Поцелуй детей у фонтана

Фонтан «Первая любовь»

Этот фонтан был установлен в Саду общественного собрания (ныне горсад им. А.С.Пушкина) ещё до революции — в 1909 или 1910 году (разные источники расходятся в датировке). Сам же городской сад был разбит на месте берёзовой рощи в 1908 году. Известно, что это была единственная скульптура в дореволюционном Челябинске (но при этом не единственная и не первая в Челябинской области).

Чего только не писали о её происхождении. По одной из версий, неподалёку от горсада жил купец, у которого утонули дети — сын и дочь, и поэтому он решил увековечить их память, заказав эту скульптуру. Справедливости ради надо отметить, что эта легенда про купца и утонувших детей вовсе не оригинальна, она окружает и многие другие экземпляры этой скульптуры (об этом чуть ниже).

По другой версии фонтан и скульптура — подарок городу от одного из купцов Челябинска. В этой связи называли даже фамилию купца Валеева. В областном краеведческом музее считают, что это было тиражное производство, а скульптура, соответственно, типовая. Писали также, что скульптура была привезена в Челябинск из Европы — из Германии или Италии.

То, что скульптура типовая, или уж, по крайней мере, широко распространена, спорить не приходится. Могу перечислить города, где её удалось обнаружить.

УФА. Точно такой же, как и в Челябинске, фонтан «Первая любовь» стоял в Уфе в Ушаковском парке (после революции парк им. Александра Матросова, ныне парк имени Ленина). Появился он тоже до революции и простоял до конца семидесятых. «В середине просторной чаши — каменный грот зеленого цвета с тремя просветами, смонтированный из мелких фрагментов. На нем — мальчик и девочка под зонтиком, из вершины которого льется вода»,- так описывает популярную композицию, стоявшую немного в стороне от центральной аллеи парка, старожил Борис Леонидович Попов (цитата из журнала «Уфа»). При реорганизации парка грот был разрушен, а скульптура снесена.

К сожалению, найти фотографии этого фонтана мне не удалось.

ГУРЗУФ. Это, пожалуй, самый известный из фонтанов «Первая любовь» в дореволюционной России. Существует несколько открыток с его изображением. В числе других фонтанов («Нимфа», «Ночь», «Рахиль», «Муза», «Гречанка») он был установлен в имении купца П.А.Губонина (ныне военный санаторий). К настоящему времени из всех этих фонтанов сохранились всего два — «Ночь» и «Рахиль». Фонтан «Первая любовь» не сохранился.

Открытка акц. о-ва Гранбергъ въ Стокгльмъ.

(источник)

ОРЕНБУНГ. Аналогичную скульптуру (правда, без зонта и без фонтана) можно найти на первом этаже Оренбуржской клиники восстановительного лечения в Караваевой роще. Отлита она, по всей видимости, из чугуна. Отследить время и источник её появления мне не удалось, но оренбуржцы уверенно говорят о дореволюционном происхождении.

САМАРА. Этот фонтан благополучно дожил до наших дней. Установлен он был в Струковском саду тоже до революции, в 1890-х годах (т.е. даже раньше, чем в Челябинске). Первоначально, в 1889 году комиссия обратилась в Цинко-литейный художественный завод Георга Поль в Москве с заказом на «необыкновенную скульптурную фонтанную группу «Три мальчика с тумбой и вазой», окрашенную под цвет бронзы стоимостью 250 рублей». В 1899 году был установлен второй фонтан у другого грота уже с одним мальчиком напротив старого. Эти фонтаны горожане потом так и называли «у мальчиков», которые стали удобным местом встреч. Позже скульптурная группа второго фонтана была заменена на новую — «мальчик и девочка под зонтиком». В 1900 году был установлен еще один фонтан у Благородного собрания. Фонтан с мальчиком и девочкой можно лицезреть и сейчас. Зонтик, правда, куда-то ветром унесло.

По покраске — прямо Петергоф 🙂

(источник)

Но чуть раньше это был колер «под бронзу».

(источник)

А ещё раньше был и зонтик, правда не из оргстекла, как у нас, а тоже бронзовый. Фотография некоторой давности (думаю, год приблизительно 2007):

(источник)

САРАПУЛ. Здесь такой же фонтан появился тоже до революции, перед дачей купца П.А.Башенина. Дача, кстати, сама по себе является шедевром деревянного зодчества и строилась по проекту московского архитектора. После революции здесь был детский профилакторий, а с восьмидесятых особняк вообще стоял заброшенным. Фонтан сохранился до наших дней, но уже давно не работает — говорят, дренажная система пришла в полную негодность. Фигурки детей уцелели, но теперь их едва можно разглядеть под слоем краски. Что интересно — легенда про утонувших детей бытует и здесь, хотя местные краеведы утверждают, что Павел Андреевич Башенин умер бездетным.

Читайте также:  Как подобрать насос для пруда

Фрагмент усадьбы [П.А.Башенина] с домом и фонтаном «Первая любовь».

(источник)

Ну и, наконец, ЧЕЛЯБИНСК. Как я уже говорил, фонтан появился в горсаду в 1909-1910 году. Плинт скульптуры крепился к чугунному коническому основанию, в котором были дугообразные вырезы на четыре стороны. Внутри основания стояла мощная электролампа. Через цветные семафорные стёкла она освещала водяные брызги красным, зелёным, синим и жёлтым светом, что в вечернее время создавало эффектное зрелище.

Открытка издания фотографа В.Г.Половникова (1912):

Снимок 50-х годов (фото Ю.Подольского):

После революции фонтан использовался в качестве фонтанчика для питья возле детской игровой площадки, а в 1953 году скульптуру демонтировали, и она 30 лет провалялась на складе. В 1983 году ее нашли (правда, без зонта) и передали в областной краеведческий музей. Оригинал в сентябре 2002 года демонстрировался на выставке «Южноуральская бронза» в Доме архитектора, а в 2008 году — в областном краеведческом музее:

Нынешняя скульптура, которая стоит сейчас в горсаду им.Пушкина — копия оригинальной, изготовленная во время реконструкции в 2001 году. Новый директор горсада хотел забрать у краеведческого музея чугунный оригинал, но не вышло — не отдали, поэтому пришлось сделать копию. Реставрацией занималась компания «Уральская бронза» (кто именно, доподлинно выяснить не удалось; в одном месте упоминают имя скульптора Д.Костылева, в другом — С.Н.Воробьева). Новая «старая» скульптура с зонтиком из оргстекла, сделанная из бронзы по технологии отливки по восковой модели, была установлена в городском саду им.Пушкина 6 августа 2001 года.

Но вернёмся к скульптурной композиции. Весьма примечательно, что ни один из писавших о челябинском фонтане даже вскользь не упоминает, кто же является её автором. Тиражная, мол, скульптура — и всё тут. А вот сарапульцы, например, отлично знают автора:

Это русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913).

Родился 21 августа (2 сентября) 1836 года в селе Лесное под Санкт-Петербургом.
1852—1860 — учится в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни.
1857 — барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора»
1859 — барельеф «Квинцию Цинцинату приносят римские посланники весть об избрании его диктатором»
1860 — «Возвращение Регула из Рима в Карфаген»
1862 — бюст Ф.А.Бруни (гипс)
1862 — бюст Т.Г.Шевченко (гипс)
1863 — «Мальчик-скульптор» (гипс)
1863 — по направлению Академии уезжает на 6 лет в Италию, по пути посещает Берлин, Дрезден, Мюнхен и Париж. Изучает технику обработки мрамора, живет в Карраре, затем работает во Флоренции.
1866 — «Мальчик-скульптор», мраморная копия по заказу императора Александра II
1867 — «Вдова с ребёнком» (гипс)
1869 — «Дети под дождём»
1868-1869 — повторяет из мрамора «Детей под дождём» и «Вдову с ребёнком»
1869 — возвращается в Санкт-Петербург
1870 — участие в конкурсе на памятник М.И.Глинке (этот эскиз был использован для создания памятника в 1885 году памятника Глинке в Смоленске)
1870 — «Первый шаг» (гипс)
1870 — за «Вдову с ребёнком» получает звание академика Императорской Академии художеств
1870 — едет во Флоренцию, чтобы повторить «Первый шаг» в мраморе по заказу Александра II
1872 — возвращается на родину
1873 — барельеф А.М.Княжевича
1873 — получает медаль «За искусство»
1873 — оставляет занятия скульптурой и переезжает в Америку. Поселившись штате Канзас, несколько лет занимается фермерством
1881 — переезжает во Флориду и возвращается к творчеству
1889 — участвует в конкурсе на скульптурное украшение Капитолия в штате Канзас
1889 — преподаёт скульптуру в Американской школе искусств в Нью-Йорке
1893 — оформляет павильоны на Всемирной выставке в Чикаго
1908-1912 — работает над очень сложной скульптурной группой «Мир» (не закончена)
Скончался 13 (26) августа 1913 в г.Клируотер, штат Флорида, на 77-м году жизни.

Для полноты картины пройдусь по основным произведениям — чтобы, так сказать, дать представление о руке мастера.

Бюсты Ф.А.Бруни и Т.Г.Шевченко. Находятся в Третьяковской галерее в Москве.

«Вдова с ребёнком», «Мальчик скульптор» и «Первый шаг» (мраморные копии) выставлены в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Как сделать бассейн с колесами

«Вдова с ребёнком». Другое название — «Вдова и сын».

(источник)

«Мальчик скульптор». Другие названия — «Юный скульптор», «Молодой скульптор».

(источник)

«Первый шаг». Другое название — «Первые шаги».

(источник)

«Девочка-грибовица». Другие названия — «Девочка-грибница», «Грибница после грозы», «По грибы» и «Алёнушка». Очень известная копия этой скульптуры стоит на Советской площади в подмосковном Клину и является, по сути, символом города. Изготовлена на Каслинском чугунолитейном заводе в конце 19 века. В Клин, точнее в своё имение в селе Золино, её привёз купец Д.Чернядев. В 1900 году на всемирной парижской выставке Ф.Ф.Каменский был удостоен за эту скульптуру серебрянной медали. По некоторым данным, существует две скульптуры, сделанные самим Каменским: одна находится в Клинском краеведческом музее (из усадьбы Чернядева), а вторая — в Свердловской картинной галерее (по всей видимости, именно она и выставлялась в Париже).

Дети под дождём. Другие названия — «Мальчик и девочка под зонтом», «Первая любовь». Все известные копии я вроде бы уже перечислил, а вот где находится оригинал — трудно сказать. По крайней мере, нашёл упоминание о том, что эта скульптура внесена в каталоги Русского музя, и если так, то скорее всего находится в его запасниках.

И ещё один любопытный штрих. В одном форуме, где обсуждались работы Ф.Ф.Каменского, прозвучало мнение, что фонтан «Первая любовь» создан по сюжетам Елизаветы Меркурьевны Бём.

Не знаю, в какой степени это соответствует действительности (вряд ли, конечно), но по крайней мере мне тоже кажется, что простодушно-романтические нотки там и там весьма созвучны.

Добавлю, пожалуй, «мусора и рекламы» (тм) 🙂 Хотите иметь такой фонтан в своём саду или во дворе? Можно купить в Санкт-Петербурге (дорого) или в Челябинске (подешевле).

Источник

Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна

За свою долгую и насыщенную жизнь Робер Дуано удосуживался многих титулов и званий. Его называли «Поэтом улиц», «Певцом парижских окраин» и «Мастером гуманистической французской фотографии». В свойственной ему манере он изображал жизнь Парижа скромной, игривой и ироничной. Из ежедневной суеты выхватывал забавные совпадения, контрастные неожиданности, а порой и эксцентричные выходки, изображающие непосредственность реального существования.

Робер Дуано (Robert Doisneau) родился 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа. Окончив школу, поступил в художественно-ремесленное училище. В юном возрасте Робер был настолько замкнут и застенчив, что в 16 лет начал с фотографирования булыжников, позднее перешёл к съёмке детей и взрослых. С 1934 года Дуано работал профессиональным фотографом для «Рено», но в 1939 попал под увольнение.

В годы Второй мировой войны он служил в армии, затем сотрудничал с Движением сопротивления. В 1949 году Робер Дуано заключил контракт с журналом Vogue, а через несколько лет стал независимым фотографом.

«Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую.
В действительности, это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем.
Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время.
Наверно это полнейшее безумие».

«Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Самая знаменитая фотография всех времен и народов, символ Парижа, гимн молодости, весны и любви принесла ему большие деньги, немеркнущую славу, но в то же время и большие проблемы. Ведь у каждой медали есть две стороны. Дуано пришлось познакомиться с обеими. В общем и целом, если не приглядываться к частностям, кадр выглядит абсолютно случайным, и, казалось бы, исключает всякую мысль о постановке. Ну кого в Париже могут удивить целующиеся пары. Да они здесь везде, на каждом углу и шагу. И снимок, на первый взгляд, передает, вполне обыденную сценку, виденную многими тысячу раз. Целующиеся влюбленные, которым ни до кого нет дела. Ни до прохожих, ни до места, где они это делают, ни до времени. Естественно было бы подразумевать, что молодые люди даже не подозревают о присутствии фотографа. Общая спонтанность сцены, «неряшливая» композиция, только усиливают это заблуждение. И только при очень большом желании все таки можно обнаружить в позах целующихся некоторую театральность. Но кому это было нужно в том далеком 1950 году. Тем более, что вместе с «Поцелуем» в том же журнале «Life» были опубликованы еще шесть других его братьев близнецов, таких же парижских поцелуев. И после публикации все бы о них благополучно забыли.

Читайте также:  Географическое положение угольного бассейна ленский

Сдав негативы и все контрольные отпечатки, как и полагалось, в архив агентства «Рафо» и сам Дуано о них бы забыл. Но судьбой им всем было уготовано другое. Не забвение, а слава. Ведь по-настоящему знаменитая фотография откроется для зрителя только спустя 36 лет после того, как была опубликована в «Life». В 1986 году с негатива напечатали постер, который стал символом любвеобильного Парижа. И за двадцать последующих лет «Поцелуй у здания муниципалитета» был напечатан на двух с половиной миллионах открытках, на полумиллионе плакатов, а кроме этого на календарях, почтовых марках, майках, занавесках, постельном белье, не говоря уже о многочисленных фотоальбомах. Без преувеличения можно сказать, что на одной этой фотографии Дуано заработал больше чем на всех остальных своих фотографиях вместе взятых (агентство и фотограф заработали на этом снимке более 650,000 долларов)!

Но своего абсолютного и несколько негативного апогея слава «поцелуя» достигла на судебном процессе в 1988 году, в ходе которого семейная пара из Ирви, якобы позировавшая на снимке, потребовала от Робера Дуано гонорар в 90 тыс. долларов. Кроме них было довольно много и других пар, которых якобы заснял мастер. Они забрасывали Дуано письмами и требованиями о выплате гонораров и компенсаций. В тот раз фотограф выиграл процесс, однако ему пришлось признаться в постановке этого снимка и в том, что для этого ему пришлось нанимать профессиональных моделей, которым он заплатил. Это признание стоило ему репутации «честного фотографа-документалиста». Кроме этого были поставлены под сомнения его же собственные слова: «Если ты делаешь фотографии, не говори, не пиши, не анализируй себя, не отвечай ни на один вопрос». Но свои действия он оправдывал тем, что фотографии целующихся пар могут поставить их в неудобное положение, дескать, «влюбленные, болтающиеся на улицах Парижа, редко оказываются законными парами». Но и это был не конец. Впереди предстоял еще один судебный процесс, на этот раз моделью себя объявила бывшая актриса Франсуаза Борне, предъявив в качестве доказательств снимок, подписанный автором и присланный им сразу же после съемок.

Невероятно, до чего люди могут опуститься ради денег! Предприимчивая женщина требовала от фотографа сто тысяч франков, но он опять выиграл суд – на этот раз он смог доказать, что уже заплатил паре за съемку. Для мягкой натуры Дуано это было наибольшее разочарование, поэтому он так невзлюбил этот снимок. И сам о нем был не лестного мнения. «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки», – в сердцах, отбросив всякую политкорректность, говорил он о самой известной своей фотографии. «Большинство из них ведут себя хорошо, – говорил Робер о своих фотографиях, – и улыбаются мне, когда я прохожу мимо. Но некоторые — ведут себя как стервы и никогда не пропустят момента усложнить мне жизнь. Наверно, я слишком добр с ними».

Но даже неоднократно выигранные суды, не поставили окончательной точки во всей этой неприглядной истории. Спустя десять с лишним лет после смерти фотографа, все внимание любителей фотографии и неравнодушных к творчеству Дуано людей было снова приковано к «Поцелую». В 2005 году Франсуазе Борне потребовались деньги, и она выставила собственный отпечаток фотографии с автографом автора на аукцион в надежде заработать 10-15 тысяч евро. Организаторы аукциона тоже не возлагали особых надежд на продажу этого снимка, они полагали, что при определенной удаче фотография может уйти и за 20 тысяч. Каково же было всеобщее удивление, когда анонимный швейцарский коллекционер заплатил за «Поцелуй у здания муниципалитета» 155 тысяч евро! Так что если фотография и была «проституткой», то не очень дешевой». — Phototour.

Во второй половине XX века Робер Дуано стал ведущим мастером французской гуманистической фотографии. На его творчество повлияли такие выдающиеся мастера, как Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Умер фотограф в родном Париже в апреле 1994 года.

Источник

Оцените статью