- Пейзажный (Английский) парк Екатерининского парка Царского Села, часть 1
- История пейзажного (английского) парка
- Большой пруд
- Адмиралтейство
- Зал на острову
- Чесменская колонна
- Турецкая баня
- Мраморный (Палладиев) мост
- Пирамида
- Красный каскад
- Готические ворота
- Башня-руина
- Орловские (Гатчинские) ворота
- Пейзажные парки: описание, особенности создания, фото
- Садово-парковое искусство
- Признаки пейзажного парка
- Пейзажный vs регулярный
- Английские традиции
- Создатели стиля
- Выдающиеся образцы
- Европейские традиции
- Известные примеры
- Российский опыт
- Выдающиеся парки
- Кому подходит пейзажный тип
Пейзажный (Английский) парк Екатерининского парка Царского Села, часть 1
Как я уже писала, Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого (Голландского) сада и пейзажного Английского парка. О Старом Саде вы можете прочитать в статье «Прогулка по Старому Саду Екатерининского парка». Сегодня мы с вами поговорим о пейзажном парке и посмотрим на некоторые его достопримечательности.
Большой пруд, Грот и Чесменская колонна
История пейзажного (английского) парка
Площадь Английского парка составляет 70 га. С севера-востока он примыкает к Старому Саду, Подкапризовая дорога на северо-западе отделяет его от Александровского парка. На юго-западе и юго-востоке парк граничит с жилыми кварталами города Пушкин.
Работы по обустройству пейзажной части Екатерининского парка начались в 1760-х годах, в царствование императрицы Екатерины Великой. Пик работ пришелся на 1770-1780-е годы. Первоначальный план был составлен архитектором В.И.Нееловым, который специально ездил в Англию, чтобы познакомиться с идеями английского садово-паркового искусства. Кроме того, в работах принимали участие сыновья Неелова И.В. и П.В.Нееловы, а также садовый мастер Т.Ильин.
Окончательный план был разработан И.Бушем. Также в работах по обустройству парка и созданию построек принимали участие Ч.Камерон, Д.Кваренги, А.Ринальди, Ю.М.Фельтен и др. К концу XVIII столетия парк в целом был завершен, в XIX веке было построено лишь несколько павильонов и проведены работы по реконструкции старых зданий.
Большой пруд
Значительную часть пейзажного парка занимает Большой пруд, созданный на реке Вангазе. В его центре расположен остров. Во времена Екатерины II по пруду плавали лодки. Сейчас посетители парка могут прокатиться на настоящей венецианской гондоле – дар Венеции к 300-летию Царского Села.
Гондола на Большом пруду
Адмиралтейство
На берегу Большого пруда расположен комплекс из трех зданий в готическом стиле – Адмиралтейство. Оно было построено в 1773 году по проекту архитектора В.И.Неелова на месте деревянного шлюпочного сарая. Адмиралтейство состоит из центрального корпуса и двух боковых флигелей – Птичников.
В центральном корпусе хранились лодки для катания на Большом пруду. Со временем была собрана уникальная коллекция судов XVIII-XIX веков, привезенных из разных стран мира. Она погибла в годы Великой отечественной войны. На втором этаже находится зал. Когда императрица Екатерина II плавала по Большому пруду, здесь играл оркестр. В Птичниках жили различные птицы: утки, лебеди, фазаны, павлины и др. В 1780-х годах рядом был построен Матросский домик, в котором проживали матросы-гребцы.
Сейчас в корпусах Адмиралтейства проводятся временные выставки, в одном из Птичников расположен ресторан «Адмиралтейство». Рядом вы можете увидеть скульптурные композиции из серии «Живопись в 3D-версии».
Панорама Адмиралтейства с противоположного берега Большого пруда
Зал на острову
В центре острова на Большом пруду находится павильон «Зал на острову», построенный в 1740-х годах по проекту архитектора С.И.Чевакинского и рисункам Ф.-Б.Растрелли. После этого павильон еще дважды перестраивался: в 1794 году Д.Кваренги и в 1817-1820 годах В.П.Стасовым.
Первоначально «Зал на острову» предназначался для концертов и отдыха гуляющих. Изредка здесь проводились придворные обеды, для чего рядом была построена небольшая кухня, просуществовавшая до начала ХХ века. До начала войны зал был закрыт для посетителей парка, здесь хранились лодки. В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, а в 2008 году Зал на острову был открыт для посетителей. Сейчас здесь проводятся концерты и торжественные мероприятия.
Большой пруд и остров с «Залом на острову»
Чесменская колонна
Рядом с островом на Большом пруду возвышается 25-метровая Чесменская колонна, возведенная в 1771-1778 годах А.Ринальди в честь русских побед над Турцией в 1770 году. Колонна стоит на гранитном стилобате в виде усеченной пирамиды. На гранитном пьедестале высечены три барельефа со сценами морских сражений. Сама колонна украшена рострами, венчает ее скульптура орла, ломающего лапами полумесяц – символ Турции. В годы Великой отечественной войны немцы пытались уничтожить Чесменскую колонну, однако она устояла, получив лишь повреждения.
Чесменская колонна перекликается со стоящей на берегу Турецкой баней, образуя гармоничный ансамбль.
Турецкая баня, Чесменская колонна и гондола на Большом пруду
Турецкая баня и Чесменская колонна
Чесменская колонна и Адмиралтейство
Большой пруд, Грот и Чесменская колонна
Турецкая баня
Турецкая баня находится на рукотворном полуострове. Она была построена в 1850-1852 годах по проекту архитектора И. А. Монигетти в память о русско-турецкой войне 1828-1829 годов. За основу была взята мечеть в Адрианополе (Эдирне, Турция). В отделке использованы подлинные детали дворца турецкого падишаха. Подробнее о Турецкой бане вы можете прочитать в статье «Турецкая баня в Екатерининском парке Царского Села».
Турецкая баня на берегу Большого пруда
Турецкая баня отражается в водах Большого пруда
Мраморный (Палладиев) мост
От Турецкой бани открывается красивый вид на Мраморный (Палладиев) мост, называемый также Сибирской мраморной галереей. Он был возведен в 1773 году по проекту А.Ринальди. Мост перекинут над протокой, соединяющей Большой пруд с Лебединым прудом, где в 1769-1770 годах был создан архипелаг из 7 Лебяжьих островов. Здесь в специальных домиках жили лебеди.
Мост покоится на гранитном основании, колонны высечены из мрамора уральскими камнерезами на Екатеринбургской гранильной фабрике.
Мраморный (Палладев) мост
Мраморный (Палладиев) мост
Пирамида
Пирамида расположена на берегу Лебединого пруда. Первая пирамида на этом месте была возведена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неелова. Однако в 1774 году ее разобрали. Ныне существующая пирамида была построена в 1782-1783 годах Ч.Камероном. Она сделана из кирпича и облицована тесаным гранитом. В прошлом по ее углам стояли четыре колонны из серого мрамора. Внутри пирамиды находятся ниши для урн, свет проникает через отверстие в куполе.
С противоположной от входа стороны, у подножия пирамиды, похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Белые доски с эпитафиями до наших дней не сохранились.
Лебяжьи пруды и Пирамида
Красный каскад
Красный, или Турецкий, каскад расположен на протоке, соединяющей Верхние пруды с Большим прудом. Он является частью гидротехнической системы, созданной инженером И.Герардом.
Готические ворота
Готические ворота расположены в начале подъема на искусственную гору к Башне-руине. Они были отлиты в Екатеринбурге в 1777-1778 годах, по проекту Ю.М.Фельтена, на основе альбома «Gothic Decorative Architecture», известного и в России. Работы по установке ворот продолжались в 1779-1780 годах. На них можно увидеть следы от осколков и пуль времен Великой отечественной войны.
Башня-руина
Башня-руина является памятником русско-турецким войнам, символом падения блистательной Порты. Она была построена в 1771 году по проекту архитектора Ю.М.Фельтена и является первой русской парковой постройкой в готическом стиле. Башня расположена на насыпной горе, искусственно состарена и напоминает руины крепостного сооружения. Со смотровой площадки, с высоты 21 м открывается красивый вид на окрестности – территорию Екатерининского парка и жилые кварталы города Пушкин.
Смотровая площадка на Башне-руине
Проход внутри Башни-руины
Орловские (Гатчинские) ворота
Недалеко от Башни-руины расположены триумфальные Орловские ворота, построенные в 1777-1782 годах, архитектор А.Ринальди при участии И.В.Неелова. Они поставлены в честь победы графа Григория Орлова над чумой в Москве в 1771 году, о чем гласит надпись на фризе со стороны города: «Орловым от беды избавлена Москва» (из стихотворения В.Майкова). На другой стороне дано более подробное описание тех событий. Здесь начиналась дорога из Царского Села в Гатчину, в то время имение графа Г.Г.Орлова, поэтому ворота называются также Гатчинскими.
Железная решетка на воротах была создана в 1787 году на Сестрорецких оружейных заводах (архитектор Д.Кваренги), железную ограду по сторонам поставили в 1784-1786 годах.
Орловские (Гатчинские) ворота
На этом прогулка по пейзажной части Екатерининского парка не закончена, продолжение следует. В следующий раз мы с вами посмотрим другие, не менее интересные постройки Английского парка:
Источник
Пейзажные парки: описание, особенности создания, фото
Ландшафтный дизайн – это увлекательное и непростое занятие. Но его результаты и радуют многие годы, даря удовольствие людям. Поэтому стоит превратить кусочек земли в красоту и наслаждаться результатами своего труда. Но какой стиль выбрать? Что лучше — регулярный или пейзажный парк? Расскажем о специфике последнего. О том, как зародилась традиции создания пейзажных садово-парковых комплексов, в чем их особенности и как их создавать. А на фото можно увидеть лучшие образцы ландшафтного искусства.
Садово-парковое искусство
Традиция создания парков появляется еще в Древней Греции. Уже в те времена люди стремились создать идеальный ландшафт, который дарил бы радость созерцания. Идея парков восходит к библейскому мифу о райском саде, в котором человек был абсолютно счастлив. И мысль о создании некоего подобия этого места для блаженства сопровождает человека всю его историю. Древние греки создавали парки для того, чтобы человек мог найти единение с природой, поэтому оформление сада учитывало особенности естественного ландшафта. Это еще были не в полной мере пейзажные парки, но их прототип. В Греции существовали общественные сады, предназначенные для отдыха свободных граждан. Римская садово-парковая культура вводит традицию создания придомовых садов с цветами и растениями, для прогулок состоятельных горожан. Тогда же появляются прототипы регулярных садов, которые создавались при богатых виллах. С этого времени сады и парки становятся непременным атрибутом жизни богатых людей. И позже средний класс стремился завести у дома хотя бы маленький палисадник, чтобы прикоснуться к этому образу жизни.
Подлинный пейзажный стиль в ландшафтный дизайн пришел с Востока. Еще в первом тысячелетии до нашей эры в Китае создавали сады, чтобы любоваться естественной природой. Огромный вклад в развитие этой традиции внесла Япония. Здесь в 14-15 веках создавались изысканные ландшафты, и главное искусство садовника заключалось в подчеркивании естественной природы. В Европе традицию разбивать сады развивают монастыри, при каждом из которых обязательно был свой участок, возделываемый и украшаемый монахами. Эти сады являлись частью архитектурного комплекса и были наполнены символизмом. Так, в этих парках часто устраивались лабиринты как символ блуждающей в поисках Бога души. В эпоху Возрождения появляются барочные парки светского назначения. Они должны были радовать глаз, развлекать, способствовать расслаблению. Такие парки принадлежали аристократии и были символом богатства и роскоши. Это было время расцвета садово-парковой культуры, тогда закладываются две традиции: пейзажная и регулярная. В 18 веке происходит становление двух стилей, которые стали основными в ландшафтном дизайне.
Признаки пейзажного парка
В 18 веке в Англии возникает новый стиль, основная цель которого — создать садово-парковый комплекс как подобие естественной природы. Позже эта традиция распространяется и на континентальную Европу, а еще позже появляются и русские пейзажные парки. Как распознать этот стиль? У него есть целый ряд отличительных характеристик:
- Свободная планировка. Ничто не должно выдавать продуманность ландшафта.
- Никакой симметрии. Природа по своей сути асимметрична, поэтому и в парке не должно быть симметричных объектов.
- Планировка парка в соответствии с природным ландшафтом. Садовник должен подчеркнуть естественную красоту места, а не полностью ее создать.
- Обязательные контрасты рельефа. Пейзажный ландшафт, даже в плоской местности, должен строиться на чередовании ровных и холмистых частей.
- Никаких прямых линий. Дорожки, посадки должны быть извилистыми, напоминающими стихийную природную местность.
- Постепенное раскрытие перспективы. Парк должен преподносить сюрпризы человеку, который гуляет по нему, он не должен увидеть сразу весь ландшафт.
- Наличие водоемов, альпийских горок, каскадов.
- Использование в декоре только натуральных материалов. Гравий, камень, стружка, спилы дерева и т. п.
- Крона деревьев должна быть естественной, никакой декоративной стрижки не допускается.
- Отсутствие садовой скульптуры, фонтанов.
Все в этом парке должно напоминать о естественной природе, но при этом быть ухоженным, продуманным.
Пейзажный vs регулярный
Английская и французская садово-парковые традиции находят своих сторонников и противников. Что же лучше? Регулярный и пейзажный парк – это два разных подхода, с разными задачами. Французский регулярный парк – это дитя классической традиции. Его девиз – контроль человека над природой. Садовник создает произведение искусства, демонстрируя свое умение, фантазию, чувства стиля. Он тщательно выверяет симметричную композицию, занимается обрезкой растений, наполняет парк другими артефактами: фонтанами, скульптурой. Ландшафт в таком саду продолжает лини архитектуры. В английской пейзажной традиции все ровно наоборот. Садовник подражает природе, скрывает свое вмешательство в ландшафт. Даже скульптура должны выглядеть как побежденная природой — поросшая мхом, полускрытая травой, кустарниками. Выбирать стиль специалисты рекомендуют, руководствуясь не только личными вкусами, но и особенностями участка. Плоская, большая территория позволит создать регулярный, симметричный парк, а изначально холмистый, асимметричный участок рядом с лесом идеален для разбивки пейзажного парка. Также нужно обратить внимание на архитектуру строения, к которому примыкает парк, чтобы между ними не возник диссонанс.
Английские традиции
Садоводство – одна из важнейших культурных традиций Великобритании. И английский пейзажный парк – вершина этой традиции. Для создания таких садово-парковых комплексов идеально подходит ландшафт страны: холмистая местность, много небольших водоемов, неяркая растительность. Хамфри Рептон, выдающийся ландшафтный архитектор, в конце 18 – начале 19 века сформулировал основные принципы пейзажного парка:
- Свободная планировка. Парк должен «разворачиваться» перед человеком, преподнося сюрпризы за каждым поворотом.
- Архитектор должен создавать иллюзию естественности парка, должно возникать ощущение, что эти растения живут здесь очень давно, а дом был просто встроен в них. Парк должен быть главным по отношению к архитектуре.
- Парк – это целостное произведение, и задача автора создать продуманный до мелочей цельный образ места.
- Пейзажный сад не бывает плоским, архитектор должен усложнить рельеф, если этого нет в участке.
Создатели стиля
Пейзажные парки Англии стали результатом творчества нескольких человек. Главным основоположником считается Уильям Кент, знаменитый садовод и архитектор, приверженец английского классицизма. Его сподвижником был садовник Ч. Бриджмен. Они впервые решились отойти от строгих геометрических форм, принятых во французской традиции. Они черпали вдохновение у пейзажистов того времени, Пуссена и Лоррена. Главное творение Кента — парк в Стоу — был из типичного регулярного превращен в новаторский пейзажный комплекс. Он гармонично продолжал окружающий лесной ландшафт. Целью Кента был поиск гармонии и баланса между природой и творением человека. Идеи Кента были продолжены и развиты Ланселотом Брауном и Хамфри Рептоном. Они стали создавать более камерные парки и довели до абсолюта идею об иллюзии естественности.
Выдающиеся образцы
Традиционный английский пейзажный парк рассчитан на чувственное восприятие, он создается на нюансах цветом, формой, фактурой, светом. Архитектор и садовник обязан предусмотреть, что парк должен производить впечатление в разное время дня и года. Он должен непрерывно меняться и сохранять цельный образ. Самыми знаменитыми примерами парков этого типа являются:
- Классический образец стиля – парк в Стоу. Площадь комплекса составляет около 100 гектаров, а вместе с прилегающими ландшафтами, в которые он гармонично вписан – 500 га. На таком просторе архитектор смог применить самые разные выразительные средства. Здесь есть чередование открытых и закрытых пространств, множество романтических уголков с архитектурными сооружениями, оформление водоемов.
- Сад Боднант в Уэльсе, созданный семьей лорда Аберконуэй. Это настоящая британская достопримечательность, посмотреть на которую съезжаются туристы со всего мира.
- Сады во дворцах Кенсингтон, Карлтонхауз.
- Парк в Уилтон-хаусе.
Европейские традиции
Большим поклонником парков пейзажного типа на континенте был философ и писатель Ж.-Ж. Руссо. Он переделал свой сад в Эрменонвилле и оформил его в английском стиле. Новая садовая концепция находит немало поклонников в Европе. Людовик Шестнадцатый вводит моду на пейзажные парки, и с этого времени стиль распространяется во Франции, Германии, Нидерландах. Жители континента не могли отказаться от включения архитектуры в композицию парка и находят различные решения о введении беседок, арок, павильонов в естественный ландшафт. Идеологами и теоретиками пейзажного стиля в Европе стали П. Леннэ и Г. Пюклер. Их работы и сегодня являются достопримечательностями Германии.
Известные примеры
Самые знаменитые пейзажные парки Европы находятся во Франции (Эрменонвилль) и в Германии – сады неподалеку от Дессау и Бад-Мускау, парк Вертриц, а парковое королевство Дессау-Верлиц даже внесено в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Парк ансамбля Сан-Сусси близ Потсдама был создан Пюклером и стал образцом для многих других парков. Есть прекрасные образцы пейзажных парков в Польше, Чехии, в Мюнхене, в Болгарии.
Российский опыт
Российская аристократия не могла пройти мимо садово-парковой моды Европы, и в 18 веке появляются первые пейзажные парки в России. Они в большинстве своем были копиями европейских ландшафтов, но постепенно русские садовники стали создавать уникальные комплексы, идеально подчеркивающие красоту русской природы.
Выдающиеся парки
В России хорошо прижилась традиция парков в английском стиле. В 18-19 веках были созданы блестящие образцы этого искусства. Сначала русские садовники шли по пути копирования, но позже была сформирована уникальная поэтика пейзажных парков России. В них обыгрывалась красота русской природы, и применялись традиционные местные растения. Прекрасными примерами являются:
- Парк в усадьбе Царицыно. Он был создан по приказу императрицы Екатерины Второй. Здесь использовались сибирские лиственницы и кедры, Основную планировку парка проводили английские архитекторы.
- Павловский и Екатерининский парки в пригородах Санкт-Петербурга. Это настоящие шедевры русского пейзажного садово-паркового искусства.
- Уникальный скальный пейзажный парк Монрепо в Выборге. Это редкий случай, когда такой масштабный проект обошелся без инвестиций со стороны императорской семьи.
Кому подходит пейзажный тип
Выбирая стиль для оформления сада, нужно в первую очередь обратить внимание на особенности участка. Пейзажный стиль подходит местам с естественным неровным рельефом, с натуральными водоемами. Для создания сада в английском стиле нужно быть готовым к тому, что его красота будет камерной, не бьющей по глазам, открывающейся постепенно.
Источник