Под названием фонтан дюшан

Марсель Дюшан и его «Фонтан». Почему обычный писсуар считают главным шедевром 20 века

Когда в России происходил большевистский переворот, в противоположной части планеты художник Марсель Дюшан тоже совершил революцию, попытавшись выставить в нью-йоркской галерее сантехническое изделие

Писсуар был чистенький и новенький, только что из магазина. Дюшан лишь развернул его на 90 градусов, обозвал «Фонтаном» и написал у него на боку один из своих псевдонимов – R. Mutt, что в переводе означает «дурак».

Прошло почти 100 лет. В 2004 году газета «Дейли телеграф» провела опрос среди инсайдеров британского артрынка. В итоге 500 самых влиятельных художников, дилеров, критиков, хранителей музеев и владельцев галерей сформировали ТОП-5 произведений 20 века, оказавших наибольшее влияние на дальнейшее развитие мирового искусства. Получился такой список:

1. Марсель Дюшан. «Фонтан»
2. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы»
3. Энди Уорхол. Диптих «Мерилин»
4. Пабло Пикассо. «Герника»
5. Анри Матисс. «Красная комната»

Эксперт, которого попросили прокомментировать тот факт, что писсуар занял первое место, признался, что он слегка шокирован — не потому, что «Фонтан» недостоин такой чести, а потому, что он опередил Пикассо и Матисса.

И то правда. Ведь эти художники, хоть и издевались как могли над привычными представлениями о живописи, но все же честно трудились руками, что-то там рисовали на холсте. А тут пошел человек в магазин, купил там типовую вещь и — нате вам – гениальное произведение. Дюшан и название для такого искусства придумал – реди мейд (от англ. ready-made), т.е. готовое изделие.

В чем суть

Начиная с Возрождения, изобразительное искусство гонялось за реальностью, стараясь ее как можно точнее повторить. Например, в живописи конечным продуктом этих усилий было полотно в раме, которое представляло собой что-то вроде окна в мир – как будто это не полотно вовсе, а прозрачное стекло. То есть, в течение нескольких веков реализм был привычной нормой. И лучшим продуктом считался тот, где реальность изображалась наиболее реально – таков, грубо говоря, был критерий качества.

И вдруг, в конце 19 века, критерии изменились. Почему? Это отдельная большая история. Но факт остается фактом. С постимпрессионизма, символизма и пр. художники стали изображать не реальность за «стеклом», а то, что происходило у них в голове, в сердце, в подсознании и т.д. То есть не мир, а скорее свои впечатления от него.

Сомнению подверглись оба слова в словосочетании «изображать реальность». Когда кубисты наклеивали на холст веревки, газеты и игральные карты, они нарушали принцип ИЗОБРАЖАТЬ. Как в этой картине Пикассо «Гитара»:

А когда тот же Дюшан рисовал черт знает что и называл это «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», то нарушался принцип изображать РЕАЛЬНОСТЬ.

События нарастали. Искусство как бы проснулось, осознало себя и стало задавать себе вопросы: «Что я? Зачем я? Каковы мои границы? А вот если я так сделаю, это еще будет искусство, или уже нет?»

Поисковая машина заработала в полную силу. Постепенно произведение искусства переформатировалось из служанки или даже рабы реальности в самостоятельный свободный объект. И, как выяснилось, объект с огромным количеством степеней свободы. Начался быстрый захват искусством новых территорий.

Рефлексия коснулась и такой непреложной казалось бы истины: предмет искусства — это то, что сделано руками художника, а не куплено готовым в магазине. Выставив писсуар, Дюшан совершил таким образом нулевой творческий акт. Здесь «сделанности» нет в принципе. Искусство в лице Дюшана как бы задает само себе вопрос: «А если я вообще не буду менять материю, возьму готовую форму — это будет искусством?»

Гениальным этот артефакт считается именно за его кристаллическую чистоту постановки вопроса. Если «Велосипедное колесо», выставленное в 1913 году, Дюшан примонтировал к табурету:

А «Сушилку для бутылок», выставленную в 1913 году, собрал из подручных материалов:

То писсуар остался концептуально практически нетронутым. Автор его только подписал, перевернул и переназвал.

Так в чем же тогда заслуга Дюшана? В том что он подверг сомнению ранее очевидные вещи. 1. Что произведение должно быть СДЕЛАНО РУКАМИ ХУДОЖНИКА. 2. Что конечный продукт творчества – это, собственно, тот самый МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, который сделал художник. Вместе с писсуаром Дюшан фактически выставил идею, что художественный акт – это не картина маслом, а те сложные процессы в голове и душе художника, которые этому предшествуют. Опровержение старого и очевидного и расширение тем самым границ искусства – вот в чем гениальность дадаиста Дюшана.

С привычной миметической (подражательной) функцией искусства, гоняющегося за реальностью, было раз и навсегда покончено. Дюшан довел до логического конца, до полного абсурда то, что составляло высшую ценность прежнего искусства. И правда ведь — никакая живописная копия не может показать предмет лучше и, если уж на то пошло — реалистичнее, чем это сделает он сам.

Под пограничные столбики между искусством и не искусством была заложена мощная бомба. Дюшан показал, что искусство – это, по сути, контекст. Что эстетические законы относительны и определяются внешними по отношению к артобъекту правилами игры, которые устанавливаются практически произвольно самим художником, арт-критиками, галеристами и пр.

Что касается расширения Дюшаном границ возможного, то оно колоссально. Реди мейд в дальнейшем растекся и вошел составной частью практически во все жанры визуального искусства – ассамбляж, инсталляцию, перформанс, энвайронмент и пр.

Детали

Строго говоря, Дюшан писсуар не выставил, потому что ему этого сделать не дали. Хотя он заплатил за участие в выставке 6 долларов, в последний момент ее устроители испугались и дали Дюшану от ворот поворот. А писсуар был навсегда потерян для человечества – то ли затерялся в запасниках этой галереи, то ли сам Дюшан выкинул его на помойку.

В следущие три десятилетия мировое искусство несколько отвлеклось на сюрреализм, неофигуративизм и абстрактный экспрессионизм. И лишь в 50-е годы, когда поп-арт реанимировал реди мейд, «Фонтан» обрел мировую славу.

По заказу музеев Дюшан сделал несколько авторских повторов своего писсуара. Еще некоторое количество подписанных экземпляров были проданы частным коллекционерам. До прошлого года считалось, что таких авторских реплик в мире существует 15. Но недавно выяснилось, что еще 4 писсуара претендуют на подлинность подписи Дюшана.

Вторая жизнь «Фонтана»

Произведение Дюшана продолжает мучить художников, которые нет-нет да и разразятся какой-нибудь отсылкой к нему. Вот, например, в России были сделаны такие две реплики в сторону «Фонтана». В 1993 году Авдей Тер-Оганян выставил в «Галерее на Трехпрудном» работу «Проблемы реставрации произведений современного искусства».

«Я представил ситуацию, в которой «Фонтан» Дюшана разбился», — комментирует художник. — «Как поступят музейные работники? Склеят старый, или купят новый. Думаю, они поступят самым нелепым образом — изготовят копию. А ведь дело не в конкретном предмете, а в идее. Дюшан даже оставил инструкцию, чтобы в музеях выставляли всегда обычную новую модель за три копейки — во избежание превращения «фонтана» в ностальгический антиквариат».

За год до этого, в той же «Галерее на Трехпрудном», Тер-Оганян выставил писсуар, вернув ему первозданные функции.

Удивительно, но вскоре после этого художник-акционист Пьер Пинончелли помочился в произведение Дюшана, выставленное в городе Ним на юге Франции. Суду он сообщил, что таким образом вернул произведению Дюшана истинно дадаистский дух. Художник был приговорен к месяцу тюрьмы за «умышленную порчу предмета общественного пользования», что вообще-то звучит очень двусмысленно.

Читайте также:  Олимп где находится бассейн

6 января 2006 года французская полиция во второй раз задержала Пинончелли, уже в музее современного искусства — Центре Помпиду, где Пинончелли написал на «Фонтане» «Дада» и, пытаясь разбить его молотком, отколол кусочек. В свою защиту Пинончелли сказал: «Я не какой-нибудь дешевый вандал, каким меня пытаются представить. Вандал не подписывает свои работы. Я подмигнул дадаизму, я хотел вызвать его дух, дух неуважения». Однако, несмотря на убедительность разъяснений, суд все же дал 77-летнему Пьеру Пинончелли три месяца условно и наложил на него штраф.

С молотка

В 2002 году в Нью-Йорке на аукционе Phillips был продан последний комплект реди мейдов Дюшана, остававшихся в частных руках — 14 объектов из знаменитой коллекции Артуро Шварца. Произведения были созданы в период с 1913 по 1920 год, а в 1964 году художник исполнил их авторские копии. «Фонтан» был продан за 1 185 тысяч долларов.

Источник

Фонтан (Дюшан) — Fountain (Duchamp)

Фонтан — это готовая скульптура Марселя Дюшана 1917 года, состоящая из фарфорового писсуара с подписью «R. Mutt». В апреле 1917 года обычная сантехника, выбранная Дюшаном, была представлена ​​для выставки Общества независимых художников , первой выставки Общества, которая будет организована в Центральном дворце в Нью-Йорке. В презентации Дюшана ориентация писсуара была изменена по сравнению с его обычным положением. Фонтан не был отклонен комитетом, так как правила Общества гласили, что все работы будут приниматься от художников, которые заплатили гонорар, но работа никогда не была размещена в выставочной зоне. После этого удаления Фонтан был сфотографирован в студии Альфреда Штиглица , а фотография опубликована в «Слепом» . Оригинал утерян.

Эта работа считается историками искусства и теоретиками авангарда важной вехой в искусстве 20-го века . Шестнадцать реплик были заказаны Дюшаном в 1950-х и 1960-х годах и изготовлены на его одобрение. Некоторые ученые предположили, что оригинальная работа была написана неизвестной художницей, которая представила ее Дюшану в качестве друга, но историки обычно считают, что Дюшан был единолично ответственен за презентацию Фонтана .

Фонтан включен в Марсель Дюшан каталог raisonné по Артуро Шварц ; Полное собрание сочинений Марселя Дюшана (номер 345).

СОДЕРЖАНИЕ

Источник

Марсель Дюшан прибыл в Соединенные Штаты менее чем за два года до создания « Фонтана» и вместе с Фрэнсисом Пикабиа , Ман Рэем , Беатрис Вуд и другими участвовал в создании антирационального, антиискусственного , прото- дадаистского культурного движения. в Нью-Йорке.

В начале 1917 года распространились слухи, что Дюшан работал над кубистской картиной под названием « Координирование тюльпановой истерии» в рамках подготовки к крупнейшей выставке современного искусства, когда-либо проходившей в Соединенных Штатах. Когда Tulip Hysteria Coordinating не появилась на выставке, те, кто ожидал ее увидеть, были разочарованы. Но картины, вероятно, никогда не существовало.

По одной из версий, создание « Фонтана» началось, когда в сопровождении художника Джозефа Стеллы и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга Дюшан приобрел писсуар стандартной модели Бедфордшира на заводе JL Mott Iron Works , 118 Fifth Avenue. Художник принес писсуар в свою студию на 33 West 67th Street, переориентировал его на 90 градусов от первоначально предполагаемого положения использования и написал на нем: «R. Mutt 1917». Дюшан уточнил:

Mutt происходит из Mott Works, имени крупного производителя сантехнического оборудования. Но Мотт был слишком близок, поэтому я изменил его на Матта, после ежедневного мультсериала «Матт и Джефф», который появлялся в то время и с которым все были знакомы. Таким образом, с самого начала была игра Матта: маленького толстого забавного человека и Джеффа: высокого худого человека . Я хотел любое старое имя. И я добавил Ричарда [французский сленг мешков с деньгами]. Неплохое имя для писателя . Возьми? Противоположность бедности. Но даже не так много, просто Р. МАТТ.

В то время Дюшан был членом правления Общества независимых художников. После долгих дебатов членов правления (большинство из которых не знало, что Дюшан представил его) о том, было ли произведение искусством или нет, Фонтан был скрыт от глаз во время шоу. Дюшан ушел из Совета и в знак протеста «снял» Tulip Hysteria Coordinating . «Фонтан», — писал комитет, — «может быть очень полезным объектом на своем месте, но его место — не художественная выставка, и это ни в коем случае не произведение искусства». По этой причине произведение было «замалено» (выражение Дюшана).

Нет, не отвергнут. Независимые представители не могут отклонить работу. Его просто подавили. Я входил в состав присяжных, но со мной не консультировались, потому что чиновники не знали, что это я прислал его; Я написал на нем имя «Матт», чтобы избежать связи с личным. «Фонтан» просто поместили за перегородку, и на время выставки я не знал, где он. Я не мог сказать, что отправил вещь, но думаю, организаторы знали об этом по сплетням. Никто не осмелился упомянуть об этом. Я поссорился с ними и ушел из организации. После выставки мы снова нашли «Фонтан» за перегородкой, и я его вернул! (Марсель Дюшан, 1971)

Нью-йоркские дадаисты вызвали споры о Фонтане и его отклонении во втором выпуске «Слепого», который включал фотографию пьесы и письмо Альфреда Штиглица , а также сочинения Луизы Нортон , Беатрис Вуд и Аренсберг . В редакционной статье под названием «Дело Ричарда Матта», возможно, написанной Вудом, к фотографии было сделано заявление, которое может оказаться важным в отношении некоторых произведений искусства, которые появятся после нее:

Создал ли мистер Матт фонтан своими руками или нет, не имеет значения. Он ВЫБИРАЛ его. Он взял обычный предмет жизни, поместил его так, чтобы его полезное значение исчезло под новым названием и точкой зрения, — создал новую мысль для этого предмета.

В защиту того, что произведение является искусством, произведение продолжает: «Единственные произведения искусства, которые подарила Америка, — это ее водопровод и мосты». Дюшан описал, что его намерением было сместить фокус искусства с физического ремесла на интеллектуальную интерпретацию.

В письме от 23 апреля 1917 года Штиглиц писал о сделанной им фотографии Фонтана : «Фотография« Писсуар »- действительно настоящее чудо — все, кто видел ее, думают, что она прекрасна — и это правда — это так. посмотри вокруг — помесь Будды и женщины в вуали ».

В 1918 году Mercure de France опубликовала статью, приписываемую Гийому Аполлинеру, в которой говорилось, что Фонтан , первоначально озаглавленный «le Bouddha de la salle de bain» (Будда в ванной), представлял сидящего Будду. Мотив, приведенный для отказа на Независимых газетах, состоял в том, что запись была (1) аморальной и вульгарной, (2) это был плагиат, коммерческий элемент сантехники. Р. Матт ответил, по словам Аполлинера, что эта работа не была аморальной, поскольку подобные предметы можно было каждый день видеть выставленными в магазинах сантехники и сантехники. По второму пункту Р. Матт указал, что тот факт, что Фонтан был сделан не рукой художника, не имеет значения. Важность была в выборе художника. Художник выбрал предмет повседневной жизни, стер его обычное значение, присвоив ему новое название, и с этой точки зрения придал объекту новый чисто эстетический смысл.

Читайте также:  Бассейн во время беременности как плавать

Менно Хубрегтсе утверждает, что Дюшан, возможно, выбрал « Фонтан» в качестве реди-мейда, потому что он пародировал восхваление Роберта Дж. Коуди промышленных машин как чистых форм американского искусства. Коуди, отстаивавший свой призыв к американскому искусству в своей публикации «Почва» , напечатал резкий обзор « Портрета Марселя Дюшана» Жана Кротти («Скульптура на заказ») в декабрьском номере 1916 года. Хубрегтсе отмечает, что писсуар Дюшана, возможно, был умным ответом на сравнение Коуди скульптуры Кротти с «абсолютным выражением… сантехника».

Некоторые утверждали, что Дюшан создал « Фонтан» , но, скорее, помогли подать произведение в Общество независимых художников для подруги. В письме от 11 апреля 1917 года Дюшан писал своей сестре Сюзанне : «Une de mes amies sous un pseudonyme masculin, Ричард Матт, avait envoyé une pissotière en porcelaine com скульптура» («Одна из моих подруг под мужским псевдонимом, Ричард Матт , отправленный в фарфоровом писсуаре в качестве скульптуры. «) Дюшан так и не назвал свою подругу, но были предложены три кандидата: раннее появление женского альтер-эго Дюшана Рроуз ​​Селави ; дадаистка Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен ; или Луиза Нортон (поэт Дада и близкий друг Дюшана, позже вышедшая замуж за авангардного французского композитора Эдгарда Вареза ), написавшая эссе для «Слепой обсуждает фонтан» , и чей адрес частично можно увидеть на бумажном входном билете в фотография Штиглица. С одной стороны, тот факт, что Дюшан написал «отправлено», а не «сделано», не означает, что работу создал кто-то другой. Кроме того, нет никаких документальных или свидетельских свидетельств того, что фон Фрейтаг создал Фонтан .

Вскоре после первой выставки Фонтан был утерян. По словам биографа Дюшана Кэлвина Томкинса , лучшее предположение состоит в том, что это было выброшено Штиглицем как мусор, обычная судьба ранних реди-мейдов Дюшана.

Реакция Фонтана продолжалась в течение нескольких недель после подачи заявки на выставку. 25 апреля 1917 года в Бостоне была опубликована статья:

Филадельфиец Ричард Матт, член общества, не связанный с нашим другом из мультфильмов «Матт и Джефф», представил приспособление для ванной как «произведение искусства». В официальной записи об эпизоде ​​его удаления говорится: «Ричард Матт угрожает подать в суд на директоров, потому что они удалили сантехнику, установленную на пьедестале, которую он представил как« произведение искусства ». Некоторые из директоров хотели, чтобы это осталось, ввиду решения общества «без присяжных» определять достоинства представленных 2500 картин и скульптур. Другие директора утверждали, что это было неприлично на собрании, и большинство проголосовало против. В результате этого Марсель Дюшан ушел из Совета. Г-н Матт теперь требует больше, чем его взносы. Он требует возмещения убытков ».

Дюшан начал делать миниатюрные репродукции Фонтана в 1935 году, сначала из папье-маше, а затем из фарфора, для своих многочисленных выпусков миниатюрной музейной «ретроспективы» под названием Boîte-en-valise или «Коробка в чемодане», 1935–66. Первая репродукция 1: 1 « Фонтана» была разрешена Дюшаном в 1950 году для выставки в Нью-Йорке; еще две отдельные работы последовали в 1953 и 1963 годах, а затем в 1964 году было выпущено восемь произведений художника. Эти издания попали в ряд важных публичных коллекций; Художественный музей Университета Индианы , Музей современного искусства Сан-Франциско , Национальная галерея Канады , Центр Жоржа Помпиду и Тейт Модерн . Восьмерка была изготовлена ​​из глазурованной глиняной посуды, окрашенной под оригинальный фарфор, с подписью, воспроизведенной черной краской.

Интерпретации

Из всех работ в этой серии readymades , фонтан , пожалуй, самым известным из — за символический смысл унитазе принимает концептуальную проблему , создаваемую в readymades их наиболее висцерального крайности. Точно так же философ Стивен Хикс утверждал, что Дюшан, который был хорошо знаком с историей европейского искусства, явно делал провокационное заявление с Фонтаном :

Художник не великий творец — Дюшан ходил за покупками в магазин сантехники. Произведение искусства не является особенным объектом — оно было произведено серийно на фабрике. Переживание искусства не увлекательно и не облагораживает — в лучшем случае оно сбивает с толку и по большей части оставляет чувство отвращения. Но помимо этого Дюшан не выбирал для отображения какой-либо готовый объект. При выборе писсуара его идея была ясна: искусство — это то, на что вы мочитесь.

Поскольку фотография, сделанная Штиглицем, является единственным изображением оригинальной скульптуры, есть некоторые интерпретации Фонтана , глядя не только на репродукции, но и на эту конкретную фотографию. Томкинс отмечает:

«Аренсберг сослался на« прекрасную форму », и не требуется большого напряжения воображения, чтобы увидеть в плавно плавных изгибах перевернутого писсуара скрытую голову классической Мадонны эпохи Возрождения, или сидящего Будды, или, что более важно , одна из изысканных эротических форм Бранкуши ».

Смысл (если таковой имеется) и намерение как пьесы, так и подписи «Р. Матт», трудно определить точно. Неясно, имел ли в виду Дюшан немецкое « Armut » (что означает « бедность ») или, возможно, « Urmutter » (что означает «великая мать»). Имя Р. Матт также могло быть игрой на его коммерческом происхождении или на знаменитом комиксе того времени « Матт и Джефф» (что делает писсуар, возможно, первым произведением искусства, основанным на комиксе). Дюшан сказал, что R означает Ричард, французский сленг, означающий « денежные мешки », что делает Фонтан своего рода копрологическим золотым тельцом .

Ронда Роланд Ширер в онлайн-журнале Tout-Fait (2000) подозревает, что фотография Штиглица состоит из разных фотографий, в то время как другие ученые, такие как Уильям Камфилд, никогда не смогли сопоставить показанный на фотографии писсуар с писсуарами, найденными в каталоги временного периода.

В интервью 1964 года Отто Хану Дюшан предположил, что он намеренно выбрал писсуар, потому что это было неприятно. Выбор писсуара, по словам Дюшана, «возник из идеи провести эксперимент, связанный со вкусом: выбрать предмет, который имеет наименьшие шансы понравиться. Писсуар — очень немногие люди думают, что в писсуаре есть что-то чудесное. «

Рудольф Э. Куэнцли заявляет в своей работе « Дада и сюрреалистический фильм» (1996) после описания того, как представлены или отображаются различные готовые модели: «Эта деконтекстуализация функционального места объекта привлекает внимание к созданию его художественного значения путем выбора обстановки и расположения. приписывается объекту «. Он продолжает объяснять важность наименования объекта (присвоения названия). В игру вступили по крайней мере три фактора: выбор объекта, заголовок и то, как он был изменен, если вообще был, с его «нормального» положения или местоположения. Благодаря размещению писсуара на пьедестале на художественной выставке была создана иллюзия произведения искусства.

Дюшан нарисовал тушью копию фотографии Штиглица 1917 года в 1964 году для обложки каталога выставки « Марсель Дюшан: Ready-mades и т. Д., 1913–1964» . Иллюстрация появилась как фотографический негатив. Позже Дюшан сделал положительную версию, названную « Зеркальное возвращение» ( Renvoi miroirique ; 1964). Далия Юдовиц пишет:

Структурированные как эмблема, визуальные и лингвистические элементы создают каламбурное взаимодействие, которое помогает нам глубже исследовать механизмы, которые активно использует Фонтан . С одной стороны, есть зеркальный эффект рисунка и травления, которые хотя и визуально почти идентичны, но предполагают активное переключение с одной художественной среды на другую. С другой стороны, есть внутреннее зеркальное отражение самого изображения, поскольку этот писсуар, как и писсуар 1917 года, был повернут на девяносто градусов. Это внутреннее вращение лишает объект возможности его обычного использования в качестве вместилища и повторно активирует его поэтический потенциал как фонтана; то есть как машина для гидротехнических сооружений. Таким образом, «всплеск», создаваемый Fountain, связан с его «зеркальным отражением», как и кран в названии.

В течение 1950-х и 1960-х годов, когда были заново открыты Фонтан и другие реди-мейды, Дюшан стал культурной иконой в мире искусства, примером которой стал «поток публикаций», как отмечал Кэмфилд, «беспрецедентный пример времени, в котором растущий интерес к Дюшан совпал с волнующими событиями в авангардном искусстве, практически все из которых демонстрировали какие-то связи с Дюшаном ». Его искусство превратилось из «незначительного отклоняющегося явления в истории современного искусства в самую динамичную силу в современном искусстве».

Читайте также:  Бассейн дворца спорта азлк москвич

Наследие

В декабре 2004 года 500 избранных британских профессионалов в области искусства признали Фонтан Дюшана самым влиятельным произведением искусства ХХ века. Второе место досталось « Авиньонским девицам» Пикассо (1907), третье — « Диптих Мэрилин» Энди Уорхола (1962). The Independent отметила в статье, опубликованной в феврале 2008 года, что этой единственной работой Дюшан изобрел концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и достоинствами работы».

Дюшан непреклонно утверждал, что хотел «деобожествить» художника. Готовые модели позволяют обойти жесткие эстетические предложения. Они представляют собой коперниканский сдвиг в искусстве. Фонтан — это то, что называется acheropoietoi, [ sic ] изображение, созданное не руками художника. Фонтан знакомит нас с оригиналом, который все еще является оригиналом, но также существует в измененном философском и метафизическом состоянии. Это проявление кантовского возвышенного: произведение искусства, выходящее за пределы формы, но также понятное, объект, который разрушает идею, позволяя ей проявиться сильнее.

Вмешательства

Некоторые артисты пытались «внести свой вклад» в произведение, мочившись в него. Художник южноафриканского происхождения Кенделл Гирс приобрел международную известность в 1993 году, когда на выставке в Венеции помочился в Fountain . Художник / музыкант Брайан Ино заявил, что он успешно помочился в Fountain, когда он был выставлен в MoMA в 1993 году. Он признал, что это был всего лишь технический триумф, потому что ему нужно было помочиться заранее в зонд, чтобы он мог передать жидкость через промежуток между ними. защитное стекло. Шведский художник Бьорн Kjelltoft мочился в фонтане на Moderna Museet в Стокгольме в 1999 году.

Весной 2000 года Юань Чай и Цзян Цзюнь Си , два художника-перформанса, которые в 1999 году запрыгнули на скульптуру-инсталляцию Трейси Эмин « Моя кровать на выставке премии Тернера в Тейт Британ» , пошли в недавно открывшийся Тейт Модерн и попытались помочиться. на выставленном фонтане . Однако они не могли испачкать скульптуру непосредственно из-за ее футляра из плексигласа . Тейт, отрицающая, что дуэту удалось помочиться на саму скульптуру, запретила им посещать помещения, заявив, что они угрожают «произведениям искусства и нашему персоналу». Когда их спросили, почему они считают, что им нужно добавить что-то к работе Дюшана, Чай ответил: «Писсуар есть — это приглашение. Как сказал сам Дюшан, это выбор художника. Он выбирает, что есть искусство. Мы просто добавили к нему».

4 января 2006 года, когда Фонтан демонстрировался на шоу Дада в Центре Помпиду в Париже, Фонтан подвергся нападению со стороны Пьера Пинончелли , 76-летнего французского артиста-перформанса, наиболее известного тем, что он повредил две из восьми копий Фонтана . Молоток, который он использовал во время штурма произведения искусства, оставил небольшой скол. Пинончелли, который был арестован, сказал, что нападение было произведением искусства, которое сам Марсель Дюшан оценил бы. В 1993 году Пинончелли помочился на произведение, когда оно выставлялось в Ниме на юге Франции. Оба выступления Пинончелли основаны на вмешательстве или маневре неодадаистов и венских акционистов .

Переосмысления

Ассигнованиях художник Шерри Ливайн создал бронзовые копии в 1991 и 1996 годах под названием Фонтан (Madonna) и фонтан (Будда) соответственно . Они считаются «данью уважения знаменитому реди-мейду Дюшана. В дополнение к смелому ходу Дюшана, Левин снова превращает свой жест в« арт-объект », подчеркивая его материальность и завершенность. Как художник-феминистка, Левин переделывает работы специально созданных мужчинами-художниками. реквизировал патриархальное господство в истории искусства «.

Джон Балдессари в 2002 году создал серию разноцветных керамических унитазов с надписью «Художник — фонтан».

В 2003 году Сол Мелман сконструировал значительно увеличенную версию « Джонни на месте» для Burning Man и впоследствии сжег ее.

В 2015 году Майк Бидло создал потрескавшуюся «бронзовую переделку» фонтана под названием Fractured Fountain (Not Duchamp Fountain 1917) , который был выставлен на выставке Francis M. Naumann Fine Art в 2016 году. «Версия Бидло — это любовно созданная вручную фарфоровая копия, которую он затем разбил. восстановлен и отлит из бронзы ».

Ровно 100 лет со дня открытия первой выставки Общества независимых художников , Фрэнсис М. Науман Fine Art открылась «Марсель Дюшан фонтан: Чествование» 10 апреля 2017. Шоу включены писсуар торт по Софи Матисс , Русские конструктивистские писсуары Александра Косолапова и работа Ай Вэй Вэй 2015 года .

Послесловие

С 1950-х годов влияние Дюшана на американских художников росло в геометрической прогрессии. Журнал Life назвал его «возможно, самым выдающимся дадаистом в мире», «духовным лидером» Дада, «папой Дада» в длинной статье, опубликованной 28 апреля 1952 года. К середине 50-х его реди-мейды находились в постоянных коллекциях американских музеев.

В 1961 году Дюшан написал письмо своему товарищу дадаисту Гансу Рихтеру, в котором якобы сказал:

Этот нео-дадаизм, который они называют новым реализмом, поп-артом, сборкой и т. Д., Представляет собой легкий выход и живет тем, что сделал дадаизм. Когда я открыл для себя ready-mades, я попытался воспрепятствовать эстетике . В Нео-Дада они взяли мои реди-мейды и нашли в них эстетическую красоту, я бросил им в лицо подставку для бутылок и писсуар, и теперь они восхищаются их эстетической красотой.

Однако спустя годы Рихтер заявил, что эти слова принадлежат не Дюшану. Рихтер отправил Дюшану этот абзац для комментария, написав: «Вы бросили подставку для бутылок и писсуар им в лицо…» и т. Д. Дюшан просто написал: «Хорошо, ça va très bien» («Хорошо, это очень хорошо работает»). на полях.

Вопреки цитате Рихтера, Дюшан положительно отзывался о поп-арте в 1964 году, хотя и безразличен к юмору или материалам поп-артистов:

Поп-арт — это возвращение к «концептуальной» живописи, от которой практически отказались, за исключением сюрреалистов, со времен Курбе, в пользу живописи сетчатки . Если вы возьмете банку с супом Кэмпбелла и повторите ее 50 раз, изображение на сетчатке глаза вас не интересует. Что вас интересует, так это концепция, согласно которой на холст нужно положить 50 банок с супом Кэмпбелл.

Арт-рынок

Цены на реплики, издания или работы, в которых есть эфемерные следы Дюшана, достигли рекордного уровня при покупке одной из восьми реплик Фонтана 1964 года . 17 ноября 1999 года версия Fountain (принадлежащая Артуро Шварцу ) была продана на Sotheby’s , Нью-Йорк, за 1 762 500 долларов Димитрису Даскалопулосу , который заявил, что Fountain представляет собой «исток современного искусства ». Цена на то время установила мировой рекорд для работы Марселя Дюшана на публичных торгах. Рекорд был побит в 2009 году его готовым напитком 1921 года Belle Haleine, Eau de Voilette , флакон духов в коробке, который был продан за 11,4 миллиона долларов.

Источник

Оцените статью