- Урок географии по теме «Реки». 6-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Повторение изученного материала.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Закрепление материала.
- V. Подведение итогов.
- VI. Домашнее задание.
- Практическая работа » Описание реки по плану» 6 класс
- Просмотр содержимого документа «Практическая работа » Описание реки по плану» 6 класс»
- Практическая работа Описание реки по плану 6 класс Цели и задачи: продолжить работу по формированию умений: определять географич
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Практическая работа по географии «Описание реки по физической карте» 6 класс
Урок географии по теме «Реки». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Задачи урока:
- Начать формирование у учащихся представления о реках.
- Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
- Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
- Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Река | Залив | Озеро |
Ручей | Водохранилище | Пруд |
Море | Океан | Водопад |
Болото | Горный ледник | Подземные воды |
Речной канал | Родник | Источник |
Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.
Загадка
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).
Определение с учащимися темы, задач и цели урока.
III. Изучение нового материала.
– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.
– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
Из каких частей состоит река?
- Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
- Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
- Речная долина – более широкое понижение в рельефе.
– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.
– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)
- Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.
– Какими бывают типы устьев рек?
- Дельта – устье реки с протоками;
- Эстуарий – воронкообразное устье реки.
Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.
– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.
- Речная система – это главная река со всеми притоками;
- Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
- Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.
Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.
Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).
В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:
- Нил, Конго (Африка);
- Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
- Амазонка (Южная Америка);
- Миссисипи (Северная Америка).
– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.
Горные реки имеют:
- бурное и стремительное течение,
- относительно прямые русла,
- речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
- дно почти все занято руслом,
- неблагоприятные условия для судоходства.
Равнинные реки имеют:
- плавное и спокойное течение,
- русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
- разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
- русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
- развитое судоходство.
Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.
– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.
Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.
- Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
- Режим реки – поведение реки в течение года.
- Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?
– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)
IV. Закрепление материала.
- Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
- назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
- назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
- назовите номера всех правых притоков – 9;
- назовите номера всех левых притоков – 10, 12.
V. Подведение итогов.
Практическая работа: «Описание реки по плану».
1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.
- Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
- На каком материке находится;
- Исток (начало реки);
- Устье (место впадения);
- Направление течения;
- Притоки (левые и правые);
- Питание реки;
- Хозяйственное использование.
VI. Домашнее задание.
§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.
Источник
Практическая работа » Описание реки по плану» 6 класс
Практическая работа № 3 по географии 6 класс
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа » Описание реки по плану» 6 класс»
Практическая работа №3 Описание реки по плану.
Задание 1. Допишите предложения.
1. Постоянный поток поверхностных вод, текущий в выработанном им углублении. . …..
2. Превышение истока над устьем. …………………
3. Что образует главная река с притоками? ………… ……
4. Площадь суши, с которой река собирает воду. ……………..……
6. Место впадения реки в океан, море, озеро или другую реку. ………. ……
7. Падение воды реки с уступа. …………. ……
8. Последовательность изменений уровня воды реки в течении года.
9. Продолжительный подъем уровня воды в реке весной из-за таяния снегов.
10. Снижение уровня воды летом и зимой в реке. ……………. ….
Описание реки ВОЛГА по плану.
1. Название реки;
2. На каком материке находиться река, и в какой его части.
5. Направление течения;
7. Крупнейшие левые и правые притоки;
8. Характер течения реки;
9. Использование реки человеком.
Задание 1. Допишите предложения.
1.Главная река с притоками ………… …………..
2. Изменение уровня и объёма воды в реке по сезонам………………………………………………………….
3. Границей речных бассейнов служит …………………
4. Снижение уровня воды летом и зимой в реке. ……………. ….
5. Постоянный поток поверхностных вод, текущий в выработанном им углублении. . …..
7. Место впадения реки в океан, море, озеро или другую реку. ………. ……
8. Продолжительный подъем уровня воды в реке весной из-за таяния снегов.
9. Что образует главная река с притоками. ……
10. Площадь суши, с которой река собирает воду. …………………..……
Описание реки Нил по плану.
1. Название реки;
2. На каком материке находиться река, и в какой его части.
Источник
Практическая работа Описание реки по плану 6 класс Цели и задачи: продолжить работу по формированию умений: определять географич
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
практическая работа
Описание реки по плану
6 класс
Цели и задачи:
продолжить работу по формированию умений:
определять географические координаты;
определять направления по карте;
определять характер течения рек в зависимости от рельефа.
работать в соответствии с предложенным планом.
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Безногова О.Н. учитель географии МОУ «Приваленская СОШ» Омской области
Описание реки
выход
образец
План описания реки:
Название реки;
Положение реки на материке;
Местоположение и географические координаты истока;
Общее направление течения;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки;
Куда впадает река, географические координаты устья;
Использование реки человеком.
Описание реки
выход
назад
Север
Юг
Исток
Устье
горы Алтай
Карское море
Иртыш
Обь
назад
выход
Среднее течение
Верхнее течение
Нижнее течение
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект
Время чтения: 1 минута
Самарских студентов будет учить робот
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практическая работа по географии «Описание реки по физической карте» 6 класс
специалист в области арт-терапии
Ф.И.О.: Полякова Елена Ивановна
Должность: учитель географии
Образовательное учреждение: МКОУ «СОШ№15»
Населённый пункт: п.Светлый, Мирнинский р-н, РС(Я)
Практическая работа по географии 6 класс.
Тема: «Описание реки по физической карте России. »
Образовательная задача : формирование умения составлять описание реки по физической карте .
Содержание работы : раскрытие понятия река как часть речной системы (определение частей реки и их характеристика : определение истока, устья и его вида ,общего направления течения, крупных притоков левых и правых , вычисление примерной длины и падения реки ,определение водоразделов, характера течения ,положения бассейна.)
Источник знаний: физическая карта России.
Способы познавательной деятельности : чтение физической карты (анализ, синтез теоретических знаний и практических умений, установление пространственных ориентиров… ) и описание .
Задание учащимся : Опишите реку Лена по следующему плану
2.В какой стране и в какой ее части протекает.
7.Крупные правые и левые притоки.
8.Общее направление течения.
9.Расположение бассейна реки.
10.Водоразделы с бассейнами соседних рек.
12.Принадлежность к океаническому бассейну.
Форма представления результатов работы: письменный текст.
Учащиеся работают самостоятельно. Затем несколько учащихся зачитывают свои работы, остальные анализируют послушанные варианты. Все учащиеся при необходимости вносят коррективы в свои работы. На следующем уроке работы проверяются учителем и выставляются оценки. Также учитель проводит анализ работ.
Анализ практической работы « Описание реки по физической карте России».
Данная практическая работа:
по цели проведения- обучающая
по уровню познавательной деятельности- репродуктивная
по степени познавательной деятельности- частично самостоятельная, т. к. учащиеся работают по плану
по месту выполнения – классная
по продолжительности – 35- минутная
по источнику информации – с использованием нетекстовых источников –картографических(карты)
по форме представления результатов работы – текстовая
по форме речи – письменная
по форме проведения -индивидуальная
по ведущему способу познавательной деятельности — описательная
Опорные знания учащихся : река, речная система, исток реки, устье, его виды, речной бассейн, водораздел, притоки, падение реки, стороны горизонта, абсолютная высота, океаны, формы рельефа, равнинные и горные реки и т. д.
Опорные умения и навыки :определение направлений по карте, определение абсолютной высоты, определение длины реки и ее падения, определение характера течения реки и т. д.
В данной практической работе имеются задания, опирающиеся на :
1.понимание учащимися карты (напр., определение длины реки и направления ее течения и т. д.)
2.чтение карты , в том числе и сложного ( напр. , определение характера течения , поскольку учащиеся должны определить это анализируя формы рельефа, по которым река протекает.)
Использование плана описания реки в данном случае оправдано с одной стороны тем, что это позволило оптимально использовать карту, с другой – помогло учащимся изложить
свои мысли в логии ческой последовательности.
Планируемый результат : учащиеся на основе опорных ЗУН , используя предложенный план , составят описание реки Лена по физической карте России .
Работу выполняли 20 учащихся ,из них справились на «отлично» -5человек
«успеваемость» -100 % «средний балл» — 3,9
Трудности вызвали задания на определение:
Характера течения – ошибку допустили- 5человек , не определили вообще -3 человека
Левых и правых притоков ,а также общего направления течения – не правильно определили – 7 человек (слабые учащиеся часто показывают реки от устья к истоку, отсюда и ошибки в определении левых и правых притоков , общего направления течения).
Образовательная задача «формирование умения составлять описание реки по физической карте» в целом выполнена – учащиеся научились свои знания , умения и навыки по разным учебным темам выстраивать в стройную логически последовательную систему описания конкретной реки.
С учащимися ,допустившими ошибки , проведено дополнительное занятие в ГПД.
«Составить описание реки Лены для меня было не сложно ,потому что вначале каждого урока мы повторяем по сигнальным карточкам определения. А когда изучали реки , то много выполняли заданий по физическим картам. А еще и потому, что я люблю работать с географическими картами , ведь они дают много интересной информации…»
« …Когда я проверял свою практическую работу, то даже сам удивился какой интересный рассказ у меня получился. А раньше я этого о реке Лене не знал…»
«…Эта практическая работа для меня сложная. Я не смог определить характер течения реки Лена , перепутал левые и правые притоки , хоть и очень старался…»
Источник