Полотно поленова заросший пруд

В. Поленов Заросший пруд

Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.

Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.

Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.

В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?

Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.

Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.

Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:

«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »

А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
«В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов..

Источник

Заросший пруд кисти Василия Поленова

Полотно «Заросший пруд» кисти Василия Поленова, экспонировалось на VII выставке Товарищества художников-передвижников, открывшейся в апреле 1879 года. Критики утверждали, что эта картина завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости.

Холст также входил в экспозицию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года, состоявшейся в Москве. В дальнейшем владельцами картины «Заросший пруд» были коллекционеры Е.А. Сапожникова и Я.И. Ачаркан, у которого в 1928 году её приобрела Государственная Третьяковская галерея.

Следует отметить, что на петербургской части выставки передвижников «Заросший пруд» не экспонировался. В каталоге упоминались три другие картины Поленова — «Удильщики», «Бабушкин сад» и «Лето». «Заросший пруд» же был представлен на московской части. Художественный критик из «Московских ведомостей» восторженно писал, что в картине Поленов проявил себя как романтик: «это не есть пруд „вообще“», у него есть «своя история», «это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, „настроение“, и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет „элегия“».

Читайте также:  Наполнитель для детского сухого бассейна

Как отметил в своей публикации искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов, в картине «Заросший пруд» Поленову удалось «с наибольшей силой и живописной красотой» выразить «реальную, но овеянную своеобразной романтикой поэзию природы». Он так же отмечал, что «и известная звучность красок, и строгая распланированность, и, наконец, тот момент романтичности, который ощутим в этом пейзаже», позволяют говорить о его «родственности» пейзажам Фёдора Васильева. А вот его коллега Тамара Юрова отмечала, что эта картина «завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости».

В 1873-1876 годах Василий Поленов жил и работал в Париже. После возвращения в Россию присоединился к русской добровольческой армии, принимавшей участие в Сербско-турецкой войне. Художник отправился в район боевых действий и создал ряд рисунков по мотивам своих батальных впечатлений. Однако уже в 1877 году он вернулся в Москву, снял квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках и стал писать пейзажи. Именно тогда была начата работа над картинами «Московский дворик», вскоре принёсшей ему славу, и «Бабушкин сад».

5 июля 1877 года родители художника — Дмитрий Васильевич и Мария Алексеевна — пригласили его к себе на дачу, которая находилась в деревне Петрушки под Киевом. Во время поездки в Киевскую губернию Поленов создаёт несколько этюдов, которые впоследствии были использованы им при работе над полотнами «Заросший пруд» и «Лето».

А чуть позже, в имении своей бабушки Веры Николаевны Воейковой, расположенном в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии, он пишет небольшую картину «Пруд в парке. Ольшанка», которая также хранится в Государственной Третьяковской галерее.

На картине изображена часть пруда, у правого края которого находятся мостки. На переднем плане — берег с зелёной травой и полевыми цветами, на заднем — деревья окружающего пруд парка. Впечатление обширности парка достигается тем, что на полотне показаны только нижние части стволов и склонившиеся к воде ветви.

Художник словно «срезает вершины деревьев рамой, как бы приближает всё изображение к зрителю». Кроме этого, в просвете слева намечено продолжение парка, значительно удалённое в перспективе от прибрежных деревьев. Большая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. Зеркальная гладь пруда усыпана островками водяных лилий…

В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками — его светлое отражение на водной поверхности находится в нижней части, у левого края полотна. В светлых тонах изображены также мостки и подходящая к ним тропинка. За счёт этого взгляд зрителя направляется в глубину, туда, где на скамейке сидит молодая женщина, моделью для неё послужила сестра-близнец художника — Вера Дмитриевна Хрущова.

Участие в выставках

Картина «Заросший пруд» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Поленова, состоявшихся в 1969 году в Ленинграде и в 1994-1995 годах в Москве и Санкт-Петербурге. В 1971-1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск, Москва), приуроченной к столетию ТПХВ. С выставками картина побывала в ряде зарубежных городов — Белграде, Бухаресте, Варшаве, Берлине, Вашингтоне, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе, Кёльне, Цюрихе и Вуппертале. Полотно было одним из экспонатов юбилейной выставки к 175-летию со дня рождения Поленова, проходившей с октября 2019 года по февраль 2020 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В настоящее время картина «Заросший пруд» выставляется в зале № 35 основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Стоит отметить, что Василий Поленов написал уменьшенный вариант полотна «Заросший пруд», который хранится в Государственном Русском музее. Ещё одни вариант хранится в Одесском художественном музее. Здесь мнения искусствоведов разошлись — по одним сведениям, он является авторским повторением, по другим — этюдом.

Кроме того, ещё одно авторское повторение картины «Заросший пруд» хранится в частном собрании. Также известно о существовании варианта под названием «Заросший прудик» из собрания московского коллекционера А.М. Колударова, который экспонировался на персональной выставке Поленова, проходившей в 1950 году в Москве.

Искусствовед Ольга Лясковская писала, что при работе над полотном «Заросший пруд» Поленов «стремился к уравновешенности композиции, к общему впечатлению картинности». По её словам, художник «своеобразно и правдиво» передал фактуру травы и листвы, а также красиво обобщил «окутанные туманом далёкие купы деревьев и уголок голубого неба с облаком, отражающийся в воде».

В монографии о творчестве Поленова искусствовед Тамара Юрова писала, что живопись картины «Заросший пруд», почти полностью построенная на градациях зелёного цвета, «обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста», а «тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки». При этом создаётся впечатление, что «в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов», а также нет той «несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“». По словам Юровой, эта картина «знаменовала наступление творческой зрелости» художника.

Читайте также:  Аэраторы для бассейнов с рыбой

Другой искусствовед — Элеонора Пастон полагает, что поленовские полотна «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» составляют «своеобразную лирико-философскую трилогию художника». В своём труде о творчестве художника она отмечала, что в пейзаже «Заросший пруд» «в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение», которое «подчёркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне тёмных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надёжным убежищем». Пастон писала, что «тема ухода от тягот действительности в мир природы», начатая Поленовым в этой картине, впоследствии получила развитие в его произведениях 1880-х и 1890-х годов, а также в творчестве одного из молодых друзей Поленова — Михаила Нестерова.

Источник

Полотно поленова заросший пруд

«В.Д.Поленов.»Пруд с вётлами». Возвращение.»

«. искусство выше временных треволнений;

они, как бы ужасны ни были, проходят,

а искусство остаётся.»

Третий год в выставочном зале ЮРНКЦ им. А.П. Чехова Таганрогского музея — заповедника работает уникальная выставка «В.Д.Поленов.»Пруд с вётлами». Возвращение.»

Цель этой экспозиции, раскрыть историю музейного предмета, судьба которого, не менее захватывающая и интересная, чем жизнь человека. В ней — рождение и обретение успеха, служение красоте и людям, похищения и странствия, торжество доброй воли и человеческого благородства и, наконец, триумфальное возвращение на родину.

Обратимся к её «одиссее», которую по праву можно считать удивительной историей со счастливым финалом.

«Ветловый пруд» , так первоначально называлась полотно, был создан В.Д.Поленовым в 1880году и продолжил серию работ, посвящённых столь любимым художником «тихим неприметным озерам». Хорошо известны семь полотен В.Поленова, на которых художник запечатлел небольшие заросшие пруды. Они находятся в крупнейших художественных музеях нашей страны.

Таганрогская картина «Вётлов пруд», в связи со своей трагической историей выпала из поля зрения искусствоведов, изучавших творчество художника. Рассматривая её сейчас в контексте пейзажной живописи мастера, мы видим, что автор остаётся верен себе в стремлении постичь и запечатлеть спокойную и гармоничную картину природы, единение человека и мироздания.

Тихая ранняя осень, в лесных зарослях затерян небольшой лесной пруд. Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. Даже силуэт маленькой цапли на берегу, не сразу приметный глазу, ничем не нарушает этот покой и тишину, а лишь напоминает нам о том, что всюду жизнь.

Когда всматриваешься в полотно, вспоминаются строки известного поэта Н.Ф.Щербины, уроженца Таганрога

«Верь мне, одна без различия жизнь, и людей и природы.

Всюду единая царствует мысль, и душа обитает

В глыбах камней бездыханных и в радужных листьях растений.»

Картина «Пруд с вётлами» построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков, , лишь кое-где уступая палитру другим цветам. Темная стена могучих деревьев возвышается на заднем плане. Через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темно зеленые кроны открывается — маленьким кусочком, словно осколком, жемчужно серое небо. Светлое небо и темнота лесной чащи соединяются затем в зеркальной поверхности пруда, с плавающими по его поверхности желтыми осенними листьями.

Здесь мы видим продолжение тех приёмов, которые художник использовал при создании знаменитой картины «Заросший пруд», которая почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. «Пруд с вётлами» также демонстрирует высокое мастерство В.Поленова в работе с оттенками зеленой гаммы, которая обретает исключительную красоту и богатством нюансировки.

В 1879 году В.Д.Поленов вошёл в Товарищество передвижных художественных выставок. Уже упоминалось, что картина «Вётловый пруд» была создан в 1880году. Под этим названием она впервые упоминалась в каталоге 10-й выставки Товарищества передвижников 1882 года.

С середины 1880-х годов передвижники начинают проводить параллельные выставки, разъезжавшие по городам России. На нескольких таких выставках демонстрировалась работа В. Поленова, в том числе она участвовала в параллельной выставке Товарищества передвижников, проходившей в городах юга (Воронеж, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог) весной 1887г.

Второй раз «Вётлов пруд» побывал в Таганроге во время приезда ХVII выставки Товарищества передвижных художественных выставок в 1890 г. Выставка была размещена в здании универмага Майкопар, на главной улице города — Петровской. В этот приезд картина и была приобретена Антоном Захаровичем Хандриным представителем состоятельного греческого рода, с конца ХVIII века, проживавшего в Таганроге. Мировой судья, городской голова Таганрога (1909-1911 гг., 1918г.) он активно участвовал не только в общественной, но и культурной жизни города.
В конце ХIХ- нач. ХХ в.в. традиции передвижничества распространяются и в провинции. В это время в Таганроге работала группа талантливых художников, выпускников Академии художеств (С.И Блонская, Д.М Синоди — Попов, Б.Н Кубицкий, Л.Е.Егоров). Они проводили выставки своих работ, а также, объединялись с коллекционерами, покупавшими как их работы, так и произведения известных мастеров.

Одна из таких выставок состоялась в 1913 г., на ней А.З Хандрин представил шесть живописных полотен, среди которых была картина В.Д. Поленова «Ветлов пруд».

После 1920 г. работа Поленова была национализирована и передана в городской музей. В 1930 г. Городской музей был пере­именован в Таганрогский краеведческий музей и переведён в здание бывшего Коммерческого клуба(дворец Н.Д.Алфераки). К концу 30-х гг. его коллекции, в комплектовании которых принимали участие выдающиеся деятели литературы, искусства и науки (А. П. Чехов, К. А. Савицкий, братья Миллеры, И. Я. Павловский п многие дру­гие), насчитывали девятнадцать с половиной тысяч единиц хранения, были размещены в залах этого здания.

Читайте также:  Бухгалтерский учет пруда пруд

17 октября 1941 г. Таганрог был занят немецко — фашистскими войсками. Его оккупация продолжа­лась 683 дня. В это время музей продолжал работать. Сотрудники музея предпринимали всё возможное для сохранения экспонатов. Но их усилия в условиях оккупационного режима были трагически обречены. Во время Великой Отечественной войны, коллекции музея был нанесён значительный урон. Особенно пострадала коллекция живописи .

В феврале 1943 г., после победы советских войск под Сталинградом, фронт стал стре­мительно приближаться к Таганрогу. Отдел пропаганды VI танкового полка, опережая специальные службы Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга, приступил к «спа­сению» и конфискации культурных ценнос­тей Таганрогского музея. Часть его экспонатов была вывезена. 27 августа 1943 г., за три дня до освобождения Таганрога войсками Южного фронта, немецкое командование, покидая город, вновь изъяло часть музейных ценностей из фондов музея.

В числе изъятых экспонатов были полот­на Айвазовского, Богданова-Бельского, По­ленова, Леонтовского, Шишкина и др. Согласно акту от 27 августа 1943 г., составленному сотрудниками музея, картина В.Поленова «Пруд с ветлами» числится в группе музейных предметов, похищенных и вывезенных немецкими войсками при отступлении. Сразу после освобождения Таганрога сотрудниками музея были составлены списки похищенного, которые уже в наше время сыграли свою решающую роль в возвращении картин в Таганрог.

В 2005-2006 гг. сотрудники Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника приняли участие в издательском проекте Министерства культуры РФ — «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Каталог издавался по решению Государственной комиссии по реституции культурных ценностей от 13 января 1997 г. Его тринадцатый том посвящен предметам из таганрогского музея, утраченным в 1941-1943 годы. В ходе работы было установлено, что за время оккупации Таганрогский музей утратил 4624 музейных предмета, более трети своего предметного фонда. На страницах каталога даны описания 248 похищенных музейных предметов, впервые опубликовали редкие документальные источники, фотографии. Среди утраченных экспонатов, внесённых в каталог указана и картина В.Поленова.

Спустя десять лет, в ноябре 2016 г., в адрес директора музея-заповедника Елизаветы Васильевны Липовенко пришло письмо из Германии от руководителя проекта «Германо-российский музейный диалог» ответственного референта культурного фонда федеральных земель доктора Бритты Кайзер-Шустер и доктора Регины Денель. В нем они рассказали о деятельности группы немецких ученых по поиску в немецких собраниях экспонатов, похищенных из российских музеев в годы Второй мировой войны и обратились в связи с одной из картин, вывезенных немецкой армией из Таганрога в 1943 г. — «Пруд с ветлами» В.Д. Поленова, о которой они узнали, познакомившись со «Сводным каталогом утраченных ценностей Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника».

Доктор Бритта Кайзер-Шустер, рассказала о том, как сложилась судьба картины после окончания войны, а также сообщила, что «…исследования коллег из «Германо-Российского музейного Диалога» показали, что картина из Киля является, по всей вероятности, утраченным Вашим музеем произведением искусств… проведенная нами работа сделала возможной передачу картины из Кунстхалле Киля обратно Вам в Таганрог».

Более семидесяти лет работа В.Д.Поленова странствовала по Германии. С 1959-х года она попала в поле коллекционеров живописи, несколько раз сменила хозяев. Спустя почти 30 лет, в 1986 году, полотно В. Поленова «Пруд с ветлами» было выкуплено за 40 000 немецких марок у наследников коллекционера Георга Шефера Художественным музеем Киля на средства Культурного фонда земли Шлезвиг – Гольштейн.

Директора выставочного зала города Киля доктор Анетте Хюш, после переписки с таганрогскими коллегами и получения дополнительной информации и документов, сообщила, что Кунстхалле Киль хочет вернуть Таганрогскому музею-заповеднику данную картину в соответствии с действующим международным правом и в соответствии с «Немецко-Русским Соглашением о культурном сотрудничестве» 1992 г.

26 сентября в Киле прошла торжественная церемония передачи, в которой с российской стороны приняли участие первый советник посла РФ в Германии, руководитель отдела культуры посольства РФ О.Ю. Ксенофонтов, министр общего и профессионального образования Ростовской области Л.В Балина, директор Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Е.В. Липовенко.

Представители Германии в своих выступлениях не раз подчеркивали, как дорога им картина, которой предстояло вернуться в Россию. «Это потеря для нашего собрания значительная, но произведение «Пруд с ветлами» по закону принадлежит Вашему музею», — сказала директор выставочного зала Киля Анетте Хюш.

Возвращение шедевра стало значительным событием культурной жизни не только для нашего города, но и всей страны. Его судьба несёт на себе печать сложной, трагической истории России. И в то же время служит ярким подтверждением того, что истинное искусство всегда служит идеалам добра и красоты, торжествующими над всеми горестями и бедами человеческого бытия.

А.А.Цымбал, старший научный сотрудник ТГЛИАМЗ

Источник

Оцените статью