Музей транспорта Москвы запустил экскурсии по Южному речному вокзалу
Музей транспорта Москвы запустил экскурсию «Южный порт пяти морей» по Южному речному вокзалу, сообщила пресс-служба музея.
«Южному речному вокзалу возвращен исторический облик. При этом сохранено архитектурное наследие. Он вновь похож на теплоход – таким его задумывали архитекторы. На свое место вернулись шпиль, компас и пять скульптур – символы пяти морей, с которыми связана столица. Теперь историю вокзала можно узнать на экскурсии Музея транспорта Москвы «Южный порт пяти морей», – отметил заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
На экскурсии можно узнать историю Южного речного вокзала, а также в программу включено посещение выставки музея «Москва-река пассажирская» о развитии речного сообщения в столице.
Программа экскурсии «Южный порт пяти морей» охватывает все важные исторические периоды строительства вокзала: 1932 год, когда началось планирование размещения Южного речного вокзала, которое впоследствии было утверждено в Генплане Москвы 1935 года; 1985 год – возведение постоянного здания в стиле позднего советского модернизма по проекту архитектора Юрия Когана; 2023 год – Южный речной вокзал открыл свои двери после реставрации и снова стал частью транспортной инфраструктуры Москвы.
«Экскурсию «Южный порт пяти морей» мы посвятили непростой и витиеватой биографии вокзала. Вы узнаете, как менялся Южный речной вокзал в ХХ веке и как возрождался в ХХI веке. А на выставке «Москва-река пассажирская» увидите модели судов, уникальные фотографии, чертежи и видеохронику из более чем 10 государственных и частных собраний, а также коллекцию проездных билетов и архивных печатных изданий на тему речного транспорта», – рассказала директор Музея транспорта Оксана Бондаренко.
Экскурсии проходят с четверга по воскресенье в 12:00, 14:00, 16:00 и 18:00. Место сбора: выставочное пространство Музея транспорта Москвы.
Источник
Портом пяти морей называют
Чтобы объяснить смысл этого фразеологизма, надо вернуться на несколько десятилетий назад, в эпоху искренней веры людей в светлое будущее. В 1936 году была завершена грандиозная стройка коммунизма, и был открыт канал имени Москвы. Его длина составила 128 километров. Чистая вода из Волги стала доступна жителям столицы, и, что важно, появились новые водные пути.
Автором этого выражения считается Иосиф Сталин, который был ярым поклонником грандиозных крупномасштабных проектов, нередко противоречащих здравому смыслу. Произнесена она была на открытии канала Москва – Волга. После завершения его строительства столица страны получила выход в Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, а впоследствии и построенный чуть позднее Волго-Донской канал.
Суть этого выражения заключается в том, что после завершения строительства Московского и Волго-Донского канала столица получила водные пути сообщения, по которым можно добраться до пяти морей:
— Азовского;
— Балтийского;
— Белого;
— Каспийского;
— Черного.
Фактически этим почетным статусом может похвастаться не только столица, но все города, которые имеют с ней водное сообщение. Это Казань, Волгоград, Череповец, Углич и ряд других. В эпоху СССР реализовывались грандиозные проекты, которые требовали колоссальных расходов и человеческих усилий. И фразеологизм «Москва – порт пяти морей», закрепившийся за столицей, стал результатом воплощения одного из них.
Источник
Москва — порт пяти морей. Как это можно доказать?
В 1936 году Москва была названа портом пяти морей. Случилось это после открытия канала, по которому, можно было бы выйти в любое из пяти морей: Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское и Белое.
128-километровый канал имени Москвы соединил Москву-реку с Волгой, а через нее — с Белым (через Беломорканал) , Балтийским (через Волго-Балтийский канал) и Каспийским морями. А сооружение Волго-Донского канала (1957 год) открыло путь из столицы еще к двум морям — Азовскому и Черному.
Балтийское море — через: река Москва, канал имени Москвы, река Волга, Рыбинское водохранилище, Волго-Балт. водный путь, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро, река Нева, Финский залив
Белое море — до Онежского озера — тоже самое, потом — Беломор-канал
Каспийское море — через: река Москва, река Ока, Волга, Каспий
Азовское и Чёрное моря -до Волги — тоже самое, потом -Волго-Донской канал, река Дон, Азовское море, Чёрное море
Сегодня Москва — порт пяти морей. Канал не только подключил столицу к единой воднотранспортной сети европейской части страны. Он дает столичному водопроводу столько чистой воды, сколько нужно городу с многомиллионным населением, развитой промышленностью и высокой культурой. Он вливает в Москву-реку больше воды, чем было когда-то в ее русле, и поэтому мы вправе считать, что в ней — волжская вода. Наконец, канал — это как бы ветвь, рукав Волги, подведенный к стенам Кремля. Он так же удобен для плавания крупных судов, как сама Волга, так же глубок, как Волга.
ответ на данный вопрос уже был в проекте. вот он
Да, была Москва когда — то портом 5 морей. !
Это значит, что из столицы любой желающий может добраться до Белого, Черного, Каспийского, Азовского или Балтийского моря. Это стало возможно благодаря каналу имени Москвы, которой соединяет Москву-реку с Волгой глубоководным путем. Строго говоря, дальние речные пути существовали и раньше, Москва-река связана с Окой, Ока с другими российскими реками. Но обе реки достаточно мелкие, что не позволяет использовать их в качестве основных судоходных путей для современных теплоходов. Путешествовать таким образом могут, например, туристические двухпалубные теплоходы с небольшой осадкой. Остальные суда следуют через канал Москва-Волга.
Все теплоходы и прочие суда в Москве могут отправляться с двух речных вокзалов: Южного и Северного.
Порт пяти морей – это некий символ Москвы. Но по рекам и каналам из Москвы можно действительно добраться в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.
Например, Каспийское: Москва-река — Ока — Волга.
Азовское и Черное: Все тоже самое, только потом из Волги по каналу Волга-Дон, а дальше по Дону.
Балтийское: по каналу им. Москву в Волгу, оттуда по каналу Волгобалт.
Белое: тоже самое, а дальше по Беломорканалу.
Источник
«Южный порт пяти морей»: Музей транспорта Москвы представил экскурсию по Южному речному вокзалу
Музей транспорта Москвы приглашает на экскурсию «Южный порт пяти морей». Во время прогулки по отреставрированному зданию Южного речного вокзала гости узнают его историю.
«По решению Мэра Москвы Южному речному вокзалу возвращен исторический облик, при этом сохранено архитектурное наследие. Он вновь похож на теплоход — таким его задумывали архитекторы. На свое место вернулись шпиль, компас и пять скульптур — символы пяти морей, с которыми связана столица. Теперь историю вокзала можно узнать на экскурсии Музея транспорта Москвы “Южный порт пяти морей”», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
На экскурсии расскажут о важных периодах в истории строительства вокзала. Планировать его размещение начали в 1932 году, в 1935-м утвердили в Генплане Москвы. В 1985 году по проекту архитектора Юрия Когана построили здание в стиле позднего советского модернизма. В 2023-м вокзал открыл свои двери после реставрации. В программу также входит посещение выставки музея «Москва-река пассажирская», которая рассказывает о развитии речного сообщения в столице.
«Экскурсию “Южный порт пяти морей” мы посвятили непростой и витиеватой биографии вокзала. Вы узнаете, как менялся Южный речной вокзал в ХХ веке и как возрождался в ХХI. А на выставке “Москва-река пассажирская” увидите модели судов, уникальные фотографии, чертежи и видеохронику более чем из 10 государственных и частных собраний, а также коллекцию проездных билетов и архивных печатных изданий на тему речного транспорта», — отметила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.
Экскурсии проходят с четверга по воскресенье в 12:00, 14:00, 16:00 и 18:00. Стоимость билета — 500 рублей, льготного — 350. Купить билет можно на сайте. Место сбора — выставочное пространство Музея транспорта Москвы.
Музей транспорта Москвы — это открытое городское пространство и исследовательский центр. В фондах музея находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, вело- и мототехника.
Экспонаты коллекции музея можно увидеть на выставочных площадках, на экскурсиях в фондах хранения коллекции, а также на объектах транспортной инфраструктуры города. Постоянная экспозиция музея будет размещена в гараже архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице (дом 27). Сейчас памятник архитектуры советского авангарда находится на реставрации. Ему вернут исторический облик.
Площадки Музея транспорта Москвы:
— павильон № 26 ВДНХ «Транспорт СССР». Здесь музей организует временные выставки, где представляет коллекцию транспортных средств, проводит лекции и мастер-классы для детей;
— выставочное пространство музея на Северном речном вокзале. Отреставрированные интерьеры вокзала стали местом для реализации современных художественных проектов на тему транспорта. Инсталляции демонстрируют в зале ожидания для всех гостей речного вокзала;
— выставочное пространство музея на Южном речном вокзале. На первой выставке «Москва-река пассажирская» музей в хронологическом порядке представляет ключевые события в истории освоения реки — от сооружения Водоотводного канала в XVIII веке до запуска электрических водных судов в XXI веке;
— Московский метрополитен. В рамках проекта «Станция “Музейная”» на станциях, в вестибюлях и переходах регулярно появляются плакаты, специально созданные художниками, иллюстраторами и дизайнерами на темы, актуальные для транспортной отрасли всего мира.
Источник