План работы бассейна доу

Планирование занятий по плаванию в старшей группе
календарно-тематическое планирование по физкультуре (старшая группа) на тему

Календарное планирование занятий в бассейне с детьми старшей группы ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
planirovanie_zanyatiy_po_plavaniyu_v_starshey_gruppe_dou.docx 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.3. Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Годовой календарный учебный план на программный материал

в старшей группе

Специальные плавательные упражнения

Погружение в воду

Всплывание, лежание, скольжение на воде

Движения ног и рук при плавании способом кроль на груди

Дыхательные упражнения. Вдох и выдох

Игры и развлечения на воде

Календарно-тематическое планирование НОД по плаванию в старшей группе

Раздел. Специальные плавательные упражнения: 14 часов

Правила поведения в бассейне и на воде

Инструктаж по ТБ. Беседа о том, как надо вести себя в воде. Вхождение в воду с помощью взрослого. Проверка плавательной подготовки . Самостоятельные игры с предметами по желанию ребенка

Закрепить знания детей о правилах поведения в бассейне. Учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна различными способами

Плавающие и тонущие игрушки, плавательные доски, пояса, мячи

ТБ. Передвижения в бассейне. Ходьба, бег, прыжки, скольжения

Показ ТБ, передвижения поперек бассейна в шеренге по одному, в различных направлениях. Лежание на груди у бортика, держась за перила

Передвижения по дну бассейна в упоре лежа. Имитация движений, характерных для плавания способом « кроль »

Элементарные передвижения по дну бассейна в упоре лежа, в упоре сзади. Работа ногами способом « кроль »

Раздел. Погружение в воду: 4 часа

Погружение в воду с головой с закрытыми глазами

Погружение в воду с головой с поддержкой с закрытыми глазами. Игра « Утка и утята »

Побуждать детей самостоятельно погружаться в воду с головой с закрытыми, открытыми глазами. Учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать безбоязненное отношение к воде

Тонущие игрушки, шест, плавательные доски, обруч

Погружение в воду с головой с открытыми глазами

Погружение в воду стоя, лежа без опоры, с подвижной опорой, с открытыми глазами. Игра « Достань игрушку ». Упражнения на дыхание

Раздел. Всплывание, лежание, скольжение на воде: 8 часов

Всплывание и лежание на воде на груди с фиксированной опорой

Всплывание и лежание на воде на груди с фиксированной опорой и подвижной опорой — упражнения « Медуза », « Звездочка », « Поплавок »

Продолжать закреплять умение всплывать и лежать на воде на груди с фиксированной и подвижной опорой; выполнять скольжение на груди « стрелой »

Очки, шест, гимнастические палки, доски для плавания.

Лежание на груди,

скольжение на груди « стрелой »

Лежание на груди у фиксированной опоры. Скольжение с подвижной опорой и без опоры

Раздел. Вдох и выдох: 4 часа

Выдох под водой

Выдох на поверхность воды. Выдох в воду (лицо до уровня глаз). Выдохи в воду с окунанием — упражнения « водолаз », « насос » в положении лежа

Продолжать формировать умение делать продолжительный выдох на воду и под водой

Гимнастические палки, доски для плавания

Раздел. Игры и развлечения в воде: 4 часа

Свободное плавание и передвижения с повторением изученного материала. Игры, упражнения

Закрепить правила поведения в бассейне и ранее разученныe навыки

Гимнастические палки, доски для плавания

Раздел. Погружение в воду: 4 часа

Погружение в воду с головой с открытыми глазами

Погружение в воду с головой с поддержкой, парами с открытыми глазами. Упражнение « Открой глаза, посмотри ». Игра « Достань игрушку ». Подныривание под обруч, стараясь оказаться в центре его – упражнение « Поезд в тоннеле »

Закреплять умение детей в погружении в воду с головой с поддержкой, по одному, в парах по очереди, в открывании глаз в воде. Приучать выполнять вдох и выдох. Воспитывать уверенность в себе

Тонущие игрушки, шест, плавательные доски, обруч

Раздел. Всплывание, лежание, скольжение на воде: 14 часов

Лежание и скольжение на груди с подвижной опорой

Лежание на груди, держась за бортик бассейна. Скольжение « стрелой », толчком одной ноги от стены бассейна и толчком двух ног со дна бассейна (с плавательной доской)

Закрепить умение управлять туловищем в положении лежа на груди.

Закрепить навыки скольжения и работы ног способом « кроль ». Продолжать учить делать выдох в воду

Плавающие пояса, гимнастические палки, доски для плавания

Лежание на груди у фиксированной опоры и подвижной опоры с работой ног способом « кроль »

Лежание на груди, держась за бортик бассейна . Работа ног способом « кроль » с подвижной опорой

Передвижение скольжением « стрелой » и с работой ног способом « кроль »

Скольжение « стрелой » с задержкой дыхания. « Торпеда » — передвижение с работой ног « кролем »

« Торпеда » — работа ног в скольжении способом « кроль » с задержкой дыхания, с выдохом в воду

« Торпеда » с доской с задержкой дыхания. « Торпеда » с выдохом в воде. Плавание 4-5м с различным положением рук

Раздел. Движения рук при плавании способом « кроль на груди »: 12 часов

Работа рук способом « кроль », стоя на дне бассейна в наклоне, с продвижением

Работа рук способом « кроль » на груди в различных сочетаниях на месте и с продвижением

Разучить работу рук при плавании способом « кроль ».

Совершенствовать работу ног и рук облегченным способом « кроль ».

Очки, плавательные доски,

плавательные доски, поддерживаю-щие пояса

Упражнения на согласование работы рук и ног в плавании способом « кроль ».

Плавание дистанции 4-5м способом « кроль » с задержкой дыхания с помощью доски для плавания и без опоры.

Раздел. Игры и развлечения на воде: 4 часа

Эстафетное плавание с плавательной доской и без нее Плавание облегченным способом « кроль » на груди

4-5 м. Игры, упражнения

Закрепить правила поведения в бассейне и ранее изученные навыков

Гимнастические палки, доски для плавания

Раздел. Диагностика: 4 часа

Кроль на груди в полной координации с плавательной доской в сочетании с дыханием

Проплывание дистанции способом « кроль » 6-7 м с плавательной доской. 3 гребка — вдох, выдох в воду

Выявить уровень знаний, умений и навыков детей

Плавательные доски, поддерживаю-щие пояса

Итого за учебный год

Содержание учебного материала.

1. Основы знаний о плавании:

  • Влияние плавания на состояние здоровья
  • Значение закаливающих процедур
  • Правила поведения в бассейне, требования по соблюдению мер личной гигиены
  • Правила поведения и техники безопасности на воде
  • Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов обучения
  • Упражнения для общефизической подготовки (строевые упражнения; имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения в воде; упражнения на дыхание)

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

— роль занятий плаванием для физического развития и закаливания организма;

— правила поведения и техники безопасности в плавательном бассейне и на открытых водоёмах;

— условные жесты и сигналы инструктора, требования медицинской сестры плавательного бассейна;

— использовать полученные навыки плавания в повседневной жизни;

— соблюдать правил безопасного поведения и гигиенических требований в бассейне.

2. Используемые специальные плавательные упражнения в процессе НОД:

  • Имитационные упражнения
  • Вхождение в воду (по трапу бассейна; соскоком вниз ногами с бортика бассейна)
  • Передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук)

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

— элементарные свойства воды;

— способы передвижения человека в воде;

— развивать первоначальное « чувство воды » без негативных ощущений и водобоязни;

— выполнять элементарные передвижения в воде;

— ощущать сопротивление воды конечностями рук и ног, чтобы активно его использовать для отталкивания;

— сохранять равновесие в воде, а потеряв его, снова восстанавливать;

— окунаться и прыгать;

— дышать (выдох – в воду, вдох – над водой);

— использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; свободное передвижение в воде и выполнение дыхательных упражнений.

3. Погружение в воду:

  • Погружение в воду
  • Задержка дыхания под водой и выдох в воду

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

— элементарные свойства воды;

— необходимость правильного дыхания в воде;

— погружаться в воду с головой;

— сидя на корточках или стоя на мелководье, попеременно вдыхать воздух над поверхностью и выдыхать воздух в воду;

— использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: преодоление водобоязни; развитие координационных способностей и ориентирования в пространстве.

4. Всплывание, лежание и скольжение на воде:

  • Имитационные упражнения на суше
  • Всплывание и расслабление в воде
  • Лежание на поверхности воды, на груди
  • Скольжение на груди с разным положением рук
  • Скольжение на груди с опорой о поручень, плавательную доску и без опоры

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

— действие выталкивающей силы воды;

— правильность положения тела в условиях неустойчивой опоры;

— выполнять упражнения « Медуза », « Звезда », « Поплавок » в течение 5 секунд;

— выполнять упражнения на расслабление с задержкой дыхания;

— принимать устойчивое положение тела в воде;

— выполнять скольжение на груди без работы ног с задержкой дыхания и различным положением рук;

— выполнять скольжение на груди с работой ног с вспомогательными средствами и без;

— выполнять скольжение на груди с работой ног с поворотом головы для вдоха и с задержкой дыхания;

— использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах; использование приобретенных умений в экстремальной ситуации.

5. Движение ног и рук при плавании способом « кроль » на груди:

  • Имитационные упражнения на суше
  • Техника работы ног способом кроль на груди
  • Упражнения на согласование движений рук, ног и дыхания способом кроль на груди

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

— правильное положение тела в условиях неустойчивой опоры;

— согласовывать движения рук и ног, а затем и дыхание при плавании кролем на груди;

— использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.

6. Игры и развлечения на воде:

  • Игры на воде: « Кто самый быстрый? », « Торпеды », « Кто проворней? », « Гонка мячей », « Буксир », « Кто дальше? », « Катера », « Кто лучше? »
  • Эстафетное плавание
  • Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного материала.

В результате изучения темы воспитанники должны понимать:

— названия и правила игр на воде;

— правила поведения и техники безопасности во время проведения игр на воде, эстафетного плавания и свободного плавания;

— осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

— использовать приобретенные умения в практической деятельности и повседневной жизни: купание в открытых водоемах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты игрового занятия НОД по обучению детей плаванию в условиях крытого бассейна детского сада.

Задачи: закреплять навыки погружения в воду с задержкой дыхания и с выдохом в воду, умение скользить и лежать на воде. Расширять знания детей об обитателях водного мира, развивать воображение и фантаз.

конспект занятия по плаванию в старшей группе ина осень 2015г.

Данный материал содержит систематизированные сведения по проведению занятия по плаванию для детей старшей группы.

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга Конспект сюжетного занятия по плаванию. ста.

Источник

Методическая разработка «Организация работы бассейна в доу»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Плавание — один из любимых видов физической активности у детей.В настоящее время большинство проектов ДОО предусматривают наличие бассейна. Особенно важно наличие бас­сейна в детских садах коррекционной направленности при заболеваниях опорно — двигательного аппарата.Но при безусловной пользе плавания нельзя забывать и о рисках для здоровья де­тей, которые возникают при недобросовестной эксплуатации бассейна и наруше­нии требований санитарных норм и правил.

Скачать:

Вложение Размер
Основные требования к соблюдению санитарно — эпидемиологического режима в бассейне ДОО. 46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования к соблюдению санитарно — эпидемиологического режима в бассейне ДОО.

Плавание — один из любимых видов физической активности у детей. Занятия плаванием укрепляют мышечную и сердечно-сосудистую системы, развивают дыхательный аппарат, координацию, улучшают осанку. В настоящее время большинство проектов ДОО предусматривают наличие бассейна. Особенно важно наличие бассейна в детских садах коррекционной направленности при заболеваниях опорно — двигательного аппарата.

Но при безусловной пользе плавания нельзя забывать и о рисках для здоровья детей, которые возникают при недобросовестной эксплуатации бассейна и нарушении требований санитарных норм и правил. Несоблюдение режимов дезинфекции, обеззараживания воды, правил обработки различных поверхностей, режима допуска детей и другие ошибки могут стать причиной инфекционных заболеваний, а также привести к интоксикации воспитанников обеззараживающими и моющими веществами.

Требования к оборудованию и режимам дезинфекции регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. СанПиН 2.1.2.1188-03», введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 № 4 (далее — СанПиН 2.1.2.1188-03). Данные санитарные правила распространяются на действующие, реконструируемые и строящиеся плавательные бассейны спортивно — оздоровительного назначения, в т. ч. на открытые, на бассейны при школьных, дошкольных и оздоровительных учреждениях, банных комплексах и саунах. А также на бассейны с морской водой, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности.

На бассейны медицинского назначения, предназначенные для проведения лечебных процедур, или бассейны с водой специального (минерального) состава СанПиН 2.1.2.1188-03 не распространяются.

Бассейны в зависимости от типа, размера, функционального предназначения учреждения, в котором они расположены (дошкольное учреждение, спортивный комплекс и т. д.) значительно различаются. Но при этом существует ряд общих требований к планировке помещений, системе обеззараживания воды, режимам и способам обработки поверхностей.

Общие требования к бассейнам.

Внутренняя планировка основных помещений бассейна должна соответствовать гигиеническому принципу поточности: продвижение посетителей осуществляется по функциональной схеме — гардероб, раздевальня, душевая, ножная ванна, ванна бассейна. При этом необходимо разделение зоны босых и обутых ног, для чего рекомендуется устраивать в раздевальне проходные кабины для переодевания с двумя входами (выходами). Планировка должна исключать возможность пройти к ванне, минуя душевую.

В составе помещений бассейна предусматриваются:

  • зал с ванной;
  • раздевальные с душевыми и туалетом;
  • комната тренера;
  • комната медсестры;
  • лаборатория анализа воды;
  • узел управления;
  • технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна и др.

Температура воды в бассейне зависит от его назначения. В бассейне ДОО, предназначенном для детей до 7 лет, температура воды в соответствии с СанПиН 2.1.2.1188-03 должна составлять 30-32 °С. Температура воды в общих бассейнах колеблется в пределах 26-29 °С.

По характеру водообмена допускаются к эксплуатации следующие типы бассейнов:

  • рециркуляционные (загрязненная вода поступает на специальную фильтрационную установку, а оттуда вновь попадает в бассейн);
  • проточные (во время купания вода попадает в перелив (или в пенный лоток) и сразу сливается из лотка в канализацию. Подача подогретой, обеззараженной и очищенной воды производится непрерывно);
  • с периодической сменой воды (наливные).

Следует отметить, что бассейны общего назначения (для свободного посещения населением), как правило, бывают рециркуляционного типа и требуют устройства соответствующей системы водоочистки. В то время как бассейны, расположенные в зданиях детских садов, детских центров или детских оздоровительных учреждений, чаще всего бывают наливного или проточного типа.

Согласно СанПиН 2.1.2.1188-03 бассейны в детских садах должны иметь общую площадь зеркала воды не более 60 м 2 . Данные бассейны предусматривают упрощенную систему водоочистки и или же вовсе допускают ее отсутствие (при наливном или проточном типах бассейнов). Глубина таких бассейнов обычно небольшая: для детей до 7 лет она не должна превышать 0,6 м.

Бассейн — объект повышенной опасности для здоровья детей. При несоблюдении санитарно-эпидемиологических норм вода в чаше бассейна может стать источником инфекционного заболевания воспитанников, при неправильном использовании моющих и дезинфицирующих средств — вызвать аллергические реакции. Не меньший риск представляют и нарушения содержания вспомогательных помещений (душевых, раздевалок).

Для предотвращения возникновения и распространения заболеваний необходимо соблюдать санитарные нормы и правила, а также строго выполнять дезинфекционный режим и правила обработки поверхностей.

Программа производственного контроля

В любом бассейне, независимо от его вида и принадлежности, должна быть составлена, утверждена и выполняться программа производственного контроля. Ответственными за соблюдение санитарных правил и проведение производственного контроля являются руководители организаций, эксплуатирующих плавательные бассейны.

Программа производственного контроля (ППК) — программа мероприятий по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и безвредности плавательных бассейнов для посетителей и персонала.

Программа производственного контроля в бассейне предусматривает:

  • наличие у администрации ДОО официально изданных санитарных правил и методических указаний, требования которых подлежат выполнению;
  • осуществление (организацию) лабораторных исследований с заданной периодичностью по каждому показателю;
  • организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестацию персонала плавательных бассейнов;
  • контроль наличия документов, подтверждающих безопасность используемых материалов и реагентов, а также эффективность применяемых технологий водообработки;
  • своевременное информирование территориального отдела Росботребнадзора об авариях и нарушениях технологических процессов, создающих неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию для детей, персонала и окружающей среды;
  • выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

В процессе эксплуатации плавательного бассейна осуществляется производственный лабораторный контроль:

  • за качеством воды;
  • параметрами микроклимата;
  • состоянием воздушной среды в зоне дыхания;
  • уровнями шума и освещенности.

Отбор проб воды на анализ производится не менее чем в двух точках:

  • поверхностном слое толщиной 0,5-1,0 см;
  • на глубине 25-30 см от поверхности зеркала воды.

Проводятся бактериологические и паразитологические анализы смывов с поверхностей.

  • с поручней ванны бассейна,
  • скамеек в раздевальнях,
  • пола в душевой,
  • ручек двери из раздевальни в душевую,
  • детских игрушек (мячей, кругов и т. д.),
  • предметов спортивного инвентаря.

Уборка и дезинфекция

В целях поддержания требуемого санитарно-гигиенического, режима в бассейнах проводится ежедневная уборка.

Уборка вспомогательных помещений (душевых, раздевальных, туалетных комнат) должна проводиться ежедневно в конце рабочего дня. Уборка в перерывах между сеансами осуществляется при необходимости и обусловлена степенью загрязнения, а также продолжительностью перерывов.

Ежедневной дезинфекции подлежат помещения туалета, душевых, раздевальни, обходные дорожки, скамейки, дверные ручки и поручни. График уборки и дезинфекции утверждается администрацией ДОО. Генеральная уборка проводится не реже одного раза в месяц. Дезинфекция ванн может проводиться специально обученным персоналом бассейна или силами местных дезинфекционных станций.

В малых бассейнах с площадью зеркала воды не более 100 м 2 (при школьных, дошкольных и оздоровительных учреждениях и др.) водообмен допускается осуществлять непрерывным протоком водопроводной воды, при этом период полной смены воды (водообмена) в ваннах для детей должен занимать не более 8 ч, а в остальных ваннах — не более 12 ч. При невозможности обеспечения непрерывного протока водопроводной воды должна проводиться ежедневная полная смена воды в ванне бассейна.

Для малых бассейнов с ежедневной полной сменой воды, которые наиболее характерны для детских садов, санитарная обработка ванны должна включать механическую очистку и обработку дезинфицирующим препаратом. Механическое удаление налета с пола и стенок проводят с помощью щеток и скребков, а затем с помощью пылесоса удаляют остатки налета со дна бассейна. Если налет механически не удаляется, необходимо обработать стенки чаши химическими средствами в зависимости от типа налета для его растворения, а затем провести чистку.

В соответствии с СанПиН 2Л.2.1188-03 в ванне бассейна для детей до 7 лет содержание свободного остаточного хлора допускается на уровне 0,1-0,3 мг/л при условии соблюдения нормативов по основным микробиологическим и паразитологическим показателям.

Для бассейнов с непрерывным протоком воды рекомендуется использование физических методов обеззараживания (в частности, ультрафиолетового излучения). В соответствии с п. 3.8.4 СанПиН 2.1.2.1188-03 без дополнительного обеззараживания допускается эксплуатация бассейнов проточного типа с водой, поступающей из централизованной системы питьевого водоснабжения, а также малых бассейнов (с площадью

зеркала воды не более 100 м 2 ), если качество воды в ванне по микробиологическим показателям соответствует требованиям санитарных правил. Именно такие бассейны устанавливаются, как правило, в дошкольных и оздоровительных учреждениях.

В случае наличия в учреждении большого бассейна с рециркуляцией воды или посещения общего бассейна детьми дошкольного возраста следует помнить о предельно допустимой концентрации химических реагентов.

При хлорировании и бромировании воды концентрированный раствор дезинфек- танта добавляют в воду:

— при проточной системе — в подающий трубопровод;

при рециркуляционной — перед фильтрами или после фильтров (в зависимости от принятой схемы и результатов апробации). При обеззараживании озоном или УФ-излучением — после фильтров.

Рабочая доза обеззараживающего реагента определяется опытным путем из расчета постоянного поддержания остаточной его концентрации в соответствии с установленными нормами. Содержание обеззараживающих веществ повышают в период продолжительного перерыва в работе бассейна (более двух часов): остаточные концентрации в воде ванн на уровне 1,5 мг/л (для свободного хлора), 2,0 мг/л (связанного хлора), 2,0 мг/л (брома) и 0,5 мг/л (озона). Но к началу приема посетителей остаточное содержание указанных обеззараживающих веществ не должно превышать обычных уровней (табл. 1), за исключением особо оговоренных в санитарных правилах случаев.

Показатели и нормативы качества воды в ванне бассейна (в процессе эксплуатации)*

Хлориды (при обеззараживании воды гипохлоритом натрия, получаемым электролизом поваренной соли)

Остаточный свободный хлор (при хлорировании)

Остаточный бром (при бромировании)

Остаточный озон (при озонировании)

Хлороформ (при хлорировании)

Формальдегид (при озонировании)

Не менее 0,3 — не более 0,5

Не более 0,1 (перед поступлением в ванну бассейна)

При совместном применении УФ -излучения и хлорирования или озонирования и хлорирования содержание свободного остаточного хлора должно находиться в пределах 0,1-0,3 мг/л.

Реагенты для обеззараживания воды плавательных бассейнов и дезинфицирующие средства для обработки помещений и ванн должны быть разрешены к использованию органами государственного санитарно-эпидемиологическо- го надзора, а также иметь в инструкции по применению сведения о целесообразности применения для определенных видов поверхностей и предметов с указанием экспозиции и концентрации.

Дезинфицирующие средства, применяемые в бассейне, должны отвечать следующим требованиям:

— иметь широкий спектр действия (антимикробное, вирулицидное);

— их экспозиция должна позволять проводить обработку, учитывая режим сеансов в бассейне и режим работы учреждения;

— обладать хорошей смываемостью;

— быть безопасными (иметь низкую токсичность) для персонала и посетителей.

(Таблица составлена по нормам СанПин 2.1.2.1188 – 03).

Периодичность контрольных мероприятий

Лабораторный контроль за параметрами микроклимата (кроме температуры воздуха в залах ванн) проводится два раза в год, освещенности — один раз в год. Лабораторный Контроль за качеством воды в ванне бассейна включает в себя исследования по показателям, представленным в табл. 2.

Органолептические (мутность, цветность, запах)

Раз в сутки в дневное или вечернее время

При визуальном изменении показателя немедленно проводится повторное измерение показателей

Остаточное содержание обеззараживающих реагентов (хлор, бром, озон)

Перед началом работы бассейна и далее каждые 4 часа

Показатели остаточного хлора фиксируются в журналах после каждого измерения, В ванне бассейна для детей до 7 лет содержание свободного остаточного хлора допускается на уровне 0,1-0,3 мг/л при условии соблюдения нормативов по основным микробиологическим и паразитологическим показателям

Температура воды и воздуха в зале ванны

Перед началом работы бассейна и далее каждые 4 часа

ские показатели (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, колифаги и золотистый стафилококк)

1 раз в квартал

Содержание хлороформа (при хлорировании) или формальдегида (при озонировании)

Для оценки эффективности текущей уборки и дезинфекции помещений и инвентаря необходимо не менее одного раза в квартал проводить бактериологический и паразитологический анализ смывов на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов.

(Таблица составлена по нормам СанПин 2.1.2.1188 – 03).

Эффективность работы приточно-вытяжной вентиляции подлежит систематическому контролю со стороны специализированной организации (не реже одного раза в год) согласно договору.

Качество проведенных дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционных работ в помещениях бассейна оценивается не реже одного раза в два месяца, на основании договора, заключенного с дезстанцией или любой аккредитованной фирмой. В случае неудовлетворительных результатов оценки качества проводится весь спектр мероприятий по дератизации, дезинсекции или дезинфекции помещений бассейна.

Заболевания, связанные с посещением бассейна

Как указывалось выше, при нарушении требований санитарного законодательства к режиму функционирования бассейна у детей могут возникать различные заболевания. Чаще всего регистрируются случаи заражения грибковыми заболеваниями стоп и ногтей, аденовирусные, паразитарные, аллергические заболевания, вирусный гепатит А, дизентерия и др.

Аденовирусный конъюнктивит, или аденовирусная фарингоконъюнктивальная лихорадка — заболевание вирусной природы. Может возникнуть после посещения бассейна. Вначале поражается один глаз, а через 1-3 дня — второй.

Начало заболевания острое. Как правило, ему предшествует или сопутствует поражение верхних дыхательных путей (ринит, фарингит, назофарингит и др.). Заболевший ребенок жалуется на чувство жара в глазах и ощущение инородного тела за веками. Отмечаются слезотечение, реже светобоязнь, отек и покраснение век. Внутренняя оболочка век отечная, иногда возникают точечные кровоизлияния и образуются пленки. При конъюнктивите могут отмечаться общие проявления заболевания: повышение температуры тела, головная боль, нарушение сна, реже — диспепсические расстройства. Решающее значение для установления правильного диагноза имеет лабораторная диагностика аденовирусных заболеваний глаз.

Эпидермофития — грибковое заболевание кожи, в основном больших складок и стоп, а также ногтей. Эпидемиологическое значение имеют нарушения санитарного режима душевых, бань, бассейнов: оставшиеся от больных чешуйки кожи на влажном дереве надолго сохраняют жизнеспособные грибы, являясь резервуаром инфицирования детей.

Эпидермофития стоп проявляется следующим образом: в толще кожи стопы возникают упругие пузырьки, напоминающие разваренные зерна саго; вскрываясь, они оставляют эрозии. Течение рецидивирующее, обострение чаще в теплое время года. При обострении эпидермофитии возникают аллергические сыпи, которые различны по клиническим проявлениям и напоминают иногда различные формы эпидермофитии. Предварительный диагноз, основанный на клинической картине, уточняют лабораторным анализом с выделением культуры гриба.

Для профилактики заболеваний важно исключить возможность посещения детского учреждения и бассейна больным ребенком. Вне зависимости от санитарно-эпидемической ситуации детям дошкольного возраста в обязательном порядке требуется справка о результатах паразитологического обследования на энтеробиоз в следующих случаях:

  • перед приемом в плавательную группу (секцию) бассейна, в дальнейшем не менее одного раза в три месяца;
  • при разовых посещениях — перед каждым посещением, если после последнего прошло более двух месяцев.

Администрация ДОО должна иметь журнал, где фиксируются результаты обследования бассейна органами Роспотребнадзора с выводами и предложениями по устранению выявленных недостатков, а также журнал регистрации результатов производственного лабораторного контроля (при этом в бассейнах рециркуляционного типа, а также с морской водой должна быть указана дата промывки фильтров). Журнал могут вести медицинская сестра или лаборант бассейна.

Получение неудовлетворительных результатов исследований воды по основным микробиологическим и (или) паразитологическим показателям является основанием для полной смены воды в ванне бассейнов с проточной системой водообмена, в т. ч. малых бассейнов с площадью зеркала воды не более 100 м 2 , а также бассейнов с морской водой.

Обнаружение в пробах воды возбудителей кишечных инфекционных и (или) паразитарных заболеваний и (или) синегнойной палочки является основанием для полной смены воды в ванне вне зависимости от вида бассейна и системы водообмена.

Полная смена воды в ванне бассейна должна сопровождаться механической чисткой ванны, удалением донного осадка и дезинфекцией с последующим отбором проб воды на анализ.

В случаях обнаружения возбудителей паразитарных заболеваний в воде ванны бассейна и при анализе смывов с поверхностей необходимо проведение исследований на присутствие патогенных бактерий, яиц гельминтов и цист кишечных простейших у обслуживающего персонала, а также усиление контроля за наличием справок у детей.

Администрация ДОО обязана информировать территориальный отдел Роспотребнадзора о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений вышеупомянутых санитарных правил, в т.ч. о временном прекращении эксплуатации бассейна и полной смене воды в ванне. При этом возобновление эксплуатации бассейна должно осуществляться только после получения результатов лабораторных исследований, подтверждающих их соответствие требованиями санитарного законодательства.

Медицинское сопровождение работы бассейна

Во многих детских садах есть бассейны. Медицинское сопровождение — одно из условий их функционирования. Еще недавно во многих ДОО работали «специальные» медицинские сестры, в чей круг обязанностей входили вопросы по организации санитарно-гигиенического контроля состояния помещения, воды, инвентаря бассейна. Они проводили медицинский осмотр воспитанников перед занятием, занимались профилактикой травматизма в бассейне, а в случае нештатных ситуаций оказывали первую помощь детям.

В настоящее время медицинские работники большинства детских садов являются штатными сотрудниками муниципальных лечебных учреждений, а в штате детских поликлиник подобных должностей не предусмотрено. В результате медицинских сестер, занимающихся исключительно вопросами безопасности в бассейне, в детских садах сейчас практически нет.

Часть обязанностей по контролю работы бассейна теперь перепоручается другим сотрудникам. Проведение контрольных смывов и оценку качества воды в бассейне осуществляют специалисты региональных центров санитарно-эпидемиологического надзора. Для доставки проб и ведения соответствующих журналов контроля возможно привлечение сотрудника ДОО, не имеющего медицинского образования. Однако оценить состояние здоровья ребенка перед занятием может только медик.

Напомним, что медицинский контроль оздоровления детей, проведения занятий по физической подготовке и оценка их эффективности по-прежнему входят в функциональные обязанности медицинских сестер, работающих в ДОО, как и контроль санитарно-гигиенического состояния всех помещений детского сада. Медицинские сестры по-прежнему ответственны за работу по профилактике травматизма. Все перечисленное имеет прямое отношение к занятиям плаванием в бассейне ДОО.

Организация занятий по санитарным правилам

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее — СанПиН 2.4.1.3049-13), продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять:

  • в младшей группе -15-20 мин;
  • в средней — 20-25 мин;
  • в старшей — 25-30 мин;
  • в подготовительной — 25-30 мин.

Для профилактики переохлаждения детей плавание в бассейне не рекомендуется заканчивать холодовой нагрузкой.

Прогулку детей после плавания организуют не менее чем через 50 мин в целях предупреждения переохлаждения детей.

Согласно п. 12.9 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра. Присутствие медицинского персонала обязательно во время плавания детей в бассейне.

К плаванию в бассейне должны допускаться только здоровые дети. Многие возбудители заболеваний легко передаются через воду, что делает весьма вероятным распространение инфекции. Одним из самых частых заболеваний такого рода является аденовирусная инфекция. В дошкольном возрасте она чаще всего протекает в виде фаринго-конъюнктивальной лихорадки, потому осмотр зева, глаз и в сомнительных случаях измерение температуры перед занятиями — обязательны.

Чесоточный клещ также прекрасно чувствует себя в воде, легко перемещаясь от человека к человеку, поэтому выявление типичных признаков чесотки на коже воспитанников перед занятием тоже необходимо.

Весьма вероятной остается возможность передачи от инфицированного ребенка через воду лямблий и остриц, вирусов Коксаки и гепатита А, шигелл и микобактерий туберкулеза, а также грибков и контагиозного моллюска. Не исключено распространение водным путем возбудителей многих других заболеваний.

Для предупреждения распространения заболеваний должна проводиться тщательная санитарная обработка всех помещений бассейна и инвентаря. Знание всех санитарных норм и эпидемиологических особенностей возбудителей позволяет медицинским работникам осознанно осуществлять эту работу.

Первая помощь в бассейне

Медицинская сестра должна присутствовать при проведении занятия в бассейне, контролировать самочувствие и состояние детей. При необходимости она вместе с инструктором по физической культуре оказывает неотложную медицинскую помощь. В первую очередь нужно быть готовым к действиям при ушибах и утоплении.

Ушиб — легкая разновидность закрытой травмы тканей, возникающая при кратковременном механическом воздействии, протекающая без повреждения целостности кожных покровов. Чаще всего ушибы возникают при падении на твердую поверхность (потому так важно, чтоб в бассейне были препятствующие скольжению коврики) или ударе тяжелым тупым предметом.

Клинические признаки ушибов:

  • припухлость мягких тканей (отек);
  • боль, усиливающаяся при движении;
  • кровоподтеки.

Наиболее опасны ушибы в области головы, грудной клетки и живота. Первая помощь при ушибах:

  1. Приложить холод на место травмы (пузырь со льдом, холодный компресс).
  2. Наложить давящую повязку.
  3. Обеспечить покой.

В зависимости от локализации повреждения и состояния ребенка следует решать вопрос о транспортировке пострадавшего в лечебное учреждение для проведения осмотра врачом.

Несмотря на малую глубину ванн детских бассейнов, существует вероятность утопления ребенка.

Международный комитет по взаимодействию в области реанимации (ILCOR) дает такое определение утопления: это процесс, приводящий к первичному нарушению дыхания в результате погружения в жидкую среду.

Это определение не учитывает патогенетические механизмы нарушения дыхания. В отечественной литературе до сих пор различают несколько видов утопления:

  • аспирационное (истинное, «мокрое»);
  • асфиктическое (ложное, «сухое»);
  • синкопапьное (связанное с внезапным спазмом сосудов); . — смешанное.

Первые две формы встречаются чаще всего (примерно в 35% случаев каждая). Синкопальное утопление у детей бывает крайне редко, как правило — на фоне другой серьезной патологии.

При аспирационном утоплении в рот и желудок, а затем и дыхательные пути попадает вода. Различают следующие стадии аспирационного утопления:

  • начальная, при которой ребенок испуган, хватает ртом воздух, но произвольные движения, дыхание и пульс сохраняются. Возле рта и носа бывает много пенистых выделений.
  • агональная, когда малыш теряет сознание, но дыхание и пульс в виде отдельных аритмичных движений сохраняются; вены на шее могут вздуваться. Кожа на этой стадии синеет (особенно лицо, уши, кончики пальцев); пена возле рта и носа становится розоватой;
  • клиническая смерть (сердцебиения и дыхания нет, зрачки не реагируют на свет).

При асфиктическом утоплении вода, попадая в гортань, вызывает рефлекторный ларингоспазм, который приводит к асфиксии. Большое количество воды заглатывается в желудок, в дыхательные пути она практически не попадает. Посинение кож- ных покровов при ней характерно, но менее выражено.

При синкопальной форме утопление — следствие остановки сердцебиения и дыхания из-за иных причин; кожа при этом остается бледной.

Необходимо успеть вытащить малыша из воды при первых признаках утопления, когда ритмичное дыхание сменяется судорожными вздохами, рот ребенка оказывается погруженным в воду, возле него появляется пена. Дыхание может быть прерывистым, неритмичным; ребенок кашляет, верхняя часть живота может быть вздута из-за большого количества проглоченной воды.

После извлечения ребенка из воды следует:

  1. Проверить, дышит ли ребенок, есть ли пульс на сонной артерии. Одновременно вызвать скорую помощь.
  2. При отрицательном результате — незамедлительно начать сердечно-легочную реанимацию (восстановить проходимость дыхательных путей, делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

Некоторое время назад считалось, что при аспирационном утоплении после извлечения из воды обязательно нужно уложить ребенка животом на колени взрослого, чтоб вода могла вытекать изо рта. Сейчас

эффективность подобных действий подвергается сомнению. Толчковые движения в области живота могут вызвать нежелательный заброс желудочного содержимого в пищевод и последующее вдыхание.

3. При наличии самостоятельного дыхания — согреть ребенка: снять с него купальный костюм, вытереть и завернуть в одеяло. Если малыш в сознании, дать теплое питье. Применять грелки не рекомендуется. Лучше, если ребенок будет лежать на боку.

Госпитализация ребенка необходима, даже если он чувствует себя удовлетворительно. В течение длительного времени после аспирации (около 48 ч) сохраняется опасность развития отека легких. Потому пострадавшему лучше провести это время в стационаре под медицинским наблюдением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв.

данная материал обобщает работу по оздоровлению дошкольников.

Основная задача работы бассейна в нашем детском саду — комплексное оздоровление, укрепление психофизического и физиологического здоровья детей, воспитание развитого физически человека. Осв.

Работа МО осуществлялась по плану, в котором определены темы, содержание, формы организации, сроки проведения заседаний.Взаимодействие с участниками МО по вопросам выявления и развития одарённости у д.

Отчёт о работе методического объединения «Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» представлен в виде презентации, в которой отражена профессиональная деятельност.

В предлагаемом материале обсуждается вопрос адаптации детей младшего возраста, посредством проведения занятий в сухом бассейне.Раскрыты положительные эффекты, получаемые организмом, при использовании .

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п.

Источник

Читайте также:  Орхидея фонтан сваровски описание
Оцените статью