Правовое и нормативное регулирование охраны воздушного бассейна
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды.
Президентом РФ 4 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96 – ФЗ.
Как отмечено в преамбуле Закона, « атмосферный воздух является важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии».
Закон «Об охране атмосферного воздуха» всесторонне охватывает проблему. Он обобщил требования, выработанные в предшествующие годы и оправдавшие себя на практике. Например, введение правил о запрещении ввода в действие любых производственных объектов (вновь созданных или реконструированных), если они в процессе эксплуатации станут источниками загрязнений или иных отрицательных воздействий на атмосферный воздух. Получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Государственным санитарным законодательством только для атмосферного воздуха были установлены ПДК для большинства химических веществ при изолированном действии и для их комбинаций.
Гигиенические нормативы – это государственное требование к руководителям предприятий. За их выполнением должны следить органы государственного санитарного надзора Министерства здравоохранения и Государственный комитет по экологии.
Большое значение для санитарной охраны атмосферного воздуха имеет выявление новых источников загрязнения воздушной среды, учет проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов, загрязняющих атмосферу, контроль за разработкой и реализацией генеральных планов городов, поселков и промышленных узлов в части размещения промышленных предприятий и санитарно-защитных зон.
В Законе «Об охране атмосферного воздуха» предусматриваются требования об установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Такие нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника загрязнения, для каждой модели транспортных и других передвижных средств и установок. Они определяются с таким расчетом, чтобы совокупные вредные выбросы от всех источников загрязнения в данной местности не превышали нормативов ПДК загрязняющих веществ в воздухе. Предельно допустимые выбросы устанавливаются только с учетом предельно допустимых концентраций.
Очень важны требования Закона, относящиеся к применению средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов. Все законодательные меры составляют систему профилактического характера, направленную на предупреждение загрязнения воздушного бассейна.
Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается (статья 14) на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенным Правительством РФ.
В соответствии со ст. 17 правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ обязаны осуществлять меры по уменьшению вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии со ст. 23 Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, который является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды, обеспечивает его осуществление на соответствующих территориях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Закон предусматривает не только контроль за выполнением его требований, но и ответственность за их нарушение. Специальная статья определяет роль общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране воздушной среды, обязывает их активно содействовать государственным органам в этих вопросах, так как только широкое участие общественности позволит реализовать положения этого закона. Так, в нем сказано, что государство придает большое значение сохранению благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановлению и улучшению для обеспечения наилучших условий жизни людей – их труда, быта, отдыха и охраны здоровья.
Источник
Мероприятия по охране воздушного бассейна
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:42, реферат
Краткое описание
В начале 21 века у человечества возникла очень большая проблема в виде загрязнения воздушных бассейнов в городах. Источником этой проблемы стали многочисленные промышленные предприятия, забирающие кислород и выбрасывающие в воздух многие промышленные отходы. Всю ужасность картины добавляют автомобили, которые также несут вред чистому воздуху. Поэтому данная тема становится актуальной как никогда. К счатью, сегодня различные страны тратят миллиарды долларов на решение этой проблемы.
Содержание
Введение
Глава 1. Воздушный бассейн и его современное состояние
1.1 Воздушный бассейн и источники его загрязнения
1.2 Текущее состояние воздушного бассейна в мире
Глава 2. Организация охраны воздушного бассейна
2.1 Охрана воздушного бассейна
2.2 Правовое и нормативное регулирование охраны воздушного бассейна
Заключение
Список используемой литературы
Вложенные файлы: 1 файл
Государственное образовательное учреждение.docx
Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработавшие газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей.
Газ вместо бензина. Высокооктановое, стабильное по составу газовое топливо хорошо смешивается с воздухом и равномерно распределяется по цилиндрам двигателя, способствуя более полному сгоранию рабочей смеси. Суммарный выброс токсичных веществ у автомобилей, работающих на сжиженном газе, значительно меньше, чем у машин с бензиновыми двигателями. Так, грузовик «ЗИЛ-130», переведенный на газ, имеет показатель по токсичности почти в 4 раза меньше, чем его бензиновый собрат.
Электромобиль. В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды, специалисты все чаще обращаются к идее создания «чистого» автомобиля. Речь, как правило, идет об электроавтомобиле. В некоторых странах начинается их серийное производство.
Очистка выбросов в атмосферу. Техника газоочистки располагает разнообразными методами и аппаратами удаления пыли и вредных газов. Выбор метода для очистки газообразных примесей определяется в первую очередь химическими и физико-химическими свойствами этой примеси. Большое влияние на выбор метода оказывает характер производства: свойства имеющихся в производстве веществ, их пригодность в качестве поглотителей для газа, возможность рекуперации (улавливание и использование продуктов отходов) или утилизации уловленных продуктов.
Для очистки газов от сернистого ангидрида, сероводорода и метилмеркаптана используется нейтрализация их раствором щелочи. В результате получают соль и воду.
Для очистки газов от незначительных концентраций примесей (не более 1 % по объему) применяют прямоточные компактные абсорбционные аппараты.
Наряду с жидкими поглотителями—абсорбентами—для очистки, а также для сушки (обезвоживания) газов могут быть применены твердые поглотители. К ним относятся различные марки активных углей, силикагель, алюмогель, цеолиты.
В последнее время для удаления из газового потока газов с полярными молекулами стали применять иониты. Процессы очистки газов адсорбентами осуществляют в адсорберах периодического или непрерывного действия. 1
Для очистки газового потока могут быть использованы сухие и мокрые окислительные процессы, а также процессы каталитического превращения, частности, для обезвреживания серосодержащих газов сульфатно-целлюлозного производства (газов варочного и выпарного цехов и др.) используют каталитическое окисление. Этот процесс осуществляется при температуре 500—600 °С на катализаторе, в состав которого входят оксиды алюминия, меди, ванадия и других металлов. Сероорганические вещества и сероводород окисляются до менее вредного соединения—сернистого ангидрида (ПДК для сернистого ангидрида 0,5 мг/м3, а для сероводорода 0,078 мг/м3).
Электрическая очистка (электрофильтры) – один из наиболее совершенных видов очистки газов от взвешенных в них частиц пыли и тумана. Этот процесс основан на ударной ионизации газа в зоне коронирующего разряда, передаче заряда ионов частицам примесей и осаждении последних на осадительных и коронирующих электродах. Для этого применяют электрофильтры.
Для высокоэффективной очистки выбросов необходимо применять аппараты многоступенчатой очистки. В этом случае очищаемые газы последовательно проходят несколько автономных аппаратов очистки или один агрегат, включающий несколько ступеней очистки.
На крупнейшем химическом предприятии ОАО «Акрон» в Новгородской области проводится комплекс мероприятий по охране воздушного бассейна. В 2006 г. выброс загрязняющих веществ в атмосферу составил 5333.19 т. В 2005 – 2006 гг. для сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу были проведены следующие мероприятия:
- модернизация очистки хвостовых газов после абсорбционной колонны с использованием теплоты нитрозных газов. Реализация данного проекта позволила использовать теплоту нитрозных газов после котла-утилизатора для нагрева хвостовых газов, поступающих на очистку, до температуры реакции, исключив из технологической схемы камеру сгорания реактора. Это позволило снизить общий расход природного газа, а следовательно, количество аммиака и оксида углерода в газах, выбрасываемых в атмосферу.
- исключение из технологической цепи огневого подогревателя природного газа на агрегате производства аммиака позволило снизить выброс диоксида азота на 3.5 т в год.
- выполнение санитарных рубок леса в санитарно-защитной зоне площадью 16.5 га, проведение очередного этапа обследования состояния леса.
Перечисленные мероприятия позволили снизить общий валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 34% по сравнению с установленным лимитом. В 2006 г. начаты работы по инвентаризации источников выбросов в атмосферу ОАО «Акрон» и разработке нового проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
2.2 Правовое и нормативное регулирование охраны воздушного бассейна
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды.
Президентом РФ 4 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96 – ФЗ.
Как отмечено в преамбуле Закона, « атмосферный воздух является важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии».
Закон «Об охране атмосферного воздуха» всесторонне охватывает проблему. Он обобщил требования, выработанные в предшествующие годы и оправдавшие себя на практике. Например, введение правил о запрещении ввода в действие любых производственных объектов (вновь созданных или реконструированных), если они в процессе эксплуатации станут источниками загрязнений или иных отрицательных воздействий на атмосферный воздух. Получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Государственным санитарным законодательством только для атмосферного воздуха были установлены ПДК для большинства химических веществ при изолированном действии и для их комбинаций.
Гигиенические нормативы – это государственное требование к руководителям предприятий. За их выполнением должны следить органы государственного санитарного надзора Министерства здравоохранения и Государственный комитет по экологии.
Большое значение для санитарной охраны атмосферного воздуха имеет выявление новых источников загрязнения воздушной среды, учет проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов, загрязняющих атмосферу, контроль за разработкой и реализацией генеральных планов городов, поселков и промышленных узлов в части размещения промышленных предприятий и санитарно-защитных зон.
В Законе «Об охране атмосферного воздуха» предусматриваются требования об установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Такие нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника загрязнения, для каждой модели транспортных и других передвижных средств и установок. Они определяются с таким расчетом, чтобы совокупные вредные выбросы от всех источников загрязнения в данной местности не превышали нормативов ПДК загрязняющих веществ в воздухе. Предельно допустимые выбросы устанавливаются только с учетом предельно допустимых концентраций.
Очень важны требования Закона, относящиеся к применению средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов. Все законодательные меры составляют систему профилактического характера, направленную на предупреждение загрязнения воздушного бассейна.
Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается (статья 14) на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенным Правительством РФ.
Из-за увеличения масштабов антропогенного воздействия (хозяйственной деятельности человека), особенно в последнее столетие, нарушается равновесие в биосфере, что может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете.
Антропогенные процессы загрязнения воздушного бассейна в большинстве случаев поддаются управлению. Однако борьба с трансграничными переносами загрязняющих веществ в атмосфере может успешно вестись лишь при условии тесного международного сотрудничества, что представляет определенные трудности по разным причинам.
Во всех развитых странах приняты законы об охране атмосферного воздуха. Они периодически пересматриваются с учетом новых требований к качеству воздуха и поступления новых данных о токсичности и поведении загрязняющих веществ в воздушном бассейне. Правительством Российской Федерации разработан проект закона об охране атмосферного воздуха, который в настоящее время обсуждается. Улучшение качества воздуха на территории России имеет важное социально-экономическое значение.
В своей работе я рассмотрел организацию охраны воздушного бассейна.
Выполнил следующие задачи работы:
- рассмотрел основные источники загрязнения воздушного бассейна;
- рассмотрел основные проекты по охране воздушного бассейна как в мире в целом, так и в Тульской области отдельно;
- проанализировал правовое и нормативное регулирование охраны воздушного бассейна.
В сложных условиях структурной перестройки хозяйства необходим выбор экологической стратегии на этот период. Ведь именно в этот период будут закладываться основы тех экологических условий жизни населения России, с которыми оно будет жить в ХХI веке.
В переходный период должно быть наращивание научного потенциала в сфере экологии, в особенности перспективных фундаментальных исследований, позволяющих сформулировать стратегию, которая могла бы обеспечить экологическую устойчивость развития России в XXI веке.
Список используемой литературы
- Алимов А.А., Случевский В.В. Век ХХ: экология и идеология. — Л.: Лениздат., 1998. – 109 c.
- Василенко В. Е., Попов А. А., Пушкарев В. Ю. Чем мы дышим? Источники загрязнения атмосферы в областях Центрального федерального округа. // Экология и жизнь. – 2005. – № 4. – С. 55-57.
- Глушкова В. Г. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов: учеб. пос. для студ. экон. вузов. / под общ. ред. проф., д-ра геогр. наук В. Г. Глушковой – М.: Московский лицей, 2003. – 304 с.
- Денисов В. В. Экология: Учеб. пос. для студ. вузов / под ред. В. В. Денисова. – Ростов-на-Д.: Изд. Центр «МарТ», 2002. – 639 с.
- Кочубей В. А., Иванова Н. В. Охрана окружающей среды на ОАО «Акрон» // Экология и промышленность России. – 2007. – № 8. – С. 18–21.
- Кузнецов И. Держать нос по ветру! Как бороться с загрязнением воздушного бассейна городов // Экология и жизнь. – 2006. – № 10. – С. 21–24.
- Певзнер М. Е. Горная экология: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Издательство МГгорногоУ, 2003. – 395 с.
- Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 286 с.
- Шилов И.А. Экология. – М.: Высш. шк, 1998. – 512 с.
- Шимова О. С., Соколовский Н. К. Экономика природопользования. – Москва-Минск: Изд-во Инфра, 2005. – 375 с.
Источник