- Акула – это подводная лодка, не допустившая начало Третьей мировой войны
- История создания
- Конструкция подводной лодки «Акула»
- Корпус
- Силовая двигательная установка
- Вооружение
- Основное
- Второстепенное
- Тактико-технические характеристики
- Модификации
- Интересные факты
- Видео
- «Акула» – подводная лодка проекта 941, не допустившая начало Третьей мировой войны
- История создания
- Основные цели и задачи
- Конструкция подлодки «Акула»
- Корпус
- Силовая двигательная установка
- Вооружение
- Тактико-технические характеристики
- Особенности
- Основные сравнительные характеристики тяжелого крейсера проекта 941
- Модификации
- Достоинства и недостатки
Акула – это подводная лодка, не допустившая начало Третьей мировой войны
Самая большая подводная лодка «Акула», выпускавшаяся в Советском Союзе была гордостью ВМФ и ужасом для противников. Однако, прекращение холодной войны и подписание ряда соглашений привели к тому, что большая часть кораблей получила трагичное продолжение своей истории.
На сегодняшний момент гроза подводного мира осталась в одиночестве.
История создания
Легенда мирового подводного судостроения была впервые спущена на воду в Северодвинске в 1981 г. Находясь на земле, на её корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила своё название, ставшее впоследствии официальным.
Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет её так стали называть и в Союзе.
Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твёрдотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полёта.
Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле—24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.
Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.
Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.
Конструкция подводной лодки «Акула»
Расположение энергетического блока на подводной лодке «Акула» произведено по уникальной схеме: она установлена в прочном корпусе с автоматизированной системой пожаротушения и отключения подачи электроэнергии.
Данный процесс происходит под надзором импульсного оборудования, предназначенного для осуществления контроля над работой и состоянием атомных реакторов.
Технические характеристики и конструкция машины сбыли созданы таким образом, что корабль имел потрясающий для того времени запас плавучести – больше 40%, так как после погружения на воду 50% водоизмещения приходилось на воду, использующуюся в качестве балласта.
Благодаря этому многие называли подлодку «водовоз».
Такие характеристики, касающиеся запаса плавучести и наличием рубки, собранной из специального сплава, позволяют впервые использовать корабль для несения боевых дежурств подо льдами Северного Ледовитого океана. Корабль способен проламывать глыбы толщиной более 250 см. без нанесения какого-либо ущерба корпусу.
Корпус
Одна из основных особенностей проекта «Акула 941»– это многослойный корпус, отличающийся своей уникальной прочностью. В нём располагаются 5 обитаемых камер диаметром 10 м, размещённых параллельно относительно друг друга. В носовой части вмещаются ракетные шахты, впервые построенные впереди рубки.
Рядом с ней ещё 3 отсека:
- Торпедный.
- Модульный, на котором расположен центральный пост.
- Кормовой механический.
Схема расположения внутренних отсеков позволила снизить пожароопасность и увеличить выживаемость корабля.
По словам конструктора Ковалёва: — «Авария, случившаяся с «Курском» не может повториться на «Акуле». Даже в том случае, если торпеда взорвётся внутри подлодки, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля – серьёзного разрушения носовой части и смерти всей команды не произойдёт».
Всего в «Акуле» имеется 19 водонепроницаемых и 2 спасательные камеры, предназначенные для эвакуации всего экипажа. Расположены они под основанием командного поста, рядом с оградой выдвижного устройства.
Силовая двигательная установка
Движение многотонной подлодки происходит с использованием ядерного энергетического комплекса, спроектированного блочным принципом.
Он и ещё ряд агрегатов, соединённых проектировщиками в одно целое делают «Акулу» подвижной:
- Водо-водяной реактор, мощностью 190 МВт – 2 шт.
- Паро-турбинная система, имеющаяся в каждом корпусе – 2 шт.
- Двухкаскадная установка – 1 шт.
- Семилопастной винт с фиксированным шагом с установленными кольцевыми обтекателями (фенестронами) – 2 шт.
Кроме этого, есть 2 резервных двигателя на 190кВт каждый, они могут обеспечить непрерывную работу подводной лодки в случае остановки главных агрегатов в течение нескольких часов.
Осуществление манёвров в закрытом пространстве имеются 2 отдельно расположенных мотора на 750 кВт, установленных в подруливающем механизме со своим поворотным винтом, размещённым с каждой стороны корабля.
Вооружение
Подводная лодка «Акула» укомплектована основным и второстепенным оружием, которое предназначено для уничтожения цели противника, расположенной в прямой видимости или на расстоянии более 8 000 км.
Основное
Данная подводная лодка имеет установку Д-19 с баллистическими ракетами, имеющими стартовый вес 90 т и длину 17 м. Дальность полёта в боевом исполнении составляет 8 300 км с отделяющейся частью на 10 боеголовок по 100 килотонн каждая.
За всю историю использования такого оружия, подводная лодка проекта 941 и её последующие модификации, являлись его единственным носителем, других аналогов, способных принять на себя такое количество взрывчатого вещества нет.
Запуск полного боекомплекта осуществляется единичным выстрелом или очередными залпами, как на поверхности, так и из погружённого состояния. Максимальная глубина погружения при старте Д-19 достигает 56 м, без ограничений по погодным условиям.
Всего подводная лодка «Акула» имеет на своём борту 20 единиц таких ракет, хотя изначально Ковалёв планировал установку 24 штук, однако главнокомандующий ВМС С. Г. Горшков принял решение остановиться на 20.
Второстепенное
Помимо стратегического оружия, подводный ракетоносец имеет на своём борту систему установки минного заграждения, 6 устройств торпедного цикла со стволом 533мм, использующихся для огневой поддержки ракетным торпедам, 8 ПЗРК «Игла 1» и целый ряд радиоэлектронного вооружения:
- «Омнибус», военизированный информационный комплекс управления.
- «Скат-КС», система гидроакустики.
- «Арфа МГ-519», гидроакустическая установка по поиску мин.
- «Север МГ-518», эхолот для измерения толщины льдов.
- «БуранМРКП-58», устройство радиолокации.
- «Симфония», блок навигации.
- «Молния Л-1», аппарат радиосвязи, оборудованный спутниковой системой «Цунами».
- МТК-100, ТВ блок.
- 2 антенны – буйка, которые при нахождении лодки на глубине более 150 м, всплывают и принимают радиосигнал и информацию со спутника.
Начавшаяся после Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. холодная, продолжавшаяся длительной гонкой вооружений двух мировых держав, закончилась благодаря частичному вкладу подводных лодок серии «Акула».
Впечатляющие размеры корабля и имеющийся на его борту огромный арсенал, позволяющий в любой момент запустить залп из 20 ракет в любую точку земного шара, внёс свой вклад в многолетнее противостояние и прекратил его, подписанием мирного соглашения.
Тактико-технические характеристики
Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: — «Поместив её на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее её человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».
Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.
Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведённой ниже:
Наименование критерия | Величина |
---|---|
Тип судна | ТРПКСН |
Скорость на поверхности, узел | 13 |
Скорость при погружении, узел | 26 |
Водоизмещение (над водой), т | 23 100 |
Водоизмещение (под водой), т | 49 000 |
Длина, м | 172,9 |
Ширина, м | 23,4 |
Высота, м | 23,4 |
Рекомендуемая глубина погружения, м | 400 |
Максимальная глубина погружения, м | 500 |
Экипаж/ офицерский состав | 160/ 52 |
Длительность автономного плавания, сутки | 180 |
Модификации
Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.
Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договорённости о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.
Работы над 7 моделью ТК-210 остановили, а остов разобран на переработку.
Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:
- ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
- ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введён в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
- ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
- ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещён в Заполярье для длительного хранения.
- ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.
Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.
Интересные факты
Поверхностное мнение о принадлежности подводных лодок проекта 971 к «Акуле» ошибочное. Данная модель является индивидуальной разработкой генеральных конструкторов Чернышёва и Фарафонтова с коллегами.
Маркировка разработки получила название «Щука-Б», основанная на ранних работах над проектом 941 «Барракуда». При этом НАТО назвало её преемницей советского гиганта и присвоило маркировку подводная лодка «Акула» (Acula).
Кроме этого есть ещё ряд любопытных нюансов, связанных с подлодкой:
- Технические характеристики 941 настолько впечатляющие, что аналогов на сегодняшний момент так и не создано.
- Длина корабля превышает размеры самого большого самолёта АН 225 ровно в 2 раза.
- В Северодвинске пришлось построить новый цех, ставший самым большим в мире производственным помещением.
- Члены экипажа одной из модификаций рассказывают, что после первого выхода в тёплые воды, произошёл интересный случай. В момент запуска двигателей, настоящая акула зависла рядом с рубкой. После полного набора мощности двигателей подводной лодки, лодка и акула начали двигаться одновременно. После этого моряки подводники были уверены в правильности названия их корабля.
Начавшаяся история строительства таких кораблей прекратилась внезапно также, как началась. По состоянию на сегодня, из 7 моделей подлодок, в строю остался только «Дмитрий Донской».
Корабль был модернизирован и подвергся капитальному ремонту, длившемуся несколько лет, в результате чего, он остаётся в ВМФ страны как минимум до 2020 г.
Видео
Источник
«Акула» – подводная лодка проекта 941, не допустившая начало Третьей мировой войны
Самая большая подводная ложка «Акула» была выпущена в Советском Союзе (проект 941). Много лет «Акула» являлась гордостью ВМФ и ужасом для каждого врага страны. Только прекращение холодной войны и подписание нескольких соглашений привели к тому, что огромная часть кораблей получила трагичное продолжение своей прекрасной истории.
Сегодня гроза подводного мира по имени «Акула» осталась в одиночестве.
История создания
Техническое задание на разработку проекта 941 было выдано в 1972 году. Ориентир делался на соперничество с США, где велась разработка над атомной подлодкой «Огайо». В итоге первые корабли обоих проектов были заложены почти одновременно в 1976. Проект 941 изначально разрабатывался под межконтинентальные баллистические ракеты Р-39. Данный аспект потребовал от лодки-носителя значительных габаритов. Первый спуск на воду первого подводного тяжелого крейсера ТК-208 состоялся 29 сентября 1980.
Легенда мирового подводного судостроения была официально спущена на воду и введена в строй в Северодвинске в 1981 году. Находясь на земле, на ее корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила свое название, ставшее впоследствии официальным.
Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет ее так стали называть и в Союзе.
Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полета.
Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле—24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.
Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалева. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.
Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.
Основные цели и задачи
Подводные лодки проекта 941 Акула относятся к атомным крейсерам стратегического назначения. Помимо базового вооружения они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность таких установок позволяет уходить из-под атаки противника и выходить на нужную точку обстрела, что гарантирует ответный ядерный удар в случае применения атомного оружия. В сочетании с другими сдерживающими факторами наличие таких подлодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.
В тактические задачи данной атомной подводной лодки (АПЛ) входило патрулирование, участие в учениях, испытания новых вооружений. Ввиду своих габаритов подлодка не рассчитана на активное участие в морских сражениях в составе флотов.
Конструкция подлодки «Акула»
Особенностью подводной лодки «Акула» являются не только размеры восьмиэтажного дома, но и энергетический блок, расположенный в прочном корпусе с полностью автоматизированной системой пожаротушения и отключения электропитания. Контроль осуществляется благодаря импульсному оборудованию, предназначенному осуществлять контроль за функционированием атомных реакторов.
ТТХ и конструктивные особенности субмарины позволяли получить уникальные по тем временам запасы плавучести — более 40%. Происходило это из-за того, что после полного погружения половина водоизмещения приходилась на воду, которая использовалась как балласт.
Корпус
Проект «Акула» отличался от предшественников многослойным корпусом, в котором располагается 5 камер диаметром по 10 м каждая. Распределены они относительно друг друга параллельно. Ракетные шахты находятся в носовой части субмарины, перед рубкой. Рядом имеется еще 3 отсека:
Такое расположение позволяет минимизировать вероятность возникновения пожара и увеличивает выживаемость экипажа.
«Авария, случившаяся с «Курском», не может повториться на «Акуле». Даже в том случае, если торпеда взорвется внутри подлодки, благодаря тому, что она находится внутри отдельного модуля, серьезного разрушения носовой части и смерти всей команды не произойдет», — комментирует свое творение конструктор Ковалев.
Общая конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула» разделена на пять отдельных прочных корпусов, объединенных одним внешним. Два из них считаются ключевыми, диаметр в некоторых местах доходит до 10 м. В передней части между ними располагаются ракетные шахты.
Основные корпусы имеют переходы в передней, центральной и задней части лодки. Всего предусмотрено 19 водонепроницаемых отсеков. У основания рубки имеются две всплывающие камеры, рассчитанные на эвакуацию всего экипажа. Кроме двух основных корпусов имеются три дополнительных — торпедный отсек, модуль управления и механический. Все они изолированы друг от друга, что повышает пожаробезопасность и выживаемость подлодки в экстренных ситуациях.
Внешний легкий корпус стальной, имеет нерезонансное звукоизолирующее и противолокационное резиновое покрытие. Обшивка прочных корпусов выполнена из титановых сплавов. Особое внимание уделено рубке — верхние ограждения позволяют пробивать полярный лед до 2,5 м толщиной.
Кормовое оперение подводной лодки крестообразное, имеет горизонтальные рули за винтами. Передние горизонтальные рули убираются.
Для экипажа предусмотрены комфортные условия размещения. Имеется салон для отдыха, спортивный зал, бассейн 4х2х2 м, солярий, сауна, «живой» уголок, две кают-компании для офицеров и матросов. Рядовые размещены в малогабаритных кубриках, офицеры — в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами.
- Реакторный и турбинные отсеки. Реакторный и турбинные отсеки находятся в кормовой части в двух основных корпусах. Между турбинными имеется отдельная кормовая шлюзовая рубка.
- Три носовых отсека. Два носовых отсека основных корпусов — гидроакустические. Между ними в изолированном корпусе находится торпедный отсек. Прилегающие отсеки основной части — ракетные.
- Три прилегающих к главному командному пункту. Три прилегающие к центральному посту отсека обеспечивают живучесть лодки. Здесь же располагаются всплывающие камеры для эвакуации.
- Надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека. Торпедный отсек изолирован от основных корпусов прочной обшивкой. По заявлению главного конструктора С. Н. Ковалева ситуация, произошедшая с атомной подлодкой «Курск» после взрыва торпеды, на «Акулах» не имела бы таких катастрофических последствий.
- Корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования. Главный командный пост (ГКП) располагается в центральной части, в рубке. Имеет изолированный от других отсеков корпус. Сюда же выведено все радиотехническое оборудование, обеспечивающее управление лодкой.
- Кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров. Кормовой переходный корпус — технические отсеки, от реактора к турбинному отделению. Отдельного изолирования от общих отсеков не имеет, однако герметичное закрытие присутствует.
Силовая двигательная установка
Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Акула» способен плавать под водой со скоростью почти 50 км/ч благодаря работе ядерного энергетического комплекса, созданного по блочному принципу. Условно силовой двигательный механизм можно разделить на несколько отдельных элементов, работа которых взаимосвязана между собой:
- Двух водо-водяных реактора в 190 МВт.
- Двух паро-турбинных систем.
- Двухкаскадной установки.
- Двух семилопастных винтов.
При экстренной остановке основных двигателей имеются 2 резервных по 190 кВт каждый, способные снабдить энергией всю субмарину в течение нескольких часов.
Вооружение
Из представленного фото и полного наименования подводной лодки (АПРК) можно понять, что основным вооружением являются атомные межконтинентальные ракеты. Их вес достигает 90 т и длина 17 м, количество — 20 шт. Дальность возможного удара простирается на 8 300 км с последующим разделением на 10 отдельных боеголовок по 100 Кт каждая.
Кроме стратегического вооружения, «Акула» оборудована системами, необходимыми для самообороны и ведения боя с ближним противником:
- Оборудование для размещения минного заграждения.
- 6 систем торпедного цикла калибром 533 мм.
- 8 ПЗРК «Игла 1».
- Многочисленные элементы для ведения радиотехнической (РТР) и радиоэлектронной (РЭР) разведки.
Вооружение подводных лодок проекта 941 делят на четыре категории:
- баллистические ракеты;
- торпеды;
- ПВО;
- радиоэлектронные системы.
Баллистические ракетные комплексы Д-19 — стратегическое вооружение подлодки. Для стрельбы торпедами (53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80) и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад») предусмотрено 6 пусковых аппаратов, калибр — 533 мм. Также через них допускается установка минных заграждений. Противовоздушная оборона лодки обеспечивается восемью ПЗРК «Игла-1».
Баллистический ракетный комплекс Д-19 класса Р-39 «Вариант» разрабатывался специально для подводных лодок проекта 941. Состоит из 20 баллистических трехступенчатых ракет Р-39 «Вариант». Учитывая размеры и вес данных снарядов «Акула» — единственный тип подводных лодок, способный нести их на борту.
Дальность поражения ракет — 8300 км, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая с собственным наведением. Масса ракеты на старте — 90 т, вес каждой боеголовки в тротиловом эквиваленте составляет 100 килотонн.
Запуск всех ракет может производится залпом, с небольшим интервалом между отдельными пусками. Допускается ведение огня с надводного положения, а также с глубины до 55 м. Погодные условия на запуски не влияют. Амортизационная ракетно-стартовая система снижает интервал между пусками и уровень производимого шума.
В 1986 ракетный комплекс подлодок «Акула» планировалось модернизировать под ракеты Р-39УТТХ «Барк». Данные снаряды должны были покрывать расстояние до 10 тыс. км, а также проходить через лед. Перевооружение должно было состояться в 2003, когда заканчивался срок эксплуатации Р-39. Однако в 1998 после неудачных испытаний было решено свернуть проект и разработать новую баллистическую ракету на твердом топливе — «Булаву».
Имеющийся на борту «Акулы» арсенал ядерного оружия способен в один момент отправиться в любую точку мира. Этот колоссальный потенциал, скрывающийся подо льдами Северного Ледовитого океана, внес определенный вклад в окончание «Холодной войны» и подписание договора и снижении ядерного потенциала стран участниц «Ядерного клуба».
Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:
- информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
- гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
- гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
- радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
- навигационная система «Симфония»;
- комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
- телевизионный комплекс МТК-100.
Дополнительно предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.
Тактико-технические характеристики
Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: — «Поместив ее на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее ее человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».
Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.
Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведенной ниже:
Наименование критерия | Величина |
Тип судна | ТРПКСН |
Скорость на поверхности, узел | 13 |
Скорость при погружении, узел | 26 |
Водоизмещение (над водой), т | 23 100 |
Водоизмещение (под водой), т | 49 000 |
Длина, м | 172,9 |
Ширина, м | 23,4 |
Высота, м | 23,4 |
Рекомендуемая глубина погружения, м | 400 |
Максимальная глубина погружения, м | 500 |
Экипаж/ офицерский состав | 160/ 52 |
Длительность автономного плавания, сутки | 180 |
Подлодки проекта 941 «Акула» способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет — до 55 м.
Особенности
Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.
При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).
Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью – более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название – «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом – проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.
Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.
Основные сравнительные характеристики тяжелого крейсера проекта 941
Советский атомоход, вступивший в строй в 1981 году, в сравнении с другими однотипными кораблями зарубежной постройки обладал значительным превосходством. Вероятными противниками советского ракетоносца III поколения являлись:
- американская АПЛ типа «Огайо» с 24 МБР Trident на борту, построено 18 единиц;
- английская АПЛ «Вэнгард» с 16 МБР Trident, построено 4 единицы;
- французская АПЛ «Триумфан» с 16 МБР М45, построено так же 4 корабля.
Советская атомная подводная лодка превосходила все перечисленные суда по водоизмещению в три раза. Имела общий вес залпа из 20 МБР Р-39 — 51 тонну. Британские и французские субмарины в этом параметре значительно проигрывали советскому ракетоносцу. Английские и французские АПЛ могли выпустить по противнику боевые заряды общим весом 44 тонны. Только американские субмарины типа «Огайо», которых было спущено неполные два десятка, могли составить конкуренцию советским подводным гигантам.
Ни один другой корабль, отечественные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 955, не могли сравниться по водоизмещению и боевой мощи с подводными лодками типа «Акула». Советские атомные субмарины, спущенные на воду в 80-е годы прошлого века, составили основу ракетно-ядерной мощи СССР и стали заделом для ядерной морской компоненты современной России.
Атомоход КТ-208 «Дмитрий Донской» остается единственным действующим кораблем этого класса в составе российского Военно-Морского флота. Два судна, КТ-17 «Архангельск» и КТ-20 «Северсталь» выведены в резерв, в 2006 и в 2004 гг. соответственно. Окончательное решение о судьбе этих двух легендарных кораблей пока не принято. АПЛ КТ-208 получила в 2002 году новое название – КТ-208 «Дмитрий Донской». Лодка единственная из всех кораблей этого типа, которая сохранила свой технологический ресурс. Это в свою очередь позволило провести на корабле в 1999-2002 гг. модернизацию по проекту 941М. Целью модернизации стало переоборудование корабля под новую БРПЛ «Булава».
Оснащение корабля новыми баллистическими ракетами не планируется. Субмарина используется в качестве самоходного плавучего испытательного комплекса новых образцов ракетной техники. Решением высокой правительственной комиссии стало продление срока эксплуатации судна до 2020 года. Атомный ракетоносец базируется на военно-морскую базу Западная Лица и входит в состав Северного флота РФ.
Модификации
Как говорилось ранее, первая подводная лодка «Акула» была стравлена на поверхность воды в декабре 1981г.
Изначально в планах было собрать 7 аналогичных кораблей, однако по договоренности о сокращении численности стратегического оружия, Советский Союз ограничился 6 экземплярами.
Работы над 7 моделью ТК-210 остановили, а остов разобран на переработку.
Собранные и использовавшиеся модификации представлены ниже:
- ТК-208 «Дмитрий Донской», строительство начато 17.06.1976г, спущен в воду спустя 4 года. В 2002г снят с вооружения для последующей модернизации. На сегодняшний момент переоборудован для нового вида вооружения «Булава».
- ТК-202, спущен в воду в 1982 г., введен в ВМФ спустя 1 год, лишь в 1983. После 22 лет эксплуатации был распилен на металлолом.
- ТК-12 «Симбирск» использовался с 1983 по 1998г, затем списан. В 2005 г. корабль доставили в Северодвинск и утилизировали совместно с американцами.
- ТК-13, принятый на вооружение в 1985 г. использовался до 2007 г. Лишь после списания были начаты работы по его утилизации. На сегодняшний момент полностью разобран и переработан, а ядерный реактор перемещен в Заполярье для длительного хранения.
- ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2006 году выведены из состава ВМС России. Решение об их дальнейшей судьбе пока не определено.
Почти все последующие модификации «Акулы», созданные Советским Союзом, потеряны. На сегодняшний момент осталось всего 2 экземпляра, находящихся под вопросом и 1 действующий. Все остальные демонтированы. Основной причиной стали результаты переговоров о сокращении ядерного оружия и прекращение холодной войны. На сегодняшний момент, весь боекомплект баллистических ракет Д-19 утилизирован, а для производства последующих нет оснований и мотиваций.
Достоинства и недостатки
С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.
Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:
- возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
- тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
- повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.
Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне, их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.
Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.
Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.
В боевых условиях корабли проекта 941 не применялись. Основное их участие — патрулирование в арктических водах, участие в испытаниях. В 1987 ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику со сменой экипажей. В 1997 в ходе испытаний Северного флота с борта ТК-20 осуществлен залповый пуск 20 ракет Р-39.
Источник