- Какая польза и вред купания грудничков в бассейне, какие есть упражнения и обустроить домашний водоем?
- Со скольки месяцев можно плавать малышам?
- Польза и вред
- Противопоказания
- Что выбрать: ванну или специальный общественный комплекс?
- Что нужно взять с собой?
- Домашняя купель
- Какой должна быть по размерам?
- Температура воды
- Занятия с малышом
- Заключение
- Проект работы в летнем оздоровительном (плескательном) бассейне «Плескунчик». проект по физкультуре по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Какая польза и вред купания грудничков в бассейне, какие есть упражнения и обустроить домашний водоем?
У младенцев до трехмесячного возраста сохраняется врожденный плавательный рефлекс. Он позволяет им делать правильные движения руками и задерживать дыхание под водой.
В связи с чем обучение плаванию грудничков дает отличные результаты.
Со скольки месяцев можно плавать малышам?
К занятиям в бассейне приступают после того, как отпадет пуповинный остаток, во избежание проникновения инфекции в ранку.
Кроме того, малышу нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни. Оптимальным возрастом для занятий на воде считается возраст два месяца.
Польза и вред
Груднички обычно положительно реагируют на занятия в бассейне, поскольку их зарождение и развитие происходит в водной среде. В связи с чем, после рождения ребенок водную среду воспринимает комфортным пространством.
Польза:
формирование правильной осанки;
- укрепление иммунитета;
- выпрямление конечностей;
- глубокий и крепкий сон;
- активизация работы головного мозга;
- нормализация сердечной-сосудистой системы;
- развитие дыхательной системы;
- укрепление мышц.
По мнению педиатров, есть и вред от занятий, он заключается в:
- перевозбуждении крохи;
- появлении вегетативных реакций, выражающихся «гусиной кожей»;
- риске развития отита при попадании воды в ухо;
- возможности кратковременной остановки дыхания.
В утробе матери малыш находится в замкнутом пространстве, и ощущение жидкости для грудничка также должно иметь четкие границы.
В видео ниже приводится мнение доктора Комаровского о грудничковом плавании:
Противопоказания
Несмотря на пользу грудничкового плавания, есть ряд противопоказаний, при которых посещение бассейна не допустимо:
- простудные и вирусные заболевания;
- кожные заболевания;
- нарушение целостности кожного покрова;
- неврологический диагноз, сопровождающийся судорогами;
- врожденный порок сердца;
- повышенная температура тела.
Что выбрать: ванну или специальный общественный комплекс?
До 3-х месяцев ребенку подойдет домашняя ванна. Именно ванна, а не детская ванночка. В дальнейшем, она будет малышу маловата.
В 2-3 месяца наступает время, чтобы отправиться в специальный грудничковый бассейн, который часто есть при детских центрах, поликлиниках, санаториях.
Что нужно взять с собой?
В бассейн для грудничков необходимо взять с собой:
- справку от врача;
- подгузник для бассейна или непромокаемые трусики;
- шапочку;
- большое полотенце;
- жидкое детское мыло;
- одноразовую пеленку;
- фен;
- воду;
- еду.
Домашняя купель
Если принято решение приобрести домашний бассейн для новорожденного, то следует сделать выбор в пользу надувного резервуара.
Он должен быть небольшим по размеру.
Подобные модели стоят недорого, ведь чаша понадобится непродолжительное время, поскольку малыш быстро растет. Они легко сдуваются, переносятся с места на место, способны прослужить 2-3 сезона.
Можно рассмотреть резервуар с надувными стенками и несколькими кольцами, которые раздуваются при заполнении воздухом. Это позволяет купальне увеличиваться в высоту.
Какой должна быть по размерам?
Оптимальным для грудничков считается резервуар объемом 1 м 2 , глубиной не более 17 см. Для детей на втором году жизни подойдет чаша объемом 2 м 2 .
При этом бортики и дно чаши должны быть надувными, чтобы ребенок не мог травмироваться.
Температура воды
Прежде, чем приступить к купанию новорожденного, необходимо очистить поверхность ванны пищевой содой, после чего ополоснуть ее горячей водой. Температура воды должна быть максимально комфортна для малыша. Детские врачи рекомендуют ее постепенно снижать для увеличения сопротивляемости организма.
Нормативы:
- На первых занятиях оптимальная температура воды 37 градусов.
- На пятом занятии допустимо снижение температуры до 36,5 градусов.
- На девятом – до 36 градусов.
- На 14 занятии температура воды может достигать 35,5 градусов.
- На 20 занятии – 35 градусов.
- На 24 занятии температура воды составляет 34 градуса.
Таким образом, постепенно, происходит снижение температуру воды до 28 градусов.
Занятия с малышом
Перед тем, как приступить к плаванию, малышу делают легкий массаж, разминают спинку, ножки, ручки, ягодицы ребенка, проводят легкую гимнастику. По времени это займет около 20 минут.
Прежде чем приступать к занятиям, необходимо провести знакомство малыша с водой: держат кроху над поверхностью ванны таким образом, чтобы он мог спокойно захватить руками воду. Далее тело ребенка столбиком осторожно опускается в ванну.
Обычно водные занятия включают в себя следующий комплекс:
Опускают ребенка ножками в воду, держа его вертикально, укладывают на спинку. Головка придерживается рукой. «Проводят» по ванной малыша.
- Делают по воде «проводку» с переворотом ребенка на живот.
- На спине выполняют «восьмерку». Это же упражнение делают на животе.
- Дают побарахтаться в воде.
- Упражнение «Качели» проводится лежа на животе с имитацией плавания назад и вперед.
Заключительная часть занятий – ныряние. Сначала ребенка учат задерживать дыхание, дуя ему при этом в лицо, и говоря: «Ныряем». После того, как он начнет задерживать дыхание, после этих слов начинают брызгать водой на лицо, а затем – поливать воду из ковшика. После того, как малыш освоил технику задержки дыхания, можно приступать к нырянию.
Заключение
Бассейн для грудничков позволяет укрепить мышечную систему новорожденного, иммунитет, повысить уровень доверия между родителями и ребенком. Занятия в воде дают положительные эмоции и малышу, и взрослым.
Источник
Проект работы в летнем оздоровительном (плескательном) бассейне «Плескунчик».
проект по физкультуре по теме
Проект работы в летнем оздоровительном (плескательном) бассейне «Плескунчик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект работы в летнем оздоровительном (плескательном) бассейне «Плескунчик».
Воспитание здорового человека начинается с детства и является составной частью воспитания общей культуры человека.
Одна из задач дошкольного образования – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка.
Лето – чудесная пора. Сколько радости она приносит детям. Самое большое удовольствие летом дети, наверное, получают от купания. От скольких негативных эмоций избавляются дети, возясь в воде!
Занятия в бассейне, на наш взгляд, – наиболее гармоничная и «экологичная» физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности организма.
Купание в плескательном бассейне очень полезно для здоровья детей; оно помогает укрепить мышцы, активизировать деятельность внутренних органов, улучшаем кожное дыхание. Кроме того, купание способствует закаливанию детского организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды.
Плескательный бассейн для воспитателя – море фантазий, много вариантов работы.
Основное правило: всегда вместе с детьми! Вместе с детьми – весело, учишься у них, обучаешь их, да и о пользе тактильных ощущений немало говорится. Вместе с детьми… этим я им говорю, что я такой же человек, как и они, я их не брошу даже в таком деле как купание, я всегда рядом, как Мери Поппинс.
Основной целью работы является:
- закаливание и укрепление детского организма;
- обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;
- создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем.) ;
- преодоление чувства страха и боязни воды.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи :
- бережное отношение к своему здоровью;
- закрепление навыков личной гигиены;
- воспитание физических качеств;
- безопасное поведение на воде.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- системность;
- нарастание физической нагрузки;
- доступность;
- разнообразие и новизна в подборе физических упражнений.
- показ упражнений,
- разучивание упражнений,
- средства наглядности,
- имитация упражнений,
- круговая тренировка,
- исправление ошибок,
- индивидуальная страховка и помощь,
- игры на воде и на суше,
- соревновательный эффект.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ПОДВИЖНЫХ ИГР В ВОДЕ
Игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью подвижных игр в воде воспитываются воля, характер, чувство товарищества. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают моторную и психическую сферы деятельности ребенка.
Сам по себе приход ребенка в бассейне и первый вход в воду создают значительную эмоциональную нагрузку. Поэтому, желательно провести с детьми предварительные беседы, в которых объяснить необходимость умения плавать для каждого человека, рассказать о том, что плавание – наиболее эффективный вид физической культуры для укрепления здоровья, а также – об огромном удовольствии, доставляемом плаванием.
Выбор игры определяется следующим:
•количественным и возрастным составом групп, их физической подготовленностью;
• конкретной задачей занятия;
• температурными условиями (при температуре воды ниже 18 градусов проводить игры в воде нельзя; температура воздуха должна быть на 5 – 10 градусов выше температуры воды; при температуре воды 18 – 23 градуса можно проводить продолжительные игры с большим количеством интенсивных движений);
• наличие необходимого инвентаря и оборудования.
Для организации игры инструктор должен:
• продумать подготовку к игре и ее ход;
• не допускать проявлений излишнего азарта, нечестного поведения;
• строго следить за соблюдением правил игры;
• роли среди участников распределять предварительно, с учетом характеров и степени подготовленности;
• продумать дозировку нагрузки в игре.
Проведение игры:
• перед объяснением целесообразно разместить участников в том положении, из которого начнется игра;
• для себя инструктор должен выбрать место, с которого видны все участники, руководить действиями и направлять их ( в случае необходимости самому принять участие в игре);
• объяснение игры должно быть кратким, логичным, динамичным, с интонационными оттенками, но излагаться спокойно, в некоторых случаях следует подчеркнуть наиболее важные моменты игры;
• терминология рассказа об игре должна быть рассчитана на возраст и словарный запас играющих и сопровождаться жестикулярным показам;
• при объяснение игры необходимо учитывать настроение и состояние участников; при ослаблении внимания следует сократить рассказ и сделать его еще более образным и выразительным.
План объяснение игры:
1. Название игры.
2. Цель игры.
3. Правила игры.
4. Название команд, место их расположения.
5. Основные принципы подведения итогов.
Руководство игрой:
• подать сигнал: «Начать игру!»
• следить за выполнением правил игры, напоминая в ходе игры о необходимости их выполнения;
• остановить игру резким, настойчивым сигналом.
• добиваться сознательной дисциплины.
Дозировка нагрузки в игре:
Необходимо учитывать предшествующую нагрузку, настроение и состояние занимающихся, температурные условия. Регулировать нагрузку следует перерывами, которые нужно использовать для дополнительных объяснений или поправок. Окончание игры должно быть своевременным, продолжительность игры зависит от количества участников, возраста. Желательно, чтобы участники приобрели определенный навык, но не переутомились.
Во время проведения занятий необходимо соблюдать основные правила:
• инструктор обязан занимать такое место, с которого все время видны все дети;
• проводить занятие в воде надо в купальном костюме;
• если ребенок не совсем здоров, входить в воду ему не рекомендуется;
• дети допускаются в воду не ранее, чем через час после приема пищи;
• перед занятием дети должны посетить туалет;
• при появлении признаков охлаждения (озноб, посинение губ, «гусиная кожа) ребенка необходимо срочно удалить из бассейна и принять меры: горячий душ, энергичные движения руками и ногами, растирание махровым полотенцем, теплая одежда.
• необходимо категорически запрещать сталкиваться в воде, брызгать в лицо;
• В целях избежание переутомления не перегружать занятия чрезмерным количеством игр;
• объяснить детям, что уход с занятий только с разрешения, запрещать, излишни громкие выкрики;
• категорически запрещать ложно звать на помощь.
Лучше, когда правила поведения в воде разъясняет воспитатель детского сада. Инструктор только напоминает о них.
Не смотря на то, что плавание крайне полезно для развития ребенка, оно имеет и некоторые противопоказания . К ним относятся:
- тяжелые врожденные пороки сердца ;
- различные острые заболевания — пневмония , ОРВИ с лихорадкой;
- неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром;
- серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей (например, вывихи и подвывихи тазобедренных суставов);
- остеомиелит конечностей;
- стрепто- и стафилококкодермия.
Но бывают ситуации, когда плавание не просто показано, а и очень желательно и даже крайне необходимо:
- неврологические патологии без судорожного синдрома (в том числе при гипер- и гипотонусах);
- анемия;
- рахит;
- гипотрофия;
- легкие формы недоразвития опорно-двигательного аппарата;
- врожденные кривошеи.
ИГРЫ, ЗНАКОМЯЩИЕ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ
1. «Хождение по дну»
Подготовка: дети стоят по росту, впереди самый маленький.
Описание:
a) «Невод» — дети идут по дну, держась за руки;
б) «Ледокол» — то же, спрятав руки за спину;
в) «На парусе» — то же, на носках, бесшумно;
г) «Лодочка на веслах» — то же, помогая гребковыми движениями рук;
д) «Задний ход» — то же, двигаясь назад и помогая руками;
е) «Мы пловцы» — то же, наклонившись вперед соединённые в кистях руки.
Правило: внимательно слушать инструктора, четко выполняя все его задания.
Методические указания: обязательно поощрять ребенка за правильное исполненное упражнение.
2. «Состязания в ходьбе»
Подготовка: играющие выстаиваются в воде в шеренгу.
Описание: по сигналу дети с поднятыми руками устремляются к цели.
Правило: нельзя опускать руки в воду.
Варианты: передвижение назад, боком.
Методические указания: рекомендуется проводить игру с робкими детьми 3-4 лет.
3. «Лови»
Подготовка: Играющие выстраиваются в шеренгу или по кругу.
Описание: по команде дети убегает инструктор старается их догнать.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Методические указания: если дети подготовлены не достаточно, то игра проводится шагом
4. «Тише едешь дальше будешь»
Подготовка: Играющие выстраиваются в шеренгу с предметом на голове.
Описание: по команде дети должны перейти к другому краю бассейна не уронив предмет с головы.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: идти вперед, боком приставными шагами, задом.
5. «Поймай воду»
Подготовка: Играющие выстраиваются в шеренгу или по кругу.
Описание: по команде инструктора «Поймай воду!» дети вытягивают руки вперед, опускают их в воду, соединяют под водой кисти, сжимают пальцы; зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью воды; инструктор проверяет наличие воды в руках.
Правило: если вода течет из рук, инструктор говорит: «Ой какие дырявые, ну-ка зачерпни еще раз!»
Методические указания: дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.
6. «Полоскание белья»
Подготовка: Играющие выстраиваются в шеренгу или по кругу, в положении «ноги врозь на ширине плеч»
Описание: наклонившись вперед, опустив руки в воду до плеч; дети поочередно выполняют движения прямыми руками вправо, влево, вперед, назад.
7. «Цепочка»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: по команде «Начали» дети, взявшись друг друга впереди стоящего за пояс, передвигаются по кругу.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: можно перемещаться «змейкой» или «противоходом».
Методические указания: Если разрывается цепочка, игра начинается заново.
8. «Переправа»
Подготовка: Играющие выстраиваются в 2 шеренги или по кругу.
Описание: по команде все вместе начинают «переправляться» «на другой берег». Продвижению дети помогают себе гребковыми движениями рук, приговаривая хором: «Толкаюсь, толкаюсь руками о воду. Вода помогает мне выбрать дорогу».
Правило: дети не должны толкать друг друга и брызгаться.
Варианты: Можно двигаться назад, боком.
Методические указания: Следить чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить разницу между гребком рукой сомкнутыми и разъединёнными пальцами.
9. «Великаны и карлики»
Подготовка: Играющие выстраиваются в колонну по одному.
Описание: ходьба на носках, руки вытянуты вверх, голова прямо (фиксация осанки). Это «великаны». Затем ходьба в полуприсядем, руки фиксированы то на поясе, к плечам, «крылышки», сзади. Это «карлики».
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
10. «Щука»
Подготовка: выбрать водящего «щуку»
Описание: дети ходят в произвольных направлениях, помогая себе руками, изображая рыбок. «Щука» стоит спиной. По сигналу: «Щука» — дети останавливаются и приседают с разным положением рук и фиксированной осанкой. «Щука» внимательно следит за выполнением задания: «рыбку, которая неправильно выполнила задание, считается пойманной и становится «Щукой»
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: одновременно могут выплывать две – три «Щуки».
Методические указания: инструктор тоже может быть «Щукой»
11. «Мельница»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: по команде «Мельница работает» дети накланяются вперед и начинают делать круговые движения руками вперед.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
12. «Море волнуется»
Подготовка: Играющие выстраиваются в колонну.
Описание: по команде «Море волнуется » дети передвигаются в рассыпную. По команде «Ветер стих, море успокоилось» дети должны построится в колонну, каждый на свое место. Игрок, не нашедший свое место, отмечается как невнимательный.
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
Варианты: можно использовать построение в круг, в шеренгу и т.д.
13. «Крокодил»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу, в шеренгу.
Описание: «крокодил» — дети передвигаются по дну на руках вперед; «раки тоже назад крабы тоже влево и вправо.
Методические указания: подбородок должен быть постоянно над водой, передвижение на прямых руках.
14. «Лягушки и цапля»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: «Мы лягушки, мы квакушки , мы зеленые подружки долго квакаем с утра – «ква-ква-ква» (приседание в воду ); движение повторяют 4-5 раз. Инструктор – «Цапля» : «По болоту я шагаю и лягушек я хватаю – хап, хап, хап,; а потом я их глотаю».
Правило: дети не должны мешать и толкать друг друга.
ИГРЫ, СПОСОБСВУЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ ВОДОБОЯЗНИ
1. Игры с мячом.
Подготовка: Играющие выстраиваются в круг.
Описание: по команде , по кругу передают мяч.
Правило: кто и играющих упустил тот проиграл.
Варианты: Можно бросать.
2. «Клад»
Подготовка: Играющие взявшись за руки, идут по кругу.
Описание: по команде все вместе останавливаются; наклоняясь, достают со дна различные предметы, каждый предмет оценивается определенным количеством очков, обратно пропорциональным его величине. Например, самый маленький оценивается наибольшим количеством очков.
Правило: дети не должны толкать друг друга и брызгаться.
Варианты: бросать следует не менее пяти предметов, предметы бросают в воду одновременно с подачей сигнала о старте.
3. «Жучок — паучок»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу; взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга становится водящий «Жучок – паучок».
Описание: Играющие произносят: «Жучок – паучок вышел на охоту, не зевай, поспевай, прячьтесь все в воду». С последними словами все приседают в воду, а кто не успел, тот становится водящим.
4. «Дровосек в воде»
Подготовка: Играющие выстраиваются в одну шеренгу или по кругу.
Описание: стойка – «ноги врозь» пошире, руки вверх. Наклоны туловища вперед с маховыми движениями рук вниз – назад. Руками ударять о воду поднимая брызги.
Правило: Глаза все время открыты, нельзя вытирать лицо от брызг.
Варианты: стоя спиной внутрь круга; парами спиной друг к другу
Методические указания: для детей 3-4 лет
5. «Качели»
Подготовка: Участники становятся парами воде лицом друг к другу.
Описание: сначала один держась за руки другого приседает, встает одновременно приседает другой.
Правило: нельзя дергать и задерживать товарища.
Варианты: можно игрокам становиться спинами и наклоняться вперед назад в сторону.
Методические указания: игра повторяется 8-10 раз.
6. «Поиск жемчуга»
Подготовка: Играющие выстраиваются по кругу.
Описание: инструктор разбрасывает мелкие предметы, которые можно достать пальцами ног. Участники, не наклоняясь по сигналу, нащупывают предметы стопами и достают пальцами ног, перекладывая в руку.
Правило: Выигрывает тот, кто больше достал жемчуга.
Методические указания: повтор 3-4 раза.
Источник