Претензия перевозчику при морских перевозках

Энциклопедия решений. Претензии и иски по перевозкам грузов (май 2023)

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ).

Срок, в течение которого можно обратиться к перевозчику с претензией, установлен транспортными уставами и кодексами.

Так, при перевозках грузов автомобильным транспортом претензия может быть предъявлена перевозчику (фрахтовщику) в письменной форме по месту его нахождения в течение 1 года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 42 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

При перевозках железнодорожным транспортом претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней с момента наступления обстоятельств, перечисленных в ст. 123 УЖТ, которые являются основанием для предъявления претензии.

При перевозках грузов иными видами транспорта установлены следующие сроки предъявления претензий к перевозчику:

— в течение срока исковой давности, составляющего 1 год, — по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза (ст. 406, п. 1 ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ, далее — КТМ РФ);

— в течение срока исковой давности, составляющего 1 год, — по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов внутренним водным транспортом (п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, далее — КВВТ РФ);

— в течение 6 месяцев при внутренних воздушных перевозках грузов (п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ, далее — ВК РФ);

При международных воздушных перевозках претензия предъявляется:

— в случае повреждения (порчи) багажа или груза — не позднее чем через 14 дней со дня его получения;

Читайте также:  Блок контейнеры металлические морской

— в случае просрочки доставки багажа или груза — в течение 21 дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение;

— в случае утраты багажа, груза или почты — в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки (ст. 127 ВК РФ).

Момент начала исчисления срока, в течение которого может быть предъявлена претензия, определяется (соответственно виду транспорта) по правилам п. 2 ст. 408 КТМ РФ, п. 4 ст. 161 КВВТ РФ, п. 1 ст. 126 ВК РФ).

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в 1 год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п.п. 2, 3 ст. 797 ГК РФ).

В отличие от перевозок иными видами транспорта, при которых начало срока предъявления претензии привязывается к началу срока течения исковой давности, при воздушных перевозках грузов срок исковой давности начинает течь не со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, а со следующего дня после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа — через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты (п. 2 ст. 128 ВК РФ).

Отметим, что в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ (внесена в ГК РФ Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ, вступившим с силу с 01.09.2013) правовые последствия любого юридически значимого сообщения, к которому может быть отнесена и претензия, по общему правилу наступают для его получателя с момента доставки такого сообщения ему или его представителю. При этом сообщение считается доставленным и в том случае, если адресат не получил его или не ознакомился с ним по зависящим от него обстоятельствам. Иные правила могут быть предусмотрены законом или условиями сделки или следовать из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Читайте также:  Ближайшая дорога до азовского моря

Источник

Оцените статью