С 01 января 2021 года введены в действие новые санитарные правила по плавательным бассейнам, которые отменяют собой ранее действовавший СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» и СанПиН 2.1.2.1331-03 «Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды аквапарков».
Новые Санитарные правила СП 2.1.3678-20 распространяются на организации, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг – и в том числе на общественные плавательные бассейны и аквапарки (Глава 6 Правил).
Помимо отмененных СанПиН специалисты бассейновой отрасли активно пользуются еще двумя документами:
Статус этих стандартов не изменился – они по-прежнему действуют, но в отличие от санитарных правил, их требования не являются обязательными. Поэтому, очевидно, что по тем положениям, где будет возникать противоречие между ГОСТ и новыми СП приоритет будет отдаваться последним.
Главные изменения
Большинство положений новых правил не противоречит ранее существовавшим нормативам, но есть ряд важных дополнений и изменений в части водоподготовки и обеззараживания воды бассейнов, которые мы считаем нужным отметить.
1. Новая классификация бассейнов
Санитарные правила вводят расширенную классификацию бассейнов и требования к их устройству (Приложение 4 СП 2.1.3678-20):
Виды бассейнов
Площадь зеркалаводы, м2
Температураводы, °C
Площадь зеркала водына 1 чел в м2, не менее
Время полноговодообмена, час, не более
(ванна 33,3 * 21 м)
(ванна 50 * 25 м 50 * 21 м 25 * 25 м 25 * 21 м 25 * 16 м)
Оздоровительное плавание (индивидуальные и групповые занятия)
Развлекательно-игровые бассейны с аттракционами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
гидроаэромассажные бассейны типа «джакузи», ванны с сидячими местами
в соответствии с проектным решением, при соблюдении обязательных требований
0,8 м и не менее 0,4 м/чел.
Охлаждающий, контрастный бассейн или бассейн для окунаний
для детей дошкольного и младшего школьного возраста, (глубиной до 0,6 м)
для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)
Эта классификация отличается от той, что представлена в ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности. И как было отмечено выше, приоритет отдается той, что теперь указана в СП.
2. Строгий выбор технологии обеззараживания
Санитарные правила формулируют требования к системам обеззараживания воды таким образом:
«п. 6.2.19. Для бассейнов всех видов назначения в качестве основных методов обеззараживания воды должны быть использованы хлорирование, бромирование, а также комбинированные методы: хлорирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения, или бромирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения.»
Таким образом, исключается ранее существовавшая возможность использования в общественных бассейнах альтернативных методов обеззараживания воды при условии подтверждения безопасности и эффективности выбранной технологии.
3. Уровень свободного и связанного хлора
Требование к остаточному содержанию свободного и связанного хлора звучит так:
«6.2.20. При хлорировании воды уровень свободного (остаточного) хлора должен быть не менее 0,3 мг/л (для комбинированного метода очистки — не менее 0,1 мг/л), связанного хлора — не более 0,2 мг/л, а водородный показатель (pH) должен быть в диапазоне 7,2-7,6.»
В отличие от ранее существовавших требований, новый СП ограничивает только нижний предел концентрации свободного хлора, одновременно вводя ограничение по связанному хлору – который ранее не входил в перечень контролируемых показателей.
4. Допустимые уровни химических веществ
Прямых указаний по допустимым уровням содержания других химических веществ в воде бассейна в новых СП нет, а п. 6.2.27 содержит следующее:
«6.2.27. В процессе эксплуатации бассейна пресная или морская вода, находящаяся в ванне, должна соответствовать гигиеническим нормативам.»
На какие в таком случае ориентироваться значения, и о каких гигиенических нормативах идет речь в п. 6.2.27?
И тут появляется второй документ, который был утвержден 28 января 2021 и вступает в силу с 01.03.2021г. – СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Этот огромный документ (почти на 500 стр.) создан в рамках «законодательной гильотины» и призван сократить количество взаимно дополняющих, расширяющих и дублирующих друг друга бесконечных СанПиН и ГН. Своим введением он отменяет около 120 нормативных документов и, в частности, СанПиН 2.1.4.2580-10 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Новый СанПиН объединяет в себе требования к параметрам воздуха, воды, почвы, микроклимата и в том числе содержит указания по параметрам воды плавательных бассейнов и аквапарков.
Основные изменения по контролю содержания химических веществ в воде бассейнов:
Проанализировав новые требования к ПДК химических веществ, можно сказать, что основные и самые значительные изменения коснулись хлора и побочных продуктов хлорирования и связаны с печальной статистикой прошлых лет по массовым отравлениям в бассейнах:
1. Серьезное ужесточение требований по связанному хлору – 0,2 мг/л.
В ранее действовавшем СанПиН этот показатель вообще не входил в программу производственного контроля и упоминался только в п. 3.8.6 – где давался максимальный уровень 2 мг/л для бассейна после перерыва в работе. Теперь норматив стал строже в 10 раз.
2. Ужесточение требований по хлороформу – с 0,1 до 0,06 мг/л.
Ниже в таблице мы объединили все требования к воде, которые фигурировали в упомянутых выше документах, чтобы проанализировать изменения и понять, чем руководствоваться сейчас.
Как пользоваться таблицей?
Звездочкой (*) отмечены показатели, которые входят в программу производственного контроля воды бассейнов – их содержание должно соответствовать установленному в столбце 1 или, если четкое указание отсутствует – то значению в столбце 2.
В столбце 3 для сравнения приведены требования отмененного СанПин по бассейнам.
В столбце 4 приведены требования действующего ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Эти требования могут применяться, если не противоречат СанПин.
Показатели
СП 2.1.3678-20
СанПиН
1.2.3685-21
СанПиН
2.1.2.1188-03
ГОСТ Р53491.2-2012
Источник
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками по формированию знаний и двигательных навыков в бассейне
Федотенко Галина Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками по формированию знаний и двигательных навыков в бассейне
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками по формированию знаний и двигательных навыков в плавательном бассейне
Физкультурно – оздоровительная работа является одним из ведущих направлений во внеурочной деятельности воспитанников нашего учреждения. И на сегодняшний день эта работа является актуальной, так как способствует формированию у детей ценностного отношения к здоровью, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, расширяет знания и навыки по гигиенической культуре, формирует умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, и использовать их в целях досуга и отдыха. Это направление работы отражено в воспитательной программе учреждения «Социально психологической адаптации к самостоятельной жизни детей» и предназначена для работы с детьми-сиротами школьного возраста.
Программа ориентирована на социальную адаптацию, снижение иждивенческой позиции воспитанников и установку на обеспечение своих нужд собственным трудом.
Программа базируется на междисциплинарном подходе и предусматривает занятия по 5 направлениям:
• формирование социальных навыков
• формирование настроя на здоровый образ жизни
• трудовое воспитание
• обучение нравственно-правовым нормам.
Привлечение детей с ОВЗ к активным занятиям физической культурой и плаванием во второй половине дня основанного на пробуждении к ним интереса рассматривается как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы учреждения.
Физкультурно –оздоровительная работа плавательного бассейна это часть системы физкультурно-оздоровительной работы всего учреждения и имеет несколько направлений.
Направления физкультурно-оздоровительной работы в плавательном бассейне:
• Организация процесса обучения плавательным навыкам
• Организация взаимодействия со службами учреждения
• Укрепление материальной базы физкультурно-оздоровительной работы
• Методическая подготовка педагогов в освоении современных технологий
• Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий
Эффективное средство для улучшения физического состояния воспитанников является развитие двигательной активности. А занятие плаванием является прекрасным средством закаливания и укрепления здоровья ребёнка. Плавание активно действует на развитие скелетной мускулатуры, сердечно-сосудистой системы, корректирует у детей сколиозы, осанку, способствует расслаблению мышц.
Наше учреждение имеет водный комплекс, в который входят детский плавательный бассейн и минибассейн (джакузи, оснащенные самой современной системой водоподготовки и новейшей системой вентиляции в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами по плавательным бассейнам
СанПин 2. 1.2.1188-03.
Цель работы комплекса: создание условий для гармоничного развития, двигательной активности и закаливания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ОВЗ водная среда является оптимальным условием современной реабилитации.
Физкультурно – оздоровительная работасвязана с решением целого комплекса задач: образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные. Образовательные задачи связаны с обучением детей и повышением квалификации педагогов. Развивающие связаны с развитием физических качеств и двигательных способностей у воспитанников. Воспитательные направлены на формирование самостоятельной личности. Оздоровительные направлены на укрепление и сохранение здоровья.
Задача сохранения здоровья детей является приоритетной, а оздоровление и закаливание это комплексный подход в системе работы нашего учреждения, где создана специализированная среда для занятий. Организация работы с воспитанниками в плавательном бассейне направлена на выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы и основывается на нормативных документах, регламентирующих защиту физического и психического здоровья детей ввиду специфики нашего учреждения
СанПин 2.1.2.1188-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 09.02.2015 года N 8.
В этом постановлении прописано, что дети-сироты с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учётом рекомендаций врачей-специалистов.
• Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление от 12 03.1997года №288
• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N481 о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей;
• Федеральный закон № 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
В этом приказе большое внимание уделено детям с ограниченными возможностями здоровья и детям — инвалидам.
В детском плавательном бассейне обучаются плаванию 58 воспитанников младшего и среднего школьного возраста, из них 15 инвалидов. Это дети с нарушением речи; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушением эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетания 2-х или 3-х нарушений). Многие диагнозы воспитанников долгосрочны и предполагают включение детей в определённую физкультурную группу: основную, подготовительную и специальную, согласно «Правилам определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой» приказ министерства здравоохранения 514-н от 10.08.2017 года. В нашем коррекционном учреждении в зависимости от заболевания воспитанника преобладают в большей степени подготовительные физкультурные группы. На экране это хорошо видно. Воспитанники, имеющие диагноз нарушение осанки, плоско-вальгусные стопы, относятся к основной группе. К подготовительной физкультурной группе – дети с аутическим поведением, врождённые вывихи и подвывихи бёдер, дети с деформацией костно-хрящевого отдела носа. К специальной физкультурной группе относятся дети, имеющие формы заболевания ДЦП. Занятия в бассейне проводятся 2 раза в неделю в дневное время по расписанию.
Воспитанники, получающие надомное образование занимаются в бассейне индивидуально в первой половине дня. Остальные обучаются плаванию в мини группах 5-6 человек. Для каждого ребёнка определённой физкультурной группы разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Перед нашими детьми стоят такие же важные задачи,как и перед детьми с сохранным здоровьем: знакомство с водной средой, преодоление водобоязни, формирование навыков плавания и безопасного поведения в различных ситуациях на открытых водоёмах, привитие гигиенических навыков.
Малый бассейн с наличием форсунок для гидромассажа используется для релаксации и его посещают все воспитанники не зависимо от возраста с разрешения врача. А также минибассейн используется для индивидуальных занятий для воспитанников с повышенным чувством водобоязни по образовательной программе. Воспитанники младшего и среднего школьного возраста посещают водный комплекс нашего учреждения 3 раза в неделю.
С воспитанниками проводят занятия в бассейне 2 педагога дополнительного образования с первой квалификационной категорией и 1 инструктор по физической культуре, а также в штате бассейна есть инструктор-методист 1 квалификационной категории, который координирует всю работу педагогов по реализации образовательных программ и физкультурно-массовой работы в соответствии планом внеурочной деятельности. Весь педагогический коллектив имеет высшее специальное образование и постоянно совершенствует своё мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации, посещая разные семинары. Педагогическая деятельность коллектива направлена на решение коррекционно- образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач и формирование гармоничного развития личности воспитанника.
Они реализуются через программы дополнительного образования, разработанные в соответствии с новыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ отражённых в концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы.
При разработке этих программ большое внимание уделялось физическому развитию и формированию здорового образа жизни у наших воспитанников.
Образовательная программа «Пузырики» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и повышенной водобоязни для индивидуальных занятий. Занятия проводятся в минибассейне.
Образовательная программа «Основы плавания» для воспитанников с ОВЗ для занятий в мини-группах.
Образовательная программа «Аквааэробика» для воспитанников среднего школьного возраста. Занятия с предметами в музыкальном сопровождении. Программы имеют физкультурно-спортивную направленность.
Образовательная программа «Учимся плавать» для индивидуальных занятий с воспитанниками, имеющих ДЦП. Эта программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Срок реализации программ 4 года.
С учётом физиологических и психических возможностей воспитанника педагог использует разные методы обучения (они представлены на слайде). На освоение того или иного упражнения отведено разное время и более детальное объяснение и показ. Объяснение сопровождается показом движений несколько раз, с разных позиций.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками реализуется разными формами.
Цель всех форм организации — расширение двигательной активности воспитанников, приобщение их к доступной спортивной деятельности, формирование здорового образа жизни.
1 учебное занятие
3 спортивные праздники
4 занятия в минибассейне
Основной формой организации учебного процесса при реализации программного материала является учебное занятие.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованные педагогом обучения детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету, в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Виды учебных занятий
1Групповые занятия по обучению плаванию.
Дисциплинируют занимающихся, позволяют широко использовать разнообразные средства при обучении плаванию, дают возможность применить при выполнении упражнений соревновательный метод, содействуют воспитанию коллективизма.
Занятия с предметами под музыку помогает ребёнку освоить темп, ритм, выполнить упражнение выразительно с большим напряжением.
2 Индивидуальные занятия.
Эти занятия по обучению плаванию для детей с ДЦП, по рекомендации врача, и для детей – надомников, которые по разным причинам не могут посещать учебные заведения.
Занятия с воспитанниками в минигруппах
Формы физкультурно-досуговой работы
• Домашние спортивные праздники.
Одной из форм работы с воспитанниками в бассейне,которые вошли в традицию нашего педагогического коллектива являются домашние спортивные праздники на воде:
— «Приключения капитана Врунгеля»
— «В гостях у Нептуна
Спортивные праздники способствуют широкому привлечению младших воспитанников к занятиям плаванием, подвижными играми, содействуют активному отдыху наших воспитанников.
•Выездные спортивные праздники на воде: «Победы на водных дорожках»
• Интегрированные открытые занятия для воспитателей, медико-психологической службы нашего учреждения (Мойдодыр)
Подметив у наших воспитанников расположенность к творческой деятельности, мы стали применять эту форму занятия и на открытых уроках по прививанию гигиенических навыков для первоклассников по средствам театрализованных приёмов с погружением воспитанников в проблемную ситуацию «МОЙДОДЫР»
• Посещение минибассейна – джакузи.
Формы физкультурно-спортивной работы
Соревнования. Это яркое, эмоциональное зрелище, с целью выявления преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
•Внутренние соревнования: спартакиада центра по плаванию, «Весёлый дельфин»
•Выездные соревнования: Участие воспитанников в городских соревнованиях по плаванию среди инвалидов «Спешиал Олимпик» и среди школьников, ежегодные традиционные соревнования «Весёлые старты»
Соревнования и спортивные праздники — один из наиболее эффективных путей привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Интересные формы организации физкультурно-оздоровительной работы улучшают настроение и поведение детей, положительно сказываются на расширении двигательных возможностей воспитанников, способствуют формированию умений управлять своими движениями в воде и на суше, что важно для повседневной жизни.
Педагогический коллектив работает над усовершенствованием форм спортивно-оздоровительной деятельности.
Сегодня вашему вниманию будет предоставлено интегрированное занятие по плаванию с темой: «Правила безопасного поведения на воде в летний период». Обычно на эту тему детям читают лекции, показывают фильмы, а мы решили правила безопасности на воде преподнести воспитанникам с практической стороны. Проговорить действия и выполнить практические задания для более успешного освоения этой нужной для всех темы. В это занятие будет вставлен фрагмент «танец спасателей». Это – эстетическое плавание, а именно — выполнение упражнений под музыку с предметами для закрепления приобретенных раннее навыков плавательных движений. Эта форма проведения занятия позволит разнообразить педагогический процесс и придать занятию эмоциональную окраску, вызывая повышенный интерес ребёнка к занятию.
Сегодня открытое занятие по плаванию направлено на закрепление знаний и приобретённых плавательных навыков в течение учебного года и применение их на практике во время летнего отдыха на море. Это навык правильного поведения в различных ситуациях на открытых водоёмах.
Презентация «Организация работы по формированию у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения» С ранних лет мы учим детей правильно себя вести на улице, в транспорте. Это вопрос их безопасности и культуры поведения. Но как сделать.
Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ «Представление опыта физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей,.
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Дошкольный возраст играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без.
Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально-бытовых навыков Важнейшим принципом социальной политики государства является приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня Физическое воспитание играет значительную роль в дошкольном воспитании. Основная задача физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является.
Годовой план физкультурно-оздоровительной работы в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тарасинский детский сад» Годовой план физкультурно-оздоровительной.
Консультация «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Консультация: «Инновационные технологии физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ» Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте.
Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Квест как технология физкультурно-оздоровительной работы в доу. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию.
Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками Коррекционно-развивающая работа — это система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков к физическом.
План тематического контроля «Организация физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с ФГОС» Тематический контроль Тема: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в соответствии ФГОС ДОУ» Цель: Изучение системы организации.