Практическая работа характеристика нефтяного бассейна

«Характеристика топливного бассейна»
материал по географии (9 класс) по теме

Практическая работа в 9 классе

Тема: «Характеристика топливного бассейна»

1. Продолжить формировать умение читать тематическую карту.

2.Обучать составлять экономико–географическую характеристику топливного бассейна, используя различные источники географической информации – тематическую карту, статистический материал.

3. Продолжить совершенствовать учебные способы действия – сравнивать, обобщать, делать выводы.

Скачать:

Вложение Размер
prakticheskaya_2.docx 14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа в 9 классе

Тема: «Характеристика топливного бассейна»

1. Продолжить формировать умение читать тематическую карту.

2.Обучать составлять экономико–географическую характеристику топливного бассейна, используя различные источники географической информации – тематическую карту, статистический материал.

3. Продолжить совершенствовать учебные способы действия – сравнивать, обобщать, делать выводы.

Источники : атлас 9 класс, §19 учебника «География России».

1. Определите: а) нефтегазоносные провинции и угольные бассейны, б) основные районы добычи видов топлива. Объясните: а) несоответствие крупнейших угольных бассейнов по запасам и добычам; б) ведущую роль нефтегазовых районов добычи, сравнивая географическое положение.

2. Сравните угольные бассейны по данным таблицы учебника. Объясните расстановку, занимаемые места по добыче.

3. На основании способов добычи определите степень изменения территории в районах добычи топлива. Используйте ваши знания на примере г.Новошахтинска.

4. Кратко изложите ваше видение причин сокращения добычи угля, закрытие шахт Донбасса.

5. Дайте характеристику угольного бассейна по плану:

1) положение относительно потребителя

2) хозяйственная оценка: запасы, качество, глубина залегания, способы эксплуатации, себестоимость.

3) роль и перспективы в хозяйстве страны.

Ответы на задания:

№ 1-4 составленные после обсуждений в группах, — в форме устных текстов, выводов, суждений;

№ 5 – письменный текст выполняют все учащиеся по трем вариантам:

I вариант – характеристика Кузбасса,

II вариант – Канско-Ачинского,

III вариант – Печорского.

Проект для учащихся 6 – 7 классов

Тема: «Экология школы»

Цель : изучить экологическое состояние школы с целью создания экологического паспорта.

1. Научить применять различные способы исследования экологического состояния окружающей среды

2. Обучать составлять таблицы и фиксировать полученные количественные показатели в них.

Тип проекта : практико-ориентированный

Учащиеся после выполнения практических работ:

социологический опрос учащихся 5-11 классов по оценке эмоционального восприятия комфортности школьных помещений;

мониторинг температурного, вентиляционного, светового режима;

составление плана школьных помещений;

оформляют полученные результаты в форме экологических паспортов школьных помещений.

Проект для учащихся 8 – 9 классов

Тема: «Демографическая ситуация в городе Новошахтинске»

Цель : изучить демографическую ситуацию в городе, создать источник информационных ресурсов.

1. Учить извлекать необходимую информацию из различных источников с целью предоставления социального портрета своего города и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

2. Проследить динамику изменения различных статистических показателей.

3. Развивать навыки анализировать, сравнивать, обобщать.

Тип проекта : информационный

Учащиеся после сбора необходимой информации по материалам СМИ, отдела статистики, загса анализируют, составляют наглядный материал (диаграммы, графики) по динамике численности населения, рождаемости, смертности, возрастного и полового состава, занятости в различных сферах и безработицы. Полученный материал оформляют как источник информационных ресурсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Хозяйство России». Значение ТЭК, представление о размещении месторождений нефти и газа.

Реки Саратовской области. Правые и левые притоки Волги.

Электронный тест по теме «Топливная промышленность», География, 9 кл. Тест выполнен в виде презентации с показом на мультимедиа. 2 варианта заданий с выбором вариантов ответов. Ответы прилагаются.

Разработанный модуль поможет учащимся освоить тему урока в соответствии с их возможностями. Задания, выполняемые учащимися, способствуют усвоению материала.

Использую для самостоятельной работы.

При Рассмотрении данной темы в 10 классе наобходимо изучить состав ТЭК, динамику производства и потребления, три этапа развития комплекса; дать характеристику нефтяной, газовой, угольной п.

Практическая работа в 9 классе «Сравнительная характеристика угольных бассейнов».

Источник

Практическая работа по географии для учашчихся 9 класса

Практическая работа по географии для учащихся 9 класса №1
Характеристика района добычи нефти
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям, уметь сравнивать нефтяные базы между собой.
Материалы для выполнения практической работы: учебник по географии, атлас, другие источники информации (Интернет-ресурс).
Ход работы:
Задание: используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить, дав краткую характеристику нефтяным базам России. Материалы сравнения оформить в виде таблицы.
План сравнительной характеристики нефтяных баз.
План сравнения Нефтяные базы
Волго-Уральская Западно — Сибирская
1. Географическое положение относительно потребителей расположена в восточной части Европейской территории Российской Федерации, в пределах республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, а также Пермской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Волгоградской Кировской и Ульяновской областейкрупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев.2. Как разведаны бассейны Район старого освоения (с 1929 года), запасы хорошо разведаны, месторождения освоены. Район нового освоения (с 1970 г.)
3. Степень разработки бассейна, уровень добычи Известно свыше 400 месторождений нефти и 50 – газовых. 25% добываемой нефти в России. Месторождения расположены на глубине 2000 – 3000 м. Добывается 70% российской нефти
4. Способ добычи насосный Насосный (большая часть), фонтанный.
5. Качество нефти Тяжелая, содержит примеси, попутный газ. Высокое, содержание серы – низкое.
6. Условия транспортировки Нефтепроводами на запад и за рубеж. Нефтепроводы в основном западного направления и на юг Сибири.
7. Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных месторождений Выработка месторождений, требует глубокой переработки, т.к. содержит примеси, устаревшие нефтепроводы. Неблагоприятные условия добычи: континентальный климат, заболоченность территории, уязвимость и трудновосстанавливаемость природы. Неполная переработка попутного газа. Низкие капиталовложения ведущие к снижению геологоразведочных работ.

Вывод: нефть и продукты ее переработки остаются на сегодняшний день наиболее востребованными видами топлива, но нефтяные предприятия требуют больших капиталовложений для реконструкции нефтепроводов и оборудования, а также проблемы, связанные с расположением месторождений в районах с экстремальными природными условиями, где природа очень уязвима и требует бережного и рационального отношения к себе.

  • prakticheskaya_rabota_po_geografii_dlya_uchashchihsya_9_klassa
    Размер файла: 14 kB Загрузок: 34

Источник

Практические работы к курсу «География», 9 класс

Практические работы к курсу «География» 9 класса

Практическая работа №1

Обозначение на контурной карте границ, соседних государств и субъектов РФ

Цель работы: формирование умений работать с картой административно-территориального деления России

На контурной карте (стр. 1-2) отметить карандашами разного цвета:

Республики и столицы

Края и автономную область

Практическая работа №2

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение

(Работа с к/к и письменный вывод)

Цель работы: формировать умении работать с картографическим материалом, сравнивать и делать выводы о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны

На контурной карте отметить

города – миллионеры и городские агломерации

желтым и синим цветом выделить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

Сделать вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны

Практическая работа №3

Определение соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Ивановской области

Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать и делать выводы.

Используя карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, сравните демографические показатели для России и Ивановской области. Данные занесите в таблицу

Численность населения (млн. чел.)

Площадь территории (тыс. кв. км.)

Плотность население (чел/ кв. км.)

Доля городского населения (%)

Доля сельского населения (%)

Сравните показатели, объясните причины различий

Практическая работа №4

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа

Используя текст, карты и таблицы учебника, статистические материалы, заполните таблицу

На контурной карте отметьте основные центры металлоемкого и трудоемкого машиностроения

Сделайте вывод о том, в какой части страны и почему сосредоточены эти виды машиностроения.

Практическая работа №5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям

Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал сравнить 2 угольных бассейна. Фактические данные занести в таблицу

Печорский угольный бассейн

Канско-Ачинский угольный бассейн

Какой бассейн наиболее перспективный и почему? Почему нельзя закрывать неперспективный бассейн?

Отметить на контурной карте основные районы добычи угля в России

Практическая работа №6

Составление характеристики нефтяной базы по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям

Дать характеристику Западно — Сибирской нефтяной базы по плану:

Географическое положение, площадь бассейна

Доля в добыче нефти России

Использование в хозяйстве

Проблемы и перспективы развития

Справочный материал к работе

Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн

Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км.Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров.

Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40- 60%), повышенное количество летучих веществ, поэтому она ценное сырьё для химической промышленности.

Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти.
Около 60% нынешнего объема нефтедобычи по-прежнему обеспечивает Югра.
В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой.

Практическая работа №7

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы по картам и статистическим показателям

Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал составить характеристику Уральской металлургической базы. Фактические данные занести в таблицу

Доля района в общероссийском производстве проката (%)

Основные месторождения руды (свое сырье, привозное)

Месторождения каменного угля (свое сырье, привозное)

Крупнейшие металлургические заводы

Проблемы металлургической базы

Сделать вывод о перспективах развития Уральской металлургической базы

Практическая работа №8

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику производств цветных металлов по картам и статистическим показателям

Объясните факторы размещение производства меди в Медногорске и алюминия в Братске. Для этого заполните таблицу

К какой группе цветных металлов относится

К какой металлургической базе относится

Какие факторы размещения наиболее характерны

Отметьте на контурной карте основные районы производства цветных металлов в России

Сделайте вывод о том, чем производство цветных металлов отличается от производства черных металлов

Практическая работа №9

Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства

Цель работы: формирование умений составлять характеристику отраслей агропромышленного комплекса по картам и статистическим показателям

Используя текст учебника и карты атласа, статистические материалы выясните основные факторы и районы размещения основных отраслей растениеводства и животноводства в России. Фактический материал занесите в таблицу

Направления растениеводства и животноводства

Условия выращивания культур или факторы размещения животноводства

На основе таблицы сделайте вывод об основных факторах размещения растениеводства и животноводства

Практическая работа №10

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану

Цель работы: формирование умений составлять характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации

Дать характеристику транссибирской магистрали по плану:

Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условия на эффективность ее работы

Крупнейшие транспортные узлы магистрали

Состав и направление основные грузопотоков

Перспективы развития и пути повышения эффективности работы магистрали

На контурной карте показать направления грузопотоков и транспортные узлы

Практическая работа №11

Оценка ЭГП Северо-Западного района

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики

Отметить на контурной карте состав экономического района

Оценить ЭГП Северо-Западного района России

Типовой план характеристики ЭГП района

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное)

Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства)

Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых баз страны

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и т.д.)

Перечислите отрасли промышленности Санкт-Петербурга. Почему промышленные предприятия сосредоточены в припортовой части города и вдоль Невы?

Сделайте вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства Северо-Западного экономического района

Практическая работа №12

Составление сравнительной характеристики экономических районов

Цель работы: формирование умений сравнения экономических районов с использованием различных источников информации

1.Сравнить Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы, используя план, текст учебника и карты атласа.

Население и трудовые ресурсы

Характеристика межотраслевых комплексов

2.Сделать вывод о роли этих районов в развитии нашей страны

Практическая работа №13

Составление характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона

Цели работы: составить характеристику Норильского промышленного узла, оценив его географическое положение, природные условия и ресурсы, проблемы и структуру производств, систему промышленных центров; совершенствовать навык использования различных источников географической информации для поиска нужного материала; проверка навыка работы с контурной картой.

Используя карту атласа (страницы 44 – 45), определите географическое положение Норильска: широту и долготу, положение по отношению к Северному полярному кругу, транспортно-географическое положение, положение по отношению к Енисею, к ресурсным базам.

Посмотрите на карту учебника (рисунок 67 на странице 224). На ней показаны выбросы Норильского промышленного узла. Подумайте, почему зона этих выбросов тянется на восток, к реке Хатанге.

Подумайте, почему перед вскрытием Енисея убирают подальше от берега все портовые сооружения, краны, рельсовые пути, временные причалы.

Используя контурную карту Восточной Сибири, создайте схему Норильского промышленного узла. Для этого:

— в пунсонах городов Норильск, Дудинка, Усть-Порт, Талнах, Игарка обозначьте цветом промышленную специализацию;

— нанесите на схему природные ресурсы;

— соедините центры – покажите связи между Норильском, местами добычи руд, угля, газа (газопроводы), портами (железная дорога);

— линиями движения покажите, в каких направлениях по Енисею из портов Дудинка и Игарка направляются грузы, что и куда перевозят по Северному морскому пути;

— цветным пунктиром обозначьте главные зоны загрязнения территории района Норильским комбинатом и стрелкой укажите направление выбросов.

Город Норильск был назван по реке Норилке, соединяющей озера Пясино и Ламское. Город расположен в 122 километрах к востоку от порта Дудинка (имеющего причалы как для морских судов, так и для речных). С этим портом он соединен самой северной в России железной дорогой. Город возник в связи с открытием в этом районе (1919 – 1922) никелевых и платиновых руд и строительством (с 1935 года) горно-металлургического комбината. И комбинат, и сам город были построены узниками сталинских лагерей (ГУЛАГа). В Норильском районе помимо крупнейших ресурсов комплексных медно-никелево-кобальтовых руд имеются крупнейшие в мире запасы платины, а также ресурсы золота, серебра, селена, теллура. В состав здешних руд входит большое количество серы, из-за чего при их переработке происходят значительные вредные выбросы.

На базе Норильской группы месторождений развивается самый северный в мире крупный территориально-промышленный комплекс. Его ядро составляет мощный горно-металлургический комбинат, включающий в себя несколько заводов и рудников. Крупнейшие рудники находятся неподалеку от Норильска, у города Талнаха. Месторождение углей – у города Каеркан и несколько поселков. К западу от Норильска разрабатывают месторождения газа (Мессояха и другие), которые соединены с городом газопроводом. Южнее, на реке Хантайке, построена ГЭС. Есть крупный порт по вывозу леса и лесоматериалов – Игарка, доступный до морских судов, есть порт Диксон – морские ворота енисейского Севера.

Наряду с преимущественно русским городским населением близ Норильска проживают ненцы. Есть здесь и поселения менее крупных народов. Они занимаются оленеводством. Значительное количество оленей забивают для снабжения мясом Норильского района.

Город Норильск построен на вечной мерзлоте с использованием бетонных свай, приподнимающих здания над поверхностью, что сохраняет грунт в мерзлом виде. Норильск хорошо спланирован, имеет несколько архитектурных ансамблей. В городе есть драматический театр, Дворец культуры и спорта.

По реке Енисею через порт Дудинка Норильск связан с краевым центром – Красноярском, куда отправляет часть своей продукции, в том числе концентраты платины и редких металлов, для переплавки на металлургическом заводе Красноярска.

Летом по Енисею осуществляется снабжение Норильского района (с юга) всем необходимым для его жизнедеятельности.

Дудинка – морской порт на Северном морском пути, по которому Норильск отправляет рудные концентраты и рядовой металл на переплавку в города Кольского полуострова – Мончегорск и Печенгу. Эти центры вместе с Норильским комбинатом объединены в концерн «Норильский никель», производящий 80% никеля, кобальта и значительную часть меди России. Этот комбинат – крупнейший в мире экспортер никеля.

В то же время Красноярский край занимает первое место среди республик и областей России по выбросу вредных веществ в атмосферу. Из них 80% приходится на Норильский комбинат. Помимо этого в Норильском районе значительно загрязнены воды, огромны бытовые отходы.

Эти проблемы загрязнения сказываются на экологии полуострова Таймыр: 13 миллионов гектаров земель охотничье-промыслового значения и оленьих пастбищ там настолько загрязнены, что выведены из хозяйственного оборота. Неочищенные стоки вод подрывают рыбохозяйственное значение его рек.

Практическая работа №14

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения Ивановской области

Цель работы: формировать умение объяснять основные демографические процессы, происходящие на территории нашей области

Определите среднюю плотность населения Ивановской области, используя атлас Ивановской области

Определите районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

Сделайте вывод о причинах высокой и низкой плотности населения в отдельных районах Ивановской области

Источник

Читайте также:  Страшные истории про пруд
Оцените статью