Портовый бассейн что это

Морские бассейны и порты РФ

Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.

Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:

— Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);

— Балтийский (Балтийское море);

— Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);

— Каспийский (Каспийское море);

— Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).

К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.

Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.

Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.

Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.

Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.

Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.

Каспийский бассейн. Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.

К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.

Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.

Черноморско-Азовский бассейн. Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.

Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.

В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.

Читайте также:  Оздоровительные комплекс сауна бассейн

За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.

В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.

Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.

Источник

Морской порт

Порт и его части

Порт (морской) — прибрежная акватория, естественно или искусственно защищенная от волнения, заносимости и наносного льда, и прилегающая к этой акватории полоса берега (портовая территория ), оборудованная причальными сооружениями и устройствами для швартовки судов под грузовые операции.

Портовая территория оснащена перегрузочными машинами, крытыми складами и открытыми складочными площадями для хранения грузов, транспортными путями (железнодорожными и автомобильными), а также средствами для снабжения и ремонта судов.

Портовая акватория должна обеспечивать удобное маневрирование судов при подходе к причалам, а также места для стоянки судов; портовая акватория должна быть оборудована устройствами для швартовки судов на рейде и перегрузочными пловучими машинами для грузовой обработки судов на плаву.

Порт связан с внутренними экономическими центрами страны путями сообщения (железными и автомобильными дорогами, рекой, каналом) и является, таким образом, элементом транспортного узла и соединительным звеном между морскими и внутренними (сухопутными и водными) путями сообщения.

По своему назначению морские порты разделяются на торговые, военные и порты-убежища.

Торговый порт имеет своим основным назначением передачу грузов и пассажиров с суши на воду или обратно (иногда с морских судов на речные или лихтеры).

Среди торговых портов различают порты общего назначения и порты специальные. К первым относится большинство портов (в различных странах), обслуживающих одновременно различные категории грузов. Ко вторым принадлежат порты, служащие для производства операций с грузом преимущественно или исключительно одной категории: лесом, углем, нефтью, рудой, рыбой и т. д.; соответственно этому специальные порты имеют преимущественно перегрузочные оборудование и склады, отвечающие основному виду груза. Примерами портов общего назначения могут служить Ленинград, Одесса, Лондон, Роттердам, Гамбург, Марсель. Примерами специальных портов являются: по углю — Жданов, Кардифф, Ньюкасл; по лесу — Архангельск, Кемь; по руде — Поти, Нарвик; по нефти — Батуми, Баку; по рыбе — Мурманский рыбный порт, Ярмут. Иногда при портах специального назначения находятся и промышленные предприятия, перерабатывающие специфический для данного порта род продукции, например: при лесных портах лесопильные заводы, при рыбных портах рыбоперерабатывающие и консервные заводы, при нефтяных портах перегонные заводы и т. д.

Читайте также:  Павильон софия для бассейна

Военный порт — порт, предназначенный для стоянки, ремонта и снабжения военных кораблей.

Военный порт, помимо гаваней и бассейнов, обладает большими рейдами и характеризуется наличием на берегу складов, казарм для размещения флотских экипажей и гарнизона, механизмов, машин и устройств для погрузки топлива, боезапаса, а также всевозможных средств для ремонта кораблей и т. д.

Специальной характерной принадлежностью военного порта являются фортификационные и другие сооружения, предназначенные для его обороны.

Порт-убежище — бухта или рейд, где под искусственной или естественной защитой могут становиться на якоря или швартовные бочки небольшие суда: рыбные тральщики, небольшие суда каботажного плавания, бота и др.

Обычно в таких портах на берегу нет приспособлений для грузовых операций, но иногда сооружаются небольшие ремонтные устройства в виде простых склизов или слипов и ремонтных площадок; имеется метеостанция для прогнозов погоды.

Роль порта-убежища выполняет иногда и каботажный порт — порт местного значения, посещаемый преимущественно судами каботажного плавания или служащий убежищем для мелких судов, как например Геленджик, Усть-Луга.

По географическому положению морские порты могут быть подразделены на береговые, устьевые, внутренние и островные.

Береговые порты — порты, расположенные на открытом или защищенном морском берегу, например, Одесса, Туапсе, Новороссийск, Марсель. При недостаточных глубинах береговые порты требуют сооружения искусственных подходных каналов, иногда значительного протяжения, например, Жданов, Махачкала, Эймейден, Порт-Саид.

Устьевые порты — порты, располагающиеся непосредственно в устьевых участках судоходных рек и обычно являющиеся морскими портами, сопряженными с речными. Примерами таких портов являются Ленинград, Рига, Нью-Йорк, Щецин, Гавр.

Внутренние морские порты — порты, расположенные в низовьях рек (Николаев, Херсон, Игарка, Руан), либо на искусственных каналах, соединенных с морем (Амстердам, Брюссель, Гент). Морским судам, следующим к внутренним портам, приходится проделывать большой путь по реке, иногда свыше 600 км (например, по реке Енисей до Игарки).

Островные порты — порты, устроенные на островах, как например, ряд портов Дании и Швеции.

По своему расположению относительно моря можно выделить еще одну группу портов — это порты в прибрежных лагунах , соединяющихся с морем протоками (гирлами). Примером таких портов являются Клайпеда, Калининград, Венеция.

По влиянию приливов на устройство морских портов последние могут быть подразделены на открытые, закрытые и смешанные.

Открытые порты — порты, расположенные на морях, не имеющих приливов (или имеющих небольшие приливы), и не изолированные никакими закрывающими их от моря устройствами (шлюзами, воротами и др.). Такие порты строятся в тех случаях, когда высота прилива не превышает 5 м. Большинство портов мира относится к категории открытых.

Закрытые порты — порты, расположенные в морях, характеризующихся большими приливами, и имеющие отдельные бассейны и гавани, которые отделяются от моря дамбами со специальными устройствами (воротами, шлюзами и др.) для приема морских судов; внутри этих портов уровень воды сохраняется на постоянной высоте, обычно на высоте среднего приливного горизонта.

Такие порты устраиваются обыкновенно в местах, где высота прилива превышает 5 м; примерами таких портов являются Лондон, Ливерпуль, Дюнкерк.

Порты смешанного типа — порты, в которых, помимо закрытых бассейнов, имеются и открытые районы порта, необходимые для некоторых пассажирских и грузовых операций.

Примерами таких портов являются Гавр, Саутгемптон, Антверпен, Буэнос-Айрес.

Термин приливный порт употребляется иногда в смысле того основного порта, от которого в данном районе идет счет времени приливо-отливных явлений (так называемые «водные часы» или «водное время»); например, англичане для Северного моря высоту воды и время прилива отсчитывают по сравнению с портом Дувр, который в этом смысле и называют приливным портом. В более широком смысле в различных странах под приливным портом разумеется закрытый от влияния приливов порт.

Аванпорт — рейд, находящийся за пределами или внутри акватории порта (но снаружи от внутренних гаваней), защищенный молами, волноломами или имеющий естественное укрытие.

Читайте также:  Окпд пылесос для бассейна

Аванпорт служит для стоянки судов в ожидании входа в порт или для их частичной разгрузки.

Под аванпортом, кроме того, понимается особый порт, расположенный на подходе к главному порту и связанный в своей работе с ним. Такой аванпорт обычно имеет глубины большие или замерзаемость меньшую, чем основной порт, что облегчает подход к нему морских судов.

Гавань — часть акватории порта, вполне защищенная от волнения, окаймленная портовой территорией и предназначенная для стоянки, погрузки и выгрузки судов. Иногда гаванью называют небольшой порт, обычно расположенный в естественно укрытом от волнения пункте — в заливе, бухте и т. п.

Каждая гавань, входящая в состав порта, имеет или номер, или название, причем последнее обычно соответствует целевому назначению гавани: лесная, угольная, нефтяная, рыбная, каботажная, военная и др. В зависимости от рода грузов гавани снабжаются специальными погрузочно-разгрузочными и транспортными машинами и плавсредствами.

По расположению гавань может быть внешней или внутренней.

Внешняя гавань — гавань, находящаяся в непосредственной близости к открытому морю, защищенная естественными выступами берега или искусственными сооружениями, обеспечи-вающими судам безопасную, но не всегда спокойную стоянку. Такие гавани не имеют существенных отличий от рейда.

Внутренняя гавань — гавань, составляющая часть внутренней акватории порта, вполне защищенная от волнения искусственными сооружениями (молами, пирсами, набережными и др.).

Вольная (свободная) гавань — отделенная таможенным кордоном часть порта в капиталистических странах. В этой части порта допускается беспошлинный привоз товаров и сырья, выгрузка и перегрузка, хранение, сортировка и упаковка иностранных товаров, а также совершение кредитных и торговых (оптовых) операций с ними.

Иногда в пределах вольной гавани допускается и промышленная переработка сырья и полуфабрикатов, привозимых из-за границы. Примерами вольных гаваней с фабрично-заводской переработкой сырья могут служить гавани в портах Гамбург, Копенгаген, Триест, Стокгольм, Нью-Йорк и др.

Закрытая гавань — см. приливный бассейн.

Осушная гавань — гавань, расположенная в районе действия больших приливов, где небольшие, преимущественно деревянные суда в отлив осыхают непосредственно на мягком грунте.

Бассейн — часть акватории порта, образованная причалами, пирсами, молами и предназначенная для стоянки судов и грузовых операций.

Приливный бассейн — бассейн в составе порта (см. порты смешанного типа), изолированный от влияния морских приливов посредством ограждения дамбой со специальным устройством для ввода судов (шлюз, полушлюз, ворота). Уровень воды в таком бассейне сохраняется на постоянной высоте, обычно на высоте среднего пришивного горизонта.

За границей такие бассейны, кроме названия приливный, получают еще наименование доков; в Англии и Нидерландах их называют мокрыми доками.

Поворотный бассейн (маневровый бассейн) — участок акватории порта, служащий для разворота судов в случае стесненного входа в узкие портовые бассейны. Площадь поворотного бассейна должна допускать циркуляцию диаметром не менее IV2 длин наибольшего судна.

Ковш — название, придаваемое иногда портовому бассейну, врезанному в берег (например, Гутуевский ковш в Ленинградском торговом порту).

Прикордонная полоса — полоса портовой территории, прилегающая к кордону (см. кордон) и охватывающая площадь, занятую перегрузочными машинами (кранами), железнодорожными путями и автомобильной дорогой, открытыми складочными площадями и открытыми складами.

Иногда эта прикордонная полоса называется оперативной зоной порта.

Причальный (береговой) фронт порта — совокупность всех береговых причалов порта.

Обычно для удобства расстановки судов каждый причал порта имеет свой номер. Синонимом причального фронта является причальная линия порта . Длина причальной линии — это длина причального фронта, т. е. общая длина всех причалов порта.

Длина причальной линии играет основную роль при определении пропускной способности порта.

Источник

Оцените статью