необходимой для питья, приготовления пищи и хозяйственных нужд. А многочисленные пруды – это не только живописные места для отдыха местных жителей и ловли рыбы, но и безопасность соседствующих деревень и сёл, т. к. большинство искусственных водоемов обеспечивают запас воды на случай возникновения пожара.
Наш край очень богат разными видами пресных вод: реками и озерами, прудами и родниками. В нашем городе Клин протекает одна из рек великой России – река Сестра, на берегах которой обустроен красивый парк с пляжем, лодочной станцией, спортивными площадками, беседками и скамейками. За чистотой береговой и парковой зоны тщательно следят городские службы и волонтеры общественных организаций. Река — любимое место отдыха клинчан, но, к сожалению, микрорайонв котором находится наш детский сад, расположен от нее достаточно далеко. Наш район- западная окраина города – в прошлом промышленная зона. Рядом железная дорога и шоссе, заводы. Сейчас микрорайон активно застраивается жилыми домами, устанавливаются детские и спортивные площадки, он достаточно озеленен, хотя полноценного места отдыха пока нет.
Наш детский сад соседствует еще с одним детским садом и школой. В небольшом отдалении, под кронами старых тополей, расположился небольшой пруд, который местные жители называют известным именем «Байкал». Этот пруд — любимое место отдыха жителей микрорайона.
Идея по созданию проекта возникла несколько лет назад. Для ознакомления детей с водными обитателями, с водными ресурсами, сохранностью водоемов и чистой воды, а также для ознакомления с родным городом,в нашем ДОУ проходят различные мероприятия: выставки рисунков, конкурсы поделок, пропагандирующие бережное отношение к воде, в которых охотно принимают участие дети и их родители.
Так же несколько раз в год проходят экологические праздники и музыкальные развлечения.
Для формирования представлений о водных ресурсах и наблюдений мы с ребятами часто посещаем наш местный пруд. Зимой дети и родители чистят пруд и катаются на коньках и играют в хоккей. Осенью мы с ребятами посещаем водоем, для того чтобы увидеть, как он готовится к зиме, как пропадают водные обитатели и пруд затягивает тонкая корочка льда. Обсуждаем вопросы безопасности. Весной наблюдаем за утками и головастиками. Дети с удовольствием ходят на водоем, каждый раз эти экскурсии для детей желанны.
Но в последнее время мы с ребятами поняли, что наш любимый «Байкал» необходимо спасать. Вид стал неприглядный, водную гладь затянуло тонкой разноцветной пленкой, а по берегам расположились бутылки, банки и пакеты с мусором. Мы пришли к выводу, что главный урон экологии пруда наносят местные жители и гости пруда, которые приходя к водоему, не убирают за собой мусор. От этого берега покрылись слоем целлофановых пакетов, бутылок и всякого рода бытового мусора.
Мы с ребятами решили создать команду по спасению водоема. В ней приняли участие воспитанники нашего детского сада, родители и тимуровский отряд соседствующей с нами МОУ ООШ №9. Последние, кстати сказать, очень нам помогают, охотно сотрудничают, участвуют в мероприятиях детского сада.
Совместно с Тимуровцами наши дети и родители рисовали плакаты и рисунки по защите чистой воды.Так же были разработаны и напечатаны листовки со следующим содержанием: «Чистый берег. Чистый пруд. Путь мусора к урне лежит через наше сознание!».
В данной акции приняли участие 30 человек – дети подготовительной группы, тимуровцы, педагоги. На все затрачено 2 часа времени, много мусорных мешков и перчаток, а так же большое усердие и любовь к природе родного города. Берега местного «Байкала» очищены от мусора. Утки накормлены свежим хлебом, а не фантиками и пакетами от чипсов.
Наши дети оказались смелыми, отзывчивыми, не побоялись огласки сверстников и простых прохожих, которые твердили о том, что все это зря.
Данная акция оставила большой след в сердцах подрастающего поколения. Я твердо знаю, что по крайней мере, те 30 человек, которые приняли участие в акции никогда не бросят фантик от конфеты на землю или бутылку в водоем.
Это маленькое дело, но с большим смыслом. Мы твердо решили продолжать проект по сохранению экосистемы водоема и сделать акцию «Чистый берег. Чистый пруд» ежегодной.Также в планах благоустроить прилегающую территорию: установить урны и лавочки для отдыха.
Цель проекта:
Формирование основ экологического сознания детей дошкольного возраста и школьников в процессе изучения и очистки от мусора прудав нашем микрорайоне.
1. Научить детей вести наблюдения за данным водоемом.
2. Сформировать у детей представления о том, что пруд- это сообщество водных и наземных растений и животных.
3. Научить конкретным способам исследования и сохранения данного объекта.
4. Изучить с детьми нормы и правила поведения на пруду.
5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь данному объекту природы.
6. Повысить уровень родительской компетентности по вопросам экологического образования детей.
7. Привлечь детей к очистке берега пруда от мусора,
8. Установить взаимодействие с школьниками –тимуровцами, жителям микрорайона.
9. Мотивировать жителей микрорайона соблюдать чистоту, беречь природу через взаимодействие с детьми-дошкольниками.
10. Привлечь внимание общественностик экологической проблеме, к необходимости сохранения и благоустройства пруда.
Участники проекта: Воспитанники детского сада, воспитатели, родители, тимуровский отряд МОУ ООШ №9.
Социальная значимость проекта:
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов является серьезной, т. к. всем известно выражение «вода — это жизнь».Вода, по выражению Леонардо да Винчи, — «кровь Земли». Это один из главных компонентов жизнеобеспечения человека, непременное условие существования всего живого — она наиболее чутко реагирует на изменения, происходящие под влиянием антропогенной деятельности. Без воды человек не может прожить более трех суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.
В данной работе рассмотрена проблема экологии пруда, расположенного на территории микрорайона г. о. Клин. Водоем и его окрестности в течение последних лет подвергаются массовому загрязнению со стороны недобросовестных местных жителей, которые оставляют после себя большое количество не перерабатываемых природой и вредных для окружающей среды отходов. Сейчас пруд в аварийном состоянии. Пруд обмелел. Необходимо привлечь внимание общественности к необходимости благоустройства этой природно-рекреационной зоны.
Этапы реализации проекта:
Подобрать необходимую литературу по теме
Разработать беседы на тему «Экосистема-пруд»
Изготовить памятки, буклеты
Изготовление агитационных плакатов
Организация выставки рисунков и поделок «Чистая вода»
Уборка пруда «Байкал»
Презентация для родителей
Участие в районной юбилейной конференции «Чистая вода -2018»
1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объекту природы – пруду.
2. Ребята стали более бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
4. У ребят начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они стали формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети узнали значение воды в жизни живых объектов природы и ее свойства.
6. Дошкольники узнали много интересного из жизни растений и животных пруда и его окружения.
9. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей группы.
13. Проведение акции «Чистый берег. Чистый пруд» привлекло внимание общественности к проблеме сохранения пруда – победа на муниципальном конкурсе «Читая вода-2018».
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
1. Беседы, занятия с детьми по теме «Экосистема — пруд»
2. Изготовление памяток, распространение их среди жителей микрорайона.
3. Подготовка агитационных плакатов и шествие с плакатами к пруду.
4. Выставка рисунков и поделок с участием родителей.
5. Подготовка презентации для родителей.
6. Совместная с Тимуровцами акция по очистке пруда от мусора «Чистый берег. Чистый пруд. Чистое сознание».
7. Участие в районной юбилейной конференции «Чистая вода -2018».
Участники акции: Воспитанники детского сада «Ивушка, школьники, педагоги, родители, жители микрорайона.
Затраченные ресурсы: Мешки для мусора, грабли, перчатки хозяйственные, использование принтера для печати листовок
акции «Чистый берег. Чистый пруд».
Источник