Плазмолиза в морской воде

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Строение и функции плазматической мембраны, осмос»

Зубр

1. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.

1) Основу плазматической мембраны составляет двойной слой фосфолипидов, которые повернуты гидрофобными хвостами друг к другу, а гидрофильными головками к воде.
2) В состав мембраны входят проникающие, погруженные и поверхностные белки.
3) К белкам и фосфолипидам с наружной стороны могут прикрепляться углеводы гликокаликса.

2. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

1) На рисунке А происходит фагоцитоз, а на рисунке Б пиноцитоз.
2) В этих процессах участвует плазматическая мембрана.
3) Бактерия на рисунке А далее будет переварена: фагоцитозный пузырек сольется с лизосомой, образуется пищеварительная вакуоль, бактерия расщепится на мономеры, которые поступят в цитоплазму.

3. Чем отличается оболочка растительной и животной клетки? Назовите не менее двух отличий.

1. У растительной клетки имеется клеточная стенка из целлюлозы.
2. У животной клетки имеется гликокаликс (слой гликолипидов и гликопротеидов на поверхности мембраны).

4. Почему эритроцит в пресной воде лопается, а инфузория-туфелька, хламидомонада и хлорелла – нет?

1) Осмос – это движение воды через мембрану в сторону более высокой концентрации веществ. Концентрация веществ в цитоплазме живой клетки выше, чем в пресной воде, поэтому вода будет заходить внутрь клетки.
2) Эритроцит набухнет, а затем лопнет.
3) Хлорелла надуется водой, но лопнуть ей не даст клеточная стенка.
4) Инфузория-туфелька и хламидомонада не лопнут, т.к. будут выкачивать воду с помощью сократительных вакуолей.

5. Известно, что в плазме крови концентрация солей в норме соответствует концентрации хлорида натрия 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).

1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды, которая по закону диффузии (осмоса) поступила из эритроцита в раствор;
2) концентрация раствора соли в стакане – более 0,9%

Читайте также:  Добраться до жигулевского моря

6. Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?

Засоленность почвы приведет к тому, что растениям становится тяжелее забирать из почвы воду. Засоление водоемов приводит к тому, что водные организмы обезвоживаются, их обмен веществ нарушается.

7. В пробирку с кровью человека добавили такое же количество 0,1%-ного раствора поваренной соли. Что произойдет с эритроцитами крови? Ответ поясните.

1) эритроциты начнут набухать, могут лопаться;
2) при добавлении 0,1%-ного раствора соли понижается концентрация солей плазмы, вода по закону осмоса (диффузии) поступает в эритроциты

8. Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что и почему произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?

1) в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу);
2) методы: эксперимент, микроскопия (наблюдение)

9. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

1) в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор;
2) нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

10. Какие особенности строения молекул воды позволяют ей выполнять её функции в организме?

1) Полярность молекул определяет её функции растворителя гидрофильных соединений.
2) Способность к образованию водородных связей определяет её теплопроводность, плотность.
3) Вязкость определяет свойства слизей, секретов, внутренней среды.

11. Как строение клеточной мембраны соответствует выполняемым ею функциям?

1) Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.
2) Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.
3) Встроенные углеводы выполняют структурную и сигнальную функции.
4) Пластичность мембраны позволяет ей осуществлять процессы фагоцитоза и пиноцитоза.

12. Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Каковы их функции в этой структуре? Назовите не менее двух функций. С какой стороны (А или Б) находится цитоплазма клетки? Ответ аргументируйте.

Читайте также:  Морской риф голубицкая пенная вечеринка

1) модель плазматической мембраны;
2) белки;
3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции);
4) цитоплазма находится со стороны Б от мембраны;
5) поскольку со стороны А на поверхности мембраны расположен гликокаликс

13. Известно, что у морских водорослей концентрация органических веществ (сахаров, спиртов и аминокислот) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у пресноводных водорослей. Как можно объяснить такое биохимическое отличие морских водорослей от пресноводных? Почему эти соединения зачастую не являются источниками для процессов энергетического и пластического обмена веществ в клетках?

1) в морской воде концентрация солей выше, чем в пресной воде (осмотическое давление в морской воде выше);
2) вода стремится выйти из клеток водорослей во внешнюю среду (осмос направлен в сторону гипертонического раствора);
3) чтобы компенсировать осмотическое давление среды (предотвратить отток воды), морские водоросли накапливают органические вещества (осмотически активные вещества);
4) при расходовании таких веществ нарушился бы гомеостаз (осмотический баланс)

14. Определите клеточную структуру, модель строения которой изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова его основная функция в этой структуре? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Как расположены молекулы данного вещества в представленной клеточной структуре?

1) плазматическая мембрана (плазмалемма, наружная клеточная мембрана);
2) фосфолипид;
3) функция структурная (барьерная);
4) наличие в фосфолипидах гидрофильных головок и гидрофобных хвостов (радикалов жирных кислот) (должны быть указаны оба);
5) гидрофобные хвосты ориентированы внутрь мембраны (гидрофильные головки ориентированы наружу).

15. Экспериментатор решил установить зависимость объема живой части растительной клетки (протопласта) от концентрации соли в окружающей среде. Для эксперимента он использовал клетки эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 10%-ный раствор поваренной соли. Экспериментатор зарисовывал строение клетки в разное время с момента начала эксперимента (0 минут, 1 минута, 2 минуты, 5 минут). Результаты эксперимента приведены на рисунке. Каким термином описывают изучаемое явление? Почему в ходе эксперимента изменяется объём живой части клетки? Что произойдёт, если на стадии двух минут заменить раствор соли на дистиллированную воду?

Читайте также:  Волною морскою скрывшаго древле

1) плазмолиз;
2) под действием осмотических сил вода покидает клетку, вызывая уменьшение её объема; ИЛИ 10 %-ный раствор соли является гипертоническим, в таком растворе вследствие осмотического закона вода выходит из клетки; ИЛИ происходит плазмолиз, под действием осмоса вода выходит из клетки;
3) начнёт протекать обратный процесс, так как вода под действием осмотических сил будет поступать в клетку; ИЛИ произойдёт деплазмолиз.

16. Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещенными в растворы с разной концентрацией хлорида натрия. Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация хлорида натрия в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он разделил кровь по двум сосудам, в каждый из которых добавил растворы NaCl с разной концентрацией в соотношении 1:1 (на 1мл крови 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какие изменения произошли с эритроцитами в сосуде А? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в сосуд на рисунке А, а какой в сосуд на рисунке Б?

1) эритроциты на рис. А набухают (увеличиваются);
2) изменение связано с поступлением воды в эритроцит;
3) вода поступила в эритроцит из раствора по закону диффузии (осмоса);
4) в пробирку Б был добавлен раствор с концентрацией NaCl 0,9 % (физиологический раствор), в пробирку А раствор с концентрацией соли меньше 0,9 % (гипотонический раствор) (должна быть указана концентрация в обоих растворах).

17. Экспериментатор решил выяснить, как осмос влияет на размер клеток клубня картофеля. Для этого он разрезал клубень на небольшие кусочки одинакового объёма, взвесил их и положил в растворы сахарозы разной концентрации. Выдержав кусочки в растворах в течение 2 часов, экспериментатор измерил массу кусочков снова. Как будет изменяться масса кусочков картофеля, если концентрация сахарозы в растворе выше, чем в клетках клубня? Ответ поясните.

1) масса кусочков картофеля будет уменьшаться;
2) разность концентрации сахарозы создаст осмотический потенциал;
3) вода будет покидать клетки из-за осмоса.

Источник

Оцените статью