- Лекция 8. План управления водными ресурсами речного бассейна
- Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
- Содержание
- Европа
- Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
- Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
- Содержание
- Европа
- Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
- Статья 13. Планы управления речным бассейном
Лекция 8. План управления водными ресурсами речного бассейна
Сложившаяся в бассейнах малых рек водохозяйственная и экологическая обстановка в большинстве случаев характеризуется недостатком водных ресурсов, плохим качеством воды, неудовлетворительным состоянием водохозяйственного комплекса, неэффективной системой очистки сточных вод, высоким уровнем загрязнения водных объектов и их водосборов, ростом заболеваемости населения, связанного с экологическими факторами. Все это требует неотложных мер по восстановлению и охране водных ресурсов малых рек.
Для преодоления сложившейся ситуации необходима разработка на базе развивающейся рыночной экономической системы новых подходов к управлению водохозяйственной деятельностью. Переход России на модель устойчивого развития должен сопровождаться созданием новой правовой основы, совершенствованием действующего законодательства, внедрением экономического механизма водопользования, особенно на местном уровне.
Анализ экологических и водохозяйственных проблем.На основании анализа всех имеющихся материалов и результатов оценок формулируются выводы о состоянии водопользования, водных объектов и окружающей среды на водосборе, выявляются водохозяйственные и экологические проблемы в бассейне малой реки. Коротко в сжатой форме делаются выводы и заключения по следующим вопросам:
1. Водные ресурсы, зарегулированность стока, располагаемые ресурсы для использования, дефициты стока;
2. Водообеспеченность современного водохозяйственного комплекса, противоречия интересов его участников;
3. Гидрохимическое и санитарное состояние водных ресурсов, донных отложений, гидробионтов; участки максимального антропогенного воздействия и загрязнения водных объектов;
4. Основные факторы и причины влияющие на качественный режим водоемов и водотоков (точечные и распределенные источники загрязнения);
5. Состояние окружающей среды на водосборе, уровень и пространственное распространение загрязнения атмосферы, почв, растений;
6. Оценка эффективности выполняемых водозащитных, водоохранных и эксплуатационных мероприятий в бассейне реки;
7. Качество питьевой воды, заболевания населения, связанные с водным фактором;
8. Недостатки существующей системы управления водными ресурсами и экономического механизма водопользования, необходимость оптимизации;
9. Проблемы трансграничного водопользования, влияние трансграничного переноса загрязняющих веществ на состояние водных объектов.
Перспективный план развития водосбора составляется по материалам Государственной статистической отчетности, программам социально-экономического развития территорий, литературным данным. При этом характеризуются население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальная инфраструктура в бассейне малой реки.
Описываются численность, динамика и воспроизводство населения, его размещение в населенных пунктах, городское и сельскохозяйственное население, кратко характеризуются основные населенные пункты и их расположение. Приводятся данные о трудовых ресурсах и их использовании.
По основным отраслям промышленности кратко характеризуются потребляемые природные ресурсы, состав и объем выпускаемой продукции, воздействие на окружающую среду. На основании планов социально-экономического развития и инвестиционных программ приводятся показатели перспективного развития отраслей промышленности и отдельных предприятий. Выделяются отрасли и предприятия – крупные водопользователи, указывается схема их размещения и требования к условиям водопользования.
В сельском хозяйстве характеризуются: земельный фонд, его использование и охрана, структура посевных площадей, богарное и орошаемое земледелие, урожайность и объем сельскохозяйственной продукции, современное планируемое поголовье скота, количество животноводческих ферм их мощность и размещение, основные особенности, направления и тенденции развития сельского хозяйства.
Определяются перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства: жилой фонд и его характеристика, степень благоустройства населенных пунктов: обеспеченность водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением.
Производится экстраполяция водопотребления в историческом плане. Устанавливаются плановые нормы водопотребления для населения и промышленности. Прогнозируются коммунально-бытовое, промышленное и сельскохозяйственное водопотребление, а также различные потери воды.
Приводятся сводные данные по использованию воды в целом по бассейну реки, основным водотокам, отраслям производства и административным районам.
Выделяются отдельные предприятия – крупные водопользователи и основные источники загрязнения, отмечаются перебои в водобеспечении потребителей и их причины, указываются предприятия, на производственной деятельности которых сказываются нарушения в водообеспечении, отмечаются противоречия интересов участников водохозяйственного комплекса.
С учетом размещения предприятий и общности водных источников выделяются расчетные водохозяйственные участки, составляется водохозяйственный баланс по восстановленному гидрологическому ряду лет и другим возможным методам. Водохозяйственный баланс производится в месячном разрезе с расчетной обеспеченностью стока 50, 75 и 95%.
Оцениваются располагаемые водные ресурсы. Выделяются районы с дефицитом водных ресурсов, в которых ограничивается развитие водоемких отраслей производства, указываются возможные ограничения водопользования.
Определение приоритетных видов водопользования.На основании оценки имеющихся водных ресурсов, анализа настоящих и перспективных потребностей участников водохозяйственного комплекса, существующих нормативно-правовых документов определяются приоритетные виды водопользования, устанавливаются возможные ограничения забора воды за пределами расчетной обеспеченности. Выделяются наиболее крупные водопользователи, обосновываются параметры гидрологического режима для поддержания экологического равновесия, рыбохозяйственных, рекреационных и других целей.
При установлении приоритетных видов водопользования должны учитываться следующие нормативные положения:
1. При установлении лимитов забора воды для использования из поверхностных источников учитывается наличие свободных ресурсов на основании расчетов водохозяйственных балансов. Принятые расчетные обеспеченности отдачи источника водоснабжения для различных категорий водопользования составляют:
· водоснабжение населения — 95-97 % обеспеченности
· для ГЭС, используемой в качестве
основного источника энергоснабжения
ответственных потребителей — 95 %
· прудовые рыбоводные хозяйства:
Для маловодных лет с обеспеченностью за пределами расчетной установленные лимиты снижаются на 10-30 % для различных категорий водопользования.
Во всех случаях при решении вопроса распределения водных ресурсов приоритетным видом водопользования считается водоснабжение населения.
2. В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод», утвержденными Госкомприродой СССР от 21.02.1991 г., «Временными методическими рекомендациями по установлению минимально допустимых расходов воды в реках. »МПР РФ от 17.01.1997 г. в целях предупреждения истощения водных ресурсов при минимальных среднемесячных расходах воды летней и зимней межени обеспеченностью 95 % менее 1 м 3 /с отборы воды в меженный период не согласовываются и не допускаются за исключением питьевого водоснабжения.
При использовании зарегулированного стока реки в весенний период ниже гидроузла необходимо сбрасывать не менее 20 % объема расчетного половодья года 75% обеспеченности для промывки и обводнения поймы. Гарантированный расход ниже плотины должен быть не менее минимального расхода воды 95 % обеспеченности летне-осеннего и зимнего периода.
3. Изложенные в п.1-2 нормативы должны быть использованы для расчета допустимого объема изъятия стока, минимально-допустимых расходов, разработки рекомендаций по изменению структуры водопользования, определения показателей устойчивого водопользования.
Определение целей и задач плана.Стратегической целью Государственной водохозяйственной политики является достижение и поддержание устойчивого водопользования, под которым понимается экономически оптимальное и экологически безопасное водопользование при минимальном воздействии на среду обитания, обеспечивающее удовлетворение потребностей населения и производства в воде необходимого качества, восстановление естественного или близкого к нему состояния водных объектов, реализация прав на пользование водными ресурсами и здоровой окружающей средой.
На первом переходном этапе в течение 5-10 лет должны быть достигнуты следующие цели:
· удовлетворение потребностей населения в питьевой воде,
· стабилизация состояния природных водных объектов на основе ужесточения нормирования антропогенных нагрузок,
· повышение надежности водообеспечения за счет рационального использования водных ресурсов,
· формирование механизма управления водопользованием.
К ближайшим конкретным целям относятся:
1. Улучшение качества питьевого водоснабжения населения.
2. Снижение потерь воды при водопользовании и на испарение в прудах и водохранилищах.
3. Улучшение экологического состояния водных объектов и экологической обстановки на водосборе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Определить приоритетные виды водопользования, разработать целевые показатели качества воды и состояния водных объектов;
2. Разработать мероприятия и выбрать оптимальный вариант улучшения водоснабжения населения;
3. Разработать систему мер по сокращению сброса загрязняющих веществ из всех существующих источников загрязнения;
4. Проанализировать систему регулирования и использования водных ресурсов, определить причины потерь воды и разработать мероприятия по их устранению;
5. Усовершенствовать систему контроля состояния и использования водных ресурсов;
6. Разработать систему природоохранных мероприятий на водосборе;
7. Определить возможности и направления совершенствования экономического механизма водопользования;
8. Разработать организационные и законодательные мероприятия для достижения устойчивого водопользования;
9. Провести экологическое образование различных категорий населения.
Источник
Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
Планы управления речными бассейнами являются инструментом управления в интегрированном управлении водными ресурсами . Обычно они содержат описания водных ресурсов в водосборном бассейне и планы распределения воды.
Содержание
Европа
Планы управления речными бассейнами являются требованием Рамочной директивы по водным ресурсам и средством достижения защиты, улучшения и устойчивого использования водной среды во всей Европе. Сюда входят поверхностные пресные воды (включая озера, ручьи и реки), грунтовые воды, экосистемы, такие как некоторые водно-болотные угодья, зависящие от грунтовых вод, эстуариев и прибрежных вод на расстоянии до одной морской мили.
Директива требует от государств-членов стремиться к достижению хотя бы хорошего статуса каждого водного объекта в пределах их речных бассейнов . Каждое государство-член должно разработать план для каждого района речного бассейна на своей территории.
Планы должны включать: цели для каждого водного объекта; причины недостижения целей в соответствующих случаях; и программа действий, необходимых для достижения целей.
Планы управления речными бассейнами были опубликованы для нескольких стран-членов в декабре 2010 года.
Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
В ноябре 2009 года директора по водным ресурсам стран-членов ЕС выпустили руководящий документ по адаптации к изменению климата в управлении водными ресурсами. Этот документ является первым результатом многочисленных действий, включенных в Белую книгу Европейской комиссии по адаптации к изменению климата; На пути к европейским рамкам действий . Документ включает руководство о том, как учитывать изменение климата при выполнении Рамочной директивы по водным ресурсам, Директивы о наводнениях и Стратегии борьбы с нехваткой воды и засухой .
Источник
Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
Планы управления речными бассейнами являются инструментом управления в интегрированном управлении водными ресурсами . Обычно они содержат описания водных ресурсов в водосборном бассейне и планы распределения воды.
Содержание
Европа
Планы управления речными бассейнами являются требованием Рамочной директивы по водным ресурсам и средством достижения защиты, улучшения и устойчивого использования водной среды во всей Европе. Сюда входят поверхностные пресные воды (включая озера, ручьи и реки), грунтовые воды, экосистемы, такие как некоторые водно-болотные угодья, зависящие от грунтовых вод, эстуариев и прибрежных вод на расстоянии до одной морской мили.
Директива требует от государств-членов стремиться к достижению хотя бы хорошего статуса каждого водного объекта в пределах их речных бассейнов . Каждое государство-член должно разработать план для каждого района речного бассейна на своей территории.
Планы должны включать: цели для каждого водного объекта; причины недостижения целей в соответствующих случаях; и программа действий, необходимых для достижения целей.
Планы управления речными бассейнами были опубликованы для нескольких стран-членов в декабре 2010 года.
Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
В ноябре 2009 года директора по водным ресурсам стран-членов ЕС выпустили руководящий документ по адаптации к изменению климата в управлении водными ресурсами. Этот документ является первым результатом многочисленных действий, включенных в Белую книгу Европейской комиссии по адаптации к изменению климата; На пути к европейским рамкам действий . Документ включает руководство о том, как учитывать изменение климата при выполнении Рамочной директивы по водным ресурсам, Директивы о наводнениях и Стратегии борьбы с нехваткой воды и засухой .
Источник
Статья 13. Планы управления речным бассейном
Статья 13
Планы управления речным бассейном
1. Государства-члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы для каждого речного бассейнового округа, полностью расположенного на их территории, были разработаны планы управления речным бассейновым округом.
2. В случаях, относящихся к международному речному бассейновому округу, полностью находящемуся в пределах Сообщества, государства-члены ЕС обязаны обеспечить координацию деятельности в целях разработки единого плана управления международным речным бассейном. В случае отсутствия такого плана управления международным речным бассейном для достижения целей настоящей Директивы государства-члены ЕС будут обязаны разработать планы управления речным бассейном, охватывающие по крайней мере те части международного речного бассейнового округа, которые расположены на их территории.
3. В случаях, относящихся к международному речному бассейновому округу, распространяющемуся за границы Сообщества, государства-члены ЕС должны приложить усилия для разработки единого плана управления речным бассейном, а в тех случаях, когда это не представляется возможным, план должен охватывать по крайней мере ту часть международного речного бассейнового округа, которая расположена на территории соответствующего государства-члена ЕС.
4. План управления речным бассейном должен содержать в себе информацию, предусмотренную в Приложении VII.
5. Планы управления речным бассейном могут быть дополнены путем разработки по отдельным вопросам более детализированных программ и планов управления речным бассейном для бассейна притока, сектора, либо в зависимости от типа вод в целях регулирования отдельных аспектов управления водными ресурсами. Реализация данных мер не освобождает государства-члены ЕС от выполнения прочих обязательств, налагаемых на них в соответствии с остальными положениями настоящей Директивы.
6. Планы управления речным бассейном подлежат опубликованию не позднее десяти лет с даты вступления в силу настоящей Директивы.
Что касается Майотты, сроком, указанным в первом подпараграфе, будет 22 декабря 2015 г.
7. Планы управления речным бассейном подлежат пересмотру и корректировке, не позднее 15 лет со дня вступления в силу настоящей Директивы и далее каждые шесть лет.
Что касается Майотты, сроком, указанным в первом подпараграфе, будет 22 декабря 2021 г.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник