- Заросший пруд
- О работе:
- В. Поленов Заросший пруд
- Заросший пруд (картина Поленова)
- Картина «Заросший пруд», Василий Дмитриевич Поленов — описание
- Описание картины:
- Заросший пруд (картина Поленова)
- Содержание
- [править] Значение картины
- [править] Создание
- [править] Сюжет
- [править] Выставка
- [править] Второй вариант
- [править] Тема
Заросший пруд
О работе:
Эта картина — шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени (и в этом смысле перекликающийся с написанным годом ранее «Бабушкиным садом»). Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». У неё довольно прихотливая история. В сущности, «Заросший пруд» представляет собой «сумму» нескольких впечатлений художника.
Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Этюд пролежал «без движения» до осени 1878 года, когда художник переехал с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Кстати, чуть позже, в 1882 году, по соседству обосновался Лев Толстой, купив ныне всем известную усадьбу. Имея в виду увлечение Поленова некоторыми толстовскими идеями (познакомились они, впрочем, значительно позже, в 1887 году), такая «топографическая» перекличка кажется пророческой. Здесь, в Хамовниках, художника поразила прелесть старого сада, и это настроение он привнёс в старый этюд, претворившийся в новую картину.
Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех, а сама тема, открытая Поленовым, оказалась плодотворной — в частности, свой «Заросший пруд» написал ученик Поленова И. Левитан.
Академическая традиция даёт о себе знать в композиционном построении и этой поленовской работы. В соответствии с нею, художник выстраивает два плана — задний, написанный довольно «приблизительно», и подробный передний.
Старые мостки с вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда ностальгическое звучание. Моделью для фигуры женщины послужила сестра художника, В.Д. Хрущова.
В основе картины — виртуозно обыгранные художником градации одного и того же зелёного цвета. В тончайшей его нюансировке Поленов вновь выступает непревзойдённым мастером-колористом.
Кувшинки, равно как и детали берега, прописаны очень тщательно: эти будничные образы контрастно дополняют торжественный образ парка, теряющегося за пределами картины.
Источник
В. Поленов Заросший пруд
Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.
Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.
Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.
В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?
Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.
Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.
Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.
Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:
«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »
А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
«В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов..
Источник
Заросший пруд (картина Поленова)
«Заро́сший пруд» — картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 77 × 121,8 см [1] [2] .
Картина была выставлена на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в 1879 году [3] , вместе с другой картиной Поленова — «Бабушкин сад».
Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне Петрушки под Киевом [4] . На картине изображена часть пруда и мостик, подходящий к нему. На переднем плане — берег с зелёной травой и ромашками, на заднем плане — тёмный лес, у края которого в тени стоит скамейка, на которой сидит женщина. Бо́льшая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками [5] .
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину [6] [7] :
Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике». Картина «Заросший пруд» завершала определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. |
А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова [5] :
В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчеркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в темной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880-1890-х годов. |
Поленов также написал уменьшенный вариант картины «Заросший пруд» [8] (датируемый 1880 годом), только со стоящей женщиной — на этой картине художник изобразил свою сестру-близнеца Веру Дмитриевну Хрущёву [9] (1844—1881, встречается также написание «Хрущова» [10] ). Иногда полагают, что она же была изображена на картине 1879 года в качестве сидящей женщины [4] .
Источник
Картина «Заросший пруд», Василий Дмитриевич Поленов — описание
Описание картины:
Быстротечность времени и грусть по ушедшему – вот основные лейтмотивы картины «Заросший пруд» Василия Поленова. Если определять жанр данной работы, то поэтический шедевр можно отнести к «повествовательному пейзажу», и создан он был как сумма нескольких впечатлений автора. В 1877 году Поленов летом жил в деревне Петрушки недалеко от Киева, и там мастер создал небольшой этюд, который впоследствии послужит основой картины.
Целый год живописец не вспоминал о написанной работе, а после Поленов переехал с Арбата на московскую окраину, в Хамовники. Живописная местность поразила чуткого мастера и особенно прелесть старого сада. В конце концов, новые впечатления наслоились на давнишний этюд, привнеся особое настроение, и вылились в совершенно необыкновенную работу – «Заросший пруд».
В этой картине художник выступил как тонкий колорист. Вся прелесть данной работы лежит в филигранном обыгрывании градации одного и того же цвета, в мельчайшей нюансировке, тоновых вариациях. Замечательно изображён старый мостик – он вытоптан до белизны досок и это придаёт сюжету ностальгичность: когда-то пруд имел совсем другой вид и сотни ног стерли мостки на его берегу. А сейчас лишь одинокая женская фигурка на скамейке, едва различимая и абсолютно не нарушающая покоя одичавшей природы.
Композиция выстроена с явной отсылкой к академической традиции – противопоставления переднего и заднего плана. Причём первый выполнен с особой тщательностью и детальной прорисовкой, тогда когда второй отличается некоторой обобщённостью и приблизительностью. Отдельное внимание обращают на себя жёлтые кувшинки, которые как тёплые огонёчки расцвечивают мрачноватую тёмную гладь воды.
Впервые на публике картина появилась в 1879 году и имела большой успех, положив начало отдельной теме в пейзажной живописи. Позже многие художники писали свой заросший пруд, в частности ученик Поленова Исаак Левитан.
Источник
Заросший пруд (картина Поленова)
«Заросший пруд» — картина русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Время создания: 1879 год.
Холст, масло. 77 × 1218 см [1]
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Российская Федерация [2] .
Содержание
[править] Значение картины
По мнению искусствоведов, этим полотном художник завершил картинную трилогию, куда вошли еще картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад», созданные в Москве в 1978 году [3] [4] . Три этих полотна объединены не общностью сюжета (общностью сюжета объединены «Московский дворик» и «Бабушкин сад» — там изображен один дом, но с разных ракурсов), а определенным душевным состоянием, настроением, навеянным этими тремя пейзажами [1] .
Серию этих поленовских произведений (вместе с еще несколькими картинами) художник Илья Семенович Остроухов назвал «интимным пейзажем»: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой» [5] [6] . Это определение оказалось настолько точным, что стало применяться по отношению к творчеству В. Д. Поленова и другими искусстоведами и художественными критиками.
[править] Создание
Первый этюд к этому полотну датирован 1877 годом [1] , когда художник провел лето на даче родителей в деревне Петрушки Киевской губернии [7] [8] . Это было еще до того, как отправился на русско-турецкую войну [1] , где он находился художником при царевиче, будущем императоре Александре III.
Затем, перебравшись в Москву и поселившись возле Арбата, Поленов занялся другими произведениями.
Осенью 1878 года он перебрался с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Вот тогда он вернулся к киевскому пейзажу [1] .
[править] Сюжет
Верный своему видению общности духовного мира человека и природы, Поленов обращается, как всегда, к самым простым пейзажам. Его «герои» не пышные и причудливые благоухающие яркими ароматами красавцы-цветы богатых садоводств, а невозделанные бесхитростные травы, полевые неяркие цветочки, крапинками появившиеся среди другой зелени. Их легкая и трепетная красота созвучна элегическому лирическому настроению.
И вместе с тем полотно пронизано величавостью и даже таинственностью природы [9] .
Вся картины выстроена по академическим традициям, в двух планах: задний — написанный довольно «приблизительно», и передний — тщательный и подробный [1] .
Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ [10] .
Картина «Заросший пруд» построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков [1] [2] [10] , лишь кое-где уступая палитру и другим расцветкам: ярко-зеленая солнечная лужайка с подробно выписанными ромашками на первом плане соседствует с темной стеной могучих деревьев; через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темнозеленые кроны дальнего плана открывается — маленьким кусочком, словно осколком, в левом верхем углу — голубизна ясного неба с белыми облаками; голубизна неба и темнота парка соединяются затем в зеркальной поверхности пруда с — опять подернутыми зеленым — неяркими желто-оранжевыми кувшинками [8] [9] .
Искусствовед Т. В. Юрова писала про эту картину: «Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“» [11]
Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. И в эту успокоенность органично и ничем не нарушая ее вписывается одинокая женская фигура в светлом платье — на скамеечке, в тени деревьев [9] . Она не сразу видна — весь центр полотна отдан мостику под деревьями и темной недвижимой водяной глади. А женская фигура смещена вправо, в теневую часть картины [12] . Но она придает жизнь замершему на холсте пейзажу. В этой сидящей женщине Поленов изобразил свою сестру-близняшку Веру Дмитриевну Хрущёву (1844—1881 гг.) [1] [8] .
[править] Выставка
Картина «Заросший пруд» — вместе с другим поленовским пейзажем «Бабушкин сад» — была представлена в 1879 году на 7-й выставке «передвижников». Как раз к этому времени Поленов стал членом Товарищества передвижников [13] , хотя еще и до своего официального членства принимал участие в выставках «передвижников».
Затем в апреле 1879 г. выставка переехала в Москву и проходила в помещении московского Училища живописи [14] . А в декабре того же года студент Училища живописи Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», вероятно, навеянную картиной учителя [14] .
[править] Второй вариант
В 1880 году Поленов написал уменьшенный вариант этой картины; однако новое полотно стало не совсем копией. Женщину (а ее изображала сестра художника) на этот раз он показал не сидящей, а стоящей.
[править] Тема
Успех картины Поленова «Заросший пруд» оказался настолько огромным, что тема заросшего пруда стала у русских художников второй половины 19 века популярной. В 1887 году ученик В. Д. Поленова художник Исаак Левитан создал свою картину в таким же названием — «Заросший пруд», причем Левитан создал два варианта [14] . А еще через двенадцать лет, в 1899 году, свой «Заросший пруд» представил художник Константин Сомов.
Источник