Плавать раньше чем ходить бассейн

Плавать раньше чем ходить бассейн

Что стало основой «русского метода» до конца не ясно. Принято считать, что отцом метода стал И.Б. Чарковский, который «донашивал» свою родившуюся раньше срока дочь в аквариуме с водой. Метод Чарковского состоит в экстремально частом пребывании ребенка в водной среде с ритмичными «наныриваниями». При этом принято игнорировать любые проявления протеста ребенка до тех пор, пока ребенок не начнет «сотрудничать» (смиряется и перестает плакать). Этот метод И.Б. Чарковский и его последователи особенно рекомендуют детям с такими сложными заболеваниями как ДЦП (детский церебральный паралич). По словам последователей метода ребенок при такой экстремальной эмоциональной и физической нагрузке переходит в состояние, близкое к пограничному со смертью, и в борьбе с угрозой выживанию собираются в единое целое все внутренние ресурсы ребенка. В случае с больными детьми, болезнь якобы отступает. Здоровый ребенок начинает самостоятельно плавать еще до года или даже раньше, чем он начинает ходить. Так сформировалась цель «плавать раньше, чем ходить».

К слову о «русском методе», уклон в раннее и интенсивное освоение чего бы то ни было проявляется не только в плавании. В США, к примеру, существует программа раннего обучения музыке «Мягкий Моцарт», в которой ребенок усаживается за специально созданную компьютерную программу прямо с рождения. Неудивительно, что создателем метода является специалист из России. И если метод действительно «мягкий», то само появление цели «научить музыке раньше, чем говорить» заставляет задуматься о чисто русском желании обязательно вырастить вундеркинда. К этой теме можно отнести методы и пособия иностранного происхождения, которые прижились и имеют широкую аудиторию только у нас – карточки Домана (супер раннее обучение чтению), теории Масару Ибука («после трех уже поздно») и другие.

«Русский метод» жёстко критикуется на западе, где считается, что ребенка нужно оберегать от чрезмерно длительных стрессовых влияний. Такое мнение базируется на научных данных, согласно которым гормон стресса кортизол негативно влияет на развитие ребенка и если на некоторое время можно отметить неординарное физическое развитие, другие сферы, такие как эмоциональная (доверие, любовь), неизбежно страдают и негативно влияют на будущее развитие ребенка.

Действительно, когда ребенок проявляет свою волю через надрывный продолжительный плач, но его не слышат, нарушается ценная связь доверия между родителем и ребенком. Несмотря на развитие физического потенциала, происходит разрыв гораздо более глубокий, чем можно себе представить.

Даже если рассматривать, казалось бы, физическое преимущество (действительно, ребенок может самостоятельно плавать очень рано), такой прогресс очень недолог по длительности и на будущие успехи взрослеющего ребенка или уже взрослого человека влияния иметь не будет. Метод зародился в середине прошлого века и мы не имеем перед собой примеров экстраординарных достижений у выросших детей, прошедших этот путь.

«Русский метод» не только негативно влияет на развитие ребёнка, но и опасен для жизни. К сожалению, известны смертельные случаи использования метода с утоплением во время «сеансов».

+
Ранний опыт в воде;
Ранний скачок развития;


Глубокий разрыв доверия к окружающему миру и травма личности;
Развитие, не соответствующее возрасту;
Непродолжительность эффекта;
Опасность для жизни.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД

Многим россиянам европейский подход представляется чрезмерно ленивым и чересчур медлительным. Многим родителям в нашей стране очень хочется увидеть результат как можно скорее и чтобы именно их ребенок был лучше всех. Такие цели чужды среднему европейцу и если их действительно можно поймать на стремлении вырастить «удобных» детей, с которыми родители почти никогда вместе ничего не осваивают, то их подход к плаванию в сущности созвучен научным открытиям в ранней психологии.

Не ставя перед собой тщеславных целей, находясь в воде совместно с ребенком, на самом деле, происходят огромные позитивные и длительно действующие изменения. Укрепляя доверие ребенка к родителю через ненасильственные упражнения и задания, ребенок развивается согласно возрасту или чуть быстрее в силу здоровой физической и эмоциональной нагрузки. Стимулирование всех органов чувств способствует их качественному развитию. Ребенок лучше спит, в периоды бодрствования более активен в освоении окружающего мира, что есть качественное отличие от «русского метода», где ребенок находится в режиме выживания и все внутренние ресурсы направляются именно в этом направлении, а не на всестороннее развитие.

Движение и ритм, согласно научным данным, имеет очень положительное воздействие на развитие здорового (физически и эмоционально) ребенка. Часто на таких занятиях используются напевания детских песенок, что не случайно – ведь музыка и есть ритм, а голос мамы или папы, с которыми ребёнок знаком еще до рождения, не заменит никакая дорогостоящая стерео система.

Метод основывается не только на теории развития, но и имеет прикладной характер. Программы в своей структуре представляют собой фундамент будущего развития традиционной техники плавания и имеют непрерывный характер, то есть ребёнок может заниматься «по системе» с самого рождения и до школьного возраста, когда он может перейти в уже обычную группу спортивного плавания и с легкостью освоить его первые этапы.

Читайте также:  Нормативные документы для плавательного бассейна

+
Ранний опыт в воде;
Поступательное и устойчивое развитие всех навыков, включая плавательных;
Укрепление эмоциональных связей с родителем и окружающем миром;

Не подходит нетерпеливым или амбициозным родителям.

Источник

Плавать раньше, чем ходить?

Эту статью о своем опыте занятий плаванием с грудной дочкой я пишу уже чуть больше месяца.

Плавать раньше, чем ходить?

Вот небольшое видео — 37 секунд.

На нем младшей дочке Лилечке — четыре недели:

С чего все начиналось?

Старшая дочка

Старшую доченьку Софью в большой ванной мы не купали. В полгодика мы повели ее в бассейн. Наша малышка оказалась настоящей рыбкой! 🙂 Мы ходили в бассейн безо всякой системы, просто для удовольствия. Но мне очень хотелось найти материалы, посвященные обучению малышей плаванию!

  • Как научить грудничка держаться на воде?
  • Как научить его погружаться под воду?
  • Какие существуют упражнения? Где найти информацию об этом?

Помню, что нашла в электронном виде книгу Владимира Скрипалева «И снова холод полюбить». П рочитала главу «Вода — плавать раньше, чем ходить» . Владимир Скрипалев занимался со своей грудной дочкой Олей по статьям из журнала «Физкультура и спорт». Я не смогла тогда разыскать упоминаемые Скрипалевым статьи.

Сесиль Лупан Поверь в свое дитя

Тем временем педиатр Софьи порекомендовал мне прочитать книгу Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».

В ней я нахожу ответ на один из «мучивших» меня вопросов — о погружении в воду.

В начале книги автор рассказывает о занятиях с дочкой в бассейне. Занятия проводились по системе Клэр Тиммерманс, написавшей «Как научить ребенка плавать»:

«Никогда не забуду второй урок. В этот раз малыши должны окунуться с головой. Трудность состоит в том, чтобы они прервали дыхание в момент погружения головы. Можно было бы, конечно, просто опускать ребенка в воду и, наглотавшись несколько раз, он бы в конце концов все понял; но это вызвало бы вопли и отвращение. Оказывается, есть очень простой способ избежать неприятностей. Достаточно подуть в лицо малышу непосредственно перед погружением, а окунув, тотчас вынуть. Изумленный этим внезапным «порывом ветра», он закрывает глаза и на секунду задерживает дыхание, чем и следует воспользоваться.

Я дую, погружаю и вынимаю Галю, которая смотрит на меня с незабываемым выражением: засмеется она или заплачет? Мы глядим друг на друга. Я внезапно понимаю, что каждая из нас хочет по выражению лица другой понять, как ей реагировать. Тогда я рассыпаюсь в поздравлениях и похвалах. Галя улыбается! Эта улыбка открыла мне глаза. Мой энтузиазм помог ей впервые в жизни себя преодолеть. И это в три месяца. »

Воспользовавшись описанным Сесиль Лупан приемом, мы научили Сонечку погружаться под воду. Но что делать дальше, было непонятно.

  • Какие упражнения выполнять?
  • Нужно ли покупать ребенку очки?
  • Какие плавательные средства необходимы для самых маленьких?

В итоге, я купила Софьюшке круг, который практически не пригодился. О чки, которыми она почти не пользовалась. Потому что ныряла дочка не глубоко, закрывая при этом глазки. Т ак называемый «пояс Нептуна» и крошечные нарукавники.

И вот со старшей дочкой мы чередовали — веселое «барахтанье» в бассейне без вспомогательных средств, плавание в нарукавниках или поясе, и погружения в воду.

Младшая дочка

Этим летом родилась наша младшенькая — Лилечка . И во мне вновь возникло желание как можно раньше приучить ребенка к воде.

Плавать раньше, чем ходить

Я нашла в продаже и прочитала книгу Владимира Скрипалева «Плавать раньше, чем ходить» .

Еще я просмотрела электронные копии одноименных книг Никиты Янушанца и Захария Фирсова. (Фирсов написал свою книгу «Плавать раньше, чем ходить» в неофициальном соавторстве с супругами Скрипалевыми).

Все книги совсем небольшие, с подробными инструкциями. При желании с краткими выдержками из книги Скрипалева можно познакомиться злесь .

Начиная занятия с Лилечкой, я совсем не была уверена, что справлюсь.

Но очень хотелось попробовать.

Методика обучения детей плаванию — с чего начать?

В книгах все расписано достаточно ясно и четко.

  • Купать малыша в большой ванной можно на десятый-четырнадцатый день после рождения. К тому времени у младенца уже заживет пупочная ранка.
  • Главные задачи первых месяцев ежедневных занятий– это адаптация к воде и освоение плавания на спине, умение самостоятельно держаться на воде в течение пяти минут безо всякой поддержки. «Физиологи объясняют это чудо просто: «Ребенок поплывет, когда расстанется со сгибательной позой».
  • Приведены примерные «таблицы закаливания». Вот рекомендации Скрипалева, касающиеся температуры воды и продолжительности занятий в течение первого месяца:

Дни проведения занятий

Условия проведения занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Температура воды в ванне в ° 34° 32°
Продолжительность занятий в мин 5 6 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
  • Можно включить музыку .
  • Н ачинать урок следует спустя 1,5-2 часа после кормления. Между окончанием плавания в ванной и началом очередного кормления также рекомендуется делать перерыв не менее 20 минут.
  • Дверь ванны следует оставлять приоткрытой. Это поможет «исключить возможный перепад температур и избежать последующего закутывания ребенка».
  • Перед плаванием рекомендуется чистить ванну содой и добавлять в в воду настои череды или ромашки.
Читайте также:  Бассейн с морскими рыбами 10 букв

Еще Никита Янушанец предлагает добавлять в воду настои лаврового листа и чистотела. Осторожно! Лечебную траву чистотел не следует применять детям до 12 лет!

Итак, я прочитала книги и познакомилась с основными движениями и со способами поддержки ребенка в воде.

Распечатала для удобства предложенные план первого месяца занятий и страничку с описанием подготовительного массажа.

Купила маленькие часики на подставке и удобный плавающий цифровой термометр-игрушку.

И мы с Лилечкой начали учиться плавать! А точнее учиться держаться на воде.

Начинать было непросто , как и все новое.

Ведь нужно было приучить себя к ежедневным занятиям. А также преодолеть страх перед купанием двухнедельной крошки в большой ванной. (Старшую дочку мы пару раз попробовали купать в ванной, когда девочке было месяца три-четыре. Ей не понравилось). Потом каждый раз преодолевать страхи, пробуя новые движения. Еще я опасалась, что моя спина не позволит мне продолжить занятия.

Ведь как пишет Владимир Скрипалев:

«попадая в водную среду, грудничок инстинктивно затаивает дыхание, а по достижении разгибательной позы в 2-4 месяца – плывет без обучения! Правда за это время у родителя, склонившегося над ванной, капельки пота собираются в ручеек, и успевают укрепиться мышцы спины. »

И вот в два с половиной месяца Лилечка поплыла!

Точнее сказать, она научилась расслабляться и держаться на воде в течение минуты без моей поддержки. Это случилось, когда я надела на нее чепчик для плавания .

Маленький нюанс

Хотя рекомендуют занятия в воде через большой промежуток времени после кормления, а также не кормить малыша сразу после купания, я редко следовала этим рекомендациям.

Лилечка часто начинала плакать сразу после купания в большой ванной. И старшая дочка Софья плакала, когда паузы между кормлениями были большими. Поэтому я почти всегда кормила дочек сразу после купания.

Иногда вместо груди я давала девочкам витамины. Перед этим я промокала нежную детскую кожу тоненьким полотенцем из марли вместо обычного «толстого» полотенца, быстро закутывала и прижимала к себе. Это помогала быстрее успокоить малышек. После вечерних купаний включала дочкам колыбельные.

Поэтому мне очень понравились рекомендации доктора психологических наук, профессора, мудрой Галины Григорьевны Филипповой. В частности, ее совет «встречать» малышей после купания приятным теплым полотенцем для закрепления положительного эффекта правильно организованного пребывания крохи в воде. Галина Григорьевна рассказывает о том, какие ощущения и переживания возникают у младенца во время водных процедур. Из видео Вы узнаете, как сделать процесс купания приятным для малыша.

Методика обучения детей плаванию — продолжение

Пришло время переходить к следующему этапу занятий.

  • Время пребывания в воде продолжает увеличиваться.
  • Рекомендуют повесить в поле зрения ребенка игрушки.
  • Этот этап включает в себя погружения.

А у меня никак не хватает мужества окунуть мою крошечку под воду.

Я начинаю искать обучающие видео. Нахожу передачу с Евгением Комаровским. В нем знаменитый доктор делится своим личным опытом:

Оказывается, в интернете выложено множество видеосюжетов о грудничковом плавании !

Совершенно случайно я попадаю на сайт профессиональных тренеров по плаванию.

Статьи на этом сайте резко охладили мой пыл!

  • Я поняла, что делала неправильно.
  • Узнала, как и чем заниматься дальше.
  • Нашла ответ на многие оставшиеся вопросы.

И я советую всем, кто занимается или планирует заниматься ранним плаванием с ребенком, ознакомиться с этими материалами.

Грудничковое плавание — за и против

Статья о грудничковом плавании : мнение тренеров о ранних занятия плаванием с детьми, в том числе и с грудничками/новорожденными.

Совсем маленькие дети передвигаются в бассейне «как получается». При этом они приобретают навыки неправильных движений и неправильного дыхания и закрепляют их.

Статья «Что говорят учёные про раннее плавание детей» . Целый раздел посвящен опасности воды в бассейне.

«В Бельгии учёные, в результате недавних исследований, снова утвердились в своём мнении, что. хлорка в соединении с естественными загрязнениями, содержащаяся в воде бассейнов, способна повреждать дыхательные пути малышей. Она значительно увеличивает риск появления, например, такой опасной болезни, как бронхиолит. В первую очередь, речь про закрытые бассейны, так как там концентрация хлора в воздухе весьма высока. ».

«Погодите, какое плавание, какое закаливание для грудничков в бассейне? . При нас врач очень убедительно уговаривала молодых родителей не идти в бассейн с шестимесячным ребенком, поскольку там полно хлорки, нитратов и другой дезинфицирующей заразы, а легкие у ребенка развиваются только к трем годам. И до двух лет официально нельзя в бассейны пускать. Так что может все-таки не стоит совсем маленьких по бассейнам водить?»

Статья «Не делайте из малыша ихтиандра!» детского психиатра, доктора медицинских наук, профессора Галины Вячеславовны Козловской.

Статья «Обучение детей плаванию» Галины Елтонской, научного руководителя Центра материнства и поддержки грудного вскармливания «Мамин Дом», написанная ею в соавторстве с психологами, нейрофизиологами, биологами, педиатрами и другими специалистами.

Читайте также:  Теплообменник для бассейна intex

Приведу небольшую выдержку. Меня потрясли следующие слова:

«Вот выборочная статистика по 100 мамам, которые регулярно занимались ранним плаванием со своими детьми и с которыми я беседовала лично. 92% из них говорят, что в первые дни обучения плаванию у детей был сильный испуг. Но лишь 14% мам при этом сами испытывали чувство тревоги и страха за своего ребенка. Материнский инстинкт у современных женщин настолько притуплён и зашлифован желанием успеть за всеми модными тенденциями, что мать не видит ужаса своего ребёнка в ситуации, когда он подвергается опасности .»

«. Мне кажется, это мама просто ужас ребенкин не распознает. »

Я вдруг вспомнила слезы Лилечки после пребывания в воде. Пришло осознание, что я перегружала ее. И вводила в стресс своими не всегда умелыми манипуляциями или слишком долгим по продолжительности купанием в прохладной воде.

Вопросы — ответы

В заключение, еще ссылки:

Форум для родителей. На нем родители могут задать вопросы профессиональному тренеру по плаванию Юлии Михайловне Щербаковой. Вот, например, выдержки из ее любезного и оперативного ответа на мои вопросы:

«В ванной, где есть какая-никакая опора для рук и ног, и водное пространство ограничено, по-моему мнению, допустима любая активность, на которую малыш только способен. И это ему ничем не грозит — в плане выработки неправильных плавательных навыков. А вот двигательная активность в бассейне, где нет опоры для рук и ног, и бОльшие водные просторы, — это совсем другое дело. И тут неправильные плавательные навыки, конечно же, неизбежно вырабатываются. »

Выводы, которые я для себя сделала

Итак, я ознакомилась со всеми вышеперечисленными материалами. И я больше не хочу учить дочку «плавать раньше, чем ходить»!

Особенно после просмотра интервью с российским ученым, эволюционистом, палеоневрологом, доктором биологических наук, заведующим лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН, профессором Сергеем Вячеславовичем Савельевым. Где он говорит:

«Вредно учить детей сначала плавать, а потом ходить. Потому что, когда формируется мозг у маленького ребенка, если его научить сначала плавать, у него возникнут устойчивые связи между центрами, характернымидля управления движениями в воде. А когда его будут потом заставлять учиться ходить, он будет уже ходить не за счет архаичных древних центров вестибулярного аппарата, а за счет коры, и будет разсогласование. Такие дети, особенно городские, часто кончают эпилептогенными состояниями, тяжелыми нервными расстройствами. »

Впредь, со старшей дочкой — ей сейчас три годика — мы не будем использовать нарукавники и круг. Чтобы не приучать ребенка к неправильному — вертикальному положению тела в воде и не закреплять неправильные движения руками и ногами. Мы будем заниматься, следуя следующим рекомендациям профессиональных тренеров:

«К 4-м годам, к лягушатнику, максимум, чему родители должны научить малыша, если, конечно, они никак не могут побороть в себе желание учить его плавать самостоятельно:

1. Опускать лицо в воду.
2. Делать выдохи в воду.
3. Задерживать дыхание — ныряние.
4. Отталкиваться от мамы или папы и скользить к бортику-лесенке — сначала с доской, а потом уже и без.
5. Спокойно лежать на воде с поддержкой и без — на груди и на спине с вытянутыми конечностями. Т ут нужно быть предельно осторожным и не напугать!
6. Рассматривать в очках и доставать предметы со дна, причём ныряя только с помощью родителей, а не работая ногами-руками, так как в противном случае навык неправильно работать ногами неизбежно будет выработан!
7. Приучить малыша к очкам.

Всё! А всё остальное — пусть играет, брызгается, прыгает с бортика, катается на маме или на папе на спине. Буксировать его за ручки: «Ты — баржа!» Лишь бы получал удовольствие и не делал неправильных движений конечностями, чтобы не плавал. И, таким образом, чтобы он не приобретал и не закреплял неправильные навыки плавания!.. Потому что после обучения родителей, даже профессиональному и добросовестному тренеру потребуется затратить много труда на переучивание. Если начать обучение в 7-8 лет — это тоже нормально — и не поздно! В 7-8 лет ребёнок за 3-4 месяца освоит всё то, чему 4-х летнего научили за 2-3 года. »

С младшей дочкой при проведении водных занятий с целью ознакомления с водной средой и закаливания я буду придерживаться следующих принципов:

  • В закрытый бассейн с хлорированной водой мы пойдем не ранее двух-трехлетнего возраста.
  • Дома в ванной — временные и температурные таблицы использую только в качестве примерного ориентира.
  • Слушаю интуицию. Внимательно наблюдаю за ребенком.
  • Вынимаю малышку из воды до того, как она утомится. Впредь никаких перегрузок, никакого стресса! Сегодня это семь-восемь минут пребывания в воде при температуре в 32 градуса. Критерий — улыбка малышки. 🙂 И никаких слез — ни во время, ни после купания!
  • Никакого самостоятельного «обучения плаванию»! Только некоторые игровые упражнения в удовольствие, для прививания любви к воде и укрепления здоровья. Например, шагание по дну. Пассивные покачивания на маминых руках.

Источник

Оцените статью