Конспект урока русского языка на тему: «Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная части».
Автор: Раджабова Калимат Магомеднуриевна
МКОУ «Цудахарская СОШ»
Русский язык 9 класс.
Конспект урока русского языка на тему: «Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная части».
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить отличать сложноподчиненные от других типов предложений, определять главную и придаточную часть; устанавливать средства связи между частями сложного предложения, разграничивать союзы и союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать чувство ответственного отношения к труду, культуру речи.
Оборудование: учебник, словари, раздаточный материал.
Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь.
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) Как простые предложения объединяются в сложные?
3) Какие существуют виды сложных предложений?
4) Что такое бессоюзные предложения?
5) Что такое союзные предложения?
6) На какие группы делятся союзные предложения?
3. Лингвистическое наблюдение.
• Проанализируйте предложения и укажите их тип; установите средства связи между частями сложных предложений и сделайте вывод о том, какого они вида.
1) Такая вокруг тишина и покой, что слышно сердца перестуки.
2) Осина, что рядом, торопливо осыпала листьями землю.
3) Когда о вулканические скалы дробятся волны с галькой пополам, он посылает частые сигналы идущим на просторе кораблям.
— Является ли слово что членом первого предложения? А второго?
— Можно ли считать слово что в первом и во втором предложениях одной и той же частью речи?
— Падает ли логическое ударение на слово что в первом и во втором предложениях?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Слово учителя.
Сложноподчиненные предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.
Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. [ ].
Предложение, подчиненное в составе сложноподчиненного главному по смыслу и грамматически, называется придаточным. ( ).
Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя и др.) не являются членами предложения, они только связывают придаточное предложение с главным.
Союзные слова (относительные местоимения и наречия — который, какой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др.) не только связывают придаточное предложение с главным, но и выполняют синтаксическую функцию. На них падает логическое ударение.
1) Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь. (К. Ушинский) — союз чтобы только связывает придаточное предложение с главным, никакую синтаксическую функцию не выполняет.
2) Осина, что рядом, торопливо осыпала листьями землю.— союзное слово что является подлежащим придаточного предложения и прикрепляет его к слову осина в главном.
Союзное слово выступает в роли разных членов предложения. Например:
1) Школа, которая возвышается на горе, недавно построена.
2) Школа, которую недавно построили, стала одной из лучших.
3) Школа, в которой мы учимся,— наш второй дом.
Придаточное предложение отвечает на вопросы, которые ставятся от главного. Придаточная часть поясняет слово, словосочетание или все главное предложение и выражает определительные, обстоятельственные, изъяснительные значения.
В некоторых сложносочиненных предложениях место придаточного неизменно: оно всегда стоит после главного или после того слова в нем, к которому относится.
Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. (Придаточное относится ко всему главному предложению. Место его фиксировано.)
Темно-зеленые дубы и липы, которыми плотно заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. (Придаточное относится к словам дубы и липы. Место его фиксировано.)
В других сложносочиненных предложениях место придаточного можно менять.
Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет летная погода.
Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра.
Экспедиция, если будет летная погода, завтра отправится в Арктику.
Придаточные предложения отделяются запятой.
В сложносочиненном предложении может быть два или несколько придаточных.
Спрятав лицо в воротник шубы, Фролов задремал и проснулся только тогда, когда почувствовал, что сани остановились.
Схематически это предложение можно изобразить так:
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
• Прочитайте предложения; найдите главную и придаточную части, укажите, чем они связаны: союзами или союзными словами.
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
2) Мы вскочили на коней, поскакали к берегу, откуда должна была начаться переправа.
3) Часов в восемь дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмурое.
4) Чтобы не показываться Давыдову на глаза, Нагульнов дни проводил на покосе, а к ночи возвращался на хутор.
5) Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
— Какими членами предложения являются союзные слова в придаточных предложениях?
3. Лингвистический анализ предложений.
• Запишите предложения, вставляя пропущенные союзы и союзные слова; укажите синтаксическую функцию союзных слов; составьте схемы предложений.
1) В одном из технических журналов популярно рассказывалось, . собрать компьютер.
2) В библиотеке мы спросили, . нам прочитать для создания реферата о «Слове о полку Игореве».
3) Библиотекарь ответил, . есть новое издание «Слова. » с несколькими переводами, вступительной статьей и комментариями.
4) Мы спросили, . он живет.
5) Мы увидели знакомого, . возвращались домой.
4. Лингвистическое моделирование.
• Прочитайте, найдите придаточные предложения; перепишите, меняя местами, где это возможно, главные и придаточные предложения.
1) На Земле еще до появления человека в течение миллионов лет происходили события, которые изменили нашу планету.
2) Снег становился все белее и ярче, так что слепило глаза.
3) Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
4) На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
5) Посередине деревни, в которую мы вошли, был пруд, густо заросший камышом.
6) Морская вода содержит много солей, так что она непригодна для питья.
— В каких предложениях нельзя поменять местами главное и придаточное предложения?
5. Лингвистическое конструирование.
• Постройте сложноподчиненные предложения, подобрав к каждому главному соответствующее придаточное; запишите полученные предложения, составьте схемы.
Главные предложения: трава была сочная; на пустыре разбили сад; поездку в Ялту пришлось отложить; в лесу было тепло; я зайду к тебе; мы надеялись.
Придаточные предложения: если у меня будет свободное время; потому что в мае шли дожди; что наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах; так как на море разыгрался сильный шторм; хотя в тенистых местах еще лежал снег; который был перед школой.
— В каких случаях можно изменить место придаточного предложения?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа с учащимися.
1) Что такое сложноподчиненное предложение?
2) Из каких частей состоят сложноподчиненные предложения?
3) На какие вопросы отвечают придаточные предложения?
4) Являются ли подчинительные союзы членами придаточного предложения? А союзные слова?
5) Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить устное высказывание на тему «Сложноподчиненное предложение», используя материал урока, иллюстрируя свой рассказ примерами из учебников (физики, биологии, истории, географии).
Номер материала: ДБ-1284819
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия
Время чтения: 1 минута
Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Российские учителя смогут получить 6 млн рублей на инновационные проекты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
5. Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём
1) Яне знал.СчтдХш собирается делать уроки.
2) Я не знал, что он собирается делать.
В первом предложении «что» — это союз, на него не падает логическое ударение.
Во втором — местоимение, на него падает логическое ударение, и в предложении оно является дополнением.
Урочный — заданный, известный заранее, предопределенный.
1) Лыжники шли красиво и свободно,(как) ходят хорошо тренированные спортсмены. 2) В библиотеке мы спросили, что нам прочитать о «Слове о полку Игореве». 3) Библиотекарь ответил,(что)есть новое издание «Слова. » с несколькими переводами, вступительной статьей и комментариями, и показал его нам. 4) Мы спросили, как нам пройти с^почте. 5) Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина, ^огдавозвращались домой.
На вставленные слова логическое ударение падает тогда, когда они являются союзными словами и являются членами предложения.
В 1-м, 3-м, 5-м мест. играет вспомогательную роль; во 2-м и 4-м необходимо для построения сложноподч. предложения.
1) Мы не сразу нашли на небе звезду, о которой нам рассказывали в планетарии. (Можно обойтись без указ. местоимения.) 2) Мы шли под звёздами, которые усеяли всё небо. (Нельзя использовать указ. мест.) 3) Своё выступление докладчик начал .с.то.го., что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить. (Мест. необходимо.) 4) Он рассказал о .том, как живут и работают в тайге геологи. (Можно обойтись без указ. мест.) 5) Я приду к тебе тогда, когда ты будешь свободен. (Можно обойтись без указ. мест.)6) Вечером туристы повернули там, где совсем недавно открылась спортивная база. (Мест. необходимо.) 7) Нас встречали там, где был назначен общий сбор участников соревнований. (Мест. необходимо.)
1) Заводские трубы делают высокими,(потомучт§5для заводских топок нужен особенно сильный приток воздуха.
1)(?сли нагреть какое-либо вещество, @) движение атомов в нём будет более интенсивным. (Не обяз.) 2) (Чм ыше мы будем подниматься в гору, ^м) меньше станет атмосферное давление. 3) ,(как ей диктует сила притяжения одного лишь Солнца. 4) (?слз> нагревать железо, (т^оно сначала расплавится, а потом испарится. (Не обяз.) 5)(Чем)н иже давление^тем) ниже точка кипения; наоборот,(чем)выше давление, тем эта точка выше.
Интенсивный — активный (син.), пассивный (ант.).
1-е и 2-е предложения соответствуют схемам 2 и 3. Схеме 1 будет соответствовать следующее предложение.
(Чтобы)модель самолета хорошо набирала высоту, мы тща-тельно пересмотрели конструкцию крыльев.
1) Мы завтра пойдём за грибами, если не будет дождя. 2) Когда колосится рожь, хорошо бродить в поле. 3) Окна завесили шторами, чтобы свет не беспокоил больного. 4) Хотя ярко светило солнышко, на дворе было холодно. 5) Посередине деревни, в которую мы вошли, был пруд, густо заросший камышом. 6) Морская вода содержит много солей, так что она непригодна для питья.
Простые предложения нельзя поменять местами в предложе-ниях 5 и 6.
1) Признаки придаточного предложения. Союзы и союзные слова.
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Место придаточного предложения по отношению к главному. Два и несколько придаточных.
Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.
1) Дорогу размыло дождём (так, (чЮ по краям образовались рытвины. (Гонч.) 2) Аркадий Николаевич любил,(чтобы(у него ёлка выходила на славу. (Купр.) 3)(]Когда она играла внизу на рояле, я вставал и слушал. (Ч.) (Можно переставить придаточное.) 4) До двух часов(дня> пока не перегрузили весь товар, люди работали без отдыха.
Аночке записку,торой сообщил, что встречу приходится от-ложить. (Фед.) 8) В комнате, куда мы вошли, мебель была полу-чше и расставлена с большим вкусом. (Т.)
(когнесмотря начтР?[ и ©].
‘ L зачем? X в какую? ‘ о чем ?
какой?], (чтобы), (в которой), (что).
1) Трава была сочная, потому что в мае шли дожди. 2) На пустыре, который был перед школой, разбили сад. 3) Так как на море разыгрался сильный шторм, поездку на остров пришлось отложить. (Можно переставить придаточное.) 4) В лесу было тепло, хотя в тенистых местах еще лежал снег. (Можно переставить придаточное.) 5) Мы надеялись, что наша команда окажется победительницей в предстоящих футбольных матчах. 6) Если у меня будет свободное время, я зайду к тебе. (Можно переставить придаточное.)
Источник