37. Правила перевозки лесных грузов.
Лесные грузы, предъявляемые к перевозке, должны быть предварительно отсортированы грузоотправителями по длине согласно государственным стандартам на лесопродукцию и подготовлены к погрузке штабелями леса одного размера. Перевозка их осуществляется навалом или в упакованном виде.
В упакованном виде (в пакетах) принимаются к перевозке пиломатериалы, круглые лесоматериалы и изделия из лесных материалов.
Не допускается прием к перевозке непрочно и слабо увязанных пакетов, а также пакетов с неплотной укладкой в них лесных грузов. При погрузке ценных пиломатериалов или изделий из лесоматериалов на палубу судна грузоотправитель обязан укрыть их от атмосферных осадков и загрязнения.
Лесные грузы перевозятся в трюмах и на палубе судна штабелями или в пакетах. В каждый штабель или пакет укладывается лес одного размера. Штабеля и пакеты должны иметь правильную форму без пустот с плотной и устойчивой выкладкой и закрепление на судне, исключающее смещение груза при перевозке. Запрещается погрузка на пакеты непакетированного леса. Для перевозки длинномерных лесных грузов (более 4 м) должны подаваться суда, приспособленные для погрузки таких грузов (иметь специальные приспособления для крепления деревянных стоек). К перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении принимаются лесные грузы длиной не свыше 6,5м.
При перевозке во внутреннем водном сообщении в одно судно, как правило, могут быть погружены лесные грузы назначением только в один пункт и в адрес не более двух получателей, а при перевозке в прямом смешанном железнодорожно–водном сообщении следующие через один пункт перевалки.
При перевозке по водохранилищам, морским участкам, озерам лесные грузы должны быть закреплены, а крышки трюмов закрыты и укрыты брезентами.
Лесные грузы должны грузиться с уклоном от кормовой части судна к носовой так, чтобы обеспечивалась необходимая видимость для судовождения. При этом не допускается, чтобы отдельные бревна выступали за пределы бортов.
При перевозке в одном судне нескольких отправок лесных грузов по разным накладным каждая партия груза должна быть отделена от другой прокладками из этого же леса диаметром не менее 18-20 см.
В процессе загрузки судна лесными грузами нескольких отправок перевозчиком с участием грузоотправителя должен составляться грузовой план размещения леса в трюмах и на палубе судна.
Лесные грузы принимаются к перевозке по количеству и маркировке штабелей навалом, по счету пакетов и с проводником грузоотправителя. Способ приема указывается в транспортной накладной и в акте о погрузке-выгрузке груза.
При отгрузке круглого леса навалом и выложенном на палубе судна в штабеля, грузоотправитель обязан нанести яркой краской предохранительную маркировку на крайние торцы штабелей полосами в виде буквы «Т», горизонтальная часть которой охватывает верхний ряд штабеля по всей его ширине, а вертикальная опускается по середине штабеля на всю его высоту. Маркировка может также наноситься по верхней плоскости каждого штабеля полосой, пересекающей по диагонали все бревна верхнего ряда (рис. 10).
Рис. 10. Способы маркировки лесных грузов
Маркировка лесных грузов, перевозимых в упакованном виде, производится по правилам маркировки пакетов.
Определяемая для целей расчета платы за перевозку масса лесных грузов устанавливается грузоотправителем расчетным путем по условным коэффициентам и указывается им в транспортной накладной. Не допускается указание в транспортных накладных данных о количестве кубометров. Эти сведения грузоотправитель указывает в спецификации на лесную продукцию, прикладываемой к транспортной накладной. Перевозчик имеет право проверить правильность указанной в транспортной накладной массы груза по осадке судна и при обнаружении несоответствия требовать от грузоотправителя составления новых документов, отражающих действительные данные о массе груза.
Лесные грузы, выгружаемые в порту, должны укладываться в штабеля с разделением каждой отправки деревянными прокладками диаметром 18-20 см.
На штабеле каждой партии указывается номер транспортной накладной, а на всем штабеле леса, выгруженного из одного судна, номер или название судна. Эти данные наносятся краской непосредственно на торцевую сторону штабеля или на прибиваемую к нему бирку.
Лесные грузы считаются доставленными полностью и выдаются грузополучателю без проверки, когда в пункт назначения груз прибыл без нарушения на судне штабелей или их маркировки.
При нарушении в судне штабелей или их маркировки проверяется количество груза только в нарушенном штабеле путем его обмера. В случае установления утраты груза, недостача определяется в пределах недостающего объема штабеля.
Лесные грузы, перевозимые с проводником грузовладельца и прибывшие в пункт назначения в исправных судах, выдаются грузополучателю без проверки состояния груза.
Лесные грузы, прибывшие в порт для перевалки на железную дорогу, должны быть до начала разгрузки судна осмотрены представителями порта и судна.
При выгрузке составляется акт, в котором указывается:
- наличие и сохранность маркировки прибывшего леса, имеются ли следы утраты;
- качество сепарации леса;
- наличие и качество реквизита;
- наличие леса нестандартной длины (свыше 6,5);
- наличие гнилого леса среди груза.
Источник
§ 14.6. Перевозка лесного груза на судах
В номенклатуру лесных грузов входят: круглый лес, пиломатериалы, шпалы, рудничная стойка, балансы, дрова, экстрактовое сырье, клепка, заготовки, отходы обработки лесных материалов. В зависимости от характера обработки для различных видов лесных грузов установлены соответствующие правила приема к перевозке и условия складирования.
Абсолютно сухая древесина по химическому составу состоит в среднем из углерода — 49,5 %, водорода — 6,3 %, кислорода и азота — 44,2 %. Минеральные вещества (главным образом соли кальция) в древесине (0,2…1,7 %) при сгорании остаются в виде золы.
Лесные материалы широко применяют в народном хозяйстве. С точки зрения транспорта целесообразно рассмотреть такие свойства древесины, которые влияют на условия перевозки и хранения: влажность, объемную массу, гигроскопичность, пороки.
Влажность древесины изменяется в широких пределах. Различают следующие состояния древесины: мокрая (долго хранившаяся в воде) влажность 100 %, сырая свежесрубленная около 100 %, воздушно-сухая (после длительного хранения в штабелях) не более 15…20 %, комнатно-сухая — 8…10 %, абсолютно сухая. Для расчета массы лесных грузов при перевозке внутренним водным транспортом учитывают степень влажности древесины.
Объемная масса зависит от породы и влажности древесины. Например, при влажности 15% объемная масса следующая, т/м 3 :
Лиственница сибирская ……. … 0,67
Береза обыкновенная ………. … 0,65
При перевозке в основу расчета принимают объем плотной древесины или ее складочную меру и условную массу единицы объема (1 м 3 ). Масса G груза, когда его объем определен в плотной древесине, может быть рассчитана по формуле
wn — количество леса (плотной древесины), м 3 ;
у — условная масса плотной древесины, которая для сухого круглого леса, рудстойки, дров равна 0,8 т/м 3 ; для сырого леса (т.е. леса, заготовленного в текущем году или в прошлых годах, но погруженного из воды) -0,88 т/м 3 ; для сухих пиломатериалов — 0,6 т/м 3 , сырых- 0,66 т/м 3 (сырыми считаются пиломатериалы, заготовленные после 1 сентября предыдущего года).
Массу древесины, объем которой определен в складочной мере, определяют:
G = wсклy β, т (14.4)
wскл — количество лесного груза, складочные, м 3 ;
β — коэффициент, учитывающий пустоты в штабеле и поленнице.
Древесина обладает гигроскопичностью. При просушке до влажности около 30 % из нее в первую очередь испаряется свободная влага, форма и размеры при этом не меняются. При дальнейшем просушивании происходит усыхание клеток древесины, изменяются размеры и форма бруска.
Из пороков древесины практическое значение при перевозке имеют гниль и синева, которые возникают при неправильном хранении в результате деятельности различных грибков и усиленно развиваются при влажности древесины 20…50 % и температуре 23…44 0 С. Солнечный свет и отсутствие влаги губительно действуют на грибки. Не могут они жить и в древесине, хранящейся на воде, насыщенной водой и поэтому лишенной воздуха.
Лесные грузы перевозят в открытых и закрытых судах, а также на баржах-площадках (рис. ).
Рис. Перевозка круглого леса на баржах-площадках
По удобству механизации погрузки и выгрузки баржа-площадка (лесовоз) оказалась наиболее удобным судном для транспортировки лесных грузов. При размещении груза только на палубе она загружается на полную грузоподъемность.
На перевозку в одном судне лесные грузы должны быть предъявлены назначением в один пункт в адрес не более чем двух получателей, а при перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с передачей на железную дорогу в одном пункте перевалки.
Рис. Т\х «Балтийский-202» с пиломатериалами в пакетах.
Материалы, необходимые для сепарации и крепления груза и для приспособления или оборудования судов и вагонов, отправитель предоставляет в размерах, установленных нормами. Эти материалы включают и накладную, перевозят как груз и выдают получателю.
До погрузки лесных грузов отправитель должен отсортировать их по длине, виду древесины и уложить в штабеля одинаковой длины. Пиломатериалы сортируют также по толщине досок и чистоте обработки. При погрузке в судно груз укладывают в штабеля из лесоматериалов одинаковой длины. Погрузка «костром» или внахлестку не допускается.
Рис. . Пакетированные пиломатериалы в трюме
Лесные грузы принимают к перевозке одним из следующих способов: по числу контейнеров, пакетов, связок или другой упаковки, предусмотренной государственными стандартами и техническими условиями; по числу правильно уложенных отправителем штабелей с маркировкой их в соответствии с правилами либо (при покрытии штабелей специальной крышей или укладке верхнего ряда лесоматериалов в виде крыши) без обмера и маркировки.
Мелкие лесоматериалы (тарная дощечка, клепка, квадратик и т.п.) принимают к перевозке только в жестко связанных пакетах или в контейнерах. При перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении пакеты формируют в соответствии с особыми техническими условиями.
Пиломатериалы пакетируют в соответствии с требованиями ГОСТа, а отгружаемые в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с техническими условиями РЖД (рис. ).
Рис. Пиломатериалы – брус в полувагоне.
В прямом внутреннем водном сообщении пиломатериалы могут быть приняты к перевозке с разрешения перевозчика пакетами без жесткой обвязки. В этом случае их грузят в судно отдельными рядами с прокладками между рядами досок или брусков толщиной 6…8 см, чтобы обеспечить застропку пакетов при выгрузке.
При бесклеточной загрузке и креплении бортовыми стойками допускается прием к перевозке лесных грузов без счета штабелей, только с нанесением маркировки. С проводником отправителя лесные грузы могут быть приняты к перевозке навалом без замера штабелей, сепарации и маркировки.
Способ приема груза к перевозке должен быть указан отправителем в накладной и в акте погрузки, где делается отметка «По маркировке штабелей»; «Под крышей»; «Навалом» и др.
При перевозке по водохранилищам, озерам или морским участкам штабеля лесных грузов отправитель должен закрепить на судне, предоставив необходимые для этого материалы.
При транспортировании в одном судне лесных грузов по нескольким накладным, каждая партия должна быть отделена от другой прокладками из этих же лесоматериалов. В таких случаях представитель порта и капитан (шкипер) судна составляют грузовой план размещения отдельных отправок груза. Этот план (подписанный ими и отправителем) предъявляют в порту выгрузки, и груз сдают в соответствии с грузовым планом и накладными.
Массу лесных грузов при перевозке определяет отправитель, делая отметку в накладной.
Представитель перевозчика или капитан судна имеют право проверить установленное отправителем количество груза и при необходимости потребовать новые транспортные документы.
Сведения о числе мест (если такая приемка перевозчиком не производилась) или кубометров древесины могут быть указаны отправителем на обороте накладной в графе отметок, не обязательных для транспорта.
В пункте назначения лесные грузы считаются доставленными полностью, если они прибыли без нарушения маркировки штабелей или повреждения крыши. В случае нарушения их груз проверяют путем обмера только в поврежденных штабелях.
Если лесные грузы перевозились навалом и прибыли в пункт назначения в исправном судне, их выдают получателю без проверки количества.
К лесным грузам относится и щепа-продукт переработки отходов лесопиления и лесозаготовок, употребляемая как технологическое сырье при изготовлении целлюлозы.
Технологическая щепа — легкогорючий материал, перевозится во внутреннем водном сообщении навалом в судах любого типа с соблюдением правил перевозки опасных грузов. Погрузку и выгрузку производят на причалах отправителя и получателя. Количество груза определяет отправитель, который обязан указать в накладной ее влажность и приложить сертификат или удостоверение о качестве.
Источник