- Лекция 8. План управления водными ресурсами речного бассейна
- Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
- Содержание
- Европа
- Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
- Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
- Содержание
- Европа
- Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
- План управления речным бассейном
Лекция 8. План управления водными ресурсами речного бассейна
Сложившаяся в бассейнах малых рек водохозяйственная и экологическая обстановка в большинстве случаев характеризуется недостатком водных ресурсов, плохим качеством воды, неудовлетворительным состоянием водохозяйственного комплекса, неэффективной системой очистки сточных вод, высоким уровнем загрязнения водных объектов и их водосборов, ростом заболеваемости населения, связанного с экологическими факторами. Все это требует неотложных мер по восстановлению и охране водных ресурсов малых рек.
Для преодоления сложившейся ситуации необходима разработка на базе развивающейся рыночной экономической системы новых подходов к управлению водохозяйственной деятельностью. Переход России на модель устойчивого развития должен сопровождаться созданием новой правовой основы, совершенствованием действующего законодательства, внедрением экономического механизма водопользования, особенно на местном уровне.
Анализ экологических и водохозяйственных проблем.На основании анализа всех имеющихся материалов и результатов оценок формулируются выводы о состоянии водопользования, водных объектов и окружающей среды на водосборе, выявляются водохозяйственные и экологические проблемы в бассейне малой реки. Коротко в сжатой форме делаются выводы и заключения по следующим вопросам:
1. Водные ресурсы, зарегулированность стока, располагаемые ресурсы для использования, дефициты стока;
2. Водообеспеченность современного водохозяйственного комплекса, противоречия интересов его участников;
3. Гидрохимическое и санитарное состояние водных ресурсов, донных отложений, гидробионтов; участки максимального антропогенного воздействия и загрязнения водных объектов;
4. Основные факторы и причины влияющие на качественный режим водоемов и водотоков (точечные и распределенные источники загрязнения);
5. Состояние окружающей среды на водосборе, уровень и пространственное распространение загрязнения атмосферы, почв, растений;
6. Оценка эффективности выполняемых водозащитных, водоохранных и эксплуатационных мероприятий в бассейне реки;
7. Качество питьевой воды, заболевания населения, связанные с водным фактором;
8. Недостатки существующей системы управления водными ресурсами и экономического механизма водопользования, необходимость оптимизации;
9. Проблемы трансграничного водопользования, влияние трансграничного переноса загрязняющих веществ на состояние водных объектов.
Перспективный план развития водосбора составляется по материалам Государственной статистической отчетности, программам социально-экономического развития территорий, литературным данным. При этом характеризуются население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальная инфраструктура в бассейне малой реки.
Описываются численность, динамика и воспроизводство населения, его размещение в населенных пунктах, городское и сельскохозяйственное население, кратко характеризуются основные населенные пункты и их расположение. Приводятся данные о трудовых ресурсах и их использовании.
По основным отраслям промышленности кратко характеризуются потребляемые природные ресурсы, состав и объем выпускаемой продукции, воздействие на окружающую среду. На основании планов социально-экономического развития и инвестиционных программ приводятся показатели перспективного развития отраслей промышленности и отдельных предприятий. Выделяются отрасли и предприятия – крупные водопользователи, указывается схема их размещения и требования к условиям водопользования.
В сельском хозяйстве характеризуются: земельный фонд, его использование и охрана, структура посевных площадей, богарное и орошаемое земледелие, урожайность и объем сельскохозяйственной продукции, современное планируемое поголовье скота, количество животноводческих ферм их мощность и размещение, основные особенности, направления и тенденции развития сельского хозяйства.
Определяются перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства: жилой фонд и его характеристика, степень благоустройства населенных пунктов: обеспеченность водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением.
Производится экстраполяция водопотребления в историческом плане. Устанавливаются плановые нормы водопотребления для населения и промышленности. Прогнозируются коммунально-бытовое, промышленное и сельскохозяйственное водопотребление, а также различные потери воды.
Приводятся сводные данные по использованию воды в целом по бассейну реки, основным водотокам, отраслям производства и административным районам.
Выделяются отдельные предприятия – крупные водопользователи и основные источники загрязнения, отмечаются перебои в водобеспечении потребителей и их причины, указываются предприятия, на производственной деятельности которых сказываются нарушения в водообеспечении, отмечаются противоречия интересов участников водохозяйственного комплекса.
С учетом размещения предприятий и общности водных источников выделяются расчетные водохозяйственные участки, составляется водохозяйственный баланс по восстановленному гидрологическому ряду лет и другим возможным методам. Водохозяйственный баланс производится в месячном разрезе с расчетной обеспеченностью стока 50, 75 и 95%.
Оцениваются располагаемые водные ресурсы. Выделяются районы с дефицитом водных ресурсов, в которых ограничивается развитие водоемких отраслей производства, указываются возможные ограничения водопользования.
Определение приоритетных видов водопользования.На основании оценки имеющихся водных ресурсов, анализа настоящих и перспективных потребностей участников водохозяйственного комплекса, существующих нормативно-правовых документов определяются приоритетные виды водопользования, устанавливаются возможные ограничения забора воды за пределами расчетной обеспеченности. Выделяются наиболее крупные водопользователи, обосновываются параметры гидрологического режима для поддержания экологического равновесия, рыбохозяйственных, рекреационных и других целей.
При установлении приоритетных видов водопользования должны учитываться следующие нормативные положения:
1. При установлении лимитов забора воды для использования из поверхностных источников учитывается наличие свободных ресурсов на основании расчетов водохозяйственных балансов. Принятые расчетные обеспеченности отдачи источника водоснабжения для различных категорий водопользования составляют:
· водоснабжение населения — 95-97 % обеспеченности
· для ГЭС, используемой в качестве
основного источника энергоснабжения
ответственных потребителей — 95 %
· прудовые рыбоводные хозяйства:
Для маловодных лет с обеспеченностью за пределами расчетной установленные лимиты снижаются на 10-30 % для различных категорий водопользования.
Во всех случаях при решении вопроса распределения водных ресурсов приоритетным видом водопользования считается водоснабжение населения.
2. В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод», утвержденными Госкомприродой СССР от 21.02.1991 г., «Временными методическими рекомендациями по установлению минимально допустимых расходов воды в реках. »МПР РФ от 17.01.1997 г. в целях предупреждения истощения водных ресурсов при минимальных среднемесячных расходах воды летней и зимней межени обеспеченностью 95 % менее 1 м 3 /с отборы воды в меженный период не согласовываются и не допускаются за исключением питьевого водоснабжения.
При использовании зарегулированного стока реки в весенний период ниже гидроузла необходимо сбрасывать не менее 20 % объема расчетного половодья года 75% обеспеченности для промывки и обводнения поймы. Гарантированный расход ниже плотины должен быть не менее минимального расхода воды 95 % обеспеченности летне-осеннего и зимнего периода.
3. Изложенные в п.1-2 нормативы должны быть использованы для расчета допустимого объема изъятия стока, минимально-допустимых расходов, разработки рекомендаций по изменению структуры водопользования, определения показателей устойчивого водопользования.
Определение целей и задач плана.Стратегической целью Государственной водохозяйственной политики является достижение и поддержание устойчивого водопользования, под которым понимается экономически оптимальное и экологически безопасное водопользование при минимальном воздействии на среду обитания, обеспечивающее удовлетворение потребностей населения и производства в воде необходимого качества, восстановление естественного или близкого к нему состояния водных объектов, реализация прав на пользование водными ресурсами и здоровой окружающей средой.
На первом переходном этапе в течение 5-10 лет должны быть достигнуты следующие цели:
· удовлетворение потребностей населения в питьевой воде,
· стабилизация состояния природных водных объектов на основе ужесточения нормирования антропогенных нагрузок,
· повышение надежности водообеспечения за счет рационального использования водных ресурсов,
· формирование механизма управления водопользованием.
К ближайшим конкретным целям относятся:
1. Улучшение качества питьевого водоснабжения населения.
2. Снижение потерь воды при водопользовании и на испарение в прудах и водохранилищах.
3. Улучшение экологического состояния водных объектов и экологической обстановки на водосборе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Определить приоритетные виды водопользования, разработать целевые показатели качества воды и состояния водных объектов;
2. Разработать мероприятия и выбрать оптимальный вариант улучшения водоснабжения населения;
3. Разработать систему мер по сокращению сброса загрязняющих веществ из всех существующих источников загрязнения;
4. Проанализировать систему регулирования и использования водных ресурсов, определить причины потерь воды и разработать мероприятия по их устранению;
5. Усовершенствовать систему контроля состояния и использования водных ресурсов;
6. Разработать систему природоохранных мероприятий на водосборе;
7. Определить возможности и направления совершенствования экономического механизма водопользования;
8. Разработать организационные и законодательные мероприятия для достижения устойчивого водопользования;
9. Провести экологическое образование различных категорий населения.
Источник
Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
Планы управления речными бассейнами являются инструментом управления в интегрированном управлении водными ресурсами . Обычно они содержат описания водных ресурсов в водосборном бассейне и планы распределения воды.
Содержание
Европа
Планы управления речными бассейнами являются требованием Рамочной директивы по водным ресурсам и средством достижения защиты, улучшения и устойчивого использования водной среды во всей Европе. Сюда входят поверхностные пресные воды (включая озера, ручьи и реки), грунтовые воды, экосистемы, такие как некоторые водно-болотные угодья, зависящие от грунтовых вод, эстуариев и прибрежных вод на расстоянии до одной морской мили.
Директива требует от государств-членов стремиться к достижению хотя бы хорошего статуса каждого водного объекта в пределах их речных бассейнов . Каждое государство-член должно разработать план для каждого района речного бассейна на своей территории.
Планы должны включать: цели для каждого водного объекта; причины недостижения целей в соответствующих случаях; и программа действий, необходимых для достижения целей.
Планы управления речными бассейнами были опубликованы для нескольких стран-членов в декабре 2010 года.
Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
В ноябре 2009 года директора по водным ресурсам стран-членов ЕС выпустили руководящий документ по адаптации к изменению климата в управлении водными ресурсами. Этот документ является первым результатом многочисленных действий, включенных в Белую книгу Европейской комиссии по адаптации к изменению климата; На пути к европейским рамкам действий . Документ включает руководство о том, как учитывать изменение климата при выполнении Рамочной директивы по водным ресурсам, Директивы о наводнениях и Стратегии борьбы с нехваткой воды и засухой .
Источник
Планы управления речными бассейнами — River basin management plans
Планы управления речными бассейнами являются инструментом управления в интегрированном управлении водными ресурсами . Обычно они содержат описания водных ресурсов в водосборном бассейне и планы распределения воды.
Содержание
Европа
Планы управления речными бассейнами являются требованием Рамочной директивы по водным ресурсам и средством достижения защиты, улучшения и устойчивого использования водной среды во всей Европе. Сюда входят поверхностные пресные воды (включая озера, ручьи и реки), грунтовые воды, экосистемы, такие как некоторые водно-болотные угодья, зависящие от грунтовых вод, эстуариев и прибрежных вод на расстоянии до одной морской мили.
Директива требует от государств-членов стремиться к достижению хотя бы хорошего статуса каждого водного объекта в пределах их речных бассейнов . Каждое государство-член должно разработать план для каждого района речного бассейна на своей территории.
Планы должны включать: цели для каждого водного объекта; причины недостижения целей в соответствующих случаях; и программа действий, необходимых для достижения целей.
Планы управления речными бассейнами были опубликованы для нескольких стран-членов в декабре 2010 года.
Управление речным бассейном в условиях изменяющегося климата — Руководящий документ
В ноябре 2009 года директора по водным ресурсам стран-членов ЕС выпустили руководящий документ по адаптации к изменению климата в управлении водными ресурсами. Этот документ является первым результатом многочисленных действий, включенных в Белую книгу Европейской комиссии по адаптации к изменению климата; На пути к европейским рамкам действий . Документ включает руководство о том, как учитывать изменение климата при выполнении Рамочной директивы по водным ресурсам, Директивы о наводнениях и Стратегии борьбы с нехваткой воды и засухой .
Источник
План управления речным бассейном
C2.2 Планы управления бассейном
Характеристики
Стоки воды перемещаются в соответствии с природными характеристиками и не принимают во внимание административные границы. Поэтому с точки зрения самих водных ресурсов водой более логично управлять в рамках дренажного бассейна.
План бассейна — это план мероприятий, инструмент, который описывает основу, на которой строится управление водой и соответствующих земельных ресурсов на территории бассейна. В нем показывается, каким образом будет реализована идея интегрированного управления водными ресурсами на конкретном (бассейновом) уровне. Обычно в плане управления бассейном отражаются такие аспекты, как:
- Описание физических характеристик бассейна и наличного землепользования;
- Сложившиеся показатели водообеспеченности и спроса на воду;
- Взятые на учет источники загрязнения;
- Потребности водных и наземных экосистем;
- Уязвимость относительно наводнений и чрезвычайных метеорологических явлений;
- Определение заинтересованных сторон;
- Последствия изменений в землепользовании;
- Определение приоритетных вопросов (воздействие или требования пользователей);
- Текущие или долгосрочные цели на территории речного бассейна;
- Сценарии развития применительно к воде; показатели спроса на воду в будущем;
- Цели, поставленные в сфере вододеления и обеспечения качества воды;
- Стратегия, меры и план действий по достижению целей;
- Финансирование водопользования и управления ресурсом;
- Круг обязанностей и график исполнения;
- Механизмы мониторинга и внесения коррективов.
По причине большой продолжительности отстаивания и био-аккумулирования в планах относительно озерного бассейна следует больше внимания уделять мероприятиям по предупреждению загрязнения токсическими и органическими веществами и тщательной оценке функций береговой линии. К другим вопросам, подлежащим отражению в планах озерного бассейна, относятся ограждение экзотических видов и контроль над ними, ведение учета биоразнообразия и управление рыбным промыслом.
В соответствии с принципом развития на основе спроса, управление речным бассейном и планирование в нем следует организовывать только исходя из осознанного и четко выраженного спроса. Что касается других факторов, таких, как сложившиеся условия институционального и нормативного характера, социальные особенности (например, этнические границы) или сильная зависимость от ресурсов подземных вод, то они могут привести к отказу от организации управления водой в соответствии с границами речного бассейна (см. C3 Управление спросом и C1.2).
Извлеченные уроки
- В реализации и успешном выполнении плана существенную роль играет участие в этом всех необходимых заинтересованных сторон и общественности (см. также B2.1).
- Планирование применительно к речному бассейну наиболее успешно зарекомендовало себя там, где создаются соответствующие организационные структуры (например, организации речного бассейна или, см. B1.4, или организации дренажного бассейна для озер).
- Большая продолжительность восстановительного периода после стрессовых ситуаций в озерах позволяет сделать вывод, что предупредительные меры и планирование гораздо эффективнее, чем затраты на восстановление.
- Наличие конфликта – общая характерная особенность рек и озер; конфликты между пользователями верхнего и нижнего течений, и некоторых местах между пользователями из-за временного фактора (например, между рыболовством и туризмом или между обеспечением биоразнообразия и коммерческим рыболовством).
Источник