Почему фонтаны умеряют жару

Урок по физике по теме «Кипение»

Разделы: Физика

Тема: «Кипение».

Цели:

  • Раскрыть физическую сущность процесса кипения жидкости.
  • Объяснить постоянство температуры жидкости во время кипения.

Задачи:

  • Ввести понятие кипения жидкости.
  • Раскрыть физическую сущность процесса кипения.
  • Формировать умение самостоятельно приобретать знания.
  • Формировать умение наблюдать, обобщать и делать выводы.

Оборудование:

  • АРМ учителя.
  • Презентация «Кипение». (Приложение 1)
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики, 8 класс (видеофрагмент).
  • Насос с вакуумной тарелкой.
  • Стакан с водой.
  • Термометр.
  • Штатив.
  • Колба с водой.
  • Электрическая плитка с рассекателем.

Ход урока

Немного истории

На разбросанные по хребту и на склонах горы Тепе — Оба большие щебневые кучи в 1904 году обратил внимание феодосийский инженер и лесничий Ф.И. Зибольд. Зачастую в непосредственной близости от куч находились остатки старых керамических трубопроводов. Пытаясь объяснить назначение этих насыпных бугров, Зибольд пришел к убеждению, что они являются ничем иным, как древними аккумуляторами влаги. Так возникла гипотеза о том, что в Феодосии для получения питьевой воды издревле будто бы умели использовать особые конструкции — так называемые «воздушные колодцы». (Рисунок 1)

Механизм их действия заключался, по мнению инженера, в следующем: в результате суточного перепада температур на остывавшие камни из атмосферного воздуха оседал пар, превращавшийся в капли воды; стекая вниз, капли постепенно наполняли чашу, устроенную в основании каждой из щебневых груд. (Рисунок 2)

Собранная таким образом вода подавалась в городские цистерны по гончарным водопроводам. Зибольд подкрепил свою догадку удачным опытом получения воды, выполненным на базе созданного им в 1905-1912 гг. собственного конденсатора влаги.

Конденсатор имел каменное дно, сложенное на гидравлической извести, основание в виде круглого бассейна диаметром 20 метров. Края бассейна приподняты, в виде каменной стенки с уклоном от периферии к центру с желобом, оканчивающимся чугунной трубой. Конденсирующий конус в виде усеченного конуса был сложен из морской береговой гальки диаметром 15-20 см, верхний диаметр конуса -8 м, высота — 6 м. По свидетельству очевидцев, конденсатор давал 360 литров воды в сутки. К сожалению, днище конденсатора оказалось недостаточно прочным, и через образовавшиеся трещины вода ушла в почву.

Успех эксперимента Зибольда получил широкую огласку и вошел в литературу как пример воссоздания забытого с течением времени нетрадиционного метода добывания чистой питьевой воды. По мнению ученых, это был первый в мире удачный опыт получения конденсационной воды. Ф.И.Зибольд — первый и единственный ученый современности, которому удалось развить этот вопрос практически. (Слайд №3)

Интересные факты (Слайд №4)

Большинство людей убеждены в том, что водяной пар белого цвета, и очень удивляются, слыша, что это не верно. В действительности водяной пар совершенно прозрачен, невидим, и не имеет цвета вовсе. Тот белый туман, который в обыденной жизни называют паром, представляет собой не пар в физическом смысле слова, а воду, распылённую в мелкие капельки. Облака также состоят не из пара, а из мельчайших водяных капелек.

Опрос учащихся

1. Проверка домашнего задания. (Слайд №5) Фронтальный опрос.

2. Устный опрос учащихся с рецензией ответов по темам:

3. Работа с индивидуальными карточками.

4. Практическая работа: «Наблюдение за процессом кипения». (Слайд №6-7)

Объяснение нового материала (Слайд №8)

Вторым распространённым видом парообразования является кипение жидкости.

Заслушиваем отчёт учащихся о практической работе. (Слайд №9)

Просмотр диска: Кирилл и Мефодий. (Урок № 5) (Слайд №7)

Итак, с помощью опытов установлено, что пока жидкость кипит, температура её остаётся постоянной. Далее работа с учебником §18. Дать определение кипения.

Выясним особенности процесса кипения жидкости. (Слайд №10)

Проблемный вопрос к классу

1. Когда в сосуде мы заметим появление многочисленных пузырьков воздуха?
2. Что можно сказать о размерах и числе пузырьков газа при дальнейшем повышении температуры?
3 Что содержат в себе пузырьки?
4. Чем можно объяснить рост пузырьков?
5. Почему пузырьки всплывают на поверхность воды? Что мы наблюдаем в этот момент?
6. Что происходит с пузырьками на поверхности?

Когда такой пузырёк достигает поверхности жидкости, то давление насыщенного пара в нём равно атмосферному давлению на поверхности жидкости. Пузырёк, достигнув поверхности жидкости, лопается, а находящееся в нём значительное количество насыщенного пара выходит в окружающую среду. Процесс роста пузырьков с насыщенным паром при одинаковой температуре жидкости и выделение этого пара в окружающую среду называется кипением. (Слайды №11-12)

Итак:

1. Кипение жидкости происходит при одинаковой температуре всей жидкости, когда давление насыщенного пара в пузырьках, равно атмосферному давлению.

Работа с учебником §18 (таблица №5). (Слайд№13)

2. Температура, при которой жидкость кипит, называется температурой кипения.

Поскольку давление насыщенного пара определяется температурой, а кипение наступает при равенстве его внешнего давления, то отсюда напрашивается вопрос: «От чего зависит температура кипения жидкости?»

Работа с учебником§18.

При уменьшении внешнего давления температура кипения жидкости понижается, а при увеличении внешнего давления — повышается.
Стакан с водой комнатной температуры помещаем под стеклянный колокол вакуумной установки, поместив в воду термометр, и включаем насос. Когда давление понижается, вода в стакане закипает. (Слайд№14)

Кипячение воды может происходить и при повышенных температурах.
Применяется в скороварках и автоклавах. (Слайд №15-17)

Закрепление

1. Какой процесс называется кипением?
2. Когда происходит кипение жидкости?
3. Как зависит температура кипения жидкости от внешнего давления?
4. Чем объясняется различие температур кипения жидкости?
5. От чего зависит температура кипения жидкости?
6. Можно ли расплавить олово в воде при нагревании? Если да, то при каких условиях это возможно?
7. Решение задач.

1. Какие щи быстрее остынут постные или жирные?

Постные. Жир на поверхности препятствует испарению Так, если вы хотите, чтобы ваша вода быстрее закипела, необходимо на поверхности образовать жирную пленку, положить кусочек жира или масла.

2. Почему температура остывшей воды в стакане всегда ниже комнатной температуры?

Потому что происходит процесс испаре­ния молекул воды с поверхности, и при этом внутренняя энергия воды понижается.

Задачи для любителей литературы

1. «Когда темный от влаги паркет несколько подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней» (М. А. Булгаков. Собачье сердце.)

Какие процессы описаны автором?

Испарение и конденсация.

2. «- Что за дурни, прости господи, эти немцы! — сказал голова.

Я бы батогом их, собачьих детей! Слыханное дело, чтобы паром кипятить можно». (Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Можно ли водяным паром вскипятить воду?

Можно. При теплообмене водяной пар отдает воде энергию, вода принимает энергию и нагревается при этом, если вода достигнет температуры кипения, то она закипит.

3. «- Свет надо тушить за собой в уборной, вот что я вам скажу, Пелагея Петровна, — говорила та женщина, перед которой была кастрюля с какой – то снедью, от которой валил пар, — а то мы на выселение на вас подадим!» (М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Читайте также:  Уход за бассейном перекисью водорода

Если из кастрюли валит пар, можно ли сказать, что вода в кастрюле закипела? От каких физических параметров зависит скорость испарения жидкости?

Испарение воды происходит не только при температуре кипения. Скорость испарения зависит от температуры, от площади поверхности жидкости, от внешних факторов, от вещества.

Итог урока (Слайды №18-19)

Домашнее задание

§18 Вопросы №898 – 900 В.И. Лукашик.

Карточки-задания (для индивидуальной работы)

1.

  • В каком случае хлеб быстрее делается чёрствым: когда его хранят в закрытом шкафу или просто на столе? Почему?
  • Влияет ли ветер на показания термометра?

2.

  • Капля воды, попав на раскалённую сковороду, начинает на ней прыгать. Почему?
  • Почему, желая скорее высушить пол, воду растирают по нему?

3.

  • Как предохранить воду от испарения в открытом сосуде?
  • Объясните, почему бельё быстрее высыхает в помещении с открытой форточкой.

4.

  • Почему сырые спички не загораются?
  • Какое значение для организма имеет выделение пота?

5.

  • Почему дождь охлаждает воздух?
  • Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?

6.

  • Почему фонтаны умеряют жару?
  • Почему мы не получаем ожога, кратковременно касаясь мокрым пальцем горячего утюга?

Литература

1. А.И. Сёмке. Физика, 8 класс. Занимательные материалы к урокам. Москва, «Издательство НЦЭНАС», 2004 г.
2. А.В. Пёрышкин. Физика, 8 класс. «Дрофа», ОАО «Московские учебники», 2006 г.
3. М.Е. Тульчинский. «Качественные задачи по физике». Москва. «Просвещение». 1972 г.

Источник

Почему фонтаны умеряют жару

С увеличением температуры возрастает скорость диффузии.

Поверхности сближаются так, что проявляется действие сил молекулярного сцепления.

Если тело испытывает пластическую деформацию, то после снятия внешней нагрузки энергия, затраченная на деформацию, остается в теле. Это проявляется в том, что тело меняет свои размеры и нагревается.

Изморозь (иней) — вода в кристаллическом состоянии испаряется при любой температуре воздуха.

Когда хлеб черствеет, часть влаги испаряется, вес хлеба становится меньше.

Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара. Этот пар подбрасывает каплю вверх.

Увеличение поверхности испарения увеличивает скорость испарения.

Уменьшение внешнего давления увеличивает скорость испарения.

Ветер уносит водяной пар, образующийся над бельем, и этим увеличивает скорость его высушивания.

Ветер — это движение воздуха. Если температура движущегося воздуха всюду одинакова и термометр сухой, то ветер на его показания влиять не будет.

Торопливо и обрадовано мальчик послюнил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны, откуда неуловимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода. Быстро схватив шест, стал гнать плот по направлению ветерка». Какое физическое явление использовано мальчиком для определения направления ветерка?
Охлаждение при испарении.

Одна поверхность вещей сохнет скорее, чем другая, вследствие этого быстрее сжимается.

На поверхность воды надо налить слой масла, которое медленно испаряется.

На испарение влаги после дождя расходуется энергия (теплота испарения), которая черпается из внутренней энергии окружающего воздуха. При этом воздух охлаждается.

Из-за большой теплоемкости вода прогревается медленнее, чем воздух. Поэтому она холоднее воздуха. Когда выходят из воды, то капельки ее, оставшиеся на теле, испаряются. Поглощая при этом много тепла, они отбирают его не только у окружающего воздуха, но и у тела. Тело охлаждается, и воздух кажется холоднее воды.

Во время дождя вода не испаряется с кожи человека и не охлаждает ее.

Выделение пота и испарение его предохраняет организм от перегрева.

Организм человека быстро перегревается, так как не происходит испарения пота.

На испарение влаги, содержащейся в сырой спичке, расходуется большая часть энергии, которая сообщается спичке при трении ее головки о шероховатую поверхность коробки. Поэтому спичка не может нагреться до температуры воспламенения.

Утюг в месте, где прикасается палец, охлаждается, так как расходуется некоторое количество теплоты па испарение.

От удара молота вода быстро испаряется. Пар резко расширяется, производя звук, похожий на выстрел.

Охлаждение нижнего шара вызывает в нем усиленную конденсацию паров. Это в свою очередь вызывает испарение воды в верхнем шаре. По мере испарения воды в верхнем шаре температура ее в нем падает настолько, что она замерзает.

В склянке над чернилами образуется насыщенный пар, и испарение прекращается. Чернила также не будут высыхать, если открытую чернильницу поместить в насыщенный пар.

Источник

Урок физики из серии «Следствие ведут знатоки». Тема: «Удивительное рядом»

Презентация к уроку

Удивительное рядом

Данное занятие является традиционным для системы, проводимых мною уроков физики, т. к. все они направлены на активизацию самостоятельной деятельности учащихся в классе и за его пределами. Этому на сегодняшний день способствует качественное изменение материально-технической базы вверенного мне учебного кабинета, т.к. оно обуславливает качественное изменение самого учебного процесса. Сам по себе перевод учебников в электронный вид и даже наличие интерактивной доски не способствуют повышению эффективности учебного процесса. Достоинства современных технических средств и технологий становятся очевидны только в процессе использования интерактивных форм и приемов работы с информацией. Современные технологии, цифровые образовательные ресурсы, а также проекционное оборудование предоставляют мне как учителю возможность использовать интерактивность в содержании электронных учебных пособий для активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельного выбора способа действий, проявления их личной позиции.

Обыкновенная вода, оказывается, обладает уникальными свойствами. Какими? Какую роль играют эти свойства воды в жизни человека? На эти и многие другие вопросы учащиеся восьмого класса смогли ответить, применив те знания, которые они приобрели при изучении тепловых явлений. Тем более что это предлагалось сделать в игровой форме, проведя собственное расследование об удивительных свойствах воды.

Такой повторительно-обобщающий урок из серии: «Следствие ведут знатоки» был предложен восьмиклассникам после изучения темы: «Изменение агрегатных состояний вещества». В качестве объекта исследования выступила обычная на первый взгляд вода. Однако, переходя от одного этапа урока к другому, учащиеся меняли отношение к привычной воде.

На уроке удалось создать ситуацию, которая для всех участников расследования показала необходимость и важность знания физического смысла величин, описывающих тепловые явления. Все используемые формы настоящего расследования: наблюдения, следственный эксперимент, анализ вещественных доказательств и т.п. — вовлекли учащихся в активную деятельность, и они не боялись высказываться и делать выводы. Какой, например, эффект произвел обычный плавающий в воде лед, удачно подсвеченный, в красивом большом сосуде. А с каким неподдельным удивлением и восхищением воспринимались детьми многие слайды презентации, выступившей не только в качестве иллюстрации к уроку, но бывшей еще и его рабочим инструментом.

Урок отличала динамичность, постоянная смена деятельности, что позволяло удерживать внимание учащихся на протяжении всего урока. С интересом расследовали они в последней части урока нераскрытые «водные дела», когда появилась возможность доказать, что именно из-за того, что вода обладает аномальными свойствами, в окружающем мире происходят обычные тепловые явления.

Читайте также:  Бассейн элми для грудничков

Многие учащиеся после этого урока выбрали воду, как особое вещество, в качестве темы своей учебно-исследовательской работы. Этот факт и анализ результатов урока, которые говорили об успешном решении поставленных задач, позволили сделать вывод об эффективности и содержания, и формы данного учебного занятия.

Следствие ведут знатоки: «Дело о свойствах воды»

Цель урока: продемонстрировать учащимся актуальность изученных закономерностей в результате использования ими приобретённых знаний и умений для объяснения характера протекания тепловых явлений, связанных с уникальными свойствами воды.

Задачи урока:

  • развивать познавательные интересы, творческие способности учащихся в процессе совместного выполнения заданий;
  • научить видеть проявления изученных закономерностей на практике;
  • применять полученные формулы при решении конкретных задач;
  • показать значение аномальных свойств воды в жизни человека;
  • повторить и систематизировать знания учащихся по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».

Форма урока: урок проводиться в игровой форме: ведется расследование, позволяющее активизировать деятельность учащихся и, тем самым, обеспечить устойчивую и результативную обратную связь на уроке.

Этапы урока

I — Постановка цели урока «:эта обыкновенная вода» (фраза из протокола)

Дело о свойствах воды

Уважаемые знатоки! Наше экстренное совещание посвящено целиком воде. Да, да, той самой воде, которую мы пьем, которой умываемся и прочее, и прочее. Слишком много нераскрытых дел, связанных с водой, уже накопилось! Общественность в тревоге и волнении. Пресса опять нагнетает обстановку в поиске сенсаций! То воду называют обыкновенной, то приписывают ей необыкновенные свойства! Пора положить этому конец! Необходимо провести тщательное расследование свойств воды!

«Вода как жидкое, подвижное, всепроникающее, явилась началом всего», — учил около двух с половиной тысяч лет назад греческий мудрец Фалес Милетский. Действительно, древние народы, жившие тысячелетия до нас, смотрели на воду как на особое вещество, первооснову всего существующего. Наверное, и сегодня все согласятся с утверждением, что жизнь и вода понятия неразделимые. Но, часто то, к чему привыкаешь, то, что сопровождает нас в жизни постоянно, становится обычным. И мы, в отличие от древних народов, давно перестали смотреть на воду как на особое вещество. Может, так и должно быть? Многое, что в древности казалось мистическим, в результате технического прогресса в современном обществе нашло свое объяснение. Давайте разберемся с современной научной точки зрения: какая она, вода — обыкновенная или все же необыкновенная.

Проведем расследование, в результате, которого нам предстоит выяснить, чей взгляд на воду более справедлив, древний или современный? Итак, следствие ведут знатоки!

Наибольшее количество нераскрытых дел о воде связано с тепловыми явлениями. Поэтому и остановимся сегодня на тепловых свойствах воды. Какие тепловые явления, связанные с водой мы наблюдаем в повседневной жизни и в природе?

— Кипение воды, кристаллизацию воды, образование пара и его конденсацию, выпадение осадков, таяние снега, образование тумана, выпадение росы:

Итак, нам предстоит расследовать, какие свойства воды обеспечивают нормальное (привычное для нас) протекание всем известных тепловых явлений. Если мы это сможем сделать, то сможем установить, является ли вода особым веществом?

Следствие по делу «О свойствах воды» начинается:

II — Выполнение практических заданий

В результате проведенных наблюдений за водой стало известно, что

1. Айсберг, плавающий в воде, представляет собой привычное зрелище. Необходимо выяснить, почему лед плавает в воде (демонстрация плавающего в воде льда).

Чему равна плотность воды? Льда? Что означают эти числа? (Работа со справочником)

Следствием установлено, что лёд имеет гораздо меньшую плотность, чем вода, и плавает в воде. Это является аномалией. Следствие располагает материалами, из которых следует, что большинство других веществ, например, металлы, имеют в твёрдом виде большую плотность, чем в расплавленном, и тонут в своём расплаве.

Характеристики воды и их значения Особенности Последствия

В результате проведенных наблюдений за водой стало также известно, что

2. Рыбу, которая, как известно, плавает в воде, ловят даже зимой!?

Знатокам удалось выяснить, что объем жидких и твердых тел увеличивается прямо пропорционально росту температуры. (Работа со справочником)

А график зависимости плотности воды от температуры, которым располагает следствие, имеет более сложный характер. Исследуем его. У воды опять обнаруживается аномалия: ее плотность максимальна при 4 0 С.

Итак, следствием установлено, что вода — единственное в мире вещество, которое после плавления вначале сжимается, а затем по мере повышения температуры начинает расширяться. Вносим в протокол. Наибольшую плотность вода имеет примерно при 4 о С. В результате проведенных наблюдений за водой стало также известно, что

3. Если мы хотим нагреть воду, то нагреваем ее снизу. Проведем следственный эксперимент.

Опыты. Кипение воды в бумажном стакане. А не так: Кипение воды в пробирке (нагревание сверху). Почему бумажный стакан не горит, а держащий пробирку не обжигает руку?

Вода обладает большой удельной теплоемкостью! Чему она равна и что означает это число? Сравните удельную теплоемкость воды с удельными теплоемкостями других веществ. Какой можно сделать вывод? (Работа со справочником)

Итак, следствием установлено, что значение удельной теплоемкости воды является аномально большим! Внесем в протокол.

К материалам следствия был приобщен следующий документ. Необходимо его исследовать.

4. Уважаемые знатоки, какие соображения появились у вас при виде этих графиков? (Графики плавления льда и золота одинаковой массы). Какие процессы представлены? Для каких веществ? Почему не изменяется их температура? Почему длины графиков различны? Какие числа должны стоять на горизонтальной оси? Чему равна удельная теплота плавления льда? Что означает это число? Сравните данную характеристику с аналогичными характеристиками других веществ. (Работа со справочником) Итак, следствием установлено, что для таяния льда нужно очень много тепла. Гораздо больше, чем для плавления такого же количества любого другого вещества. Это также одно из его аномальных свойств. Внесем в протокол. Значение удельной теплоты плавления льда является аномально большим!

В результате проведенных наблюдений за водой стало так же известно, что

5. Ожоги паром опаснее, чем ожоги кипятком. Знатоки! Насколько отличается внутренняя энергия 1кг водяного пара при 100 0 С от внутренней энергии 1кг воды при 100 0 С? Как называется это число? Сравните удельную теплоту парообразования воды с аналогичными характеристиками других веществ. (Работа со справочником)

Итак, следствием установлено, что значение удельной теплоты парообразования воды является аномально большим. Внесем в протокол.

III — Анализ проделанной работы

Итак, в результате проведенного расследования выяснилось, что рассмотренные физические характеристики воды, описывающие ее тепловые свойства, являются аномальными, то есть отличающимися от аналогичных характеристик большинства веществ!

Следствием по делу «О свойствах воды» установлено:

1. Вода обладает уникальными свойствами.

2. Вода является веществом особым, отличным от всех веществ на Земле!

Читайте также:  Что нужно сделать перед бассейном

Теперь, когда дело о важнейших тепловых свойствах воды завершилось, знатоки смогут пересмотреть множество нераскрытых дел, в которых участвовала вода. У нас появилась уникальная возможность доказать, что именно из-за того, что вода обладает аномальными свойствами, в окружающем нас мире происходят обычные тепловые явления. Знатокам предлагается рассмотреть ряд нераскрытых дел, связанных с тепловыми явлениями. И установить, за счет какого аномального свойства воды в каждом конкретном случае определяется характер их протекания. Необходимо все систематизировать и заполнить последнюю графу протокола. (В таблице делаем краткую запись.)

Дело №1.

Нагретая Солнцем в экваториальных областях вода переносит тепло в Мировом океане потоками морских течений в далекие полярные области, где жизнь возможна только благодаря этой удивительной особенности воды. Почти всю энергию от Солнца вода поглощает своим сравнительно тонким поверхностным слоем. Вода — лучший конденсатор тепла, созданный самой Природой. Какое аномальное свойство воды позволяет ей быть лучшим конденсатором (накопителем) тепла?

Дело № 2.

В водоемах (с наступлением зимы) вода, охлаждаясь, опускается постепенно вниз до тех пор, пока температура всего водоема не достигнет 4 о С. При дальнейшем охлаждении более холодная вода почему-то остается сверху, образуя лед, и всякое перемешивание прекращается. В результате тонкий слой холодной воды (льда) становится «теплым покрывалом» для всех обитателей подводного мира. При 4 о С они чувствуют себя неплохо, хотя большинство из них и спит. Таким образом, вода сама себя окружает оболочкой, сохраняющей тепло. За счет, какого аномального свойства воды обитатели подводного мира легко переносят зиму?

Дело № 3.

При наступлении зимы, когда образуется лед и выпадает снег, земля и воздух подогреваются. Это тепло противостоит холоду и смягчает переход к суровой зиме, к жестоким морозам. Именно благодаря этому свойству воды на нашей планете существует осень и весна. Какое тепло противостоит холоду и смягчает переход к суровой зиме? О каком свойстве воды идет речь в этом деле?

Дело №4.

Процессы парообразования и конденсации воды в природе совершаются в грандиозных масштабах и играют исключительно важную роль, делают более умеренным климат приморских стран. Так как значение одной из характеристик воды достаточно велико, то испарение с поверхностей морей и океанов в теплую погоду сопровождается : большого количества теплоты, а при конденсации пара (выпадение осадков) в холодную погоду происходит : значительных количеств теплоты. Восстановите текст, местами стертый от времени. Установите, о какой аномальной характеристике идет речь в этом деле?

Дело № 5.

Всем известно, что весной лед тает постепенно. Еще в конце 18 века шотландский ученый Д. Блек, сделавший важные открытия при изучении тепловых явлений, писал: «Если бы лед не обладал одной значительной характеристикой, то тогда весной вся масса льда должна была бы растаять в несколько минут или секунд, так как теплота из воздуха непрерывно передается льду. Но тогда последствия этого были бы ужасны: ведь и при существующем положении возникают большие наводнения и сильные потоки воды при таянии больших масс льда и снега». Установите, о какой аномальной характеристике идет речь в этом деле?

Мастер-класс

Знатоки готовы продемонстрировать нам мастер-класс. Они любое дело, связанное с водой, щелкают как орешки.

Они точно знают:

1. Почему во время обильных снегопадов наступает потепление?

2. Почему после купания в водоеме становится прохладно?

3. Почему во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от нее?

4. В результате, каких процессов энергия Солнца, сначала поглощенная водой, потом нагревающая воздух, преобразуется в энергию ветров, бурь ураганов, штормов?

5. Почему дождь охлаждает воздух? Почему фонтаны умеряют жару?

IV — Заключение

Благодарим всех знатоков за тщательно проведенное расследование. Отметим тех, кому удалось внести наибольший вклад в раскрытие этого трудного дела. Раскрыты уже многие «водные дела» и, самое главное, установлено, что вода — это вещество необыкновенное. Знатоки будут обязательно проводить профилактическую работу и станут разъяснять жителям Земли, что правы были древние народы! Вода — это особое вещество на нашей планете, и нужно бережно к ней относиться! Но успокаиваться рано! Нераскрытых дел о воде еще очень много! Для их раскрытия необходимо провести уже более полное расследование уникальных не только физических, но и химико-биологических свойств воды. Поэтому следствие по делу: «О свойствах воды» необходимо продолжить на уроках химии и биологии.

V — Домашнее задание

Необходимо в ближайшее время расследовать:

Откуда на Земле взялась вода? Являются ли у воды аномальными температуры кипения и плавления, температурный интервал существования в жидком состоянии? Почему вода может течь вверх? А насекомые скользят по поверхности воды как по зеркалу? Почему существуют ледяные реки, а белье высыхает даже на морозе? Почему вода представляет собой универсальный растворитель? Существует ли чистая вода? Почему нужно экономно расходовать воду? Какими необычными свойствами обладает талая вода? Почему роса выпадает в виде маленьких водяных шариков, а в сосуде она вовсе не шар? Почему воду считают одним из лучших диэлектриков? Почему совершенно одинаковых снежинок, скорее всего, не существует? Почему существует очень много разных вод? Почему вода в море соленая? Почему вода мокрая и может ли она быть сухой? Как можно намагнитить воду? И чем можно объяснить повышенное воздействие намагниченной воды на живой организм? Почему без воды человек (и не только человек) способен прожить гораздо меньше, чем без пищи? Почему птицы во время воспроизведения потомства перекочевывают туда, где тают снега? Почему весной, при таянии льда и снега, у людей и животных появляется избыток энергии? Почему на далеком севере и в горах встречается больше всего долгожителей? Чем обусловлена тяга альпинистов к покорению горных вершин, где, как правило, сияют на Солнце первозданной чистоты снега и лежат ледяные массивы? Почему В. Высоцкий считал: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»? И прочее, и прочее:

Каждый может выбрать себе дело по душе и провести личное расследование, тем самым помочь собрать объективную информацию о самом распространенном на планете Земля веществе — воде!

Знатоки считают, что фразу из протокола «:эта обыкновенная вода» следует заменить фразой «:эта необыкновенная вода». «Дело о свойствах воды» не закрыто!

И в заключение настоящим знатокам «водного» дела, как показало сегодняшнее расследование, посвящаются слайды с изображением нашего любимого города, еще раз подчеркивающие, какую необыкновенную роль играет Вода в создании неповторимого облика Санкт-Петербурга! Так закончился повторительно-обобщающий урок по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества». Восьмиклассники уходили с урока с ощущением того, что они не зря потрудились. Они говорили о том, что узнали много нового для себя и готовы провести новое расследование.

Источник

Оцените статью