Урок «Морской пейзаж» (6 класс)
* Познакомить учащихся с видами пейзажей, с творчеством художников-маринистов К.А.Айвазовского и Г.Дмитриева, с нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге.
* Развивать наблюдательность, творческое воображение, навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа живописно, актерское мастерство.
* Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
* Воспитывать видение прекрасного вокруг себя, творческую активность, интерес к искусству, бережное отношение к природу, аккуратность в работе.
Материалы: лист белой бумаги, акварель, гуашь, кисти, салфетки.
Оборудование: Монитор, компьютер.
1. Организационный момент.
Учитель — Здравствуйте ребята!
(Заходят в кабинет Кисточка и Карандаш)
Здравствуйте, мы потерялись и заблудились. Мы вывалились из сумки нашего хозяина.
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель – А кто же Ваш хозяин? Чем он занимается?
Карандаш – Мы часто ходим с ним в сад, лес и он там что-то рисует.
Учитель – Ребята, давайте поможем Карандашу определить профессию его хозяина.
Как называется профессия человека, который постоянно рисует?
Кисточка – А поясните нам, пожалуйста, что рисует наш художник?
Учитель — Как раз сегодня, мы поговорим о картинах, на которых нарисована природа.
— Давайте вспомним, как называется картина, на которой нарисована природа?
— А какие виды пейзажей вы знаете?
— Кисточка, Карандаш, я приглашаю вас к нам в гости на урок. Занимайте места за столом и принимайте участие в уроке.
3. Вводная беседа
Итак, я предлагаю посмотреть презентацию «Виды пейзажей».
ПЕЙЗАЖ в переводе с французского языка обозначает — природа. И поэтому, картины на которых изображается природа: леса, поля, горы, реки, озера, моря — будут называться жанром пейзажа.
Морской пейзаж (маринистика)
Фантастический пейзаж (сказочный)
Еще виды пейзажа называют по времени года, части суток, месторасположению.
Пейзаж можно рисовать с натуры, выехав, например, на природу, а можно придумать самому.
Пейзаж любят рисовать многие художники, ведь вокруг нас столько интересного и красивого. Мы сегодня с вами попробуем необычным способом нарисовать море.
4. Введение в тему урока
Тема нашего урока: «Морской пейзаж».
Давайте совершим с вами виртуальное путешествие к морю.
Нарисовать море очень сложно ведь оно очень изменчиво, оно может быть бурлящим от множества волн, или очень спокойным, похожим на голубой, бесконечный ковёр.
Морской пейзаж называется по-особому морской или марина, а художников называют МАРИНИСТАМИ.
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский.
Каждый день он в 6 часов утра он надевал широкий халат, становился к мольберту и рисовал.
Художник сделал 6 тысяч картин и все с натуры.
Его возлюбленной темой были штормы и кораблекрушения.
На вопрос: «Какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей»,
Айвазовский не задумываясь, отвечал: «Ту, что стоит на мольберте в мастерской,
которую я сегодня начал писать. «
У Айвазовского меня всегда настораживает большая доля трагичности в его морских пейзажах, его картины сложно держать дома, они несут в себе слишком сильное эмоциональное напряжение.
(Демонстрация презентации «Творчество И.К.Айвазовского»)
Готовясь к уроку, я сделала для себя удивительное открытие, бродила в сетях НЕТа и наткнулась на нашего современника, российского художника-мариниста Георгия Дмитриева. Вот это талантище.
Картины Георгия Дмитриева легки, воздушны, эмоционально положительны. Мне очень понравилось.
Делюсь с вами этой красотой, представляю, как завораживающе это смотрится на стенах, в галерее.
(Демонстрация презентации «Творчество Георгия Дмитриева»)
Какое приятное море, так и хочется окунуться. Ребята, а вы умеете плавать?
5. Физкультминутка
Какие стили плавания вы знаете? (брас, кроль…)
Вставайте и махами руками покажите эти стили.
Кисточка — А какое бы море нарисовали вы?
Карандаш — Я предлагаю вам стать сегодня художниками-маринистами и нарисовать море.
Кисточка — Но рисовать я предлагаю необычным способом — на мятой бумаге.
Учитель – Я знаю эту технику.
- Возьмём лист белой бумаги сомнём его. Расправим немного.
- С помощью карандаша наметим линию горизонта, которая будет отделять небо от земли. Можно нарисовать берег или остров.
- Теперь возьмём кисточки и раскрасим рисунок.
- С чего начнём раскрашивать?
- Где море будет светлее? Где темнее?
6. Практическая часть
(Учитель, Кисточка и Карандаш оказывают практическую помощь)
Карандаш —
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая –
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя –
Окунаю кисточку
В море голубое.
Кисточка – Я хочу наградить Вас за хорошую работу, поэтому я припасла кораблики.
Кораблики получат те, кто справится с работой.
(На листах детей есть прорезь, в которую они вставят кораблики).
7. Подведение итогов
Кисточка и Карандаш – Молодцы, ребята. До новых встреч.
8. Домашнее задание, уборка рабочих мест
Придумать и нарисовать сказочный пейзаж!
Источник
Урок ИЗО 6 класса на тему «Морской пейзаж»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
1.Познакомить учащихся с творчеством художника — мариниста К. А. Айвазовского. С нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге. 2.Развивать навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа живописно. 3. Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально- чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины. 4. Воспитывать творческую активность, интерес к искусству, аккуратность в работе. 5.Укреплять межпредметные связи (литература, музыка). 6. Формировать чувства неразрывной связи человека с природой. 7. Совершенствовать образное представление, зрительную память, изобразительные навыки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Развитие творческого мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.
1.Познакомить учащихся с творчеством художника — мариниста
С нетрадиционным способом рисования – на мятой бумаге.
2.Развивать навыки восприятия и понимания произведений искусства, учить отражать свои впечатления на плоскости листа живописно.
3. Расширять знания учащихся о пейзаже, как самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру эмоционально- чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
4. Воспитывать творческую активность, интерес к искусству, аккуратность в работе.
5.Укреплять межпредметные связи (литература, музыка).
6. Формировать чувства неразрывной связи человека с природой.
7. Совершенствовать образное представление, зрительную память, изобразительные навыки.
Листы белой бумаги, акварель, кисти плоские, кисти №2, палитры, банка для воды, салфетки, карандаши простые, клей-карандаш, картон.
Мультимедийный проектор, компьютер, слайд-презентация урока, аудиозапись шумов моря, фрагмент вступления к опере –былине «Садко» «Океан-море синее» Н. Римского – Корсакова.
Проверка готовности к уроку.
Представьте себе, что вы оказались в мастерской художника.
— А кого называют художником?
-Верно человека, который пишет картины. Художник пишет на своей картине всё, что видит вокруг себя: природу, окружающие нас предметы, человека или просто фантазирует.
Сегодня мы поговорим о картинах, на которых нарисована природа.
— Как называется картина, на которой нарисована природа?
— Пейзаж любят рисовать многие художники, ведь вокруг нас столько интересного и красивого.
-Тема нашего урока « Морской пейзаж».
Рисовать мы сегодня будем море.
Морской пейзаж называют по-особому – марина, а художников называют МАРИНИСТАМИ.
3.Беседа о художнике И. Айвазовском и его творчестве.
Самым известным русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Он родился 30 июля 1817 г.в Феодосии. Учился в Петербургской академии художеств. Работал в Крыму, Италии, посетил Францию, Англию.
Каждый день он в 6 часов утра надевал широкий халат, становился к мольберту и рисовал. Художник создал 6000 картин и все с натуры. Его любимой темой были штормы и кораблекрушения.
-Звучит музыка Н. Римского- Корсакова.
4.Рассматривание картины «Девятый вал».
Самая известная картина художника И. Айвазовского «Девятый вал». Давайте рассмотрим картину.
Девятым валом моряки называют самую огромную и страшную волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса. Разбивал в щепки и переворачивал корабли. Девятый вал нес разрушение и гибель.
— Что изобразил художник в верхней части картины? Каким изображено небо?
Что изображено в нижней части картины? Что вы можете сказать об изображенном море? Какое оно? На чем плывут люди? Как вы думаете, шторм продолжается уже долго или только начался? Что случилось с кораблем? Какие чувства испытывают люди?
« Над бушующим океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют ДЕВЯТЫЙМ ВАЛОМ.
Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты.
Кто эти несчастные люди? Как они сюда попали?
Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек. Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца, которое укротит эти бешеные валы.
Шторм продолжается уже долго. Почти вся команда погибла. Лишь несколько моряков спаслись, привязав себя веревками к обломку мачты.
Иначе волны их просто бы смыли. Обратите внимание на этого моряка.
Он надеется, что его с товарищами, заметят с какого – нибудь корабля и спасут.
Но на потерпевших надвигается самая большая волна. Девятый вал. Что же случится с моряками?
Художник предоставляет нам возможность самим придумать окончание истории.
Но с помощью цвета художник вселяет в нас надежду, что моряки останутся живы.
-Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
— Море в картине сине-зеленое, почти изумрудное — это цвет надежды.
Небо золотисто – розового цвета говорит о прояснении, оптимизме.
Эта картина, является символом неугасающей надежды человека перед лицом грозной и величественной стихии.
-А какое море нарисовали бы вы?
5.Объяснение и показ техники работы на мятой бумаге.
-Я предлагаю вам подобно художникам — маринистам нарисовать море.
Но рисовать мы будем необычным способом – на мятой бумаге.
Возьмем лист бумаги сомнем его. Расправим его. Наклеим на картон.
С помощью карандаша наметим линию горизонта (Она не должна делить лист пополам, для изображения моря вы должны оставить в листе места больше, чем для неба). Линия горизонта будет отделять небо от земли. Можно нарисовать лодку или парусник, а может, вы нарисуете остров или берег.
Теперь возьмём кисточки и раскрасим наш рисунок.
-Можно работать по сырой бумаге ( смочим широкой кистью лист бумаги, оставим сухими детали — парусник или лодку, их напишем по сухому).
— С чего мы начнем работу? ( С неба)
— Где море будет светлее? (У линии горизонта) Где темнее? ( На первом плане)
Море может быть разным: спокойное, волнующееся, освещенное солнцем, затянутое туманной дымкой.
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово – сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло – синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
С гордой гривою в час прилива.
— Учащиеся под фонограмму шума моря на фоне тихой музыки выполняют работу.
— На экране проецируется анимационная картина И.Айвазовского с движущимся кораблем.
7. Анализ работ учащихся. Подведение итогов урока.
-О чём мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового узнали на уроке? Кем был И.К.Айвазовский?
-Как называются картины с изображением моря?
8. Выставка работ учащихся.
9.Уборка рисовальных принадлежностей.
Источник