Поволжьем считается весь речной бассейн волги территории непосредственно

Урок по теме «Поволжье». 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9

Цели:

  • Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов.
  • Показать роль Волги в развитии экономики района.
  • Сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья.
  • Познакомить с проблемами района.

Оборудование:

  • Социально-экономическая карта России
  • Карточки с заданиями
  • Проектор
  • Компьютер
  • Экран

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала

(Рассказ учителя сопровождается презентацией )

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!

— Вы уже, наверное, догадались, что сегодня речь пойдёт об экономическом районе, название которого связано с названием Великой русской реки Волги.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Поволжским районом.

На юго-востоке европейской части России (там, где плавно несёт свои воды великая русская река Волга), по обоим берегам среднего и нижнего течения реки, расположен один из крупных экономических районов нашей страны — Поволжье.

Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу — самую большую реку в Европе.

Волга занимает особое место в жизни страны. На продолжении многих столетий она была матерью-кормилицей, свидетельницей тяжёлой борьбы народов за лучшую долю.

С давней поры Волгу русский народ называл матушкой-рекой. На берегах Волги поднялись десятки славных русских городов.

Волга — река-красавица, река-труженица; Волга — самая большая река Европы и самая обжитая из крупных рек нашей страны.

2. Знакомство с городами, расположенными на Волге.

Под стать широкой, вольной Волге, расположились на её берегах удивительные по красоте, истории и неповторимости, города.

Казань — столица республики Татарстан, один из старинных университетских городов России. Много известных имён связано с Казанским университетом. Здесь учились Л. Н. Толстой, Аксаков, Балакирев и др. Казань — древний город, который сейчас известен как город химиков и металлистов.

Ульяновск — город-труженик, растёт и хорошеет с каждым годом. Сегодняшний Ульяновск — крупный промышленный и культурный центр. Здесь выпускают фрезерные станки, двигатели, моторы, автомобили-вездеходы, высокоточные приборы и многое другое.

Самара — мощный промышленный узел, крупный центр машиностроения и науки страны. Здесь получили развитие точное, нефтехимическое, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая, нефтеперерабатывающая и пищевая промышленность.

Саратов — важный промышленный и культурный центр, один из крупнейших городов Поволжья. Это родина Н.Г.Чернышевского. Здесь университет его имени, много других ВУЗов, консерватория, музеи, машиностроительный, нефтеперерабатывающий и другие заводы. Тесно связан с Саратовом, расположенный на противоположном берегу Волги, город Энгельс, в котором выпускаются троллейбусы.

Волгоград — город-герой на Волге. О его стены, о стойкость и бесстрашие сынов Родины разбились злобные планы фашистских захватчиков, пытавшихся завоевать нашу страну. Издали, с реки, видна величественная фигура женщины с поднятым мечом в руке. Ею увенчан знаменитый Мамаев курган, который стал памятником славы Советской Армии и надгробием многих тысяч бойцов, отдавших здесь жизнь за счастье нашей Родины.

У начала Волжской дельты лежит Астрахань, замыкающая цепочку больших волжских городов. Это крупный центр рыбной промышленности. Здесь много рыбоконсервных и рыбоперерабатывающих заводов.

3) Работа в группах

А) Этап «Осмысление» (работа в группах).

— Сейчас вы в своих группах получите задание. В ходе его выполнения будете прорабатывать текст параграфа, используя пометки на полях:

  • «v» — знаю
  • » — » — противоречит моим первоначальным представлениям
  • » ? » — хочу узнать
  • » + » — это для меня новое

После изучения своего вопроса вы в своих группах обменяетесь информацией и выберите своего докладчика. Группа имеет право помочь ему.

Задания для групп:

  • 1 группа — оценить ЭГП района, его природные условия и ресурсы;
  • 2 группа — выяснить особенности населения Поволжья;
  • 3 группа — определить отрасли специализации Поволжья и факторы их размещения;
  • 4 группа — выявить проблемы Поволжья.
Читайте также:  Как сделать качественный бассейн

Б) Сообщения докладчиков.

— Внимательно слушайте, запоминайте, т.к. в конце урока вы напишете тест по этой теме.

4. Проблема «Большой Волги».

Одна из главных проблем Поволжья — проблема «Большой Волги». Так назывался проект её преобразования путём создания плотин и водохранилищ.

Проект преследовал решение основных задач:

  • энергетической
  • транспортной
  • орошения засушливых территорий
  • водообеспечения промышленности и населения.

Но была решена только одна проблема — энергетическая.

  • На Волге и Каме построено 11 ГЭС, однако водохранилища не увеличили транспортную пропускную способность.
  • Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% территории находятся в критическом состоянии, гибнут приволжские леса.
  • Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, а стало сложнее из-за сильного загрязнения (прозрачность снизилась в несколько раз).
  • Волга несёт в Каспийское море сотни тысяч тонн взвешенных веществ, нефтепродуктов, мыльной пены, фенолов.
  • Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее стадо осетровых рыб.
  • Затопление огромных площадей плодородных земель.
  • Переселение или затопление 96 городов и ПГТ, 2500 сёл и деревень, тысячи памятников истории и культуры.
  • Как развязать сложный узел волжских проблем?

    Во всём Поволжье десятки, сотни тысяч людей действуют под лозунгом:

    «Быть Волге чистой!»

    Правительство приняло строгие меры против загрязнения бассейна Волги:

    — Ни одна капля неочищенных вод с промышленных предприятий не должна попасть в Волгу и её притоки. На это тратятся огромные средства.

    — Промышленное предприятие не может вступить в строй, если нет установки для очистки промышленных стоков.

    — Переоборудуются старые предприятия, на которых очистных сооружений не было.

    — Флот, перевозящий нефть, бензин, смазочные вещества, удобрения, переоборудуются так, чтобы его груз не мог попасть в воду.

    — Запрещено сбрасывать в реку мусор с пассажирских судов.

    Вернуть затопленные земли, не сократив выработку электроэнергии, можно с помощью ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции). Которые накапливают энергию путём подъёма воды насосами в бассейн выше станции. При росте потребности в электроэнергии из бассейна выпускается поток, энергия которого преобразуется в электрическую.

    В результате, включение земель в Волжский каскад резко сокращает зеркало водохранилищ и компенсирует связанные с этим энергетические потери.

    6) Астраханский заповедник

    Где дельта Волги выходит к Каспийскому морю, большие участки, заросшие камышом, сохраняются в естественном виде. Это знаменитый Астраханский заповедник, который был создан в апреле 1919 года. Так было положено начало планомерному изучению и охране одного из уникальных уголков земли. Тут раздолье рыбам и водоплавающим птицам. Среди зарослей водных растений распускаются великолепные цветы лотоса.

    Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться дивным уголком, сохранённым в своей первозданной красоте.

    III Закрепление полученных знаний

    1. Укажите субъекты Федерации, которые входят в состав Поволжья:

    а) республика Мордовия

    б) республика Башкортостан

    в) республика Калмыкия

    г) республика Тыва

    д) республика Удмуртия.

    а) весь речной бассейн Волги

    б) территории, непосредственно примыкающие к Волге

    в) области и республики России, находящиеся в среднем и нижнем течении Волги.

    Выберите верное высказывание:

    а) Поволжье связывает воедино две крупные части России

    б) Поволжье обеспечивает экономическую целостность страны

    в) Поволжье выполняет транспортно-распределительную функцию

    г) все высказывания верны.

    Выберите вариант, где перечислены природные ресурсы Поволжского экономического района:

    а) руды чёрных и цветных металлов, калийные соли

    б) топливные, гидроэнергетические и агроклиматические

    в) уголь, химическое сырьё, лесные ресурсы

    г) рекреационные и водные ресурсы, слюда.

    Население Поволжья растёт главным образом за счёт:

    а) высокого естественного прироста

    б) миграционного прироста.

    Читайте также:  Скиннер для бассейна своими руками

    В Поволжье находятся города-миллионеры:

    Назовите центры машиностроения:

    Химические заводы Поволжья производят:

    б) пластмассы и химические волокна

    в) пластмассы и химические волокна и синтетический каучук.

    Недра Поволжья располагают большими запасами:

    Поволжье — один из Российских лидеров по производству:

    г) синтетического каучука

    Сельскохозяйственная специализация внутри Поволжья изменяется:

    а) с севера на юг

    б) с запада на восток

  • Подбери пару:
    1. 1) рыбная столица Поволжья

      2) столица Татарстана

      3) центр производства легковых автомобилей

      4) центр добычи соли

      5) единственный административный центр, лежащий не на Волге

      6) центр производства троллейбусов

      7) центр производства грузовых автомобилей

      а) Казань

      1-в; 2-в; 3-г; 4-б; 5-б; 6-а, в; 7-а, б, в, г; 8-в; 9-а; 10-б, в, г; 11-а; 12-1б, 2а, 3г, 4в, 5ж, 6д, 7е.

      Литература

    2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2009.
    3. Русаков Г.В., Конечный А.Г., Косова А.А. Астраханский заповедник. — М.: Агропромиздат, 1991.
    4. Источник

      Урок географии по теме «Поволжье» 9 класс

      специалист в области арт-терапии

      Урок по теме «Поволжье» 9 класс

      Учитель 1 квалификационной категории Белянина Л.Н.

      Цель: Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья.

      — познакомить учащихся с составом Поволжского района, оценить его экономико-географическое положение (ЭГП);

      — описать природные условия и ресурсы. Показать роль Волги в развитии экономики района.

      -продолжить формирование основных географических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера,

      -развитие познавательного интереса к предмету.

      -формирование творческой активности ;

      — стимулирование стремления к интеллектуальному развитию;

      Тип урока: комбинированный

      Организационная часть – 1 мин.

      Беседа с учащимися, подводящая к изучению новой темы – 5 мин.

      Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.

      Объяснение нового материала – 20 мин.

      Практическая работа 10 мин.

      Подведение итогов урока – 2 мин.

      Домашнее задание – 1 мин.

      Содержательная часть урока

      Этап проверки домашнего задания Фронтальный устный опрос + работа с картой

      — Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите их на карте.

      (Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию)).

      — На сколько экономических районов разделена территория России? (на 11(8 экономических районов в Западной зоне и 3 – в Восточной)).

      С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? По контурам постарайтесь узнать экономический район и назвать его главные особенности. ( С-З, Центральным, Северо-Кавказским, Чентрально-Черноземный).

      Фронтальный письменный опрос

      Определите по описанию, о каком экономическом районе идет речь.

      Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)

      В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)

      Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)

      В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)

      III . Этап усвоения новых знаний и умений

      Сценка – слова царя Бориса из драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»

      ЦАРЬ: А ты, мой сын, чем занят? Это что?

      ФЕДОР: Чертеж земли московской; наше царство

      Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

      Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.

      Вот пермские дремучие леса.

      ЦАРЬ: А это что такое

      Узором здесь виется?

      ФЕДОР: Это Волга.

      ЦАРЬ: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

      Как с облаков ты можешь обозреть

      Все царство вдруг: границы, грады, реки.

      Учись мой сын: наука сокращает

      Нам опыты быстротекущей жизни –

      Когда-нибудь, и скоро, может быть

      Все области, которые ты ныне

      Изобразил так хитро на бумаге

      Все под руку достанутся твою

      Учись мой сын, и легче и яснее

      Державный труд ты будешь постигать.

      ФЕДОР: Вот отсюда, именно отсюда,

      Из глубин лесного родника,

      Выбегает голубое чудо-

      Русская великая река.

      Лёгкий дом, как девичья светёлка,

      Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

      Стойте, люди! Здесь родилась Волга!

      Здесь её и дом, и колыбель!

      — Вы уже, наверное, догадались, что сегодня речь пойдёт об экономическом районе, название которого связано с названием Великой русской реки Волги.

      Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Поволжским экономическим районом . Слайд 1

      Цель нашего урока : Познакомиться с его составом, оценить экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Поволжского района. У каждого из Вас есть на столе ЛИСТ-ПРОГРАММА

      Работа с картой Задание №1

      Используя карту в атласе, определите, какие субъекты РФ составляют ПЭР

      Республика Татарстан, республика Калмыкия, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Пензенская обл.

      — Запишите состав района в рабочую тетрадь. Слайд 2

      По плану и по тексту учебника дать самостоятельно характеристику ЭГП Поволжья, оценить его, отличительные черты ЭГП записать выводы в тетрадь.

       Стержень района – Волга, связующее звено субъектов федерации, образующих экономический район.

      Район вытянут с севера на юг (около 1500 км).

      Находится между двумя индустриальными ядрами: Центральной Россией и Уралом.

      Граничит с Центральным районом, Северным Кавказом. Уралом.

      Имеет внешние границы с Казахстаном, но граница «прозрачная» — приток мигрантов, поставка сырья, рынок сбыта, наркотики.

       По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.

      Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.

      Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.

       Транспортное положение: Судоходная река.

      Транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы.

      По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, Черному, Азовскому.

      ВЫВОД: (Район имеет очень выгодное экономико – географическое положение).

      Работа с картами в атласе + таблица

      Давайте оценим природно-ресурсный потенциал района

      — Используя карты в атласе, заполните таблицу «Природные условия и ресурсы Поволжья». Слайд 5.

      климат – умеренно – континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи – причина не урожаев.

      природные зона – закон широтной зональности, ярко выражен, т.к. район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:

      С—————Ю смешанные леса – Татарстан;

      лесостепи – Ульяновская и Саратовская области;

      степи – Саратовская и Волгоградская области;

      полупустыни – Астраханская обдасть

      геологическое строение – осадочный чехол древней Русской платформы

      По карте Поволжья учащиеся определяют наличие следующих ресурсов: Слайд 6

      Минеральные: а) добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области); б) поваренная соль (озеро Баскунчак и Эльтон); в) строительные материалы.

      Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК);

      3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (Нижнекамское, Волгоградское, Саратовское, Куйбышевское)

      Природные условия и ресурсы района.

      Дайте оценку природных ресурсов Поволжья. Сделайте вывод.

      Источник

      Оцените статью