ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ МОРСКИХ ПОРТОВ
Прибыль играет важную роль в системе показателей, определяющих экономические результаты работы портов. Прибыль выступает в качестве одного из основных обобщающих показателей эффективности работы портов.
Прибыль портов формируется за счёт погрузо-разгрузочных работ, складских и транспортно-экспедиторских операций, работы служебно-вспомогательного и местного флота, за счёт прочих работ, операций и услуг, включая внепортовые работы, работу автотранспорта, электрохозяйства, связи, прочей внереализационной деятельности и т.д.
Основным источником прибыли по портовому хозяйству являются погрузо-разгрузочные работы (порядка 80%) и работа служебно-вспомогательного и местного флота.
Таким образом, к реализационной деятельности порта относятся погрузо-разгрузочные работы, транспортно-экспедиторские и складские операции, продажа основных средств, продажа излишков малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в том числе и горюче-смазочных материалов (если на то имеется лицензия), изготовление и продажа крепёжных материалов, сепарации, средств пакетирования грузов.
Выручка от реализации погрузо-разгрузочных работ содержит в себе налог на добавленную стоимость (НДС), (исключение-перевалка экспортно-импортных грузов НДС не облагается). НДС обязательно вычитается при определении финансового результата.
Ко внереализационной деятельности относится сдача в аренду причалов и помещений, купля-продажа валюты, получение штрафов и пени и т.д.
Результат деятельности порта (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Конечный результат определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и затратами на её производство и реализацию.
Различают понятия валового дохода и валовой прибыли порта.
Валовый доход порта – показатель, характеризующий конечный результат производственной и коммерческой деятельности порта. Он исчисляется путём исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость ) всех затрат на производство и реализацию продукции, включённых в себестоимость.
Валовая прибыль порта – это часть валового дохода порта, которая остаётся у него после вычета всех обязательных расходов. Эта величина представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Валовая выручка порта – это полная сумма денежных поступлений от реализации работ и услуг. Определяется в фактических ценах реализации.
Устойчивое, конкурентное функционирование порта зависит от его способности приносить достаточный объём доходов (прибыли), что сказывается на платежеспособности порта.
Стимулирующая роль прибыли сказывается также в порядке её распределения и использования.
Порядок распределения и использования прибыли портов следующий:
— Из общей валовой прибыли порта по всем видам деятельности порта вычитаются обязательные платежи (налог на прибыль). В результате остаётся чистая прибыль в распоряжении порта.
В соответствии с Уставом общества из прибыли, оставшейся в распоряжении порта формируются:
Процентное соотношение средств, направленных в фонд накопления и в фонд потребления утверждается общим собранием акционеров порта (например, по результатам работы ОАО “Новороссийский морской торговый порт” за !999 год, прибыль, оставшаяся в распоряжении порта, была распределена в соотношении: 80% — в фонд накопления и 20% — в фонд потребления).
Из Фонда накопления финансируются капитальные вложения (в части, не покрываемой амортизацией и другими источниками финансирования) на строительство и реконструкцию причалов, складов, оборудования порта и прочих объектов согласно смете расходования средств Фонда накопления, составляемый на каждый год.
Фонд потребления расходуется согласно смете на денежные выплаты и поощрения, трудовые и социальные льготы работникам порта, а также на социальное развитие порта. К ним относятся единовременные поощрительные выплаты, оплата отпусков женщинам по уходу за детьми, приобретение проездных, приобретение спецодежды и форменного обмундирования и т.д.
Фонд потребления расходуется также на социальное развитие (содержание детских дошкольных учреждений, спортзалов, баз отдыха и т.д.) и на улучшение социально-бытового, медицинского обслуживания сотрудников, благотворительные цели, расходы на командировки, строительство жилья и т.д.
Прибыль отражает количественную сторону эффективности работы порта. В качестве одного из показателей, отражающих эффективность работы порта в относительных величинах применяется рентабельность.
Хозрасчётная рентабельность порта может быть рассчитана в виде общей и расчётной рентабельности.
Общая рентабельность может быть выражена как процентное соотношение валовой прибыли порта к полной среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых средств, т.е.
Пвал — валовая прибыль, руб.;
С о.п.ф. — среднегодовая стоимость основных производственных
Оср. — стоимость оборотных средств, руб.
Общая рентабельность, увязывая прибыль порта с величиной производственных фондов, характеризует экономическую отдачу вложенных (авансированных) средств.
Расчётная рентабельность – исчисляется как отношение чистой прибыли (т.е. прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия) к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств:
С помощью показателя расчётной рентабельности может быть произведена оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности порта.
В современных рыночных условиях рентабельность, как относительный показатель, практически не подвержена инфляции, так как представляет собой соотношение прибыли и вложенного капитала. Рентабельность характеризует прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных в порт.
— рентабельность активов (имущества порта), определяется как:
Прибыль в распоряжении порта
Средняя величина активов (по балансу)
Показатель рентабельности активов порта показывает, какую прибыль получает порт с каждого рубля, вложенного в актив.
— рентабельность оборотных активов:
Прибыль в распоряжении порта
Средняя величина оборотных активов
— рентабельность инвестиций:
Прибыль (до уплаты налогов)
-¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ C 100% (101) валюта баланса – краткосрочные
При этом под инвестированием понимается постоянное и долгосрочное финансирование.
Этот показатель может характеризовать «мастерство» управления инвестициями.
— рентабельность собственного капитала:
Прибыль в распоряжении порта
Источники собственных средств
С точки зрения акционеров, вкладывающих в порт свои средства в целях получения прибыли, наличие прибыли на вложенный капитал является лучшей оценкой результатов производственно-хозяйственной деятельности порта.
— рентабельность реализованной продукции:
Прибыль в распоряжении порта
Этот коэффициент рентабельности показывает, какую прибыль имеет порт с каждого рубля реализованной продукции, работ, услуг, и может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности порта на рынке транспортных услуг.
Пример: Прибыль в распоряжении порта “N” за 1998 год составила
721228 тыс.руб., выручка от реализации товаров продукции,
работ, услуг составила 1230170 тыс.руб. Рентабельность реализованной продукции (Рр.п.) составила:
Рр.п = 721228,0 : 1230170,0 C 100% = 58,6 %
Источник
Один из крупнейших портов Приморья отчитался о прибыли в 5 миллиардов
Один из крупнейших стивидоров Приморского края «Находкинский морской торговый порт» (НМТП) по итогам 2022 году получил чистую прибыль по РСБУ в размере более 5 млрд рублей. Но это на 14,2% меньше, чем в 2021 году, сообщает ИА PrimaMedia.
Выручка стивидора выросла на 4,1% и превысила 10,3 млрд рублей, при этом себестоимость выросла на 3,9%, до 3,137 млрд рублей.
В 2022 году НМТП обработал 9,2 млн тонн грузов, что на 13% меньше, чем в 2021 году. Большая часть пришлась на уголь, меньшая — на металлопродукцию.
В 2017 году Evraz продал «Находкинский морской торговый порт» своим основным акционерам — Роману Абрамовичу и партнерам. При этом компании заключили долгосрочное соглашение о перевалке грузов в определенном объеме.
В отчетности компании отмечается, что тарифы на перевалку угля в 2022 году варьировались от 800 до 1,5 тысячи рублей за тонну. «Столь большая вариативность была обусловлена наличием долгосрочных контрактов с более низким тарифом и спотовыми контрактами с высокими тарифами по причине нахождения рыночных котировок угля на исторически высоких позициях», — сообщает стивидор.
Исторически НМТП входит в пятёрку крупнейших стивидоров на Дальнем Востоке по суммарному объему грузов с относительной долей 7-10%. По объемам перевалки угля порт занимает 3-4 место.
Какие компании региона подходят под критерии обязательного взноса со сверхприбыли
Находкинский морской торговый порт расположен на северо-западном побережье Японского моря, в восточной незамерзающей части залива Петра Великого, в бухте Находка. Навигация осуществляется круглогодично. В состав порта входят два производственных терминала: угольный терминал N1 (основной терминал) и грузовой универсальный терминал N2 (терминал на мысе Астафьева).
На данный момент мощности стивидора позволяют обрабатывать более 10 млн тонн грузов в год. В эксплуатации находятся 15 грузовых и один вспомогательный причал, их глубина составляет от 8,5 до 11 метров. При этом компания уже готовит реконструкцию глубоководного причала №10, что позволит швартовать у глубоководных причалов два судна одновременно.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Источник