Питьевой режим в детском саду по СанПиН: график, приказ и журнал
Потребление достаточного количества чистой воды – обязательное условие хорошего самочувствия. Вода помогает поддерживать нормальный баланс в организме и способствует выводу шлаков. Без воды невозможна жизнь, поэтому врачи всего мира рекомендуют следить за достаточным потреблением чистой негазированной жидкости.
Особенно важна вода для детей – организм ребенка растет и развивается, и для правильного развития требуется постоянное поддержание водного баланса. Важнейшую роль играет вода в функционировании ЖКТ ребенка, в развитии полушарий мозга, формировании иммунитета. Поэтому во всех детских садах установлен специальный питьевой режим, направленный на обеспечение воспитанников достаточным количеством жидкости.
Питьевой режим в детском саду формируется согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 и учитывает потребность ребят того или иного возраста в чистой воде. Нормы также составляются с учетом режима двигательной активности воспитанников и времени года. Так как ребенок большую часть дня проводит в дошкольном учреждении, то в детском саду он должен получать не менее 70% суточной нормы воды.
Питьевой режим в детском саду по СанПиН допускает использование кипяченой или бутилированной воды. Кипяченую воду допускается использовать при условии ее хранения не более 3-х часов. В любом случае, вода предварительно проходит строгий контроль качества.
Что касается бутилированной воды, то разрешено разливать как воду из емкостей небольшого объема, так и воду из больших бутылей, используемых с помпой или кулером. Срок хранения вскрытой тары устанавливается изготовителем (указан на упаковке). В последнем случае необходимо тщательно следить за состоянием кулера (помпы), выполняя регулярную санитарную очистку. Кулер должен быть настроен так, чтобы температура подаваемой воды составляла 18-20ºС.
Недопустимо выдавать детям воду в бутылках (пластиковых или стеклянных) или других емкостях, кроме специально предусмотренных для этого стаканов и чашек. Наливать воду из кулера следует также в эти чашки\стаканы.
При закупках бутилированной воды для дошкольного учреждения следует убедиться, что эта вода полностью отвечает государственным стандартам и требованиям, предъявляемым к питьевой воде в ДОУ. В воде не должны содержаться подсластители, ароматизаторы или иные подобные добавки. Доля натуральных экстрактов не должна превышать 1%.
Согласно ГОСТ Р 51074-2003, при закупках бутилированной питьевой воды для дошкольного учреждения следует выбирать только ту воду, на этикетке которой имеется следующая обязательная информация:
- Полное наименование воды и ее тип (ледниковая, артезианская, родниковая и т.д.).
- Сведения о газации – питьевой режим в ДОУ по СанПиН допускает использование только негазированной питьевой воды.
- Товарный знак и наименование фирмы-производителя.
- Сведения об источнике.
- Данные о месте розлива и адрес производства.
- Объем тары и объем воды в данной таре.
- Минерализация.
- Жесткость.
- Дата розлива и срок годности.
- Условия хранения вскрытой и запечатанной тары.
- Рекомендации по употреблению воды (столовая, лечебная).
- Сведения о нормативном документе, согласно которому производится данная продукция.
- Сведения о сертификатах соответствия.
Кипяченая вода в детском саду
К кипяченой воде в детском саду предъявляется ряд строгих требований:
- Длительность кипячения – не менее 5 минут. Это позволяет гарантировать гибель болезнетворных микроорганизмов в воде.
- Максимальный срок хранения кипяченой воды – 3 часа.
- Вода должна быть доступна ребенку в течение всего дня. Воспитатель или его помощник обязаны выдавать ребенку воду по первой же просьбе. В летний период, когда дети гуляют на улице, воду необходимо выносить на улицу в чайнике с крышкой.
- Кипячение воды производится в специально отведенном для этого эмалированном чайнике. Другие емкости для данной цели использоваться не должны.
Положение о питьевом режиме в ДОУ предусматривает розлив прокипяченной охлажденной воды в тару для хранения и раздачи непосредственно в пищеблоке. Делается это согласно графику:
Охлажденная до 18-20 градусов кипяченая вода подается детям в стеклянных стаканах или керамических чашках. Емкости для питья должны храниться в специально отведенном для этого месте на отдельном подносе с соответствующей маркировкой, вверх дном. Использованные емкости выставляются на отдельный поднос и возвращаются в пищеблок для дальнейшего мытья согласно инструкции ДОУ. Тара для воды также обрабатывается в конце дня, когда все воспитанники покинут группы.
Емкость для кипячения воды должна проходить санитарную обработку ежедневно, в конце рабочего дня. Чайник также обязательно должен быть пропарен перед утренним кипячением.
На пищеблоке должен быть предусмотрен журнал учета выдачи кипяченой воды. Журнал кипяченой воды в детском саду заполняется поваром. Контроль наличия чистой воды в группах возложен на помощника воспитателя.
Как автоматизировать ведение журналов?
Все журналы ДОУ удобно формировать в Системе контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Помимо журналов, в программе можно отмечать посещаемость детей, анализировать их заболеваемость, вести учет питания и многое другое.
На видео пример заполнения журнала обработки посуды:
Попробовать программу бесплатно можно здесь.
Организация питьевого режима в ДОУ
Организация питьевого режима в дошкольном учреждении, соблюдение графиков раздачи кипяченой воды и обеспечение групп чистой водой контролируются медицинским работником учреждения.
Каждый детский сад разрабатывает и внедряет собственную должностную инструкцию или приказ руководителя ДОУ. Данные документы регламентируют соблюдение питьевого режима в дошкольном учреждении и определяют ответственных лиц. Приказ об организации питьевого режима в ДОУ также подразумевает обучение ответственного лица и его аттестацию.
Нормы потребления чистой питьевой воды должны строго соблюдаться. Средний норматив зависит от возраста ребенка:
В летнее время и при активных физических занятиях эта норма может быть увеличена.
Организация питьевого режима в детском саду, помимо выдачи воспитанникам чистой воды, подразумевает также наличие в меню других напитков. Это могут быть натуральные соки, компоты и кисели, а также горячие напитки – чай, какао.
Автор статьи: Лидия Ситникова
Похожие статьи:
Источник
Питьевой режим летом в ДОУ
В летний период в разы увеличивается потребность в жидкости, именно поэтому необходимо уделить внимание организацию питьевого режима ребёнка. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.
В дошкольных образовательных учреждениях организуется такой питьевой режим, который обеспечивает безопасность качества питьевой воды и, и которая отвечает требованиям санитарных норм. Питьевой режим в дошкольном учреждении проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20, организован с использованием кипяченой воды при условии ее хранения не более 3-х часов.
Публикация «Питьевой режим летом в ДОУ» размещена в разделах
Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении (выдается воспитателем). По желанию ребенка воспитатель или помощник воспитателя группы удовлетворяет потребность в питье.
Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. При нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении полный день, ребенок должен получить не менее 70 % суточной потребности в воде. Температура питьевой воды – 18-20 С;
Кипячение осуществляется на пищеблоке в специально отведенной емкости. Обработка емкости для кипячения осуществляется ежедневно в конце рабочего дня.
Чистые чашки ставятся в специально отведенном месте на специальный промаркированный поднос (вверх дном). Допускается использовать для этой цели одноразовые пластиковые стаканчики.
Мытье стаканов осуществляется организованно, в моечных столовой посуды, согласно инструкции.
В летний период организации питьевого режима осуществляется во время прогулки. Питьевая вода выносится помощниками воспитателя на улицу в соответствующей ёмкости (чайник с крышкой, разливается воспитателем в чашки по просьбе детей.
Организация питьевого режима отслеживается ежедневно
Контроль за наличием кипяченой воды в группе осуществляет помощник воспитателя.
Контроль за соблюдением питьевого режима в летний период осуществляет медсестрой.
Как распознать обезвоживание организма?
Из-за недостаточного употребления воды детский организм острее, чем взрослый, чувствует обезвоживание. Его развитие можно проследить по нескольким симптомам, к примеру:
1. Ребёнок становится плаксивым, при этом можно заметить, что на лице практически нет слёз;
2. Ребёнок начинает намного реже моргать;
3. Меняется цвет мочи, она становится темнее и усиливается её запах;
4. Кожные покровы становятся бледными и сухими;
5. Возникает сухость на губах;
6. С каждым приёмом воды ребёнок с жадностью её поглощает.
В более старшем возрасте из-за обезвоживания ребенок начинает быстрее уставать, его состояние может ухудшаться из-за тошноты или слабости. Поскольку недостаток воды приводит к повышению температуры тела и головного мозга, это может отразиться на учебе. Элементарно ухудшается запоминание информации, рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память, а сам подросток пребывает в состоянии повышенной нервозности. Все это ведет к тому, что ребенок не может сконцентрироваться на учебе, при этом нередко он отвлекает и своих сверстников. Подобное вполне можно исключить, если учесть основы питьевого режима в школе и детском саду.
Конспект наблюдения за соснами летом «Зимой и летом одним цветом?» в средней группе Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях двух сосен. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку: Зимой.
Конспект занятия в старшей группе «Режим дня» Конспект занятия в старшей группе «Режим дня»Подготовила: воспитатель Булгакова Н. А. Цель: — формирование представлений о режиме дня, частях.
Консультация для родителей «Режим дня для вашего малыша» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке.
Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Лето в самом разгаре, и многие люди находятся в отпусках. И большинство оставляет своих детей дома, не водя в садик. (И это правильно –.
Источник