Помогите, пожалуйста! С биологией очень надо)
А25.1 Биоценоз представляет собой:
1) физическую среду обитания живых организмов;
2) совокупность популяций одного вида, населяющих обширную территорию;
3) совокупность совместно обитающих популяций разных видов;
4) одну большую популяцию одного вида.
А25.2 Примером экосистемы является:
1) популяция волков в одном лесу;
2) совокупность всех обитателей луга;
3) растительное сообщество болота;
А25.3 Продуцентами в экосистемах являются:
А25.4 В экосистеме луга к редуцентам относят:
1) луговые травы;
4) почвенные сапротрофные бактерии.
А25.5 Растительноядные животные (антилопы, слоны) африканских саванн являются:
2) консументами I порядка;
3) консументами II порядка;
А25.6 В экосистеме тундры консументом второго порядка является:
1) лишайник ягель;
3) северный олень;
4) полярная сова.
А25.7 Наиболее сложная пищевая сеть имеется в сообществе:
3) соснового леса;
4) тропического леса.
А25.8 Продуценты в экосистемах:
1) превращают органические вещества в минеральные;
2) потребляют готовые органические вещества;
3) являются паразитами;
4) создают органические вещества из неорганических.
А25.9 Роль редуцентов в экосистеме леса играют:
1) деревья и травы;
2) бактерии и плесневые грибы;
3) растительноядные насекомые;
А25.10 Роль гнилостных бактерий в круговороте веществ заключается в том, что они:
1) вызывают различные заболевания у растений и животных;
2) населяют разные среды жизни;
3) минерализуют органические остатки;
4) осуществляют хемосинтез.
А25.11 На пастбище продуцентами являются:
1) травянистые растения;
2) сапротрофные почвенные бактерии;
4) домашние животные.
А25.12 Определите правильно составленную пищевую цепь:
1) листья дуба → гусеница → синица → ястреб-перепелятник;
2) гусеница → листья дуба → синица → ястреб-перепелятник;
3) листья дуба → синица → гусеница → ястреб-перепелятник;
4) ястреб-перепелятник → синица → гусеница → листья дуба.
А25.13 Большая часть энергии вовлекается в пищевые цепи в процессе:
1) разложения органических остатков бактериями;
2) поедания травоядных животных хищниками;
А25.14 Устойчивость естественных экосистем обеспечивается:
1) сезонными изменениями условий;
2) деятельностью человека;
3) круговоротом веществ;
4) наличием хищников и паразитов.
А25.15 Смена сообществ происходит из-за:
1) периодических колебаний численности видов;
2) смены времен года;
3) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов;
4) изменения погодных условий.
А25.16 Какая последовательность правильно отражает смену сообществ при зарастании еловой вырубки:
1) травянистые растения → кустарники → берёза, осина → ель;
2) береза, осина → кустарники → травянистые растения → ель;
3) ель → берёза, осина → травянистые растения → кустарники;
4) травянистые растения → ель → берёза, осина → кустарники.
А25.17 Биологическим методом борьбы с вредителями является:
1) внесение больших доз удобрений;
2) использование пестицидов;
3) использование паразитических организмов;
4) ручной сбор вредителей.
А25.1 Биоценоз представляет собой:
3) совокупность совместно обитающих популяций разных видов;
А25.2 Примером экосистемы является:
4) пруд.
А25.3 Продуцентами в экосистемах являются:
1) автотрофы;
А25.4 В экосистеме луга к редуцентам относят:
4) почвенные сапротрофные бактерии.
А25.5 Растительноядные животные (антилопы, слоны) африканских саванн являются:
2) консументами I порядка;
А25.6 В экосистеме тундры консументом второго порядка является:
4) полярная сова.
А25.7 Наиболее сложная пищевая сеть имеется в сообществе:
4) тропического леса.
А25.8 Продуценты в экосистемах:
4) создают органические вещества из неорганических.
А25.9 Роль редуцентов в экосистеме леса играют:
2) бактерии и плесневые грибы;
А25.10 Роль гнилостных бактерий в круговороте веществ заключается в том, что они:
3) минерализуют органические остатки;
А25.11 На пастбище продуцентами являются:
1) травянистые растения;
А25.12 Определите правильно составленную пищевую цепь:
1) листья дуба → гусеница → синица → ястреб-перепелятник;
А25.13 Большая часть энергии вовлекается в пищевые цепи в процессе:
3) фотосинтеза;
А25.14 Устойчивость естественных экосистем обеспечивается:
3) круговоротом веществ;
А25.15 Смена сообществ происходит из-за:
3) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов;
А25.16 Какая последовательность правильно отражает смену сообществ при зарастании еловой вырубки:
1) травянистые растения → кустарники → берёза, осина → ель;
А25.17 Биологическим методом борьбы с вредителями является:
3) использование паразитических организмов;
Источник
Экосистема
Сообщество – это совокупность определенных живых организмов, например, растительное сообщество степи.
Экосистема (биоценоз) – это совокупность живых организмов и среды их обитания, характеризующаяся круговоротом веществ и потоком энергии (пруд, луг, лес).
Биогеоценоз – это экосистема, находящаяся в определенном участке суши и неразрывно связанная с этим конкретным участком. (Временные, искусственные и водные экосистемы не считаются биогеоценозами.)
Процессы в экосистемах
Круговорот веществ в экосистеме происходит за счет пищевых цепей: продуценты забирают из неживой природы неорганические вещества и делают из них органику, консументы передают её по цепи, редуценты разлагают органику и возвращают неорганические вещества в неживую природу.
Поток энергии: большинство экосистем получают энергию от солнца. Растения в процессе фотосинтеза запасают ее в органических веществах. Эта энергия используется для жизнедеятельности всех остальных организмов экосистемы. Проходя по пищевым цепям, эта энергия постепенно расходуется (правило 10%), в конце концов вся солнечная энергия, поглощенная продуцентами, превращается в тепло.
Устойчивость экосистемы (саморегуляция): чем больше в экосистеме видов, тем больше там пищевых цепей, и тем более устойчивым (сбалансированным) является круговорот веществ и сама экосистема. За счет устойчивости (саморегуляции) экосистемы могут выдерживать неблагоприятные воздействия, например, лес может сохраниться (восстановиться) после нескольких лет засухи, бурного размножения майских жуков и/или зайцев. Если количество видов (биологическое разнообразие) уменьшается, то экосистема становится неустойчивой и теряет способность к саморегуляции.
Смена экосистемы (сукцессия). Экосистема, в которой производится больше органических веществ, чем потребляется, неустойчива. Она зарастает, это нормальный процесс саморазвития экосистемы (живые организмы сами меняют свою среду обитания). Например, лесной пруд превращается в болото, степь – в лесостепь, березняк – в дубраву и т.п. К смене экосистемы могут приводить и внешние воздействия, например, пожар или вырубка леса. Всё это были примеры вторичной сукцессии, первичная происходит на безжизненном участке.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Благодаря саморегуляции в экосистеме
1) ни один вид полностью не уничтожается другим видом
2) постоянно сокращается численность популяций
3) происходит круговорот веществ
4) организмы размножаются
Выберите один, наиболее правильный вариант. Основной причиной неустойчивости экосистем является
1) колебание температуры среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированность круговорота веществ
4) повышенная численность некоторых видов
Выберите один, наиболее правильный вариант. Циркуляция кислорода между различными неорганическими объектами природы и сообществами живых организмов называется
1) популяционными волнами
2) саморегуляцией
3) газообменом
4) круговоротом веществ
Выберите один, наиболее правильный вариант. Примером биоценоза является совокупность
1) деревьев и кустарников в парке
2) растений, выращиваемых в ботаническом саду
3) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу
4) организмов, обитающих на болоте
Выберите один, наиболее правильный вариант. Один из факторов, поддерживающих равновесие в биосфере
1) разнообразие видов и взаимоотношений между ними
2) приспособленность к среде обитания
3) сезонные изменения в природе
4) естественный отбор
ЭКОСИСТЕМА ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Каковы существенные признаки экосистемы?
1) высокая численность видов консументов III порядка
2) наличие круговорота веществ и потока энергии
3) сезонные изменения температуры и влажности
4) неравномерное распределение особей одного вида
5) наличие производителей, потребителей и разрушителей
6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биогеоценозы характеризуются
1) сложными пищевыми цепями
2) простыми пищевыми цепями
3) отсутствием видового разнообразия
4) наличием естественного отбора
5) зависимостью от деятельности человека
6) устойчивым состоянием
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется
1) наличием производителей органического вещества – автотрофов
2) отсутствием разрушителей органики – редуцентов
3) наличием цветковых растений на мелководье
4) отсутствием хищных рыб
5) постоянной численностью населяющих его популяций животных
6) замкнутым круговоротом веществ
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса – дубраве
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии – солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
КРУГОВОРОТ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает
1) её устойчивость
2) многократное использование организмами одних и тех же химических элементов
3) сезонные и суточные изменения в природе
4) накопление торфа
5) непрерывность жизни
6) видообразование
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Саморегуляция в естественных экосистемах проявляется в том, что
1) популяции потребителей первого порядка полностью уничтожаются потребителями третьего порядка
2) потребители третьего порядка выполняют санитарную роль и регулируют численность потребителей первого порядка
3) массовое размножение потребителей первого порядка приводит к массовой гибели производителей
4) численность производителей сокращается в результате действия абиотических факторов внешней среды
5) численность потребителей первого порядка зависит от численности производителей
6) численность потребителей первого регулируют потребители второго порядка
Установите последовательность событий, характеризующих саморегуляцию в биогеоценозе. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) всплеск численности травоядных
2) высокий урожай кормов
3) возвращение к норме численности хищников и травоядных
4) рост численности хищников
5) падение численности травоядных
6) замедление размножения хищников
УСТОЙЧИВОСТЬ
1. Выберите три варианта. Устойчивость экосистемы обеспечивается
1) разнообразием видов и цепей питания
2) замкнутым круговоротом веществ
3) высокой численностью отдельных видов
4) колебанием численности видов
5) саморегуляцией
6) короткими цепями питания
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?
1) видовое разнообразие
2) рельеф
3) климат
4) замкнутость круговорота
5) разветвлённые пищевые цепи
6) количество источников энергии
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие характеристики обеспечивают устойчивость природной экосистемы?
1) высокая численность особей функциональных групп организмов
2) сбалансированность круговорота веществ
3) короткие пищевые цепи
4) саморегуляция
5) уменьшение энергии в пищевой цепи
6) внесение минеральных удобрений
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Устойчивость влажного экваториального леса определяется
1) сбалансированным круговоротом веществ
2) способностью к саморегуляции
3) богатым видовым разнообразием организмов
4) доминированием древесных форм в фитоценозе
5) высокой влажностью воздуха
6) отсутствием чёткой смены сезонов
СОБИРАЕМ 5
1) большой численностью хищников-
2) разветвлёнными пищевыми сетями+
3) колебанием численности популяций-
4) замкнутым круговоротом веществ+
3) обитают продуценты и редуценты-
5) в почве содержится мало гумуса-
6) биомасса консументов преобладает над биомассой продуцентов-
5) цепи питания длинные, разветвленные
СУКЦЕССИЯ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами естественной смены экосистем в процессе развития сообщества являются
1) заболачивание пойменных лугов после строительства гидросооружений
2) образование сельхозугодий на месте с вспаханного участка степи
3) зарастание скал лишайниками
4) зарастание пруда и образование болота
5) образование гари на месте леса в результате пожара от непотушенной сигареты
6) смена березняка на ельник
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Из приведённого перечня выберите примеры, иллюстрирующие сукцессии.
1) образование болота на месте непроточного водоёма
2) акклиматизация культурных растений-интродуцентов
3) развитие мелколиственного леса на месте травяно-кустарникового сообщества
4) перемещение лососёвых рыб к месту нереста
5) зарастание склона вулкана лишайниками
6) закладка чайной плантации на склонах горы
СУКЦЕССИЯ ПЕРВИЧНАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Первичная сукцессия характеризуется:
1) начинается после вырубки леса
2) формируется биогеоценоз на песчанном карьере
3) начинается на богатых почвах
4) почва формируется долгое время
5) поселяются накипные лишайники на камнях
6) вырубка превращается в лес
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите примеры начальных стадий первичной сукцессии.
1) образование болота на месте непроточного водоёма
2) развитие мелколиственного леса на месте вырубки
3) зарастание склона вулкана лишайниками
4) образование почвы на горной породе
5) заселение лишайниками каменистого берега моря
6) зарастание пожарища травами
СУКЦЕССИЯ ПЕРВИЧНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал
1) голые скалы
2) зарастание мхами
3) заселение лишайником
4) образование тонкого слоя почвы
5) формирование травянистого сообщества
2. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии)
1) заселение кустарниками
2) заселение лишайниками голых скал
3) формирование устойчивого сообщества
4) прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами
3. Установите последовательность процессов сукцессии. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование почвы в результате эрозии материнской породы и отмирания лишайников
2) формирование разветвленной сети питания
3) прорастание семян травянистых растений
4) заселение территории мхами
4. Установите последовательность появления и развития экосистем на голых скалах. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) накипные лишайники и бактерии
2) травянисто-кустарниковое сообщество
3) лесное сообщество
4) травянистые цветковые растения
5) мхи и кустистые лишайники
5. Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами новых безжизненных территорий. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) заселение мхов и кустистых лишайников
2) появление травянистых растений, кустарников
3) появление лесных сообществ
4) образование тончайшего слоя почвы
5) появление бактерий, водорослей и накипных лишайников
6) выветривание горных пород
6е. Установите последовательность формирования растительных сообществ на ледниковых отложениях Аляски. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование тонкого слоя почвы
2) формирование смешанного леса
3) возникновение ивняков и ольшанников
4) поселение мхов и осок
5) доминирование ели
7ф. Установите последовательность смены растительных сообществ на ледниковых отложениях Кольского полуострова. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование лишайниковых сообществ
2) формирование смешанного леса
3) доминирование ели
4) поселение мхов и затем злаков
5) образование ольхового леса
6) поселение кустарниковых форм ивы
8ф. Установите последовательность смены растительных сообществ на Аляске. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование смешанного леса
2) поселение стелющихся древесных растений
3) появление темнохвойного елового леса
4) поселение мхов и злаковых трав
5) формирование мелколиственного леса из ольхи
СУКЦЕССИЯ ВТОРИЧНАЯ
1. Установите последовательность этапов восстановления елового леса после пожара. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление кустарников и лиственных деревьев
2) зарастание пожарища светолюбивыми травянистыми растениями
3) развитие молодых елей под пологом лиственных деревьев
4) формирование мелколиственного леса
5) образование верхнего яруса взрослыми елями
2. Установите последовательность процессов вторичной сукцессии после вырубки елового леса, повреждённого жуком-типографом. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) рост кустарников с берёзовым и осиновым подростом
2) формирование елового леса
3) развитие лиственного леса с еловым подростом
4) зарастание вырубки многолетними светолюбивыми травами
5) образование смешанного леса
3. Установите последовательность смены экосистем в ходе вторичной сукцессии. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) болото
2) лиственный лес
3) смешанный лес
4) озеро
5) хвойный лес
6) луг
СУКЦЕССИЯ ПЕРВИЧНАЯ — ВТОРИЧНАЯ
Установите соответствие между примерами и типами сукцессий: 1) первичная, 2) вторичная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) протекает быстро
Б) восстановление леса после пожара
В) протекает медленно
Г) развивается после нарушения биоценоза
Д) освоение территорий, на которых ранее не существовало живых существ
БИОМЫ
1. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тундра, 2) смешанные леса. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низкорослая и карликовая растительность
Б) умеренный климат
В) неплодородная почва со слоем вечной мерзлоты
Г) почвы с хорошим дренажем
Д) ярусность и мозаичность
Е) короткий вегетационный период у растений
2. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) степи, 2) пустыни. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание многолетнего разнотравья
Б) в основном плодородные почвы
В) лист видоизменен в колючку или имеет восковую кутикулу
Г) летний период засушливый, зимний – хорошо увлажненный
Д) растения имеют длинные или поверхностные корни
Е) у животных выражен ночной образ жизни
3. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тропический лес, 2) тайга. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) большое разнообразие продуцентов
Б) большое количество годовых осадков
В) доминируют хвойные растения
Г) отсутствие насекомых зимой
Д) малое количество травянистых растений
Е) высокая влажность воздуха
4. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) пойменный луг, 2) смешанный лес. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) практически отсутствуют древесные растения
Б) крупные животные перемещаются в основном по тропинкам
В) толстая влажная подстилка
Г) присутствуют организмы одного-двух ярусов
Д) почва плотная, утоптанная
Е) присутствуют светолюбивые и тенелюбивые растения
5. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) река, 2) верховое болото. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гниение на дне в анаэробных условиях
Б) цепи питания обычно длинные
В) часто покрыт сплавиной из мхов
Г) продуценты представлены в основном водорослями
Д) присутствуют хищные растения
Е) часто наблюдается недостаток азота
6. Установите соответствие между адаптациями млекопитающих животных и биомами: 1) пустыня, 2) тундра. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рытьё нор
Б) равномерное распределение подкожного жира
В) запасание метаболической воды
Г) наличие крупных сильно выступающих ушей
Д) выделение концентрированной мочи
Е) развитый подшёрсток
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже признаков будут характерны для растений, произрастающих в тундре?
1) исключительно ветроопыление
2) низкорослость
3) запасание воды в тканях
4) поверхностное расположение корней
5) крупные листья
6) короткий период цветения
БИОМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из приведённых ниже организмов могут быть звеньями пищевой цепи озера?
1) красный коралл
2) щука
3) жук-плавунец
4) ламинария
5) камыш
6) сельдь
2. Установите соответствие между представителями и типами экологических сообществ: 1) донная фауна, 2) пелагическая фауна (фауна толщи воды). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) устрица
Б) кальмар
В) актиния
Г) медуза аурелия
Д) речной рак
Е) морской ёж
==========================
Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) партеногенез
2) симбиоз
3) сукцессия
4) ароморфоз
5) консумент
Источник