Предмет охрана воздушного бассейна

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Охрана — воздушный бассейн

Охрана воздушного бассейна от загрязнений промышленными выбросами имеет народнохозяйственное значение. [1]

Охрана воздушного бассейна в отрасли осуществляется путем сокращения источников загрязнения атмосферы за счет ликвидации мелких и устаревших котельных и тушения породных отвалов ( терриконов), а также оснащения кот-лоагрегатов современными золоулавливающими установками и перевод сушильных агрегатов на трехступенчатые системы пылеулавливания. Аспирационные система промышленной вентиляции оборудуются высокоэффективными сухими и мокрыми пылеулавливающими аппаратами. Кроме того, для снижения количества выбросов в атмосферу часть котельных переводится на использование в качестве топлива газообразного метана взамен угля и мазута. Однако, несмотря на это, еще не все выбросы очищаются; так, например, источниками загрязнения атмосферы ( порядка 90 %) в объединении Кумертау-голь являются промышленные и коммунальные котельные. Из них около 80 % оборудованы маломощными и морально устаревшими котлами. Сжигание в топках котельных высокозольного высокосернистого угля и топочного мазута приводит к значительным выбросам сернистого. [2]

Охрана воздушного бассейна связана с сооружением очистных установок в виде мокрых и сухих пылеуловителей для. [3]

Охрана воздушного бассейна включает мероприятия, обеспечивающие сокращение массы вредных для человека и окружающей природной среды веществ, выбрасываемых от стационарных источников предприятий с отходящими газами и вентиляционным воздухом. Это сокращение достигается в результате совершенствования технологии и оснащения источников вредных выбросов в атмосферу установками для их улавливания и обезвреживания. [4]

Проблема охраны воздушного бассейна сводится к ликвидации вредных выбросов в атмосферу вообще или к замене высокотоксичных веществ, содержащихся в этих выбросах, на менее токсичные ( практически нетоксичные) компоненты. [5]

Проблема охраны воздушного бассейна сводится к ликвидации вредных выбросов в атмосферу или замене высокотоксичных веществ, содержащихся в этих выбросах, менее токсичными ( практически нетоксичными) веществами. [6]

В охране воздушного бассейна столицы особую роль должны сыграть дальнейшее развитие теплофикации и совершенствование структуры топливного баланса города. [7]

В плане Охраны воздушного бассейна предусматриваются следующие основные показатели: количество вредных веществ, отходящих от всех источников загрязнения ( по видам); количество улавливаемых и обезвреживаемых веществ, а также веществ, выбрасываемых в атмосферу. [8]

Мероприятия по охране воздушного бассейна направлены на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с газами и аспирационным воздухом, выделяемых стационарными источниками, расположенными на территории нефтеперерабатывающего или нефтехимического предприятия, снижение концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы до установленных норм. [9]

Требования к охране воздушного бассейна , влияющие на выбор места размещения угольных ТЭС, рассматриваются как наиболее серьезный фактор, сдерживающий расширение использования угля. [10]

Мероприятия по охране воздушного бассейна на нефтепере-ющих и нефтехимических предприятиях должны быть иы на повышение культуры производства. [11]

Мероприятия по охране воздушного бассейна обеспечивают сокращение массы вредных для человека и окружающей природной среды веществ, выбрасываемых с отходящими газами стационарными источниками промышленных предприятий и вентиляционным воздухом. Они связаны с совершенствованием технологии и оснащения источников вредных выбросов в атмосферу установками для их улавливания и обезвреживания. Наряду с совершенствованием технологии к указанным мероприятиям относятся: сооружение газоочистных и пылеулавливающих установок, дымососов-золоуловителей, газопромывателей, бар-ботажных и пенных аппаратов, фильтров-туманоулавливателей, печей для каталитического и прямого дожига, а также других видов аппаратов для улавливания и обезвреживания вредных веществ. [12]

Мероприятия по охране воздушного бассейна направлены на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с газами и аспирационным воздухом, выделяемых стационарными источниками, расположенными на территории нефтеперерабатывающего или нефтехимического предприятия, снижение концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы до установленных норм. [13]

Большое значение для охраны воздушного бассейна и водоемов от выбросов имеет регенерация, улавливание и возвращение в производственный цикл химических продуктов, в особенности взрывоопасных или ядовитых. Лучше всего это достигается комплексной переработкой сырья с использованием побочных продуктов и отходов производства, заменой периодических процессов непрерывными, внедрением автоматизации технологического процесса. [14]

По коду 030 Охрана воздушного бассейна указывают текущие затраты на эксплуатацию установок по охране атмосферного воздуха от загрязнения веществами, выделяющимися с технологическими газами и вентиляционным воздухом. [15]

Источник

5.4 Охрана воздушного бассейна района расположения объекта от загрязнения

Цель работы: Разработать подраздел «Охрана воздушного бассейна района расположения объекта от загрязнения» к проекту на строительство склада приема, хранения и отпуска нефтепродуктов.

Основными задачами разработки данного подраздела являются:

— уточнение количества и параметров выбросов загрязняющих веществ предприятия;

— определение расположения источников выброса загрязняющих веществ и их параметров;

— разработка комплекса мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ от вводимых и действующих производств;

— определение степени влияния выбросов на загрязнение атмосферы на границе санитарно-защитной зоны предприятия и в населенных пунктах;

— определение стоимости мероприятий по охране атмосферного воздуха, ущерба от загрязнения атмосферы и экономической эффективности принятых мероприятий. Сокращение выбросов достигается путем внедрения безотходных технологий, комплексного использования сырья и утилизации отходов.

Читайте также:  Фильтры для разборных бассейнов

Данный подраздел разрабатывается в соответствие с:

Федеральным законом от 4.05.1999г «Об охране атмосферного воздуха».

Статья 19. п.1. При проектировании должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздух.

Статья 19. п.2. Должен учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества. Должны устанавливаться санитарно-защитные зоны, размеры которых определяются на основе расчетов и соответствии с санитарной классификацией. Должны предусматриваться мероприятия по снижению воздействия. Должно обеспечиваться не превышение предельно допустимого выброса вредных веществ в атмосферу;

Пособием к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды»;

СанПиН 2.2.1./2.1.1. 1031-01. «Санитарно-защитные зоны. Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

Устанавливается 5 классов предприятий, например:

— 1 класс – химические производства переработки нефти и газа, получения мышьяка с санитарно-защитной зоной 10000 м.

— 2 класс – производство соляной и серной кислот с санитарно-защитной зоной 500 м.

— 3 класс – газораспределительные станции магистральных газопроводов с санитарно-защитной зоной 300 м.

— 4 класс – производство мыла с санитарно-защитной зоной 100 м.

— 5 класс – производство бумаги из макулатуры с санитарно-защитной зоной 50 м.

Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86. Определяет порядок расчета выбросов вредных веществ.

Материалы и оборудование:

Л.А. Мацкин. Эксплуатация нефтебаз. – М., «Недра». 1975. – 392с.;

Атлас Оренбургской области. – Омск: Роскартография, 1993. — 40с.;

Федеральный закон от 4.05.1999г «Об охране атмосферного воздуха»;

Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды»;

СанПиН 2.2.1./2.1.1. 1031-01. «Санитарно-защитные зоны. Санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86;

А.А. Цыцура. Комплексная оценка качества атмосферы промышленных городов Оренбургской области. / А.А. Цыцура, В.М. Боев, В.Ф. Куксанов, Е.А. Старокожева. — Ор.: ОГУ, 1999. – 168с.

В материалах подраздела необходимо разработать следующие вопросы:

Наименование объекта, основание для разработки проекта, перечень нормативных материалов, на основе которых разработан данный подраздел.

Краткая характеристика физико-географических и климатических условий района площадки строительства.

Расположение площадки предприятия должно содержать:

— площадь отвода для строительства;

— взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов – жилых массивов, рек, транспортных магистралей, предприятий (в м);

— выкопировку из карты-схемы района, М 1:25000, с нанесенным участком под строительство.

Рельеф: уклоны, перепады высот, наличие котловин, холмов.

Общие сведения о климатических условиях по данным справочников, данных государственной службы по мониторингу окружающей среды. Здесь приводят данные о температуре, осадках, ветровом режиме.

Характеристика уровня загрязнения атмосферного воздуха в районе расположения объекта (фон). В проекте приводят:

— перечень контролируемых веществ, регулярность отбора проб;

— данные натурных замеров;

— значения фонового загрязнения (таблица 5.2).

Таблица 5.2 — Фоновые концентрации загрязняющих веществ

Источник

ОХРАНА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА

Борьба за чистоту воздуха ведется многими методами, которые условно можно разделить на пассивные и активные. К пассивным методам относятся те, которые обеспечивают относительную чистоту воздушного бассейна в данной местности (например, в местах концентрации людей), но не исключают выброс вредных веществ в атмосферу в целом. Это, главным образом, учет при размещении источников загрязнения, особенностей местности, устройство санитарно-защитных зон, сооружение высоких труб и т.д. Активные методы охраны атмосферного воздуха, напротив, направлены на то, чтобы вообще не допускать выброс в атмосферу загрязняющих веществ или существенно уменьшить их концентрацию в производственных выбросах. К таким методам можно отнести предварительную очистку топлива от примесей серы и других токсичных веществ, так называемое «облагораживание» топлива, очистку производственных выбросов от пыли, аэрозолей и вредных газов, совершенствование технологических циклов, переход к безотходным производствам и т.п. Вследствие несовершенства или недостатков тех или иных методов обычно идут на их комбинацию.

Правильное размещение промышленности в городах и городских агломерациях, учитывающее конкретные метеорологические и другие условия, обеспечивает меньшее загрязнение воздуха над местами расселения людей, хотя, конечно, никоим образом не может гарантировать чистоту воздушного бассейна в целом. Главная задача в этом отношении состоит в том, чтобы в районах с высоким метеорологическим потенциалом загрязнения не размещать промышленные предприятия высокого класса санитарной вредности.

Санитарно-защитные зоны, устраиваемые между промышленными предприятиями и жилыми районами, могут иметь ширину от 50 до 1000 м, а в отдельных случаях 6-8 км и более. Этот прием применяется весьма широко и в определенной степени обеспечивает защиту населения от вредных выбросов. Вместе с тем это пассивный и, безусловно, временный прием, никоим образом не защищающий биосферу в целом от производственных вредностей. К тому же устройство санитарно-защитных зон в целом неэкономично, так как связано с прокладкой транспортных коммуникаций и инженерных сетей по пустой, по существу, территории, с почти полным изъятием из хозяйственной деятельности значительных пространств.

Читайте также:  Заглубляем каркасный бассейн интекс

Достаточно широко также практикуется сооружение высоких труб, в основном на предприятиях теплоэнергетики. Высокие и мощные дымовые трубы не только обеспечивают более далекий выброс пыли и газов (и соответственно большее их рассеивание в атмосфере), но и позволяют уменьшить число более низких труб, что экономически выгодно. Переход от труб высотой 25 м к высоте 250 м приравнивается некоторыми авторами к очистке дымовых газов на 99%. Однако натурные исследования показывают, что к сооружению высотных труб в плотнонаселенных районах, городских агломерациях надо подходить осторожно, а в ряде случаев и вообще его избегать, так как максимальная концентрация вредных выбросов, нередко превышающая 5-10 ПДК, наблюдается и за 6-8 км от источника выбросов, поскольку подобные трубы сооружают на очень мощных энергетических предприятиях с ежесуточным выбросом до 200 т пыли, 600-700 т сернистого газа и 100-200 т окислов азота. Очаги сплошного поражения растительности вокруг источников выбросов такой силы наблюдались в радиусе до 8 км.

Весьма перспективна предварительная очистка топлива от серы, являющейся причиной образования сернистого газа, трудно поддающегося улавливанию. После пульверизации (измельчения) угля с высоким содержанием в нем серы физическими методами можно удалить из топлива значительную ее часть. Поддается очистке от серы и жидкое топливо. Стоимость «облагораживания» топлива вполне конкурентоспособна со стоимостью устройства современных фильтров и скрубберов и в среднем может составить 5-12% от расходов на основное производство.

Большое развитие в настоящее время получили методы очистки производственных выбросов от пыли и ряда других вредных примесей с применением мощных электрофильтров и скрубберов мокрой очистки газов, позволяющих достигнуть 95-99% очистки выбросов от пыли. В химической промышленности и цветной металлургии используются рукавные фильтры, обеспечивающие удаление тонкодисперсной пыли и аэрозолей. Стоимость газоочистных сооружений весьма высока. Так, например, на современном сталелитейном заводе с технологией кислородного дутья она составляет 5-8% от общей стоимости производства.

К настоящему времени разработано более 200 методов мокрой очистки дымовых газов от диоксида серы (в основном известковые методы). Методы сухой очистки получили наибольшее распространение в Японии. Для улавливания летучей золы применяются электрофильтры, «мокрые» аппараты с трубами Вентури и реже – «сухие» инерционные аппараты.

Метод электроочистки дымовых газов от золы считается наиболее перспективным. Электрофильтрами оснащаются все мощные электроблоки. Эффективность улавливания золы достигает здесь 99,5 %.

Известны достаточно эффективные методы улавливания окислов азота и соединений серы, основанные на разложении окислов азота в тракте дымовых газов с использованием аммиака (окислы азота восстанавливаются при этом до нейтрального азота и водяных паров). Достаточно эффективны также процессы, позволяющие очищать дымовые газы одновременно от окислов азота и серы в одних и тех же аппаратах. К таким процессам можно отнести реализованный на Молдавской ГРЭС озонный метод, сущность которого заключается в том, что содержащиеся в дымовых газах малореактивные соединения (окислы азота, диоксид серы) доокисляются озоном до высших соединений, которые легко растворяются в воде, образуя соответственно азотную и серную кислоты. Уловленные кислоты нейтрализуются аммиаком, при этом образовавшиеся сульфат и нитрат аммония могут использоваться как сельскохозяйственные удобрения.

В России и за рубежом, как об этом было сказано выше, разработаны методы по способу связывания диоксида серы, в том числе аммиачный, известковый, магнезитовый, содовый и др. Однако скрубберы обладают рядом недостатков – они дороги, не вполне надежны, производят большое количество отходов, которые трудно использовать. Весьма перспективны новые тканевые фильтры из термостойких материалов, а также метод высокотемпературной очистки газов.

Все вышеперечисленные приемы, осуществляемые в тех или иных комбинациях, способны значительно уменьшить вредные выбросы в атмосферу, но окончательное решение этой проблемы возможно лишь при переводе промышленности на замкнутые технологические циклы, при переходе к малоотходной технологии. Такие методы особое значение имеют в отраслях промышленности, потребляющих особенно большое количество сырья и характеризующихся токсичными, слабо поддающимися улавливанию выбросами, – химии, черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности и т.п. Сернистый газ, например, может быть превращен в серную кислоту. На некоторых предприятиях налажено производство этого ценного продукта из отходящих газов. В частности, подсчитано, что, если бы улавливалась вся двуокись серы, поступающая в атмосферный воздух в городах США, то можно было бы получать ежегодно около 23 млн. т серной кислоты, т.е. почти полностью удовлетворять потребность страны в этом продукте.

Важная проблема – утилизация тяжелых металлов, содержащихся в некоторых производственных выбросах ртути, свинца и др. Переход на новую технологию открывает широкие перспективы значительно «экологизировать» производство. Так, бескоксовый метод получения железа непосредственным восстановлением концентратов железной руды водородом в черной металлургии делает излишними доменное производство, производство агломерата и кокса и позволяет почти полностью исключить вредные выбросы в воздушный бассейн. Этот способ производства стали позволяет не только резко снизить выбросы пыли, диоксида серы, но и возвратить в технологический цикл используемые газы. Именно на основе такой технологии сооружается один из крупнейших в Европе электрометаллургических комбинатов в г. Старый Оскол. С точки зрения современной науки и техники замкнутые процессы вполне осуществимы в любой отрасли промышленности, но, помимо условий рентабельности таких производств, для их реализации потребуется колоссальное количество энергии (что опять же приводит к дополнительному загрязнению воздушного бассейна от теплоэлектростанций). Поэтому повсеместное осуществление таких циклов станет возможным, вероятно, лишь тогда, когда станет возможным практическое использование термоядерной энергии Важнейшая проблема современных городов — растущий парк автомобилей и загрязнение воздушного бассейна выхлопными газами двигателей. Здесь работы ведутся также в различных направлениях (уменьшение мощности двигателей, изменение режимов их работы, поиски надежных конструкций наиболее «биологичных» автомобилей на водородном горючем и т.д.). Пожалуй, наиболее реально решение этого вопроса на базе создания экономичного электромобиля, хотя и эта проблема не представляется однозначной. Высказываются опасения относительно далеко небезопасной ситуации с точки зрения возникновения массированных электромагнитных полей в результате одновременной работы миллионов электрических моторов. Кроме того, трудно сказать, насколько «чистым» будет производство энергии для «заправки» электромобилей. Не случится ли так, что загрязнение воздушного бассейна в этом случае будет не меньшим, а большим, чем при эксплуатации усовершенствованного, достаточно экономичного автомобиля? Поэтому наряду с поисками экономичных аккумуляторов, энергоносителей и двигателей для них наиболее важно обеспечить эффективную с экологической точки зрения работу огромного парка автомобилей в их традиционном исполнении.

Читайте также:  Установка опалубки для бассейна

Наибольший выброс продуктов неполного сгорания топлива наблюдается при задержках автомобилей у светофоров, стоянке с невыключенным двигателем при ожидании зеленого света, а также в начале движения и при форсированной работе мотора. Поэтому большое значение для охраны воздушной среды имеют меры, способствующие устранению препятствий на пути движения автомашин. После строительства подземного тоннеля на площади Маяковского в Москве, например, содержание окиси углерода в воздухе снизилось в 6-10 раз. Электронный регулировщик движения московского автотранспорта «Старт» позволяет сократить задержки транспорта у светофоров на 25%, на 8-12% сэкономить горючее, уменьшить число дорожных происшествий. Эта система позволяет из единого центра определить скорость движения транспорта на основных магистралях, регулировать режимы работы светофоров, оперативно давать картину дорожной обстановки. Система «Зеленая волна» может обеспечивать снижение загазованности воздуха на магистралях до 17% по окислам азота и на 12% по окиси углерода, на 25% снижая затраты времени на остановки у светофоров.

Отработавшие газы автомобилей обезвреживаются с помощью специальных устройств в системе выпуска двигателя автомобиля. В США получили широкое распространение каталитические двигатели, которые установлены на 18 млн. автомобилей.

В России разработано устройство «Каскад», значительно снижающее содержание токсичных веществ в выхлопных газах (устройство имеет вес всего 150 г, обеспечивает снижение расхода топлива до 7% и уменьшает выброс окиси углерода на 20-40%).

Для защиты воздушного бассейна от загрязнения выбросами автотранспорта большое значение имеют градостроительные мероприятия, направленные на снижение концентраций отработавших газов в местах скопления людей (устройство транспортных развязок в разных уровнях, дублеров магистралей, объездных дорог, использование подземного пространства для размещения гаражей и автостоянок, свободная застройка жилых кварталов с размещением на магистрали экранирующих зданий торгового и коммунально-бытового назначения, включение в поперечный профиль улиц многорядных плотных полос зеленых насаждений и др.).

Воздействие на окружающую среду авиационного транспорта достигается путем уменьшения общего расхода топлива при эксплуатации самолетов (уменьшение пробега самолетов на аэродромах под собственной тягой, доставка пассажиров на посадку автобусами или конвейерами и т.д.). Идут также поиски новых конструктивных схем самолетов с лучшими аэродинамическими качествами, более экономичных типов двигателей и наиболее «чистых» энергоносителей. Несмотря на очевидные недостатки водорода как транспортного топлива (малая плотность, низкая температура кипения), он признан наиболее перспективным. Использование же на летательных аппаратах электродвигателей может быть эффективным лишь при условии, если будут найдены легкие и энергоемкие аккумуляторы и топливные элементы.

Таким образом, предпринимаемые меры по очистке воздушного бассейна способствуют значительному уменьшению загрязнения воздуха в городах, агломерациях и других урбанистических образованиях. Однако эти загрязнения еще долгое время будут значительными вследствие роста промышленных производств и ускоренного развития энергетики, несовершенства технологических процессов и очистки выбросов. Кроме того, ожидаемый в перспективе рост энергопотребления и продолжающаяся тенденция строить дома повышенной этажности приведут не к уменьшению, а к увеличению «островов тепла» в городах, агломерациях и системах расселения.

Поэтому планировочные и градостроительные приемы, способствующие охране воздушного бассейна, никогда не потеряют своей актуальности.

Источник

Оцените статью