- Фонтан Четырех Рек Лоренцо Бернини
- Бернини и фонтан Четырех Рек
- Фонтан 4 рек — аллегории и образы
- Тайный смысл композиции Бернини
- Как добраться до фонтана Четырех Рек
- Площадь Навона и 3 фонтана. Рим. Италия
- Где находится площадь Навона
- Фонтаны Пьяцца Навона
- Фонтан Четырех Рек
- Как выглядит Фонтан Четырех Рек
- Легенда фонтана
- Фонтан Нептуна
- Фонтан Мавра
Фонтан Четырех Рек Лоренцо Бернини
Фонтан Четырех Рек Бернини: загадки, аллегории и какой тайный смысл в нем заложен, история фонтана 4 рек и описание образов, интересные факты, где находится и как добраться.
Улицы Рима, словно открытые галереи огромного музея предоставляют своим посетителям возможность насладиться чередой мировых шедевров. Одним из самых изысканных уличных произведений можно назвать фонтан Четырех Рек, создателем которого является знаменитый итальянский архитектор и скульптор Джан Лоренцо Бернини. На улицах Рима его творения можно встретить буквально повсюду, но сегодня речь пойдет всего об одной его работе, о монументальном изваянии, украшающем одну из самых романтичных площадей города.
Бернини и фонтан Четырех Рек
Гениальный архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был по достоинству оценен многими поклонниками искусства, которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские.
Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.
Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему. Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось.
Отели возле Пьяцца Навона
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Навона — тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Говорят, что средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб. Для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.
Фонтан 4 рек — аллегории и образы
Фонтан «Четырех Рек» состоит из большой эллиптической ванны, в центральной части которой установлена многофигурная мраморная композиция, являющаяся своеобразным оплотом для громадного обелиска. Сама же стела, изготовленная во времена ранней империи и долгое время украшавшая Цирк Максенция, представляет собой копию древнеегипетского обелиска.
Колоссальные статуи, вырубленные из белого мрамора, олицетворяют главные реки четырех известных на момент создания фонтана континентов:
- Нил, являющийся самой большой рекой Африки;
- Ганг – водный гигант Азии;
- Дунай, раскинувшийся по территории Европы;
- Ла-Плата, находящаяся в Америке.
Данные аллегории были выполнены учениками великого Бернини, а именно: Джакомо Антонио Фанчелли, Клодом Поуссин, Антонио Раджи и Франческо Баратта. Талантливые скульпторы не только качественно справились с поставленной задачей, но и отлично смогли передать динамику и эмоциональный фон композиции, задуманные автором проекта.
Кроме этого, в декоративном убранстве фонтана присутствуют семь животных, не считая венчающего обелиск голубя, держащего в клюве оливковую ветвь – геральдический символ фамилии Памфили. Идея Бернини, наделившего скульптурную композицию разнообразием флоры, заключалась в представлении зрителю такого себе мира, полного жизненной силы и энергии. Мастер создал не только пейзаж, наполненный всевозможными животными и растениями, но и сумел передать атмосферные явления. Если присмотреться к пальме, расположенной между аллегориями Ганга и Нила, то можно заметить, как ветер треплет ее листья.
Тайный смысл композиции Бернини
Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.
Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини.
Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне.
Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.
Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать.
В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.
Как зарождалось христианство
О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима
от €120 за экскурсию
Рим на ладони в компании римлянина
Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов
€150 за экскурсию
Трагедии собора Сан Джованни ин Латерано
Прикоснуться к истории главного католического храма в мире
€132 за экскурсию
Как добраться до фонтана Четырех Рек
Скульптурная композиция Бернини расположена на Пьяцца Навона. Ближайшая автобусная остановка Rinascimento находится на Corso del Rinascimento.
Автор статьи: ©39rim.ru
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
Источник
Площадь Навона и 3 фонтана. Рим. Италия
Пьяцца Навона (в переводе площадь Навона) – одна из многочисленных достопримечательностей Рима или Вечного города, как его еще называют.
Довольно вытянутая с юга на север площадь, размером примерно 240 на 40 метров, представляет собой прогулочную туристическую зону с тремя известными фонтанами.
Пьяцца Навона в Риме
Где находится площадь Навона
Достопримечательность расположена в центральной части Рима в 300 метрах к западу от Пантеона и в 2 километрах к северо-западу от Колизея.
Фонтаны Пьяцца Навона
Всего здесь 3 фонтана. Они то и привлекают сюда не только местных жителей, но и многочисленных туристов.
Фонтан Четырех Рек
Это самый большой фонтан, расположенный в самом центре пьяцца Навона, относится к одним из самых знаменитых в Риме. Шедевр возведен скульптором Джаном Лоренцо Бернини по собственному проекту, разработанного в стиле барокко.
Фонтан Четырех Рек
Примечательна история появления этого фонтана. Римский Папа Иннокентий X, правивший в 17 веке, захотел, что бы перед его дворцом возвышался обелиск Памфили, который император Каракалла привез из Египта. У обелиска планировалось возвести фонтан.
Бернини не собирался принимать участия в конкурсе проектов, однако Людовизи (его покровитель) смог убедить матера создать собственный макет фонтана, показ которого и организовал, разместив в папской столовой.
После завтрака Папа увидел макет и пришел в восторг. Таким образом, судьба проекта была решена. При этом Папа сказал, что отказаться от проекта Бернини способен лишь тот, кто готов позаботиться о том, чтобы даже случайно его не увидеть. Хотя ходят слухи, что сам мастер результатом остался недоволен.
Скульптор, специально для Папы, к которому испытывал теплые чувства, устроил на церемонии открытия довольно эффектный фокус. Решивший увидеть построенный шедевр, Папа появился на площади немного раньше, чем фонтан открыли для публики. Он долго и с восхищением рассматривал скульптуру, а перед уходом решил уточнить, когда будет запущена вода. Бернини не ответил прямо, но в момент, когда Папа, после благословения фонтана, собрался уходить, подал условный знак. В этот момент забили струи, приведшие в умиление патриарха, не ожидавшего подобного спланированного «чуда».
Затем фонтан смогли увидеть и жители Рима, которые так же были покорены его красотой.
Как выглядит Фонтан Четырех Рек
Что же именно смогли увидеть римляне? Колонну, доставленную с африканского континента императором Каракаллой, окружало искусственно озеро. В его центре находились символические изваяния четырех рек, выступавшие символами частей света.
Представителем Европы стал Дунай, Индию олицетворял Ганг, великий Нил, естественно Африку, а Америку – река Ла Плата. Возле каждого божества находится животное. Около африканского находится лев, а рядом с Гангом лошадь. Вся скульптурная композиция выглядит чрезвычайно живой и динамичной.
Создается впечатление, будто речные боги невероятным образом очутились на площади, чем и сами немало удивлены. Нил укутался в одеяло, а Дунай изучает африканскую колонну. Мавра, олицетворяющего реку Ла Плата что-то привело в ужас и он отпрянул.
Скульптура мавра фонтана четырех рек
Легенда фонтана
Одна из легенд гласит, что Бернини таким образом изобразил одного своего недоброжелателя, очень тонко и изысканно отомстив ему. При внимательном рассмотрении становится ясно, что взгляд смятенного мавра направлен на церковь Санта Аньезе, стоящую напротив. Её возвели по проекту архитектора Боромини — соперника Бернини. Скульптору не нравилось строение, которое, по его мнению, сильно испортило архитектурный ансамбль всей площади. Именно подобная безвкусная архитектура Санта Аньезе привела мавра в такой ужас.
Вне сомнения, данная легенда остроумна. Но это не могло быть правдой, ведь собор построили через несколько лет после фонтана. Идея Бернини заключалась в том, что мавра вынудила отшатнуться каменная змея, которая, похоже, собирается покуситься на золотые монеты Ла Плата.
В средние века фонтан служил не только эстетическим украшением, но и источником воды, которым пользовались жители домов, расположенных поблизости. Этот прекрасный фонтан, подобно еще некоторым римским фонтанам, питается водой из акведука Аква Вирго.
Фонтан Нептуна
Вы увидите его в северной части пьяцца Навона, в 90 метрах от предыдущего фонтана.
Фонтан Нептуна раньше назывался «Фонтана дел Кальдерари» из-за того, что он располагался рядом с переулком, где были кузнечные и гончарные мастерские, выделявшие большое количество тепла, почти как вулканические кальдеры.
Фонтан Нептуна на площади Навона
Бассейн Фонтана Нептуна был спроектирован в 1574 году архитектором Джакомо Дела Порта без скульптурной группы. Он же, кстати, отвечал и за Фонтан Мавра, который построен в южной части площади.
Деньги на строительство дал Папа Грегорий восьмой.
Белым мрамором отделана нижняя часть бассейна. Верхняя сделана из местного камня, привезенного из города Пьетрасанта. Более 300 лет у фонтана не было ни одной статуи.
В 19 веке значение римских фонтанов как источников питьевой воды и воды для принятия ванн стало уменьшаться, но возрастало их эстетическое и политическое значение. Особенно во второй половине 19 века, когда Италия стала самостоятельным государством со столицей в Риме.
Строительство фонтана Нептуна, каким мы видим его сейчас, было окончено только в 1878 году архитектором Антонио Дела Битта. Он внес в композицию фигуру Нептуна, сражающегося с осьминогом.
А другой скульптор, Грегорио Заппала, трудился над созданием других изваяний на мифическую тему «нереида с амурами и моржами». Статуи была установлены чтобы гармонировать с фигурами фонтанов Мавра и Четырех рек.
Фонтан Мавра
Как вы уже поняли, этот фонтан построен в южной части пьяцца Навона.
Иногда его зовут фонтана дель Моро (в оригинале Fontana del Moro). Хотя фактически «мавр» и «моро» — одно и то же слово.
Фонтан Мавра представляет собой африканского мавра, стоящего на большой раковине, в окружении четырех тритонов.
Проект этого фонтан разработал архитектор Джакомо дела Порта в 1575 году. Однако в нем были только дельфины и тритоны. Лишь в 1653 году в архитектурный ансамбль внесли статую мавра, созданную по проекту Бернини.
Фонтан Мавра
В 1874 году, в ходе реконструкции фонтана, оригинальные статуи перенесли в галерею Боргезе. А на их место поместили копии.
В сентябре 2011 года фонтан Мавра был поврежден вандалом, напавшим на статую с молотком. Кстати этот же вандал в этот же день повредил знаменитый Фонтан Треви.
Источник