Федеральная таможенная служба
Комплекс программных средств «Портал «Морской порт» на службе у таможни
Федеральной таможенной службой проведена разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска путём создания единого информационного поля на основе WEB-технологий.
История создания портала «Морской порт» начинается с 10 февраля 2014 года, когда ФТС России проводила тестирование тогда ещё прототипа портала «Морской порт» в пяти морских пунктах пропуска на объектах пилотной зоны:
— в Дальневосточном таможенном управлении: г. Владивосток, морской порт «Владивосток», таможенный пост «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни; г. Находка, морской порт «Восточный», таможенный пост «Восточный» Находкинской таможни;
— в Северо-Западном таможенном управлении: п. Усть-Луга ОАО «Лесной Терминал «Фактор» Кингисеппский район Ленинградской области, морской порт «Усть-Луга», Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни;
— в Калининградской областной таможне: г. Калининград, морской порт «Калининград», таможенный пост «Морской порт Калининград им. Н.С. Хазова» Калининградской областной таможни;
— в Южном таможенном управлении: г. Новороссийск, морской порт «Новороссийск», Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни.
Прототип портала «Морской порт» в то время обладал самой простой – основной — функциональностью и позволял решать следующие задачи со стороны участников рабочего процесса: просмотр/формирование уведомлений; просмотр и обработка предварительной информации о товарах (ПИТ1) при прибытии, в том числе сопроводительных документов; просмотр и обработка предварительной информации о морских судах (ПИТ2) при прибытии, в том числе сопроводительных документов; принятие решения об участии в госкомиссии; просмотр/формирование журнала судозаходов; формирование судовых дел; просмотр/формирование справочника судов; файловый обмен; сбор статистики.
За два прошедших года работы в прототипе портала «Морской порт» Новороссийским юго-восточным таможенным постом был накоплен опыт работы в системе. Так, за 2014 год таможенным постом было обработано в прототипе портала 382 пакета предварительной информации о прибывающих товарах (ПИТ1), 568 пакетов предварительной информации о прибывающих морских судах (ПИТ2), морской администрацией порта обработано 936 судозаходов. За 2015 год таможенным постом было обработано в прототипе портала 232 пакета предварительной информации о прибывающих товарах (ПИТ1), 565 пакетов предварительной информации о прибывающих морских судах (ПИТ2), морской администрацией порта обработано 1127 судозаходов. По результатам проведённой работы в адрес Федеральной таможенной службы были направлены замечания и предложения, в том числе и от других участников процесса (иных государственных контрольных органов, заинтересованных лиц) для улучшения работы портала, повышения эффективности.
С 9 декабря 2015 года введён в опытную эксплуатацию комплекс программных средств «Портал «Морской порт», функционирующий на сегодняшний день. Этим же приказом была расширена пилотная зона. Были включены три таможенных поста Крымской таможни: Феодосийский таможенный пост, Керченский таможенный пост и Евпаторийский таможенный пост. Согласно приказу ФТС России от 8 июня 2016 г. № 1140 до середины 2017 года в работу в портале должны быть включены все морские пункты пропуска Российской Федерации.
КПС «Портал «Морской порт» представляет собой модифицированную версию программного средства, основанную на прототипе, доработанную с учётом замечаний и предложений. Существенно расширился функционал КПС «Портал «Морской порт» по сравнению с прототипом портала «Морской порт», вместо понятий ПИТ1 и ПИТ2 (предварительной информации о товарах и предварительной информации о морских судах соответственно) введены понятия ПИТ (предварительная информация о товарах) и ПДС (пакет электронных документов и сведений). Кроме этого, ПДС может быть предварительным и окончательным.
Кроме существовавших функций добавились такие как: регистрация уведомлений о прибытии транспортного средства (судна); в разделе ПДС реализовано разделение на прибытие и убытие; появился раздел «Поручения на погрузку»; появился раздел контроля за контейнерами; функционал проверки на риски; взаимодействие с базой данных АПС «СКВВ» (системой контроля фактического вывоза товаров) при убытии; организована работа с использованием электронной подписи, любое решение подписывается персонифицированной электронной подписью.
Основные автоматизированные процессы перевозки и обработки товаров в морском порту: осуществление операций при прибытии морского судна и товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза (подготовка и предоставление ПИТ; подготовка и предоставление предварительного ПДС на прибытие, осуществление государственного контроля в отношении судна и предполагаемых к ввозу на территорию Евразийского экономического союза товаров, принятие предварительных решений в отношении судна и товаров, оформление результатов контроля; предоставление окончательного ПДС на прибытие при заходе судна в порт; осуществление государственного контроля в отношении судна и ввозимых на территорию Евразийского экономического союза товаров, принятие окончательных решений в отношении товаров и судна, оформление результатов контроля; порядок действий участников информационного взаимодействия при разгрузке товаров и размещении их на временное хранение в зонах таможенного контроля) и осуществление операций при убытии морского судна и товаров, вывозимых с территории Евразийского экономического союза (подготовка и предоставление поручений на погрузку товаров на судно; принятие решений в отношении погрузки товаров на судно; подготовка и предоставление ПДС на убытие; осуществление государственного контроля судна и товаров, вывозимых с территории Евразийского экономического союза, принятие решений в отношении товаров и судна, оформление результатов контроля).
Как видно, в портале «Морской порт-2» операции прибытия и убытия морских судов и товаров разделены.
За время эксплуатации КПС «Портал «Морской порт» Новороссийским юго-восточным таможенным постом по состоянию на 28 июня 2016 года в программном средстве обработано 233 пакета предварительной информации о товарах (ПИТ), подтверждено 669 заявок на судозаходы, подано 11 предварительных и 502 окончательных пакета электронных документов и сведений (ПДС), оформлено 102 судовых дела, обработано 6 759 контейнеров. Показатель сроков нахождения товаров в морском порту в этом году составил 3,87 суток.
Обратившись к «дорожной карте» по совершенствованию таможенного администрирования, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р, а именно, к пункту 19.17 «Сокращение сроков нахождения товара в морском порту, за исключением хранения товаров (грузов) по инициативе участников внешнеэкономической деятельности», можно увидеть, что контрольные показатели сроков нахождения товаров в морском порту составляют: в 2015 году – 6 суток, в 2016 году – 4 суток, в 2017 году – 2 суток.
КПС «Портал «Морской порт» является связующим звеном между всеми участниками логистического процесса в морском порту (операторами портовых терминалов, декларантами, перевозчиками, государственными контролирующими органами), что позволяет обеспечивать непрерывность логистического процесса и оптимизировать совершение операций, что неизбежно приводит к сокращению сроков нахождения товаров в морском порту. Это чрезвычайно важный проект, который поспособствует повышению конкурентоспособности и работоспособности морских портов России, оптимизации всех процессов оформления.
Источник
Северо-Западное таможенное управление
В июле 2016 года на всех таможенных постах Балтийской таможни начал функционировать КПС «Портал Морской порт». Данный программный продукт основан на принципе «единого окна»: единая информационная платформа объединяет стивидоров, морских перевозчиков и государственные контрольные органы, версия интегрирована с информационными системами пограничной службы ФСБ России, Россельхознадзором и Роспотребнадзором. Технология предусматривает поэтапное представление сведений о товаре, грузах и судне заинтересованными лицами и перевозчиками на разных стадиях технологического процесса по мере получения информации и подготовки документов.
Объектом автоматизации является информационное взаимодействие участников морских перевозок, а также межведомственное информационное взаимодействие таможенных органов ФТС России с иными государственными контрольными органами и администрацией порта при совершении операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля при прибытии и убытии морских судов и перевозимых ими товаров в морском порту.
Любой из участников может передавать информацию, получать информацию или быть одновременно источником и получателем информации на различных стадиях и в процедурах процесса.
КПС «Портал Морской порт» позволяет осуществлять предоставление предварительной информации о товарах и пакета электронных документов и сведений о планируемом прибытии на ЕАЭС территорию морских и речных судов.
При убытии морского судна КПС «Портал Морской порт» позволяет предоставлять пакет электронных документов и сведений о планируемом убытии с территории ЕАЭС морских и речных судов, поручения на погрузку товаров на судно, принимать решения в отношении погрузки товаров на судно и оформление результатов государственного контроля.
За период с 01.01.2017 по 30.07.2017 г. заинтересованными лицами было подано 239 ПИТ (предварительная информация о товарах) и 842 ПДС (пакет электронных документов и сведений).
На сегодняшний день в КПС «Портал Морской порт» осуществляют предоставление предварительной информации 11 судоходных линий и агентских компаний, работающих в регионе деятельности Балтийской таможни. Доля судозаходов, в отношении которых поданы ПДС, составляет 15,5 %.
Стоит отметить, что применение Балтийской таможней КПС «Портал Морской порт» позволило сократить сроки совершения таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых этими судами, на таможенную
В КПС «Портал Морской порт» реализована возможность формирования ПИТ на основе предварительной декларации на товары (далее-ПТД). Такую возможность заинтересованное лицо может реализовать путем формирования ПИТ, через загрузку информации из ПТД используя специальные программы либо путем выгрузки ПТД в файл XML и направление его, в портал, используя сервис Личного кабинета, реализованного на Портале ФТС России. Для этого необходимо иметь всего лишь электронную подпись.
В тоже время наполнение Портала Морской порт информацией в объеме, сравнимом с объемом сведений содержащихся в предварительной декларации на товары, позволит эффективно и своевременно оценивать уровень риска на этапе прибытия товаров, а применение Портала Морской порт участниками ВЭД на низком уровне, в свою очередь не позволяет применять возможности Портала как одного из механизмов оценки уровня рисков в отношении прибывающих товаров.
В рамках внедрения КПС «Портал Морской порт» Балтийской таможней проведен ряд совещаний и рабочих встреч с представителями Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», представителями судоходных линий, стивидорных компаний, а также агентирующих компаний, таможенных представителей, грузополучателей.
На таможенных постах на постоянной основе проводятся рабочие встречи и разъяснительная работа с представителями заинтересованных лиц и организаций о необходимости внедрения и применения в своей практике «Портала Морской порт».
На основании наработанной практики, Балтийской таможней на постоянной основе выявляются проблемные вопросы, вырабатываются предложения по их решению и расширению практики эксплуатации Портала в регионе деятельности Балтийской таможни, повышения эффективности его взаимодействия с иными программными средствами, эксплуатируемыми таможенными органами.
Источник