«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» — отголосок лиры Байрона
/И.В. Киреевский. Нечто о характере поэзии Пушкина/
«Кавказским пленником» начинается второй период пушкинской поэзии, который можно назвать отголоском лиры Байрона 3 .
Если в «Руслане и Людмиле» Пушкин был исключительно поэтом, передавая верно и чисто внушения своей фантазии, то теперь является он поэтом-философом, который в самой поэзии хочет выразить сомнения своего разума, который всем предметам дает общие краски своего особенного воззрения и часто отвлекается от предметов, чтобы жить в области мышления. Уже не волшебников с их чудесами, не героев непобедимых, не очарованные сады представляет он в «Кавказском пленнике», «Онегине» и проч. — жизнь действительная и человек нашего времени с их пустотою, ничтожностию и прозою делаются предметом его песен. Но он не ищет, подобно Гёте 4 , возвысить предмет свой, открывая поэзию в жизни обыкновенной, а в человеке нашего времени — полный отзыв всего человечества; а, подобно Байрону, он в целом мире видит одно противоречие, одну обманутую надежду, и почти каждому из его героев можно придать название разочарованного.
Не только своим воззрением на жизнь и человека совпадается Пушкин с певцом «Гяура» 5 ; он сходствует с ним и в остальных частях своей поэзии: тот же способ изложения, тот же тон, та же форма поэм, такая же неопределенность в целом и подробная отчетливость в частях, такое же расположение, и даже характеры лиц по большей части столь сходные, что с первого взгляда их почтешь за чужеземцев-эмигрантов, переселившихся из Байронова мира в творения Пушкина.
Однако же, несмотря на такое сходство с британским поэтом, мы находим в «Онегине», в «Цыганах», в «Кавказском пленнике» и проч. столько красот самобытных, принадлежащих исключительно нашему поэту, такую неподдельную свежесть чувств, такую верность описаний, такую тонкость в замечаниях и естественность в ходе, такую оригинальность в языке и, наконец, столько национального, чисто русского, что даже в этом периоде его поэзии нельзя назвать его простым подражателем.
Нельзя, однако же, допустить и того, что Пушкин случайно совпадается с Байроном; что, воспитанные одним веком и, может быть, одинаковыми обстоятельствами, они должны были сойтись и в образе мыслей и в духе поэзии, а следовательно, и в самых формах ее, ибо у истинных поэтов формы произведений не бывают случайными, но так же слиты с духом целого, как тело с душою в произведениях Творца. Нельзя, говорю я, допустить сего мнения потому, что Пушкин там даже, где он всего более приближается к Байрону, все еще сохраняет столько своего особенного, обнаруживающего природное его направление, что для вникавших в дух обоих поэтов очевидно, что Пушкин не случайно встретился с Байроном, но заимствовал у него или, лучше сказать, невольно подчинялся его влиянию. Лира Байрона должна была отозваться в своем веке, быв сама голосом своего века. Одно из двух противоположных направлений нашего времени достигло в ней своего выражения. Мудрено ли, что и для Пушкина она звучала недаром? Хотя, может быть, он уже слишком много уступал ее влиянию и, сохранив более оригинальности, по крайней мере в наружной форме своих поэм, придал бы им еще большее достоинство.
Такое влияние обнаружилось прежде всего в «Кавказском пленнике». Здесь особенно видны те черты сходства с Байроном, которые мы выше заметили; но расположение поэмы доказывает, что она была первым опытом Пушкина в произведениях такого рода, ибо все описания черкесов, их образа жизни, обычаев, игр и т. д., которыми наполнена первая песнь, бесполезно останавливают действие, разрывают нить интереса и не вяжутся с тоном целой поэмы. Поэма вообще, кажется, имеет не одно, но два содержания, которые не слиты вместе, но являются каждое отдельно, развлекая внимание и чувства на две различные стороны. Зато какими достоинствами выкупается этот важный недостаток! Какая поэзия разлита на все сцены! Какая свежесть, какая сила чувств! Какая верность в живых описаниях! Ни одно из произведений Пушкина не представляет столько недостатков и столько красот.
Такое же или, может быть, еще большее сходство с Байроном является в «Бахчисарайском фонтане»; но здесь искуснейшее исполнение доказывает уже большую зрелость поэта. Жизнь гаремская так же относится к содержанию «Бахчисарайского фонтана», как черкесский быт к содержанию «Кавказского пленника»: оба составляют основу картины, и, несмотря на то, как различно их значение! Все, что происходит между Гиреем, Мариею и Заремою, так тесно соединено с окружающими предметами, что всю повесть можно назвать одною сценою из жизни гарема. Все отступления и перерывы связаны между собой одним общим чувством; все стремится к произведению одного, главного впечатления. Вообще, видимый беспорядок изложения есть неотменная принадлежность байроновского рода; но этот беспорядок есть только мнимый, и нестройное представление предметов отражается в душе стройным переходом ощущений. Чтобы понять такого рода гармонию, надобно прислушиваться к внутренней музыке чувствований, рождающейся из впечатлений от описываемых предметов, между тем как самые предметы служат здесь только орудием, клавишами, ударяющими в струны сердца.
Эта душевная мелодия составляет главное достоинство «Бахчисарайского фонтана». Как естественно, гармонически восточная нега, восточное сладострастие слилися здесь с самыми сильными порывами южных страстей! В противоположности роскошного описания гарема с мрачностью главного происшествия виден творец «Руслана», из бессмертного мира очарований спустившийся на землю, где среди разногласия страстей и несчастий он еще не позабыл чувства упоительного сладострастия. Тон всей поэмы более всех других приближается к байроновскому.
► Читайте также другие статьи И.В. Киреевского о поэзии Пушкина:
Источник
Анализ “южных” поэм: “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы” Пушкина А. С
Пушкинские “южные поэмы” объединяются под этим названием не только на основании того, что сходны по тематике (южные, экзотические сюжеты) и написаны в один период творчества (1823-1824 гг.), но еще и на основании тех идей, что в них заложены.
Основная цель южных поэм – развенчание индивидуалистической философии, на которой основывались произведения романтиков.
Как известно, для творческой манеры романтиков характерны следующие черты:
1. Философия индивидуализма, – т. е. во главу угла ставится сильная, исключительная личность,
Отсюда как постоянный мотив романтиков возникает тема разочарования в жизни.
3. Трагизм, – т. е. в силу того, что противоречия между героем и обществом носят исконный, глубинный характер, они не могут быть разрешены. Личность оказывается обречена на изгнание, вечные странствия, страдания, смерть и т. п.
4. “Местный колорит” – миру людей в романтическом произведении очень часто противостоит мир природы. Однако это особая природа – как правило, исключительная, экзотическая. Во многом она походит на характер самого романтического героя своей исключительностью и природным, “исконным” буйством (антитеза миру людей, т. е. цивилизации).
Это своего рода попытка сконструировать альтернативный, идеальный мир, попытка воссоздать природу (в соответствии с философией индивидуализма) по образу и подобию исключительной личности, или иначе – расширить границы этой личности до границ окружающего мира. Отсюда вытекает две вещи: 1) в этом мире нет места для других личностей, мир природы, описываемый романтиками, девственен и не тронут человеком, это даже не природа в настоящем смысле слова, а стихия; 2) окружающий мир зеркально отображает чувства и состояния души героя.
Южные поэмы Пушкина, строятся с использованием приемов, характерных для романтиков, но эти приемы у Пушкина выполняют совершенно противоположную роль.
Высмеивание романтических приемов и штампов, к которому прибегает Пушкин в произведениях, содержащих “сатирически-пародийные” мотивы (напр., “Руслан и Людмила”, “Домик в Коломне”, “Граф Нулин”), не могло исчерпать полемику с романтизмом – романтизм, как серьезное философско-этическое направление, имел, безусловно, и определенные общественные, и психологические предпосылки своего возникновения, и свою собственную социальную почву. Критике следовало подвергнуть не только литературные приемы романтиков, но саму суть их воззрений, которую составляла философия индивидуализма. Романтики, утверждая безусловное главенство личности над законами общества, не останавливались перед отрицанием основных гуманистических принципов и нередко приходили к аморализму.
Для Пушкина же эти ценности были священны и незыблемы, поскольку в его системе координат (гуманистической по самой своей сути) именно они и делают человека человеком. Следовало возразить романтикам “по существу”, вскрыть пагубность индивидуалистического мировоззрения.
Именно в силу этого антиромантический пафос Пушкина сосредоточен в “южных” поэмах на демонстрации “скрытых достоинств” романтического героя – тех, о которых молчали сами романтики. Пушкин показывает романтического героя во всей его неприглядной наготе, очистив образ от внешней романтической “красивости”. У Пушкина он превращается в обыкновенного эгоиста, который в угоду своим желаниям и амбициям готов без зазрения совести топтать достоинство и честь других людей, жертвовать ими в угоду своим “идеальным” представлениям.
Пушкин выдвигает на первый план зацикленность героя на себе и своих не слишком приглядных чувствах, подчеркивает его закрытость для окружающего мира и, как следствие этого, неспособность радоваться жизни, ощущать красоту бытия.
Именно в силу этого посыла описания южной природы обретают совершенно иной смысл – они не отражают мятущуюся, дисгармоничную душу главного героя, а напротив, контрастируют с ней. Для Пушкина в природе сосредоточено жизнеутверждающее начало, тем более в южной буйной природе, которая, словно рождена самим солнцем, в индивидуалистической же философии “романтического” героя преобладает жизнеотрицающее начало, так как в угоду личности окружающий мир именно отрицается.
Пушкин прослеживает путь романтического героя, показывая, что именно в силу его индивидуалистической философии все, к чему бы он ни прикасался, с чем или с кем ни сталкивался в жизни, неизбежно разрушается, все люди, попавшие под власть этой “сильной личности” страдают. По Пушкину, романтический герой обречен на одиночество вовсе не потому, что мир плох (мир, бытие, по Пушкину, прекрасны, они по определению не могут быть плохи), плох романтический герой, который из-за своего эгоизма и душевной неразвитости не видит и не слышит ничего вокруг.
Related posts:
“Бахчисарайский фонтан” анализ поэмы ПушкинаИстория создания Пушкин работал над поэмой с 1821 по 1823 гг. Она была напечатана в 1824 г. В поэме отражена южная поездка Пушкина 1820 г. Литературное направление, жанр Сам Пушкин отрицательно отзывался о поэме, считая, что она написана под влиянием Байрона, то есть в ней слишком много романтического: “Молодые писатели вообще не умеют изображать физические […].
Идейно-художественное своеобразие поэмы “Бахчисарайский фонтан” Пушкина А. СРомантическим героем, а точнее, антигероем, в поэме является Гирей. Индивидуализм его подчеркивается Пушкиным с самого начала. Считаясь только со своей волей и желаниями, Гирей попирает права, чувства и достоинства других людей. Трагический финал для подобного героя закономерен – он сам его предрекает. “Гений и злодейство – две вещи несовместные”, – скажет Пушкин в “Моцарте и […].
Анализ стихотворения Пушкина “Бахчисарайский фонтан”“Бахчисарайский фонтан” (1821 – 1823) – наиболее романтическая из всех южных поэм. Здесь особенно чувствуется фрагментарность, отрывочность, композиции, некоторая загадочность сюжета, отсутствие хронологической последовательности в развитии действия, столкновение ярких, необычных личностей и т. д. В поэме все насыщено драматизмом и остротой переживаний. История польской красавицы Марии, попавшей в гарем к хану Гирею, дала возможность Пушкину […].
“Бахчисарайский фонтан” краткое содержание поэмы ПушкинаВ Бахчисарае грозный хан Гирей сердит и печален. Он прогоняет раболепный двор. Что занимает мысли хана Гирея? Не походы на Русь и Польшу, не кровавая месть, не страх перед заговором в войске, горцами или Генуей и не подозрения в измене в гареме. Жены Гирея не ведают измен. Они подобны цветам за стеклами теплицы, живут, как […].
Бахчисарайский фонтанАлександр Сергеевич Пушкин Бахчисарайский фонтан Поэма (1821-1823) В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и злой евнух. Печальный Гирей идет в обитель своих жен, где […].
Сочинение анализ романтических поэм ПушкинаПоэмы, созданные на юге, принесли Пушкину широкую известность: о них спорили, им подражали, их использовали в качестве аргументов в литературной борьбе эпохи. Южные поэмы – высшее достижение Пушкина-романтика, но в них намечается и начало нового этапа в его творчестве. В 20-е годы XIX в. романтизм как литературное направление чаще всего связывался с именем Байрона. Пушкин […].
Бахчисарайский фонтан краткое содержаниеПушкин А. С. В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и злой евнух. Печальный Гирей идет в обитель своих жен, где невольницы поют песнь во […].
Краткое содержание Бахчисарайский фонтан в сокращении (Пушкин А. С.)В начале произведения перед нами предстает грозный хан Гирей восседающий в своем троне. У него есть гарем, в котором стережет его жен преданный ему евнух. Доселе главной красавицей и его любовью была Зарема, но после набега на Польшу Гирей пленил молодую княжну Марию и воспылал к ней безудержной любовью, совсем разлюбив про Зарему. Мария печальна […].
Краткое содержание А. С. Пушкин Бахчисарайский фонтанА. С. Пушкин Бахчисарайский фонтан В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и злой евнух. Печальный Гирей идет в обитель своих жен, где невольницы поют […].
“Цыганы” анализ поэмы Александра ПушкинаЛетом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму “Цыганы” , которую завершил в конце 1824 года в Михайловском. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы в альманахе “Полярная звезда”, затем в “Северных цветах”. Ознакомиться с полным текстом “Цыган” читатели смогли только […].
Идейно-художественное своеобразие поэмы “Цыганы” Пушкина А. СПафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы “Бахчисарайский фонтан”. Однако герой поэмы “Цыгане” – это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями (героями Байрона, например, к которым очень часто апеллирует сам Пушкин), то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского “Корсара”, а […].
Сопоставительный анализ стихотворения тютчева “фонтан” и фета “фонтан”Многие утверждают, что лирика А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, поэтов одной эпохи, очень похожа. Но так ли это? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, для начала, сравнить стихотворения, написанных на одну тему. Проведем сопоставительный анализ стихотворений “Фонтан” Ф, И. Тютчева и “Фонтан” А. А. Фета. Оба стихотворения относятся к философской лирике. […].
Особенности стихотворений А. А. Фета “Фонтан” и Ф. И. Тютчева “Фонтан” (сопоставительный анализ)Смысловой план. Стихотворение Тютчева “Фонтан” – это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей: Как жадно к небу рвешься ты. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты. В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не […].
Анализ поэмы А. С. Пушкина “Цыганы”Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в “романтизм критический”, Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в “естественное состояние”, по существу, являются игрой “на понижение”. Она ведет человека не […].
Герой поэмы А. С. Пушкина “Цыганы”Алеко прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко […].
Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина “Цыганы”Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина “Цыганы” План I. Идеалы романтизма. II. Противопоставление двух миров в поэме А. С. Пушкина “Цыганы”. 1. Основной конфликт произведения. 2. Жизнь цыган – воплощение идеалов свободы. 3. Стремление Алеко к свободе. 4. Эгоизм героя как главное препятствие на пути к свободе. III. Поэма “Цыганы” в восприятии […].
Сочинение анализ ранних поэм ЛермонтоваРанние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,- большинство из них в ранний период. Поэмы появляются у юного поэта в неразрывной связи с его лирикой; в них развиваются те же идеи, темы, мотивы, образы. Внимание Лермонтова к поэме объясняется тем, что этот жанр, сохраняя […].
“Но счастья нет и между нами…” (Терзаемый страстями человек в поэме “Цыганы” А. С. Пушкина)1. Контрастность образов. 2. Дикий напев цыганской песни. 3. Несвободная душа Алеко. Ничто великое в мире не совершалось без страстей. Г. Галилей В своем творчестве А. С. Пушкин обращается к природе страстей. Он, словно ювелир, пытается рассмотреть все грани и оттенки такого магического и в какой-то степени губительного чувства. Подобная тематика выявляется во веем творчестве […].
Проблематика поэмы Пушкина “Цыганы”В романтическом и руссоистском сюжете поэмы любовные отношения приобретают первостепенную важность: они определяют счастье и несчастье героев и судьбу их. В художественном мире, основанном на резких антиномиях, па столкновениях идеологически противоположного, любовь оказывается единственно возможным (или невозможным) средством преодоления рокового одиночества человека. Она все решает, она становится для героя роковой любовью – или роковой нелюбовью. […].
СОЧИНЕНИЕ ПО ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА “ЦЫГАНЫ”Сочинение по поэме Александра Сергеевича ПушкинА “Цыганы”. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт и писатель, все его произведения любимы читателями вот уже нескольких поколений. Он бережно и трепетно относился к историческому наследию своей Родины, не раз прославлял их в своих произведениях. В своей поэме “Цыганы” А. С. Пушкин показал нам насколько разные эти “два мира” […].
Герои ранних романтических поэм ЛермонтоваНовеллистический сюжет в поэмах романтиков сводился обычно к любовной интриге. Не отказывается от романтического сюжета и Лермонтов. Но наряду с таким сюжетом в его поэмах приобретает важное, даже основное, значение сюжет не романтический. В большинстве поэм любовная интрига отсутствует или занимает побочное место (“Черкесы”, “Корсар”, “Последний сын вольности”, “Каллы”, “Измаил-Бей”, “Хаджи Абрек”, “Беглец”, “Мцыри”). В […].
Герои и проблематика одной из поэм А. С. Пушкина (“Полтава”)Поэму принято рассматривать как эпическое произведение, а в таком качестве “Полтава” представляется низкохудожественной агиткой, в сюжете которой А. С. Пушкин возвеличивает Петра и клеймит отступника Мазепу. Такое общепринятое восприятие равносильно признанию отсутствия у Пушкина элементарных понятий о структуре подлинно художественного образа. Если не принять это соображение в качестве побуждающего мотива для осуществления анализа структуры, то […].
Своеобразие одной из романтических поэм М. Ю. Лермонтова (на примере “Мцыри”)Умчался век эпических поэм, И повести в стихах пришли в упадок. М. Ю. Лермонтов Слово “поэма” нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины, где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой […].
Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина “Цыганы”Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров – мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обремененной сложными условиями выживания. Цивилизация дает человеку определенную стабильность и внешнее многообразие жизни, […].
Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы “Цыганы” А. С. ПушкинаОбраз Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление этого персонажа в рассказе Старика задает определенную хронологическую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное событие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически дает нам понять, что Земфира выполняет родовую программу, заложенную матерью. Надо заметить, что решение Старика […].
“Цыганы” Пушкина в кратком содержанииЦыганский табор кочует по степям Бессарабии. У костра цыганская семья готовит ужин, невдалеке пасутся кони, а за шатром лежит ручной медведь. Постепенно все умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ждущий свою дочь Земфиру, ушедшую гулять в поле. И вот появляется Земфира вместе с незнакомым старику юношей. Земфира объясняет, что […].
Краткое содержание поэмы “Цыганы” Пушкина А. С“Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют…” Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и “в поле темное глядит”: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая “пошла гулять в пустынном поле”, так как “привыкла к резвой воле”. Ho вот она; за нею следом По степи […].
Романтические черты поэм ЛермонтоваРомантизм – как литературное направление сформировался в конце XVIII – начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются […].
“Цыганы” краткое содержание по главам поэмы ПушкинаЦыгане кочуют по Бессарабии. Табор останавливается на ночь у реки. Лагерь затихает, все погружается в сон. Только в одном шатре не спит старик. Он ждет свою дочь Земфиру, которая пошла прогуляться. Уже поздно, а девушки все нет. Наконец, Земфира появляется вместе с незнакомым юношей. Цыганка говорит отцу, что ее спутника зовут Алеко. Молодого человека преследуют […].
Анализ произведений “Граф Нулин” и “Домик в Коломне” Пушкина А. СЛогическим продолжением той линии, которая прослеживается в “Руслане и Людмиле” и которая направлена на высмеивание и пародирование литературных штампов писателей-романтиков, являются такие произведения Пушкина, как “Граф Нулин”, “Домик в Коломне”, “Повести Белкина”. Принципы здесь те же самые. Вначале повествование выстраивается в соответствии с романтическими канонами, т. е. используется некий романтический стереотип, штамп – затем все […].
Художественные особенности “кавказских” поэм ЛермонтоваВозвращаясь к поэмам 1830-1833 гг., к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на Кавказе, вносит изменения и в композиционно-стилистическую форму романтической поэмы. В построении ранних поэм Лермонтова с достаточной последовательностью соблюдены принципы романтической композиции: выделение наиболее напряженных и эффектных эпизодов, перестановки и пропуски отдельных сюжетных звеньев, драматизированная форма […].
“К морю” анализ стихотворения Александра Сергеевича ПушкинаКогда Александр Пушкин, молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка “Арзамас”, членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации – литературно-театрального сообщества “Зеленая лампа”, работой которого руководила организация […].
Цыганы характеристика образа ЗемфираЦЫГАНЫ (Поэма, 1824) Земфира – молодая придунайская цыганка, полюбившая русского полудобровольного изгнанника Алеко и приведшая его в табор. 3. принципиально отличается от всех остальных героинь “байронических поэм” Пушкина. В результате встречи с чужим культурно-историческим опытом она не меняется сама – и не меняет своего избранника, “русского европейца”. Какой читатель встречает 3. в начале поэмы – […].
Романтизм в творчестве поэта. Герои романтических поэмТема героя была ведущей в русском революционном романтизме. В поэме “Кавказский пленник” поэт изображает разочарованного молодого человека, конфликтующего с обществом. Это чувствовал не только Пушкин, но и Грибоедов, создавший в эти годы комедию “Горе от ума”. Как известно, ни классицизм, ни романтизм не решил проблему создания характера литературного героя как совокупности объективных – исторических и […].
“Фонтан” анализ стихотворения ТютчеваСтихотворение “Фонтан”, написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы “Фауста” Гете. В “Фонтане” Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы. Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы […].
Анализ стихотворения Фета “Фонтан”В произведении, созданном летом 1891 г., необычное наполнение приобретает лирическое “мы”, от лица которого моделируется художественное пространство. “Ночь и я” – одинаково “безмолвные”, спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла. Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и […].
Анализ одной из поэм С. А. Есенина (“Пугачев”)Город давил на поэта, пил из него душу и вливал в него смрад и горечь. Есенин прятался в пьянку, пытался принять многоликого вампира по имени “Город”. Увы, вскоре город обрел черты революционного мятежника, привнеся в быт разруху, голод, смерть. Есенин далеко не сразу принял идеи большевизма (а если честно, то так до конца и не […].
Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М. Ю. Лермонтова (“Мцыри”)Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Его рассказ напомнил Михаилу Юрьевичу о прежнем замысле и дал ему реальную, […].
Анализ стихотворения “Фонтан”В произведении перед читателем возникает образ прекрасного, резво бьющего вверх фонтана. Но тут же мы видим, как он, долетев до самой высокой точки, стремительно падает вниз. В сочетании невероятного взлета и неизменного падения заключен главный вопрос произведения: какие силы вновь и вновь заставляют двигаться неукротимый поток, который автор отождествляет с человеческим разумом, хотя, казалось бы, […].
Анализ стихотворения И. А. Бунин “Забытый фонтан”Анализ стихотворения И. А. Бунина Забытый фонтан Среди поэтов серебряного века мне больше нравится И. А. Бунин, потому что он выражает свои чувства, мысли, преживания очень легко и краисиво. Бунин считается самым лучшим поэтом, кторый так легко обращается с сонетами. У Бунина самой любимой формой стихотворения был сонет, и может быть поэтому его стихотворения очень […].
Источник