Порт пяти морей северного речного вокзала

Порт пяти морей: тест-драйв Северного речного вокзала

Порт пяти морей: тест-драйв Северного речного вокзала

Москва — порт пяти морей. В этом легко убедиться, если заглянуть на Северный речной вокзал. Отсюда по каналу имени Москвы можно добраться до Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Сегодняшний тур корреспондентов Первого студенческого агентства пройдет в пределах столицы, но, несмотря на это, будет не менее интересным.

Здание вокзала

Здание Северного речного вокзала и парк, прилегающий к нему, открылись в День города после масштабного ремонта. Концепция благоустройства разработана с учетом особенностей территории, в основе — идеи Тимофея Шафранского. Именно он в 1936 году проектировал парк Северного речного вокзала.

Здание речного вокзала можно увидеть во многих кинолентах: «Волга-Волга», «Новая Москва», «По семейным обстоятельствам» и других. Но сейчас декорации заметно изменились, поэтому самое время знакомиться с ними заново.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам». Режиссер А. Коренев. 1977 год

Сегодня уже сложно представить, что в 2010 году здание вокзала было закрыто из-за аварийного состояния. 400 архитекторов со всей России и 800 рабочих ежедневно трудились, чтобы отреставрировать его и максимально сохранить исторический облик. Так, гранитное покрытие восстанавливали по архивным фотографиям, отреставрировали четыре якоря башни и скульптуру шпиля, конструкции и перегородки, оконные проемы.

Теперь Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 судов в сутки. Как и в лучшие годы, пропускная способность вокзала составит свыше 1,5 миллиона пассажиров за сезон.

Источник

Северный речной вокзал: дворец и порт пяти морей

17faea79-232c-4ca9-adf4-fd35a098948f

Приглашаю вас на прогулку по Северному речному вокзалу. За два часа вы рассмотрите красивую архитектуру в деталях и узнаете интересные истории об этом месте. В программу экскурсии также входит сквер «Дружба» и работы Веры Мухиной. А также Вы раскроете секреты порта пяти морей!

  • Длительность: 2 часа
  • Как проходит: пешеходная
  • Размер группы: до 30 человек
  • Безопасная оплата
  • Безопасная отмена за 48 часов

Описание экскурсии

Экскурсия начнется с прогулки по паркам: обновленному скверу «Дружба», открытому к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в 1957 году. Здесь Вы увидите уникальные памятники и архитектурные композиции, в том числе работы Веры Мухиной, и познакомитесь с их историей. Также побываете в главном парке – ровеснике Северного Речного вокзала, и полюбуетесь скульптурами сталинского периода, восстановленными по архивным чертежам и фотографиям павильонами, клумбами и фонтанами.

• почему все материалы о строительстве этого объекта находились в ведении НКВД и были засекречены в течение десятилетий;
• что общего у Северного речного вокзала и венецианского Дворца дожей;
какой символический смысл заложен в фонтанах и скульптурах;
• действительно ли шпиль вокзала украшает звезда, снятая с верхушки одной из кремлевских башен;
• какие секреты хранятся в одном из «потайных залов»;
• как работает выдвижной механизм «сталинского маяка» и сколько раз он приходил в действие;
• съемки каких кинолент проходили в интерьерах Речного вокзала и многое другое.

Читайте также:  Черное море разбор предложения

Присоединяйтесь к пешеходной экскурсии по Северному речному вокзалу и окрестностям и открывайте для себя загадки истории!

Какие достопримечательности увидите

Стоимость и что включено

Категории посетителей Стоимость, руб.
Взрослый билет
Для группы 1-30 человек 700
Детский билет (школьники и дошкольники)
Для группы 1-100 человек 500
Льготный билет (студенты, пенсионеры)
Для группы 1-100 человек 600

Что включено

Что не включено

Важная информация

Место встречи: ст. м. Речной вокзал

Место окончания: Северный речной вокзал

Расписание: По субботам и воскресеньям в 16:00

Источник

«Грандиозен, красив и уютен»: как создавали и возрождали Северный речной вокзал

«Грандиозен, красив и уютен»: как создавали и возрождали Северный речной вокзал

Когда и для чего построили Северный речной вокзал, что можно разглядеть в его очертаниях и сколько самоцветов украшают звезду шпиля — в материале mos.ru.

Два года назад, в День города, в Москве после масштабной реставрации открыли Северный речной вокзал. Сегодня можно с уверенностью сказать, что этот архитектурный памятник быстро вернул былое величие: здесь проводят городские мероприятия, в парке любят отдыхать москвичи, а некоторые пары даже играют в здании свадьбы.

Впервые этот порт пяти морей, как окрестили вокзал сразу после открытия, заслужил любовь горожан и гостей столицы еще в 1930-е годы. Он стал первым вокзалом, на который люди приезжали просто погулять и отдохнуть.

Как Алексею Рухлядеву удалось создать в Москве новаторское общественное пространство, что вдохновляло архитектора и как 90 лет спустя реставраторы восстанавливали былое величие этого уникального здания, рассказываем в годовщину открытия вокзала.

Жемчужина Химкинского водохранилища

Северный речной вокзал стал заключительным аккордом грандиозной стройки 1930-х годов — канала Москва — Волга. Возведение здания речного вокзала шло параллельно с созданием канала и Химкинского водохранилища. Но наполнили водоем уже после того, как здание было готово. Кстати, грунт из котлована водохранилища использовали при создании террас парка Северного речного вокзала.

Автором проекта Северного речного вокзала (изначально он назывался Химкинским) стал Алексей Рухлядев, который в 1920-е годы входил в авангардистскую группу архитекторов-рационалистов — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В конце 1930-х творческая направленность советской архитектуры меняется. Нестандартные решения авангарда больше не отвечали запросам наступающей эпохи, во главу угла поставили освоение классического наследия, синтез искусств, монументальность, симметрию. Этот переход воплотился в проекте Северного речного вокзала. Похоже, Рухлядев высоко ценил эпоху итальянского Ренессанса.

Образы Италии и дух новаторства

Как любое произведение искусства, здание Северного речного вокзала вызывает массу ассоциаций. Для кого-то это трехпалубный корабль с мачтой в центральной части, для кого-то — аллюзия на венецианский Дворец дожей, а кто-то угадывает в нем очертания петербургского Адмиралтейства.

«Я часто задаю своим экскурсантам вопрос: “Какие ассоциации вызывают у вас силуэты Северного речного вокзала?” Многие восклицают: “Так ведь это же корабль! Большое судно! Теплоход!” И действительно, здание напоминает стоящий у причала трехпалубный теплоход. Этот образ был мил сердцу главного архитектора. Алексей Рухлядев говорил, что плавный ход и бархатный гудок волжского парохода — одно из любимых впечатлений его молодости», — отмечает Юлия Кленова.

Читайте также:  Морские свинки уход сколько живут

Она также добавляет, что многим людям высокий шпиль вокзала напоминает другое важное здание — Адмиралтейство. Такое восприятие тоже не лишено смысла.

«Рухлядев учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, и знакомые ему силуэты Главного адмиралтейства могли также навеять образы будущего вокзала. И конечно, прогуливаясь вдоль здания, вы заметите, что вас будто обдувает средиземноморский ветерок. Рухлядев определенно вдохновлялся итальянской архитектурой при создании своего знаменитого проекта. Посмотрите на архитектурные детали часовой башни или на разбегающиеся по центральным фасадам легкие аркады и полукруглые ротонды с фонтанами. Это ли не стилистика эпохи итальянского Ренессанса?» — подчеркивает экскурсовод.

Новаторский подход архитектора состоял в том, что он не только построил функциональное здание для транспортировки пассажиров, но и создал великолепное общественно-культурное пространство. Люди приезжали сюда просто отдохнуть: прогуляться по открытым галереям, выйти на крышу, выполнявшую функцию смотровой площадки, перекусить в ресторане, посмотреть на фонтаны и, конечно, пройтись в парке речного вокзала. Были здесь и почта, и парикмахерская, и комната матери и ребенка, в общем, как бы сказали сейчас, — многофункциональное общественное пространство.

«Действительно, Химкинский речной вокзал был модным местом тогдашней Москвы. Здесь все было как в кино, пришедшие на территорию вокзала словно попадали в курортный город: залитые светом галереи-террасы, пальмы в кадках, чистый речной воздух, замечательный вид на водохранилище, белоснежные теплоходы и катера. Но Северный речной вокзал — модное место и Москвы сегодняшней, не правда ли? Слова Рухлядева о своем детище “вокзал грандиозен, красив и уютен” как нельзя лучше определяют теперешний облик здания-корабля», — отмечает Юлия Кленова.

Здание действительно получилось уникальным и по форме, и по содержанию. Чего только стоит выдвижной шпиль. По задумке архитектора, он должен был подниматься с началом навигации в апреле и опускаться с ее окончанием в ноябре. Правда, в советское время эта традиция почему-то не прижилась. Зато в наше время (после реставрации) ее возродили. Шпиль венчает пятиметровая звезда-флюгер, украшенная позолотой и самоцветами. Весит она более 700 килограммов. Это, пожалуй, самый заметный элемент декора, но далеко не единственный.

Пресс-служба Комплекса городского хозяйства города Москвы

«Сам Рухлядев писал в одной из своих статей, что Северный (Химкинский) речной вокзал является первым речным вокзалом в стране, построенным с применением скульптуры, живописи, декоративного искусства. Ознакомьтесь с интерьерами вокзала: вы увидите и художественные панно на стенах, и расписные потолки. Уникально и оформление фасадов здания: двух центральных порталов высотой в два этажа», — говорит экскурсовод.

Фасады украшают 24 фарфоровых медальона (или панно), отлитых и расписанных вручную на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова. Они рассказывают о достижениях народного хозяйства 1930-х годов, знаковых стройках первых пятилеток. Здесь есть и метрополитен, и Днепрогэс, и самолет полярной авиации, и дирижабль, и стратостат, и даже нереализованный архитектурный символ эпохи — Дворец Советов. В ходе недавней реставрации медальоны были бережно отреставрированы.

Читайте также:  Черное море сорта рыбы

Интерьеры здания впечатляют не меньше. Потолок главного вестибюля оформлен кессонами, стены отделаны оселковым мрамором, пол выполнен из мрамора и гранита, на стенах — панно и витражи с гербами 15 советских республик. А зал ожидания украшен четырьмя живописными панно с изображением счастливых советских людей.

Все это великолепие по прошествии десятилетий потеряло свой блеск, что-то и вовсе было утрачено. Шедевру Алексея Рухлядева требовалась реставрация.

Возвращение былого величия

Работы по возрождению Северного речного вокзала и прилегающей территории начались в 2018 году. Проект реставрации, пожалуй, не уступает по своим масштабам проекту строительства. 400 реставраторов всех специальностей со всей страны трудились два года, чтобы вернуть москвичам легендарный порт пяти морей.

Специалисты провели работы по усилению фундаментов и конструкций, по реставрации интерьеров, живописи, фонарей, светильников, фонтанов. Привели в порядок и знаменитый шпиль, и венчающую его звезду. Все работы проводили на основе комплексных научных исследований.

«Это один из самых сложных и масштабных проектов в нашей практике, — отмечает Виктор Кувшинников, генеральный директор компании «Инженерная геология исторических территорий» — генпроектировщика Северного речного вокзала. — Возьмем, например, реставрацию звезды. Это лишь малая часть всего комплекса работ, но в то же время это отдельный большой проект».

Виктор Кувшинников, генеральный директор компании «Инженерная геология исторических территорий»

Звезда изготовлена из нержавеющей стали. В процессе реставрации была выполнена облицовка нержавеющими листами электрохимическим способом. Украшает звезду 741 уральский самоцвет. Среди них — кварц, топаз, берилл и другие камни. Каждый из них находится в специальной касте (оправе). Реставраторы восстановили эти касты, позолоту, почистили сохранившиеся самоцветы и вернули недостающие. Кстати, утрачено было всего 10 камней, остальные — подлинные.

Основание башни вокзала Рухлядев украсил четырьмя скульптурами, среди которых «Северянин», «Колхозница-южанка», «Красноармеец» и «Краснофлотец».

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Скульптуры отреставрировали и поставили на цокольный этаж вокзала, иначе на открытом воздухе они бы продолжили разрушаться. А на их место поместили реплики из полимербетона. Внешне они абсолютно такие же, но зато выдерживают атмосферные осадки, — рассказывает Виктор Кувшинников. — С живописью тоже провели большую работу. Холсты из зала Конституции и ресторана проклеивали, дописывали утраченные элементы, опять натягивали их на подрамник и возвращали на место. Отдельным испытанием для нас стала живопись на сводах: из-за того, что здание долгое время стояло без отопления, она начала сыпаться. Какие-то элементы пришлось воссоздавать по историческим эскизам и фотографиям».

Случались в процессе работы и неожиданные радости. Реставраторы были приятно удивлены тем, что сохранилась большая часть светильников — около 70 процентов. Недостающие сделали по образу и подобию оригинальных. То же самое произошло с фарфоровыми медальонами, украшающими фасад: недостающие воссоздавали по технологиям 1930-х годов.

Источник

Оцените статью