Пейзаж поленова заросший пруд

В. Поленов Заросший пруд

Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.

Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.

Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.

В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?

Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.

Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.

Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.

Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:

«Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »

А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
«В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы — тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, — позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880—1890-х годов..

Источник

Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы

Картина «Заросший пруд» знаменитого русского художника, педагога и мастера жанровой и пейзажной живописи Василия Поленова стала настоящим достоянием российского изобразительного искусства. На протяжении многих лет произведение удивляет своей загадочностью и спокойствием, которое мастеру так удачно удалось передать и донести до зрителя.

Из данной статьи можно будет узнать о том, что вдохновило автора на создание этого шедевра, а также будет представлено детальное описание картины Поленова «Заросший пруд».

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Читайте также:  Шланги насос для бассейна интекс

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен дремучий лес. Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Цветопередача картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Во время написания произведения автор, с присущим ему талантом, применил большое количество оттенков насыщенного зелено-изумрудного цвета. Зеленый цвет – это цвет спокойствия и умиротворенности. Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

Каждый уголок картины Поленова «Заросший пруд» отличается уникальной цветопередачей, а в целом на полотне тяжело найти два одинаковых оттенка.

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

Отзывы о картине

Как отмечала Юрова Тамара, искусствовед и исследователь творческого пути Поленова, в этой картине художник преподнес себя как великолепный колорист. Это обуславливается тем, что картина Поленова «Заросший пруд» нарисована в градациях одного лишь зеленого цвета. Художник справился с очень сложной задачей – он нарисовал множество нюансов, используя лишь один цвет, но именно оттенки цвета смогли придать деталям произведения свою уникальность.

Как писала в собственной монографии известный искусствовед Элеонора Пастон, картина Поленова «Заросший пруд» стала его заключительной работой перед началом творческой зрелости автора. В изображенном пейзаже автор с удивительной точностью подчеркнул могущественную силу природы и зависимость человека от этой силы. Мастер на своем полотне смог тонко объединить пруд и душу человека.

Многие ценители творчества Василия Дмитриевича Поленова отмечают в этой картине его академическую традицию построения картин, которая выражается в четкости диагональных линий. Этот авторский подход придает картинам автора первозданность и уникальность.

Источник

Описание картины Василия Поленова «Заросший пруд»

Василий Поленов, 1879 год, картина «Заросший пруд». , Фото: upload.wikimedia.org

Название Заросший пруд
Страна, художник Россия, Василий Поленов
Год 1879
Жанр Пастораль
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

Картина «Заросший пруд» — прекрасный образец творчества Василия Поленова, отражающая его талант, мастерство, художественную зрелость.

Поленов, известный представитель русской пейзажной школы, воплотил в своей картине сразу несколько летних воспоминаний. «Заросший пруд» стал собирательным образом летнего зноя, спокойствия, умиротворенного созерцания. Некоторые этюды были написаны еще за два года до основной работы, когда мастер проводил лето в небольшом украинском селе.

Большую часть картины занимает сам водоем. Он покрыт кувшинками и ряской, а в его спокойной глади отражаются окружающие деревья. К пруду из леса ведет тропинка и грубо сколоченный деревянный мосток. На первом плане – кусочек луга с полевыми цветами и стрекозами. А в глубине парка – дорожка и садовая скамейка на которой, если приглядеться, можно увидеть юную девушку, в задумчивости склонившуюся над книгой.

Основная особенность произведения состоит в удивительной колористике. Поленову удалось передать всю гамму и глубину летнего пейзажа с помощью огромной палитры зеленых оттенков – от переливающегося изумруда до глубокого болотного или цвета свежей зелени. Переходы между зелеными оттенками придают картине удивительное спокойствие, одухотворенность.

Еще одна характерная черта – необычное композиционное решение. Основные объекты на картине – берег луга, мостик, очертания пруда – образуют диагональные линии. Это еще больше углубляет пространство, даже задает некоторый динамизм.

Все произведение глубоко пронизано лирикой, романтическим духом. Такое впечатление создается благодаря контрасту старого парка, вековых деревьев и тонкой задумчивой фигуры девушки в белоснежном платье. Атмосфера тишины и уединения словно защищают юную леди от внешних тревог и волнений, создавая уютный обособленный мирок.

Источник

Картина «Заросший пруд» Поленова В. Д.: история создания, описание и отзывы

«Заросший пруд» – один из самых знаменитых пейзажей Василия Поленова. Вместе с «Московским двориком» и «Бабушкиным садом» они составляют своего рода трилогию, элегическое повествование о доживающих свой век дворянских усадьбах. Всё так узнаваемо, что, кажется, даже нечего к написанному Поленовым и добавить – любые слова будут излишни. Вот старый пруд с заиленным дном. Он давно не чистился и «цветёт»: вода у берегов затянута ряской, а ближе к центру водоёма – покрыта кувшинками. Заросли камышей наступают, отвоёвывая территорию у купальщиков. Заброшенный парк с серебристым тополем у мостков и наклонившимися к воде дубами – одичал и разросся. Красноречивая деталь: доски ветхих мостков побелели от долгого использования и частого хождения. Должно быть, когда-то мостки вели к купальне, где было шумно и весело, а сейчас уже никуда не ведут: небольшой песчаный пляж окончательно зарос травой. Одних только школьных сочинений, не говоря об искусствоведческих эссе, сколько написано о мечтательной грусти и молчаливом величии природы в картине Поленова «Заросший пруд»!

Но, кроме всем известного реалистического, есть у «Заросшего пруда» и некий мистический подтекст.

История написания произведения

Картина Василия Поленова «Заросший пруд» была создана в 1879 году. Картина является составной частью лирической трилогии, которой мастер посвятил 2 года своей творческой жизни. В трилогию вошли такие картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», и, конечно же, «Заросший пруд».

Вдохновение для написания произведения художник получил в 1877 году, находясь в деревушке Петрушки, которая расположена под Киевом. Тишина и спокойствие деревни и чудеснейшая природа подтолкнули художника к написанию первого этюда этого произведения.

Читайте также:  Подсветка для фонтана jebao

Этюд картины Поленова «Заросший пруд» оставался нетронутым до осени 1878 года. Именно в этот период Василий Поленов осуществлял переезд с Арбата в свое новое жилище в Хамовниках. Новый дом, где был расположен шикарный старый сад, поразил художника, и он принялся за работу над своим отложенным произведением.

Загадочная женщина с пейзажа Поленова

Многие знают, что женщину на скамейке перед заросшим прудом Поленов писал со своей сестры Веры. Её же можно видеть и в пейзаже «Бабушкин сад». Но не всем известно, что Вера и Василий были не просто братом и сестрой – они были близнецы, родились в один день, 20 мая (1 июня) 1844 года. Василий проживёт 83 года, он застанет революцию и советскую власть; в 1870-х приближенный к будущему императору Александру III (Репин даже грешил на друга, что тот зазнался после знакомства с наследником), Поленов уже в новом государстве станет одним из первых, кто получит «Народного художника Республики» – такая долгая и насыщенная событиями ему выпадет жизнь. А вот Вера, сестра-близнец и очень близкий Поленову человек, умрёт от болезни лёгких в 1881-м году, меньше чем через два года после создания «Заросшего пруда». «Бедная, она сильно страдает от неумолкающего жару. Боже, какое тяжелое время», запишет Поленов в те дни.
Перед смертью 37-летняя Вера обратится к брату Василию с необычной просьбой – написать большую картину о жизни Христа, которую брат давно задумывал, но всё никак не мог заставить себя за неё приняться (скорее всего, речь шла о картине, известной сейчас под названием «Христос и грешница»). И брат послушается. Картины Поленова на евангельские сюжеты не так знамениты, как его пейзажи, но писать их художник будет много и вдохновенно, словно выполняя волю покойной сестры. Таких работ у Поленова около 60-ти. Товарищ Поленова Федор Шаляпин, с кем вместе они проводили время в усадьбе мецената Саввы Мамонтова Абрамцево, восхищался: «Его библейские сцены – как мог он совместить в своей душе это строгое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли и над его озёрами веет дух Божества?» Харизматичным «Заросшим прудом» Поленов заложил своего рода традицию. Озёра, мосты, кувшинки будут с увлечением писать любимые ученики Поленова – Константин Коровин (, , , ) и Исаак Левитан (, , , ), а левитановское «У омута» считается прямым продолжением темы Поленова. Есть свой «Заросший пруд» и у младшего современника Поленова Валентина Серова.

Сам же поленовский «Заросший пруд» так и останется загадкой. И лишь от широты ассоциаций зрителя зависит, как воспринимать этот пейзаж – в более традиционном, ностальгически-усадебном, чеховско-тургеневском ключе или же в мистическом, гоголевско-булгаковском. Биография Поленова даёт основания как для первого, так и для второго.

Автор: Анна Вчерашняя

Василий Поленов, «Заросший пруд»: описание картины

Пруд, изображенный на полотне, наполнен умиротворением, спокойствием и загадочностью. Его частично поглотили водоросли и прекрасные, нежные белые кувшинки. На переднем плане видно, что берег зарос скромными полевыми цветами, на которые падает яркий солнечный свет сквозь могучие кроны деревьев. Недалеко от ближнего бережка нарисован старый деревянный мостик, ведущий к воде.

Дальний берег зарос высокой непролазной травой. Он не так ярко освещен солнцем, от чего выглядит более таинственно. На дальнем плане картины изображен дремучий лес. Он выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

Недалеко от пруда, возле леса на скамейке, расположилась женщина в светлом платье. По ее позе можно сделать вывод, что она решила уединиться и поразмышлять о своем прошлом или подумать о будущем. Важно, что находящаяся на картине женская фигура абсолютно не нарушает целостности природы, а лишь дополняет пейзаж.

При долгом просмотре пейзажа можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько, в ожидании заблудившихся прохожих, сидят русалки, опустившие свои хвосты в темный пруд, и неторопливо расчесывают длинные волосы.

Отзыв-описание

Это зеленая картина. Абсолютно серьезно – тут использованы просто все оттенки этого цвета. Но это и нормально для лесного пейзажа. Когда летом смотришь на леса-поля, то там тоже, кажется, только зеленый. Столько его оттенков! И всё-таки не хотел бы я собирать паззл с такой картиной!

На этой картине есть и человек, но его сразу не разглядеть. Дело в том, что он, точней, она не на первом плане. И ещё на ней зеленое платье. Тоже будто специально, чтобы слиться с природой. Наверное, в доме такое платье хорошо – свежо смотрится, но тут в лесу не отличить от дерева! Думаю, что героиня достаточно молода. Даже если на улице жарко, то тут в лесу и у водоёма должно быть свежо, а на ней ни шали, ни шляпки. Старушки даже при летнем зное кутаются! Эта женщина сидит на какой-то скамеечке, смотрит на воду. Отдыхает и набирается сил. Чувствую, что у неё своя история… Скучает ли она по кому-то, надоели ей окружающие, сочиняет ли она стихотворение? Вариантов много.

На первом плане картины, как и в названии, пруд заросший. Тут есть мостки. Это даже не недостроенный мост, а такой помост в воду. С него можно стирать, рыбачить, прыгать, чтоб искупаться. Но пруд такой весь в тине, что ни того, ни другого, ни третьего уже не сделаешь. Почему он зарос? Не чистили… То есть просто никто его не использовал, не приходил сюда, мутя воду – в хорошем смысле, то есть разгоняя водоросли. И вот пруд совсем испортился.

На мостках сплошное солнце! Берег в траве и цветах. От влажности тут растительность очень густая. Наверное, полно комаров. Справа ещё какая-то часть деревянная, но она совсем завалилась. Деревья тут довольно высокие, они создают густую тень. Дальше точно лес, так как зеленый цвет становится совсем черным.

Сама картина, как я вижу по иллюстрации, в трещинах. Может, ей тоже не повезло с условиями или с составом красок. Но думаю, что в реальности она бы мне очень понравилось. Тут прямо видно, что в листве, воде, то есть на полотне видны мазки краски. Люблю, когда поверхность картины такая неровная, ощущается рука художника.

Читайте также:  Бассейн сходить один раз

От картины веет прохладой, немного грустью запустения. Но сначала человек осваивает природу, а после она всё забирает.

Другие темы: ← Бабушкин сад↑ ПоленовМосковский дворик →

Настроение картины

Как уже было отмечено ранее, атмосфера картины Поленова «Заросший пруд» весьма спокойная и гармоничная. Величие природы, тишина, отсутствие суеты и теплые лучи солнца навевают мечтательное настроение. Взглянув на картину, сразу хочется оказаться по ту сторону произведения, присесть на берегу пруда и подумать о жизни.

Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека, в безмолвном диалоге и таинственности размышлений. Стоит отметить, что каждому русскому человеку близки мотивы этого произведения, так как таких живописных мест много и встречаются они практически в каждой деревне или городе.

[править] Значение картины

По мнению искусствоведов, этим полотном художник завершил картинную трилогию, куда вошли еще картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад», созданные в Москве в 1978 году[3][4]. Три этих полотна объединены не общностью сюжета (общностью сюжета объединены «Московский дворик» и «Бабушкин сад» — там изображен один дом, но с разных ракурсов), а определенным душевным состоянием, настроением, навеянным этими тремя пейзажами[1].

Серию этих поленовских произведений (вместе с еще несколькими картинами) художник Илья Семенович Остроухов назвал «интимным пейзажем»: «Одним из неожиданно больших праздников было появление на выставках первых интимных пейзажей Поленова в середине 70-х годов. „Московский дворик“, „Бабушкин сад“, „У мельницы“, „Серый день“ и ряд других тургеневских интимных мотивов явились мне неожиданно ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой»

[5][6]. Это определение оказалось настолько точным, что стало применяться по отношению к творчеству В. Д. Поленова и другими искусстоведами и художественными критиками.

Отзывы о картине

Как отмечала Юрова Тамара, искусствовед и исследователь творческого пути Поленова, в этой картине художник преподнес себя как великолепный колорист. Это обуславливается тем, что картина Поленова «Заросший пруд» нарисована в градациях одного лишь зеленого цвета. Художник справился с очень сложной задачей – он нарисовал множество нюансов, используя лишь один цвет, но именно оттенки цвета смогли придать деталям произведения свою уникальность.

Как писала в собственной монографии известный искусствовед Элеонора Пастон, картина Поленова «Заросший пруд» стала его заключительной работой перед началом творческой зрелости автора. В изображенном пейзаже автор с удивительной точностью подчеркнул могущественную силу природы и зависимость человека от этой силы. Мастер на своем полотне смог тонко объединить пруд и душу человека.

Многие ценители творчества Василия Дмитриевича Поленова отмечают в этой картине его академическую традицию построения картин, которая выражается в четкости диагональных линий. Этот авторский подход придает картинам автора первозданность и уникальность.

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое настоящая дружба
    Настоящая дружба – это дар, который нужно ценить и не терять. Если тебе посчастливилось обрести преданного и верного друга, то ты являешься счастливым человеком. А еще дружба способна раскрыть в человеке множество прекрасных качеств
  • Сочинение по картине Вербы в половодье Ромадина (описание 5 класс)
    Казалось бы, весна – одно из самых романтичных времен года. Однако картина Ромадина показывает нам обратное. Весна (особенно ранняя) также может быть и опасной – реки выходят из берегов
  • Сочинение по рассказу Бежин луг Тургенева
    Рассказы И. С. Тургенева – это видение мира и его изображение с позиции человека, хорошо осведомленного в вопросах крестьянского быта, традиций, жизни детей простого народа.

[править] Сюжет

Верный своему видению общности духовного мира человека и природы, Поленов обращается, как всегда, к самым простым пейзажам. Его «герои» не пышные и причудливые благоухающие яркими ароматами красавцы-цветы богатых садоводств, а невозделанные бесхитростные травы, полевые неяркие цветочки, крапинками появившиеся среди другой зелени. Их легкая и трепетная красота созвучна элегическому лирическому настроению.

И вместе с тем полотно пронизано величавостью и даже таинственностью природы[9].

Вся картины выстроена по академическим традициям, в двух планах: задний — написанный довольно «приблизительно», и передний — тщательный и подробный[1].

Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ[10].

Картина «Заросший пруд» построена на передвижении цветовой гаммы, где главенствует зеленый цвет во множестве оттенков[1][2][10], лишь кое-где уступая палитру и другим расцветкам: ярко-зеленая солнечная лужайка с подробно выписанными ромашками на первом плане соседствует с темной стеной могучих деревьев; через подернутые серебристо-серой воздушной дымкой темнозеленые кроны дальнего плана открывается — маленьким кусочком, словно осколком, в левом верхем углу — голубизна ясного неба с белыми облаками; голубизна неба и темнота парка соединяются затем в зеркальной поверхности пруда с — опять подернутыми зеленым — неяркими желто-оранжевыми кувшинками[8][9].

Искусствовед Т. В. Юрова писала про эту картину: «Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нем и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „Московском дворике“»

Всё умиротворенно и безмятежно на этом полотне. И в эту успокоенность органично и ничем не нарушая ее вписывается одинокая женская фигура в светлом платье — на скамеечке, в тени деревьев[9]. Она не сразу видна — весь центр полотна отдан мостику под деревьями и темной недвижимой водяной глади. А женская фигура смещена вправо, в теневую часть картины[12]. Но она придает жизнь замершему на холсте пейзажу. В этой сидящей женщине Поленов изобразил свою сестру-близняшку Веру Дмитриевну Хрущёву (1844—1881 гг.)[1][8].

[править] Выставка

Картина «Заросший пруд» — вместе с другим поленовским пейзажем «Бабушкин сад» — была представлена в 1879 году на 7-й выставке «передвижников». Как раз к этому времени Поленов стал членом Товарищества передвижников[13], хотя еще и до своего официального членства принимал участие в выставках «передвижников».

Затем в апреле 1879 г. выставка переехала в Москву и проходила в помещении московского Училища живописи[14]. А в декабре того же года студент Училища живописи Исаак Левитан представил на ученической выставке свою работу «Заглохший пруд», вероятно, навеянную картиной учителя[14].

Источник

Оцените статью