- FCA (Free Carrier)
- Применение
- FCA в разных версиях Инкотермс
- Отличия от FOB и FAS
- Обязанности сторон
- Преимущества FCA
- Недостатки
- FCA Инкотермс 2010 условия поставки «Франко перевозчик»
- Распределение рисков и ответственности по условию FCA
- Обязанности по базисным условиям поставки FCA (ФСА)
- Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности
- Что такое FCA Франко перевозчик (Free Carrier)?
- Пример термина FCA в договоре поставки
- Отличия условий поставок FCA и EXW
- Актуальность использования базиса FCA
FCA (Free Carrier)
FCA (Free CArrier, русск. «франко-перевозчик» или «свободный перевозчик») — один из вариантов условий поставки, обозначенный в международных правилах Инкотермс, который предполагает, что ответственность продавца за товар переходит к покупателю в момент передачи груза компании-перевозчику в согласованном месте. При этом таможенную очистку при процедуре экспорта продавец берёт на себя.
Применение
Это одни из самых универсальных правил перевозки, которые не привязываются к виду транспорта (нет явного указания на борт корабля, порт и т.п.). Поэтому этот базис используется примерно в 40% случаев всех международных контрактов.
Стороны могут выбрать любое место, время и перевозчика. Отсюда название термина «свободный или франко-перевозчик». Причём, в одной части пути (до места передачи товара) груз может доставить сам продавец или привлечь третьих лиц, а в месте приёма-передачи товар может забрать покупатель, его представитель или третье лицо (перевозчик).
FCA подходит в том числе и для организации поставков товаров в ISO-контейнерах.
Нет никаких ограничений по видам транспорта. Это могут быть автомобильные, железнодорожные, воздушные или смешанные перевозки.
Этот базис будет удобен, например, для случаев, когда покупатель собирает несколько грузов от разных поставщиков для их дальнейшей централизованной перевозки (чтобы обеспечить максимальную загрузку транспорта).
FCA в разных версиях Инкотермс
Термин «франко-перевозчик» впервые был введён в действие правилами Инкотермс 1980 г. Тогда он обозначался как FRC (FRee Carrier). Аббревиатура была изменена на FCA уже в следующей версии правил — Incoterms 1990. В этой же версии базис FCA был объявлен заменой устаревших FOT, FOR и FOA.
В 2000 году при использовании базиса FCA продавцов обязали производить погрузку товара на транспортные средства покупателя/перевозчика, а если груз доставлялся до перевозчика силами продавца, то принимающая сторона обязана принять товар ещё неразгруженным.
В актуальной версии (2020 г.) при использовании FCA продавец может требовать передачу коносамента (специально для случаев, когда продавцу нужно документально подтвердить отправку товара).
Отличия от FOB и FAS
FOB (Free On Board, «франко-борт») предполагает, что продавец должен погрузить товар на борт судна. То есть здесь есть чёткое указание транспорта (морской) и места (борт судна).
FAS (Free Alongside Ship, «свободно вдоль борта судна») предполагает, что продавец должен доставить товар в порт погрузки. Опять же, есть указание на вид транспорта и место.
В отличие от указанных базисов в FCA нет привязки к виду транспорта, а место можно выбрать любое: порт, аэропорт, помещения продавца, помещения перевозчика и т.д.
Обязанности сторон
При использовании правил «франко-перевозчик»/FCA на продавца накладываются следующие обязательства:
- Необходимость выполнения процедур по таможенной очистке в стране отправления (при оформлении экспорта).
- Если товар будет передаваться покупателю или перевозчику в помещениях продавца, то продавец обязан выполнить процедуру погрузки своими силами.
- Если место передачи — помещения перевозчика, то продавец обязан только доставить товар до указанного места. Разгрузку в этом случае должна производить принимающая сторона.
- До момента передачи все расходы (по транспортировке, таможенной очистке и т.п.) — на продавце.
С момента передачи товара перевозчику все риски повреждения и последующие расходы, в том числе оформление импорта в стране прибытия — на покупателе.
Преимущества FCA
Этот базис подходит для любых видов перевозок, в том числе для смешанных и контейнерных.
Покупатель может выбрать того, перевозчика, который соответствует его требованиях (по стоимости, по качеству услуг и т.д.). Например, покупатель может консолидировать грузы от нескольких поставщиков в одном месте, тем самым максимально увеличить загрузку одного транспортного средства.
Продавцу не нужно заниматься оформлением импорта в чужой для него стране, а покупателю не нужно заниматься оформление экспорта (тоже не в своей стране).
Недостатки
До 2020 года возникали проблемы с документальным подтверждением передачи товара покупателю. Продавец не мог возместить НДС. В актуальной версии правил Incoterms 2020 этот недочёт исправлен, поэтому в новых договорах с иностранными партнёрами лучше использовать версию правил от 2020 года.
Второй момент — риск повреждения/порчи товара переходит от продавца в другой стране по отношению к покупателю, а это связано с определёнными сложностями, если потеря/порча всё-таки произойдёт.
Источник
FCA Инкотермс 2010 условия поставки «Франко перевозчик»
Условия поставки FCA Инкотермс 2010 — расшифровка «Free Carrier» named place переводится «Франко перевозчик» указанное название места — означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте.
Новые условия поставки FCA Инкотермс 2020 вступили в силу с 1 января 2020 года.
Распределение рисков и ответственности по условию FCA
Следует отметить, что выбор места поставки по условию FCA повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. Рекомендуется наиболее четко определить пункт места поставки, т.к. риск переходит от продавца на покупателя в этом месте.
Обязанности по базисным условиям поставки FCA (ФСА)
Базис поставки FCA Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанности по погрузке товара на транспорт в месте отправки и по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца расходы по доставке товара до покупателя целесообразно использовать правило CPT Инкотермс 2010.
Термин FCA может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.
Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности
Цена FCA (FCA price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, без стоимости доставки (фрахта) до покупателя.
Условия поставки FCA Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FCA указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Что такое FCA Франко перевозчик (Free Carrier)?
Термин «Франко перевозчик» (Free Carrier) означает, поставку продавцом товара, выпущенного в режиме экспорта, когда он передаст его перевозчику, которого указал покупатель, в указанном месте. Основной особенностью и принципом данного способа поставки является тот факт, что покупатель в большей степени отвечает за транспортировку груза.
Пример термина FCA в договоре поставки
Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 Евро на условиях поставки FCA Москва (Россия) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FCA Москва (Россия) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.
Отличия условий поставок FCA и EXW
Разница между условиями поставки FCA и EXW — в обязанности погрузки товара в транспортное средство и выполнении экспортного таможенного оформления.
Простыми словами по условиям поставки FCA: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, загружается силами продавца в транспортное средство покупателя.
По базису поставки EXW Инкотермс 2010: товар без экспортного таможенного оформления и без погрузки предоставляется продавцом на складе продавца, покупатель должен погрузить товар в транспортное средство за свой счет.
Отличия условия поставки FCA от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.
Актуальность использования базиса FCA
На сегодняшний день условия поставки FCA Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2020 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2020. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки FCA Инкотермс 2020, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки FCA Инкотермс 2010.
Ранее вместо термина FCA использовался базис поставки FRC. Условия поставки FRC были введены в 1980 году и в редакции Инкотермс 1990 года были переименованы в базис поставки FCA . Термин FRC заменил базисные условия поставок FOT (Free on Truck), FOR (Free on Rail) и FOA (Free on Airport).
Источник