Подлежи ли пруд государственной регистрации
Главная страница | Форум Гарант |
Почитайте тут
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 25.07.2011 N ОГ-Д23-588.
Пруды не отнесены к объектам недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации). При этом в соответствии с ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно прилагаемым к обращению копиям документов земельный участок, предоставленный в том числе для строительства пруда для разведения товарной рыбы, принадлежит Вам на праве собственности, в связи с чем, принимая во внимание положения Водного кодекса Российской Федерации, осуществление государственной регистрации прав на пруд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не требуется.
Источник
Как оформить пруд в собственность?
1. Большинство водных объектов в России находятся в федеральной собственности, и лишь около 5% — в муниципальной и частной. В новом Водном кодексе прямо указаны разновидности поверхностных водных объектов, могущих быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определения понятий данных водоемов в Кодексе не даны. Оформить пруд в собственность можно в соответствии с гражданским и земельным законодательством, но существуют несколько ограничений при наличии которых это сделать нельзя:
а) Оформление права собственности на пруд невозможно без оформления права собственности на земельный участок в границах которого он расположен, т.к в соответствии с п.4 ст. 8 Водного кодекса РФ — далее ВК РФ, не допускается отчуждение водных объектов (пруд или обводненный карьер) без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
б) Невозможно оформить право собственности на водный объект (пруд, обводненный карьер), если он расположен в границах территорий общего пользования (п. 8, ст. 27 Земельного кодекса РФ — далее ЗК РФ).
2. Для определения статуса земельного участка на котором расположен водоем подайте заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении напишите, для каких целей Вам необходимо оформление в собственность данный участок, укажите схему местоположения, размеры. Решение по данному вопросу местные органы власти обязаны принять в течение двух недель. Порядок предоставления таких участков должен соответствовать ст. 37 ЗК РФ (объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.)
3. В случае если земельный участок не отчужден и не находится на кадастровом учете, также необходимо обратиться с заявлением в органы местного самоуправления для проведения торгов, а затем вынесения постановления о выделения земельного участка с указанием адреса и размеров для проведения межевания и оформления кадастрового паспорта и дальнейшей регистрации земельного участка.
4. Для принятия решения, органы местной власти должны направить запросы на установление существующего права собственности на данный водный объект. Запрос о наличии водного объекта в соответствующем реестре собственности рассылается в территориальный орган по управлению федеральным имуществом, в департамент по управлению государственной собственности и в отдел водных ресурсов территориального управления.
5. В случае подтверждения факта, что данный пруд не является федеральной собственностью, готовиться распоряжение о включении в собственность данного водного объекта (ч. 2 ст. 8 ВК РФ, ст. 40 ЗК РФ).
6. После всех процедур необходимо зарегистрировать право собственности на этот водный объект в соответствии с ФЗ «О государственной регистраций прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1, ст. 25 ЗК РФ). С момента получения документов о регистрации вы становитесь полноправным хозяином пруда.
Источник
ПОРЯДОК ГОСРЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРУД, ПЛОТИНУ, БАЗУ РЫБАКОВ, БАНЮ
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд. Вместе с тем по информации, предоставленной Росреестром, отказ в государственной регистрации в суде не обжаловался.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 25.07.2011 N ОГ-Д23-588.
Пруды не отнесены к объектам недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации). При этом в соответствии с ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно прилагаемым к обращению копиям документов земельный участок, предоставленный в том числе для строительства пруда для разведения товарной рыбы, принадлежит Вам на праве собственности, в связи с чем, принимая во внимание положения Водного кодекса Российской Федерации, осуществление государственной регистрации прав на пруд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не требуется.
Право собственности на плотину может быть зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации, на основании документов, предусмотренных ст. 22.1 Закона о регистрации.
По вопросу государственной регистрации прав на иные объекты (базу рыбаков, баню), указанные в обращении, отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданные объекты недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт создания таких объектов. Такими документами, в частности, являются кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимости и разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию.
В случае если для строительства объекта недвижимости в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, право собственности на такой объект недвижимости может быть зарегистрировано в порядке, установленном ст. 25.3 Закона о регистрации, на основании декларации, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
Источник
Водный объект на земельном участке
С татья о том, как собственнику земельного участка снять с кадастрового учета водный объект (пруд), поставленный на кадастровый учет как чужое сооружение, находящееся на его земельном участке.
Постановление 5-го арбитражного апелляционного суда по делу № А51-24624/2015 от 05 сентября 2016г.
Из обстоятельств дела:
Собственник земельного участка не согласен с действиями кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет рыбоводных прудов как сооружения, принадлежащего другой организации, которые располагаются на его земельном участке.
Выводы суда:
1. Кадастровый учет можно проводить только в отношении объектов недвижим ости. Чтобы признать объект таковым — необходимы документы, подтверждающие, что он был создан именно как недвижимость в установленном законом порядке и в отношении него получены все необходимые разрешительные документы.
2. Рыбоводный пруд в действительности является обводненным карьером с необустроенными берегами, пруд был образован в результате выемки грунта при строительстве плотины и впоследствии заполнился водой за счёт природных водных источников. Такой пруд с гидроузлом не имеет гидравлической и технологической связи.
3. Водные объекты не могут считаться недвижимым имуществом, поэтому пруд либо обводненный карьер (являющийся поверхностным водным объектом) не подлежат кадастровому учету и государственной регистрации в ЕГРП, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат только права на недвижимое имущество.
4. С целью процессуальной экономии и достижения правовой определенности суд удовлетворил заявленные требования, посчитав необходимым предотвратить подачу в суд еще одного заявления с требованием об исключении из ГКН сведений о рыбоводном пруде.
5. Орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет должен был в любом случае проверить, что рыбоводные пруды являются объектом недвижимости, поскольку в государственный кадастр недвижимости не должны вноситься сведения в отношении объекта, которого не существует.
Комментарии:
1. Лицо, которое поставило на кадастровый учет рыбоводные пруды, посчитав их объектами недвижимости, нарушило важный принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
2. Особую роль в данном споре сыграл тот факт, что на момент рассмотрения данного дела в апелляционной инстанции уже было вынесено решение суда по другому арбитражному делу, где право на рыбоводные пруды как сооружения было признано отсутствующим. Если бы само право собственности на пруды не было бы оспорено, тогда бы решение об оспаривании действий кадастрового органа и аннулирование сведений из ГКН не смогло восстановить права заявителя. Можно предположить, что суд бы оставил в силе решение первой инстанции, отказавшей в удовлетворении требований заявителя.
3. Обводненный карьер сам по себе не может быть объектом недвижимости, поскольку он возник в результате заполнения водой места, где вынули грунт, а не в результате строительства на основании разрешительных документов. Данный факт должен был учесть кадастровый орган при осуществлении постановки на учет, а не ставить на учет несуществующий объект недвижимости, в чем и заключалась незаконность действий данного органа.
4. Особое внимание необходимо уделить способу восстановления нарушенного права: суд обязал аннулировать и исключить сведения из ГКН об объекте, что позволит исключить противоречие прав собственника земельного участка и лица поставившего объект на кадастровый учет.
Источник
Подлежи ли пруд государственной регистрации
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу ч. 1, 2 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Соответственно, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки.
В соответствии с ч. 3 данной статьи право собственности на указанные водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок.
Для отнесения того или иного водного объекта к прудам необходимо учитывать, что согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» прудом является мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Водный кодекс РФ определяет пруд как поверхностный водный объект, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности.
Таким образом, указанные в ст. 8 ВК РФ обособленные водные объекты не могут быть самостоятельными предметами сделок по отчуждению имущества, а пруды и обводненные карьеры должны всегда следовать юридической судьбе земельных участков, в границах которых они расположены.
На основании ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Данная норма допускает нахождение земельных участков с прудами и обводненными карьерами, в том числе в собственности муниципальных районов, если указанные водные объекты располагаются на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки располагаются на территориях муниципальных районов вне границ поселений, а также не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц.
Также считаем необходимым отметить, что ст. 31 ВК РФ предусматривает ведение Государственного водного реестра, который представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах. В таком реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по указанным договорам, а также прекращения договоров водопользования.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения:
1) бассейновых округах;
2) речных бассейнах;
3) водохозяйственных участках;
4) водных объектах в пределах границ речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
5) водохозяйственных системах, в том числе гидротехнических сооружениях;
6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;
7) гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
8) водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах и других зонах с особыми условиями их использования;
9) решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
10) договорах водопользования;
11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
При этом Государственный водный реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — для регистрации прав на недвижимое имущество.
Учитывая положения ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), ст.ст. 130, 131 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ввиду того, что перечень недвижимых вещей, раскрываемый в статье 130 ГК РФ, не является исчерпывающим, права на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Источник