Поленов заросший пруд пейзаж

В. Поленов Заросший пруд

Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.

Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.

Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.

В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?

Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.

Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.

Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:

«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »

А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
«В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов..

Читайте также:  Бассейн bestway инструкция по сборке лестницы

Источник

Описание картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Василий Поленов, 1879 год, картина «Заросший пруд». , Фото: upload.wikimedia.org

Название Заросший пруд
Страна, художник Россия, Василий Поленов
Год 1879
Жанр Пастораль
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

Картина «Заросший пруд» — прекрасный образец творчества Василия Поленова, отражающая его талант, мастерство, художественную зрелость.

Поленов, известный представитель русской пейзажной школы, воплотил в своей картине сразу несколько летних воспоминаний. «Заросший пруд» стал собирательным образом летнего зноя, спокойствия, умиротворенного созерцания. Некоторые этюды были написаны еще за два года до основной работы, когда мастер проводил лето в небольшом украинском селе.

Большую часть картины занимает сам водоем. Он покрыт кувшинками и ряской, а в его спокойной глади отражаются окружающие деревья. К пруду из леса ведет тропинка и грубо сколоченный деревянный мосток. На первом плане – кусочек луга с полевыми цветами и стрекозами. А в глубине парка – дорожка и садовая скамейка на которой, если приглядеться, можно увидеть юную девушку, в задумчивости склонившуюся над книгой.

Основная особенность произведения состоит в удивительной колористике. Поленову удалось передать всю гамму и глубину летнего пейзажа с помощью огромной палитры зеленых оттенков – от переливающегося изумруда до глубокого болотного или цвета свежей зелени. Переходы между зелеными оттенками придают картине удивительное спокойствие, одухотворенность.

Еще одна характерная черта – необычное композиционное решение. Основные объекты на картине – берег луга, мостик, очертания пруда – образуют диагональные линии. Это еще больше углубляет пространство, даже задает некоторый динамизм.

Все произведение глубоко пронизано лирикой, романтическим духом. Такое впечатление создается благодаря контрасту старого парка, вековых деревьев и тонкой задумчивой фигуры девушки в белоснежном платье. Атмосфера тишины и уединения словно защищают юную леди от внешних тревог и волнений, создавая уютный обособленный мирок.

Источник

Заросший пруд кисти Василия Поленова

Полотно «Заросший пруд» кисти Василия Поленова, экспонировалось на VII выставке Товарищества художников-передвижников, открывшейся в апреле 1879 года. Критики утверждали, что эта картина завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости.

Холст также входил в экспозицию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года, состоявшейся в Москве. В дальнейшем владельцами картины «Заросший пруд» были коллекционеры Е.А. Сапожникова и Я.И. Ачаркан, у которого в 1928 году её приобрела Государственная Третьяковская галерея.

Следует отметить, что на петербургской части выставки передвижников «Заросший пруд» не экспонировался. В каталоге упоминались три другие картины Поленова — «Удильщики», «Бабушкин сад» и «Лето». «Заросший пруд» же был представлен на московской части. Художественный критик из «Московских ведомостей» восторженно писал, что в картине Поленов проявил себя как романтик: «это не есть пруд „вообще“», у него есть «своя история», «это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, „настроение“, и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет „элегия“».

Как отметил в своей публикации искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов, в картине «Заросший пруд» Поленову удалось «с наибольшей силой и живописной красотой» выразить «реальную, но овеянную своеобразной романтикой поэзию природы». Он так же отмечал, что «и известная звучность красок, и строгая распланированность, и, наконец, тот момент романтичности, который ощутим в этом пейзаже», позволяют говорить о его «родственности» пейзажам Фёдора Васильева. А вот его коллега Тамара Юрова отмечала, что эта картина «завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости».

В 1873-1876 годах Василий Поленов жил и работал в Париже. После возвращения в Россию присоединился к русской добровольческой армии, принимавшей участие в Сербско-турецкой войне. Художник отправился в район боевых действий и создал ряд рисунков по мотивам своих батальных впечатлений. Однако уже в 1877 году он вернулся в Москву, снял квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках и стал писать пейзажи. Именно тогда была начата работа над картинами «Московский дворик», вскоре принёсшей ему славу, и «Бабушкин сад».

5 июля 1877 года родители художника — Дмитрий Васильевич и Мария Алексеевна — пригласили его к себе на дачу, которая находилась в деревне Петрушки под Киевом. Во время поездки в Киевскую губернию Поленов создаёт несколько этюдов, которые впоследствии были использованы им при работе над полотнами «Заросший пруд» и «Лето».

Читайте также:  Водоканал вода для бассейна

А чуть позже, в имении своей бабушки Веры Николаевны Воейковой, расположенном в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии, он пишет небольшую картину «Пруд в парке. Ольшанка», которая также хранится в Государственной Третьяковской галерее.

На картине изображена часть пруда, у правого края которого находятся мостки. На переднем плане — берег с зелёной травой и полевыми цветами, на заднем — деревья окружающего пруд парка. Впечатление обширности парка достигается тем, что на полотне показаны только нижние части стволов и склонившиеся к воде ветви.

Художник словно «срезает вершины деревьев рамой, как бы приближает всё изображение к зрителю». Кроме этого, в просвете слева намечено продолжение парка, значительно удалённое в перспективе от прибрежных деревьев. Большая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. Зеркальная гладь пруда усыпана островками водяных лилий…

В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками — его светлое отражение на водной поверхности находится в нижней части, у левого края полотна. В светлых тонах изображены также мостки и подходящая к ним тропинка. За счёт этого взгляд зрителя направляется в глубину, туда, где на скамейке сидит молодая женщина, моделью для неё послужила сестра-близнец художника — Вера Дмитриевна Хрущова.

Участие в выставках

Картина «Заросший пруд» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Поленова, состоявшихся в 1969 году в Ленинграде и в 1994-1995 годах в Москве и Санкт-Петербурге. В 1971-1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск, Москва), приуроченной к столетию ТПХВ. С выставками картина побывала в ряде зарубежных городов — Белграде, Бухаресте, Варшаве, Берлине, Вашингтоне, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе, Кёльне, Цюрихе и Вуппертале. Полотно было одним из экспонатов юбилейной выставки к 175-летию со дня рождения Поленова, проходившей с октября 2019 года по февраль 2020 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

В настоящее время картина «Заросший пруд» выставляется в зале № 35 основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Стоит отметить, что Василий Поленов написал уменьшенный вариант полотна «Заросший пруд», который хранится в Государственном Русском музее. Ещё одни вариант хранится в Одесском художественном музее. Здесь мнения искусствоведов разошлись — по одним сведениям, он является авторским повторением, по другим — этюдом.

Кроме того, ещё одно авторское повторение картины «Заросший пруд» хранится в частном собрании. Также известно о существовании варианта под названием «Заросший прудик» из собрания московского коллекционера А.М. Колударова, который экспонировался на персональной выставке Поленова, проходившей в 1950 году в Москве.

Искусствовед Ольга Лясковская писала, что при работе над полотном «Заросший пруд» Поленов «стремился к уравновешенности композиции, к общему впечатлению картинности». По её словам, художник «своеобразно и правдиво» передал фактуру травы и листвы, а также красиво обобщил «окутанные туманом далёкие купы деревьев и уголок голубого неба с облаком, отражающийся в воде».

В монографии о творчестве Поленова искусствовед Тамара Юрова писала, что живопись картины «Заросший пруд», почти полностью построенная на градациях зелёного цвета, «обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста», а «тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки». При этом создаётся впечатление, что «в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов», а также нет той «несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“». По словам Юровой, эта картина «знаменовала наступление творческой зрелости» художника.

Другой искусствовед — Элеонора Пастон полагает, что поленовские полотна «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» составляют «своеобразную лирико-философскую трилогию художника». В своём труде о творчестве художника она отмечала, что в пейзаже «Заросший пруд» «в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение», которое «подчёркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне тёмных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надёжным убежищем». Пастон писала, что «тема ухода от тягот действительности в мир природы», начатая Поленовым в этой картине, впоследствии получила развитие в его произведениях 1880-х и 1890-х годов, а также в творчестве одного из молодых друзей Поленова — Михаила Нестерова.

Источник

Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Читайте также:  Объем добычи карагандинского угольного бассейна

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен дремучий лес. Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет – это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

Отзывы о картине

Как отмечала Юрова Тамара, искусствовед и исследователь творческого пути Поленова, в этой картине художник преподнес себя как великолепный колорист. Это обуславливается тем, что картина Поленова «Заросший пруд» нарисована в градациях одного лишь зеленого цвета. Художник справился с очень сложной задачей – он нарисовал множество нюансов, используя лишь один цвет, но именно оттенки цвета смогли придать деталям произведения свою уникальность.

Как писала в собственной монографии известный искусствовед Элеонора Пастон, картина Поленова «Заросший пруд» стала его заключительной работой перед началом творческой зрелости автора. В изображенном пейзаже автор с удивительной точностью подчеркнул могущественную силу природы и зависимость человека от этой силы. Мастер на своем полотне смог тонко объединить пруд и душу человека.

Многие ценители творчества Василия Дмитриевича Поленова отмечают в этой картине его академическую традицию построения картин, которая выражается в четкости диагональных линий. Этот авторский подход придает картинам автора первозданность и уникальность.

Источник

Оцените статью