- В. Поленов Заросший пруд
- Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы
- История написания произведения
- Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины
- Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»
- Настроение картины
- Отзывы о картине
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Ссылки
- —Музыка
- —Видео
- —Фотоальбом
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- История одного шедевра: Василий Поленов «Заросший пруд»
- Заросший пруд
- Описание картины «Заросший пруд»
- Где Поленов нашёл натуру для картины «Заросший пруд»?
- «Заросший пруд» на выставке передвижников
- Загадочная женщина с пейзажа Поленова
В. Поленов Заросший пруд
Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.
Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.
Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.
В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?
Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.
Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.
Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.
Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:
«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »
А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
«В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов..
Источник
Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы
Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.
Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».
История написания произведения
Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».
Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.
Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.
Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины
Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.
Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен дремучий лес. Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.
Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.
При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.
Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»
Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет – это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.
Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.
Настроение картины
Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.
Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.
Отзывы о картине
Как отмечала Юрова Тамара, искусствовед и исследователь творческого пути Поленова, в этой картине художник преподнес себя как великолепный колорист. Это обуславливается тем, что картина Поленова «Заросший пруд» нарисована в градациях одного лишь зеленого цвета. Художник справился с очень сложной задачей – он нарисовал множество нюансов, используя лишь один цвет, но именно оттенки цвета смогли придать деталям произведения свою уникальность.
Как писала в собственной монографии известный искусствовед Элеонора Пастон, картина Поленова «Заросший пруд» стала его заключительной работой перед началом творческой зрелости автора. В изображенном пейзаже автор с удивительной точностью подчеркнул могущественную силу природы и зависимость человека от этой силы. Мастер на своем полотне смог тонко объединить пруд и душу человека.
Многие ценители творчества Василия Дмитриевича Поленова отмечают в этой картине его академическую традицию построения картин, которая выражается в четкости диагональных линий. Этот авторский подход придает картинам автора первозданность и уникальность.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Художник Васендин Юрий Дмитриевич В 1958 году в городе Архангельск родился Вас.
Уникальные акварельные работы Yuko Nagayamа Yuko Nagayamа родилась в 1963 в Токио. В 1985 законч.
Китайская девушка. Художник Ичжэн Кэ (Yizheng Ke) Голубая беседка Посредине реки, .
Сакро-Конвенто, «Райский холм» францисканцев. Ассизи, город в .
Великий Новгород — один из древнейших городов России Великий Новгород .
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История одного шедевра: Василий Поленов «Заросший пруд»
История одного шедевра: Василий Поленов «Заросший пруд»
Василий Поленов. «Заросший пруд» — 1879. Холст, масло. 77×121,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Быстротечность времени и грусть по ушедшему – вот основные лейтмотивы картины «Заросший пруд» Василия Поленова. Если определять жанр данной работы, то поэтический шедевр можно отнести к «повествовательному пейзажу», и создан он был как сумма нескольких впечатлений автора.
В 1877 году Поленов летом жил в деревне Петрушки недалеко от Киева, и там мастер создал небольшой этюд, который впоследствии послужит основой картины.
Целый год живописец не вспоминал о написанной работе, а после Поленов переехал с Арбата на московскую окраину, в Хамовники. Живописная местность поразила чуткого мастера и особенно прелесть старого сада. В конце концов, новые впечатления наслоились на давнишний этюд, привнеся особое настроение, и вылились в совершенно необыкновенную работу – «Заросший пруд».
В этой картине художник выступил как тонкий колорист. Вся прелесть данной работы лежит в филигранном обыгрывании градации одного и того же цвета, в мельчайшей нюансировке, тоновых вариациях. Замечательно изображён старый мостик – он вытоптан до белизны досок и это придаёт сюжету ностальгичность: когда-то пруд имел совсем другой вид и сотни ног стерли мостки на его берегу. А сейчас лишь одинокая женская фигурка на скамейке, едва различимая и абсолютно не нарушающая покоя одичавшей природы.
Композиция выстроена с явной отсылкой к академической традиции – противопоставления переднего и заднего плана. Причём первый выполнен с особой тщательностью и детальной прорисовкой, тогда когда второй отличается некоторой обобщённостью и приблизительностью. Отдельное внимание обращают на себя жёлтые кувшинки, которые как тёплые огонёчки расцвечивают мрачноватую тёмную гладь воды.
Впервые на публике картина появилась в 1879 году и имела большой успех, положив начало отдельной теме в пейзажной живописи. Позже многие художники писали свой заросший пруд, в частности ученик Поленова Исаак Левитан.
источник: Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин
«Русский Леонардо», он был и архитектором, и композитором. И официальным живописцем ставки цесаревича на русско-турецкой войне, и народным художником советской России. Он стал и основоположником нового жанра «интимного пейзажа», и первым русским живописцем, воссоздавшим земной путь Христа.
Источник
Заросший пруд
Описание картины «Заросший пруд»
«Заросший пруд» – один из самых знаменитых пейзажей Василия Поленова. Вместе с «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» они составляют своего рода трилогию, элегическое повествование о доживающих свой век дворянских усадьбах.
Всё так узнаваемо, что, кажется, даже нечего к написанному Поленовым и добавить – любые слова будут излишни. Вот старый пруд с заиленным дном. Он давно не чистился и «цветёт»: вода у берегов затянута ряской, а ближе к центру водоёма – покрыта кувшинками. Заросли камышей наступают, отвоёвывая территорию у купальщиков. Заброшенный парк с серебристым тополем у мостков и наклонившимися к воде дубами – одичал и разросся. Красноречивая деталь: доски ветхих мостков побелели от долгого использования и частого хождения. Должно быть, когда-то мостки вели к купальне, где было шумно и весело, а сейчас уже никуда не ведут: небольшой песчаный пляж окончательно зарос травой. Одних только школьных сочинений, не говоря об искусствоведческих эссе, сколько написано о мечтательной грусти и молчаливом величии природы в картине Поленова «Заросший пруд»!
Но, кроме всем известного реалистического, есть у «Заросшего пруда» и некий мистический подтекст.
Где Поленов нашёл натуру для картины «Заросший пруд»?
Летом 1877-го года 33-летний петербуржец Василий Поленов оказался в окрестностях Киева. Он приехал погостить к родной сестре Вере, муж которой Иван Петрович Хрущов работал в Киеве директором Института благородных девиц. На лето семья Хрущовых снимала дачу в селе Петрушки, в нескольких десятках вёрст от Киева. Сейчас это Киево-Святошинский район Киевской области. Село Петрушки сохранило своё название, жителей там всего около шестисот, глушь примерно такая же, как была при Поленове, редкого туриста-рыбака Петрушки привлекут разве что своими озёрами. Водоёмов там целый каскад, называются они почему-то «Черные озёра». Отчего именно «Чёрные» – неизвестно. Может, из-за цвета воды, к которой из-за высоких деревьев с густыми кронами деревьев почти не пробивается солнце. Поневоле припомнишь гоголевское, жутковатое, из повести «Майская ночь, или утопленница»: « Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке! – продолжала Ганна, указывая на пруд, угрюмо обставленный темным кленовым лесом и оплакиваемый вербами, потопившими в нём свои жалобные ветви» . А возможно, озёра – «Черные» из-за каких-то поверий, связанных с утопленниками или нечистой силой, которыми так богата киевская земля.
Кстати, всего в нескольких километрах от Петрушков находится городок Буча, любимое место юного Михаила Булгакова, где его родители построили дачу, единственное собственное жильё – даже знаменитый дом в Киеве на Андреевском спуске, где сейчас музей, был съёмным. Дачу в Буче семеро детей Булгаковых обожали, рвались туда каждое лето. Ровно та же гоголевская природа, что мы видим в пейзаже Поленова, – непокорная, буйная и до обидного не нуждающаяся в человеке – гипнотизировала и чаровала будущего автора «Мастера и Маргариты», который скажет потом о себе: «Я – мистический писатель» .
В 1877-м году в Петрушках Поленов создал первый эскиз для картины «Заросший пруд». По композиции он почти не отличается от картины. Только женщина там не сидит на скамейке в глубине сада, а стоит у берега. Потом Поленов уедет, а два года спустя, в 1879-м, напишет всем известный и всеми любимый «Заросший пруд» с тёмными стоячими водами, отражающими столетние дубы. Вот только женщину «отодвинет» совсем уж на периферию. Чтобы не перетягивала внимание. Чтобы – как у Пушкина – только «равнодушная природа» продолжала, вне зависимости от человеческого присутствия, «красою вечною сиять» .
Менее удачный, но более соответствующий первоначальному эскизу вариант картины Поленов напишет в 1880-м.
«Заросший пруд» на выставке передвижников
Пейзаж примут хорошо, он будет показан вместе с «Бабушкиным садом» на VII передвижной выставке. Консерваторы будут хвалить его за вполне академическую двупланную композицию: первый план, с травой и мелкими цветами ромашки, как и положено, подробный; второй, с уходящими вдаль деревьями, – более обобщённый, размытый. Новаторы отметят новомодную импрессионистскую пленэрность и внимание к игре света. Это и неудивительно: как раз в середине 1870-х, когда во Франции проходили первые выставки импрессионистов, пенсионер Академии художеств Поленов жил в Париже, делил вместе с Репиным квартиру на Монмартре. А уж кувшинки – настоящий фетиш француза Клода Моне – на пейзаже Поленова появились точно раньше.
Но, возможно, главное художественное достоинство «Заросшего пруда» – его колорит. Поленова вообще будут больше всего ценить за мастерство колориста. «Заросший пруд» строится на богатейших градациях зелёного цвета, настолько разнообразного и тонко нюансированного, что искусствовед Тамара Юрова даже заметит: «Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов» .
Загадочная женщина с пейзажа Поленова
Многие знают, что женщину на скамейке перед заросшим прудом Поленов писал со своей сестры Веры. Её же можно видеть и в пейзаже «Бабушкин сад». Но не всем известно, что Вера и Василий были не просто братом и сестрой – они были близнецы, родились в один день, 20 мая (1 июня) 1844 года. Василий проживёт 83 года, он застанет революцию и советскую власть; в 1870-х приближенный к будущему императору Александру III (Репин даже грешил на друга, что тот зазнался после знакомства с наследником), Поленов уже в новом государстве станет одним из первых, кто получит «Народного художника Республики» – такая долгая и насыщенная событиями ему выпадет жизнь. А вот Вера, сестра-близнец и очень близкий Поленову человек, умрёт от болезни лёгких в 1881-м году, меньше чем через два года после создания «Заросшего пруда». «Бедная, она сильно страдает от неумолкающего жару. Боже, какое тяжелое время» , запишет Поленов в те дни.
Перед смертью 37-летняя Вера обратится к брату Василию с необычной просьбой – написать большую картину о жизни Христа, которую брат давно задумывал, но всё никак не мог заставить себя за неё приняться (скорее всего, речь шла о картине, известной сейчас под названием «Христос и грешница»). И брат послушается. Картины Поленова на евангельские сюжеты не так знамениты, как его пейзажи, но писать их художник будет много и вдохновенно, словно выполняя волю покойной сестры. Таких работ у Поленова около 60-ти. Товарищ Поленова Федор Шаляпин, с кем вместе они проводили время в усадьбе мецената Саввы Мамонтова Абрамцево, восхищался: «Его библейские сцены – как мог он совместить в своей душе это строгое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли и над его озёрами веет дух Божества?»
Харизматичным «Заросшим прудом» Поленов заложил своего рода традицию. Озёра, мосты, кувшинки будут с увлечением писать любимые ученики Поленова – Константин Коровин (1, 2, 3, 4) и Исаак Левитан (1, 2, 3, 4), а левитановское «У омута» считается прямым продолжением темы Поленова. Есть свой «Заросший пруд» и у младшего современника Поленова Валентина Серова.
Сам же поленовский «Заросший пруд» так и останется загадкой. И лишь от широты ассоциаций зрителя зависит, как воспринимать этот пейзаж – в более традиционном, ностальгически-усадебном, чеховско-тургеневском ключе или же в мистическом, гоголевско-булгаковском. Биография Поленова даёт основания как для первого, так и для второго.
Источник