Академия вашего образования
АНО ДПО «ИДПК ГО» Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца оформляем ФИС ФРДО
Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна.
Тема урока: Плавание. Вхождение в воду и передвижения по дну бассейна.
Технологическая карта урока
Цели: 1.Дать представление о нырянии под водой и поворотам при кроле на груди на спине
2.Провести профилактику укрепления осанки.
Задачи: 1 Обучение нырянию под водой.
- Значение плавания для укрепления осанки.
3.Правила поведения в бассейне.
5.Комплекс общеразвивающих и подготовительных упражнений на суше.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы обучения | Формируемые УУД |
1. Подготовительная часть. | Построение, 1. 1.Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях в бассейне. – санитарно-гигиенические требования к местам занятий, личная гигиена; – правила подготовки к занятиям на воде; – правила пребывания на воде; – правила выхода из воды и окончания занятий; – правила и меры предосторожности в процессе занятий на воде; – соблюдение необходимых требований во избежание несчастных случаев и травм; 2. Профилактика укрепления осанки. | Создает эмоциональный настрой урока | Слушают сообщения, делятся информацией | Рассказ, показ | Познавательные УУД: выявлять связь занятий физической культурой с учебной и трудовой деятельностью. физической культуры в жизни человека. |
2.Планирование урока. Целеполагание | Ставит задачу; побуждает к высказыванию своего мнения | Делятся информацией | Беседа, показ | Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений. оценивать правильность выполнения движений. | |
3. Работа по теме урока на суше. | Комплекс общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений на суше: 1) Ходьба на месте в спокойном темпе 2)И.П. основная стойка (ноги вместе, руки опущены вниз вдоль бедер): – подняться на носки, руки вверх-вдох, опустить вниз-выдох; 3)И.П. ноги на ширине плеч, руки на плечах: -вращение предплечьями вперед-назад; 4)И.П. ноги на ширине плеч, руки согнуты на уровне груди: -рывок руками перед грудью, затем руки в стороны; 5)И.П. ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх: – наклоны туловища влево, вправо; 6)И.П. ноги на ширине плеч, руки в замок за головой: -повороты туловища вправо-влево; 7)И.П. ноги на ширине плеч, одна рука вверху, другая вдоль туловища: -«Мельница» попеременное вращение рук вперед, назад; -в наклоне вперед; 8)И.П. ноги вместе, руки на поясе: -наклоны туловища вперед – достать руками пол; 9)Движение ногами кролем, сидя на гимнастической скамейке. | Организует практическую работу уч-ся | Показ упражнений самими уч-ся; оценка выполнения упражнений уч-ся | Многократное выполнение упражнений | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения движений. контролировать действия партнеров в коллективной работе. первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физически-оздоровительной деятельности. осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений. |
4. Практическая работа в воде. | 1.Организованный вход в воду. 2. Комплекс упражнений на воде: а) погружение в воду с головой, держась руками за бортик, с задержкой дыхания; с выдохами в воду; б) лежание на груди с задержкой дыхания; с выдохом в воду; в) то же, с движением ногами кролем, с опорой руками о бортик; г) упражнение «Скользящая стрела», скольжение на груди с толчка от бортика; д) скольжение на груди с доской при помощи движений ног кролем; е) стоя на месте, выдох в воду; ж) плавание с доской в руках при помощи движений ногами кролем на груди. 3. Игровые упражнения: «Насос» Играющие становятся парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. Приседая по очереди, они погружаются в воду с головой (как только один появляется из воды, другой сразу же приседает, погружаясь в воду). «Нырни в обруч» Играющие становятся парами. Один из игроков берет в руки обруч и топит его. Другой игрок проныривает под обруч, затем меняются местами. «Тоннель» Один из игроков встает в положение ноги на ширине плеч, другой игрок проныривает под ним. Затем смена мест игроков. «Искатели сокровищ» Перед началом игры бросить в воду яркие резиновые эспандеры. Затем игрок должен достать из воды предмет и показать товарищам и учителю. А сейчас новое задание: Разделитесь по тройкам. Придумайте самостоятельно упражнение на укрепление мышц спины. Индивидуальная работа с успешными детьми – 2-3 мин. | Организует безопасный вход в воду; практическую работу уч-ся: наводящими вопросами помогает выявить причинно- создает эмоциональный настрой на уроке; выбирает и проводит игру; следит за безопасностью выполнения заданий. | Выполняют игровые упражнения; выполняют игровые задания; выполняют упражнения. | Многократное выполнение упражнений – показ лучшими пловцами на воде с объяснением; повышение эмоционального уровня; показ и объяснение упражнений. | Коммуникативные УУД: контролировать действия партнера во время выполнения групповых упражнений; взаимодействовать с партнером по игре и учитывать его реакцию на игры. проводить самоанализ выполнения упражнений; проводить анализ действий игроков во время игры. Установка на здоровый образ жизни. самостоятельно оценивать свое самочувствие. |
5.Заключительная часть. | 1.Приведение в порядок бассейна, уборка спортивного инвентаря. 2.Организованный выход из бассейна. 4.Подведение итогов занятия. Придумать игру, которую мы можем провести на следующем занятии. | Указания учителя. | Организованно выйти из бассейна; слушать указания учителя; слушать сообщения. | Объяснение; анализировать правильность выполнения упражнений. соблюдать правила взаимодействия с партнером. адекватно воспринимать оценку учителя и своих товарищей. осознание элементов здоровья; осознанное понимание чувств партнера, сопереживание ему, выраженное в оказании помощи и страховке при выполнении упражнений. Источник Обучение подготовительным упражнениям для освоения с водойНачальное обучение плаванию предусматривает овладение подготовительными упражнениями для освоения с водой и облегченными способами плавания. Обучение подготовительным упражнениям для освоения с водой. Обучение неумеющих плавать начинается с выполнения подготовительных упражнений для освоения с водой. Основное их назначение — ознакомление со свойствами воды, формирование навыков правильного горизонтального положения тела в воде и выдоха в воду. Подготовительные упражнения для освоения с водой состоят из семи групп упражнений и изучаются в такой последовательности: элементарные движения руками и ногами; передвижения по дну; погружения; упражнения для дыхания; всплывания; лежания, скольжения. Элементарные движения руками и ногами. При выполнении упражнений этой группы конечности следует располагать так, чтобы в одном случае при их движении в воде можно было бы ощущать большое сопротивление и необходимую опору конечности о воду, а в другом — наименьшее сопротивление и свободное движение конечности в заданном направлении. Все движения выполняются в такой последовательности: напряженными конечностями (сначала медленно, затем быстро); расслабленными конечностями (сначала медленно, затем быстро). Такие движения знакомят занимающихся с величинами мышечных усилий, возникающими в зависимости от положения и степени напряжения мышц конечностей. Элементарные движения (круговые, маятникообразные, гребковые, толчковые и др.) выполняются в воде во всех направлениях. Они помогают правильно располагать конечности при последующем освоении техники плавания. Упражнения: стоя в полный рост, делать движения прямыми ненапряженными (расслабленными) руками влево, вправо, вперед, назад, одновременно и попеременно, скреетно, меняя положение ладоней (ладони внутрь, наружу, повернуты к туловищу); эти же движения в положении наклона вперед; присев до уровня подбородка вытянув руки в стороны и положив их на воду, выполнять повороты туловища в разные стороны, удерживая прямые напряженные и расслабленные руки и меняя положение кистей; стоя, руки на пояс, выполнять маховые движения левой (правой) ногой вперед, назад, в стороны, перед собой, меняя положение стопы. Передвижения по дну. Упражнения этой группы направлены на дальнейшее ознакомление со свойствами воды. Передвижения выполняются в различных положениях (грудью, спиной, левым или правым боком вперед), с различной скоростью и с изменением направления движения (сначала вперед, затем назад, в различные стороны и т. д.). При выполнении упражнений используются простейшие способы передвижения: обычным шагом, скрестными шагами, приставными шагами, бегом, прыжками и т. д. Эти способы можно применять в различных сочетаниях: изменять направление и способ передвижения, менять скорость передвижения и положения рук, изменять движения руками (попеременные на одновременные и наоборот) и направление движения или скорость и др. Во время гребковых движений руками кисть должна принимать вертикальное положение. Упражнения: ходьба по дну в полный рост грудью, спиной, левым (правым) боком вперед различными шагами в колонне, в шеренге, парами и в других построениях; бег в различных положениях и построениях; передвижения прыжками в различных положениях со сменой направлений и изменением скорости движения. Погружения. Упражнения этой группы позволяют приобрести навык полного погружения в воду и почувствовать выталкивающую (подъемную) силу. Вначале целесообразно выполнять погружения без удержания за опору: предварительно выполнив небольшой вдох, спокойно погрузиться в воду. По мере освоения этих упражнений длительность пребывания под водой увеличивается. Необходимо держаться руками за опору, противодействуя всплыванию. Занимающихся надо приучать находиться в воде с открытыми глазами. Однако открывать глаза нужно после погружения лица в воду, ибо в противном случае поверхностный слой воды сильно раздражает роговицу глазного яблока, вызывая покраснение глаз и болевые ощущения. Упражнения: стоя в положении наклона вперед, набрать в ладони воду и опустить в нее лицо; наклониться вперед и спокойно опускать лицо в воду; погрузиться в воду до уровня шеи, подбородка, глаз и с головой; опустить лицо в воду и открыть глаза; погрузиться в воду с головой и открыть глаза; многократно выполнить погружения в воду с головой. Упражнения для дыхания. Упражнения для дыхания являются важнейшей группой подготовительных упражнений для освоения с водой и основным средством обучения выдоху в воду. Известны два основных варианта дыхания — непрерывное и взрывное. Суть первого состоит в том, что после вдоха, вслед за погружением лица в воду, начинается выдох, продолжительность и интенсивность которого определяется временем нахождения лица в воде, что в свою очередь зависит от темпа движений. Взрывное дыхание отличается от непрерывного тем, что после вдоха и погружения лица в воду следует задержка дыхания, время которой определяется продолжительностью нахождения лица в воде. Перед подниманием головы из воды выполняется очень быстрый и активный выдох, но обязательно в воду, затем вдох и т. д. Начинать изучение дыхания нужно только с непрерывного варианта, второй используется лишь квалифицированными пловцами. Правильность выполнения полного выдоха в воду нужно контролировать: по активному выходу на поверхность воды пузырьков воздуха и по выдоху остатка воздуха после того, как рот появится над водой (это типичный пример неполного выдоха в воду). Упражнения: наклониться и дуть на воду, «как на горячий чай», стараясь образовать маленькие волны; опустив рот в воду, сделать активный выдох; опустив лицо в воду, сделать выдох через рот, через нос; погрузив голову в воду, выполнить активный выдох через рот, через нос; многократные выдохи в воду через рот и через нос. Всплывания. С помощью этой группы упражнений учащихся убеждают в том, что если они сделают глубокий вдох и погрузятся в воду с головой, то выталкивающая сила воды быстро оторвет их от дна, поднимет на поверхность воды и будет удерживать в этом положении. Одно из главных условий правильного выполнения упражнения на всплывание — умение после выполнения глубокого вдоха задерживать дыхание. Упражнения (рис. 51): сделать глубокий вдох, присесть и погрузиться в воду с головой, затем руки и ноги развести в стороны и выпрямиться, расслабиться и в таком положении всплыть на поверхность спиной вверх; подняв руки вверх, сделать глубокий вдох и резко наклониться вперед -вниз, опустить голову в воду, руками коснуться дна и в таком положении всплыть поясницей к поверхности воды («медуза»); сделать глубокий вдох’, погрузиться в воду с головой, плотно сгруппироваться, обхватив кистями голеностопные суставы, и в таком положении всплыть («поплавок»). Лежания. Основная задача, которую решают упражнения этой группы,- формирование навыка горизонтального положения тела в воде. Для того чтобы подготовить занимающихся к освоению способов плавания, необходимо научить их свободно лежать на поверхности воды на груди и на спине с различными положениями рук и ног. Движения конечностей помогают усвоить прочный навык лежания на поверхности воды. Упражнения: из положений «поплавок» или «медуза» всплыть к поверхности воды, широко развести руки и ноги, подбородок прижать к груди и задержать дыхание («звездочка»); в положении «звездочка» последовательно сводить и разводить руки и ноги, одновременно сводить руки, ноги и фиксировать это положение; сводить руки и ноги поочередно, медленно и с ускорением; лечь на спину, широко развести руки и ноги и смотреть вверх («звездочка на спине»); выполнить попеременные, последовательные и одновременные сведения и разведения рук и ног в положении на спине; выполнить повороты из положения на груди в положение на спине и наоборот. Скольжения. Упражнения этой группы направлены на приобретение прочного навыка придавать телу такое положение после старта и поворотов, которое обеспечивает ему наименьшее сопротивление воды и наибольшую скорость движения впе ред. Кроме того, с помощью этих упражнений вырабатывается умение правильно принимать исходное положение для последующего выполнения движений в каждом способе плавания. Скольжения выполняются на груди> На спине и на боку с различными положениями рук, толчком от дна или стенки бассейна. Перед толчком делается глубокий вдох и дыхание задерживается до конца^ упражнения. Скользить нужно у поверхности воды до полной остановки. Скольжения следует выполнять с различными положениями рук и головы, что способствует овладению навыком равновесия и приучает занимающихся правильно регулировать горизонтальное положение тела в воде. Правильность упражнения определяется положением головы, туловища, рук и ног (голова опущена в воду, туловище прямое без прогибов, руки и ноги выпрямлены и соединены), а также силой толчка ногами и его направлением (толчок должен быть направлен вдоль продольной оси тела). Упражнения: выполнить скольжение на груди, руки впереди, голова между руками, дыхание задержано; выполнить скольжение на груди, правая (левая) рука впереди, другая прижата к туловищу; то же, но руки прижаты к туловищу; выполнить указанные скольжения на спине и на боку. Источник |