- Интересные факты о фонтанах Петергофа
- Петергоф: история возникновения, интересные факты
- Как появился Петергоф?
- Интересные факты о Петергофе
- Секреты Петергофа: как создавалась российская «столица фонтанов»
- Тайны фонтанов Петергофа и чудо их второго рождения: как это было 70 лет назад. ФАН-ТВ
- «Петергоф опередил Версаль»
- «Фонтаны пустить!»
- Тайны и загадки 70 лет спустя
- Чудовищные разрушения после войны
- Возвращение «Фаворитки»
Интересные факты о фонтанах Петергофа
Петергоф — летняя императорская резиденция на берегу Финского залива, ставшая символом победы России над Шведами в войне за выход к Балтийскому морю. В переводе с голландского слово означает «Петров двор»: основанный Петром I в 1710 году, он стал любимым местом летнего отдыха практически всех поколений Романовых. Сейчас Петергоф — самый посещаемый государственный музей-заповедник в Санкт-Петербурге. На территории парка находится более ста пятидесяти фонтанов, несколько дворцов, а также.. не менее интересные хозяйственные постройки Банного корпуса. Добраться до Петергофа несложно: от трех станций метро красной ветки ходят маршрутки (электричку не советуем, поскольку вокзал находится в некотором отдалении от парка). Впрочем, наиболее удобным вариантом остается групповая или индивидуальная экскурсия во дворцы Петергофа с посещением парка.
Если перед Вами стоит выбор, идти в Большой Петергофский дворец, Монплезир, Банный корпус, советуем склониться к последним двум музеям. Монплезир — подлинный дворец петровского времени, его любимый дом, «мое удовольствие» в переводе с французского. Банный корпус будет интересен не только взрослым, но и детям, которых внутри будет ждать сюрприз в виде душа-шутихи. Большой же дворец в разгар туристического сезона принесет Вам больше хлопот, чем радости, даже если Вы осматриваете фонтаны и парки Петергофа с персональным гидом. Главной достопримечательностью Петергофа, безусловно, являются фонтаны. Несколько интересных фактов о них:
В парке нет ни одного насоса — вода в фонтаны поступает самотеком с Ропшинских высот, а напряжение достигается благодаря перепаду давления. Этим Петергоф отличается, например, от Версаля, где без насосов ни один фонтан не заработал бы. Конечно, Версаль стал прообразом Петергофа, но главная цель Петра — «догнать и перегнать» Европу — была достигнута.
Для фонтанов до сих пор используются трубы 19 века, которые можно увидеть, например, купив билет в гроты Большого каскада. Раньше в составе фонтанной команды были мальчики — сыновья мастеров, которые без труда залезали в трубы и чинили их изнутри.
Все фонтаны включаются, выключаются и регулируются вручную — точно так же, как в 18 веке.
Фонтаны работают только с мая по октябрь, 7 часов в день — их торжественно пускают каждый день в 11 часов под гимн Санкт-Петербургу Р. М. Глиэра.
Большая часть фонтанов относится к петровскому времени — «Адам», «Чаши», «Пирамида», фонтаны Монплезирского садика, «Большой каскад», «Шахматная гора», «Золотая гора», «Водяная дорога», и т. д. Самые же последние фонтаны — «Мраморные скамьи» — относятся ко второй половине 19 века.
Самый полноводный фонтан — «Пирамида» — состоит из 505 струй и за одну минуту расходует 100 литров воды. Расход воды всех фонтанов составляет 1000 литров в секунду. Самый высокий фонтан — «Сампсон» — достигает 18-22 метров.
Главной «изюминкой» Петергофа являются фонтаны-шутихи или «мочильные забавы». Первые из них были созданы по приказу Петра, который не прочь был посмеяться над своими гостями, глядя, как дам и кавалеров в напудренных париках обливает струя воды, бьющая прямо из-под земли. Сейчас ни один ребенок не оставляет шутихи без внимания — желающих искупаться в таких фонтанах много даже в пасмурную погоду.
Самый жестокий из них — «Водяная дорога» — включается лишь трижды в день: в 13.00, 14.00 и 15. 00. Еще при Петре забаву сочли слишком жестокой и отменили, а обнаружили ее во время послевоенных раскопок.
Фонтаны украшают подлинные статуи 18-19 века, которые были во время Великой Отечественной войны закопаны в землю и тем самым спасены. К сожалению, некоторые, все-таки, были утрачены. Самой тяжкой потерей принято считать статую Сампсона, раздирающего пасть льва — эта статуя символизировала победу России над шведами, у которых на флаге изображался лев. Нового Сампсона после войны воссоздавали по частным фотографиям посетителей музея, а его установка в 1947 году стало символом победы уже не только над шведами, но и над фашистами. Больше всего во время оккупации пострадал Большой Петергофский дворец — он был сожжен и взорван, но благодаря реставраторам первые залы открылись уже в 1964 году.
Два раза в год — в мае и сентябре — отмечается открытие и закрытие фонтанов Петергофа (эти праздники, впрочем, не совпадают с фактическим открытием и закрытием). Как правило, действо сопровождается лазерным шоу и фейерверками, а билеты на них продаются заранее и отдельно.
Это далеко не все интересные факты о фонтанах Петергофа, но лучше всего — приехать туда и увидеть все собственными глазами. Подробнее об индивидуальной экскурсии в Петергоф здесь.
Источник
Петергоф: история возникновения, интересные факты
Бесподобный Петергоф – столица чистейших фонтанов и малахитовых садов – место для туристических визитов для путешественников, которые прибыли в Петербург.
Без жизнелюбивого вида Петергофа с изумрудными парками, удивительными водными представлениями множества фонтанов, блистательными статуями из золота, образ Петербурга был бы неполноценным. Привлекательность Петергофа не сформулировать словесно. Это образец торжества.
Как появился Петергоф?
История Петергофа берет свой старт 1710 году , когда наступило строительство первейших замков музея-дворца – Марли, Монплезира и Эрмитажа.
А в последствии крупного триумфа над флотом шведов, Петр принял решение преобразовать Петергоф в блестящий знак непобедимых операций флота России. Труд для формирования комплекса применялся в течении 2-х веков.
И осуществилось праздничное открытие музея-дворца в 1722 году, в то время он содержал в себе замки Марли и Монплезир, функционировала доля фонтанов.
Петр достиг своих целей : по степени роскоши Петергоф затмил собственный прообраз – Версаль во Франции, и оказался наиболее видным дворцовым комплексом в Европе.
Роскошные сады, бесчисленные фонтаны, позолоченные и матово-белые скульптуры, богатая обстановка Петергофских замков – все указывало на солидное состояние и известность России.
В последствии Второй мировой войны музей-дворец многое вытерпел: были порушены и расхищены дворцы, сворованы роскошные статуи фонтанов, разрушены сады и парки.
Однако у города получилось сберечь этот бесценный труд Петра I. Петергоф был реконструирован и заблестел веселее прежнего.
Интересные факты о Петергофе
Известный комплекс фонтанов поначалу задумано было создать совсем не в Петергофе, а в Стрельне. Но появились некие трудности. Вопрос состоял в том, что с целью постоянной деятельности фонтанов воду необходимо было поднять до 11 метров.
Это повлекло бы заливание водоемов рек Кикенки и Стрелки, поскольку находящаяся вокруг них область площадью в 10-ки квадратных километров располагается пониже определенной отметки.
Реставрация в Петергофе длится до настоящего времени . Свое начало она берет в 1944 году. Основная постройка Петергофа – Большой Каскад. Это совокупность сооружений из воды, красиво оформленная вазами и скульптурами.
Особенное положение в композиции захватывает фонтан «Самсон, раздирающий пасть льву» . К слову, поначалу в середине мог бы стоять не Самсон, а Геракл, поражающий Лернейскую гидру. Однако Геракла поменяли на Самсона, раздирающего пасть льву.
Есть суждение, что эта замена совершена благодаря победе русских войс над шведами в Полтавском сражении. Одержана она была в день Сампсония Странноприимца. Царь зверей же соотносится со Швецией, поскольку находится на гербе данного государства.
Надеюсь, что Вам понравилась экскурсия по Петергоф, с его красивейшими фонтанами, дворцами и парками.
До новых встреч на канале Домашний турист. Удачи Вам и бодрого настроения.
Благодарю за лайк, дочитку и комментарий.
Источник
Секреты Петергофа: как создавалась российская «столица фонтанов»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Водным конструкциям Петергофа совсем скоро исполнится 400 лет. Ведь впервые они были пущены в работу 20 августа 1721 года. Впечатляющие системы фонтанов и каскадов являются частью архитектурного комплекса летней резиденции первого императора российского Петра I. Вот уже много лет это место является популярной туристической точкой на карте современной России. А история фонтанов Петергофа не менее поразительна, чем они сами.
Согласно распространенному мнению, идея создать парк с фонтанами принадлежит лично государю Петру Алексеевичу, который к тому моменту уже успел прорубить «окно в Европу» и обзавестись выходом к Балтийскому морю. Тогда император задался целью построить на берегу Финского залива сооружение такой красоты, чтобы оно поражало любого, кто его увидит.
И свою задумку Петр принялся воплощать в жизнь со всем присущим ему энтузиазмом. Так, по информации Novate.ru, первые наброски будущего «городка фонтанов» российский правитель сделал своими руками.
Интересный факт: император хотел своим парком фонтанов затмить великолепие французского Версаля, возведенного по приказу Людовика XIV. И, судя по всему, ему это удалось – именно Петергоф считается самым шикарным комплексом такого типа.
Несмотря на активную поддержку на высшем уровне, возведение «ответа Версалю» не обошлось без эксцессов. Практически сразу возникли проблемы с местом строительства. Первоначально комплекс должны были возводить в Стрельне, однако выяснилось, что на том ландшафте возвести работоспособные фонтанные системы в том виде, который хотел Петр, просто невозможно. Как оказалось, без разработки дополнительного специального сооружения строительство комплекса могло привести к затоплению русел рек Стрельны и Кикенки, так как эта территория была ниже необходимой отметки в десять метров высоты.
Перспектива переплачивать за лишние строения императору не улыбалась, поэтому было решено искать другие пути решения проблемы. Выход подсказал инженер-строитель Миних. Именно ему удалось убедить Петра Алексеевича в необходимости перенести место возведения фонтанного комплекса в Петергоф.
Расчет Миниха был верным: природный ландшафт Петергофа оказался идеальным для возведения 4 каскадов и более 170 фонтанов, которые в сумме и составляют единый комплекс. Задумка Петра I была реализована в полной мере: российскую «столицу фонтанов» по праву ставили в один ряд с лучшими образцами садово-парковой архитектуры резиденций европейских монархов. А также фонтаны Петергофа стали своеобразным памятником знаменательному событию – обретение империей выхода в Балтийское море.
Не одно десятилетие великолепие фонтанов и каскадов летней резиденции Петра Алексеевича поражали воображение всех, кому посчастливилось увидеть все это собственными глазами. А потом началась война. Во время эвакуации ради сохранности из комплекса постарались вывезти все, что было можно. В итоге, почти восемь тысяч предметов интерьера и около полусотни статуй удалось спасти.
Но, к сожалению, эвакуировать все просто невозможно. Петергоф во время боевых действий понес огромные разрушения от вражеских артиллеристских обстрелов. Не обошла трагическая участь и фонтаны. В период немецкой оккупации комплекс лишился ряда скульптур, таких как «Волхов», «Нева», «Самсон», «Тритоны» и другие.
Разрушения оказались катастрофическими – полное восстановление комплекса не закончено и по сей день. Реставрационные работы продолжаются беспрерывно с момента их начала еще в 1944-м. Один из наиболее масштабных ремонтов сроком в семь лет был закончен в 1995 году. Их завершение было ознаменовано формальным запуском фонтанов. На сегодняшний день реставрации продолжаются в основном внутренние, в зданиях бывшей императорской резиденции.
Самым масштабным сооружением комплекса является Большой каскад, находящийся центральной части Петергофа. В него входят водные сооружения с украшениями в виде ваз, скульптур и барельефов. Центральным фонтаном каскада стал «Самсон, раздирающий пасть льву».
Забавно, но такое решение было продиктовано самой историей. Дело в том, что первоначально на центральном месте каскада должна была располагаться скульптура Геракла, побеждающего Лернейскую гиду, однако его заменили Самсоном. Причиной такого решения стала…Полтавская битва. Российская армия победила войско Карла XII в день Сампсония Странноприимца. А лев изображен на гербе Швеции. Так символично эта победа была отражена в комплекса фонтанов Петергофа.
Но, пожалуй, самой удивительной особенностью комплекса является своеобразный механизм подачи воды – ее пустили «на самотек». Такого необычного эффекта достигли с помощью системы шлюзов и канала, построенной по плану мастера Василия Туволкова. Таким образом, вода для фонтанов Петергофа берет начало в водоемах Ропшинских высот, и затем самостоятельно наполняет бассейны Верхнего сада.
От объемов воды в бассейнах и фонтанах прямо пропорционально зависит высота струй. Так, если в Верхнем саду будет установлена небольшая высота фонтанов, то в Нижнем парке струи могут взлетать вверх более чем на пятнадцать метров.
Хочешь узнать, как сделать свой дачный участок по-настоящему прекрасным с помощью искусственного водоема? Тогда читай: Вдохновляющие примеры искусственных водоёмов, которые превратят загородный участок в райское место
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Тайны фонтанов Петергофа и чудо их второго рождения: как это было 70 лет назад. ФАН-ТВ
Репортер ФАН-ТВ находится в ГМЗ «Петергоф» на празднике, посвященном 70-летию первого послевоенного пуска фонтанов. Как происходило их восстановление? Какие тайны музей под открытым небом хранит до сих пор?
«Петергоф опередил Версаль»
Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая в своей приветственной речи рассказывает всем собравшимся о главных страницах истории уникального музея-заповедника: «293 года назад император Петр Первый дал старт жизни уникальной фонтанной столицы России. Почти 10 лет он шел к этому событию, он готовил это удивительное для всей Европы открытие. И, пригласив сюда гостей – и своих соотечественников, и европейцев, он осуществил первый пуск петергофских фонтанов. Это было 15 августа по старому стилю и 26 августа – по новому. С этого времени весь мир удивился. И, как сказал один из европейских путешественников: «Версаль, ты теперь отстаешь, потому что блистательный Петергоф опередил тебя».
Фонтаны Петергофа питаются естественным путем. Здесь нет ни одного насоса, здесь очень мало технических сооружений. Вода идет самотёком с Ропшинских высот. Потому-то Петергоф считается чудом России и чудом света. И так продолжается почти 300 лет.
Петергоф стал, по сути, памятником русской истории в полной мере. Нет ни одного другого места в России, где история была бы сконцентрирована так сильно и так мощно. В середине XX века яркую и интересную жизнь Петергофа прервала война, и всем нам хорошо известно, какой трагедией она обернулась для фонтанной столицы. В руинах лежал Большой дворец, практически погибли все фонтаны, исчезла легендарная статуя Самсона. В первую очередь после Победы было принято решение спасать пригороды. Тогда еще не была понятна судьба Большого дворца, тогда не было финансовых возможностей спасать всё сразу, но руководители Ленинграда приняли решение: в первую очередь – фонтаны Петергофа. И вот, в августе 1946 года было открыто не так много, но около 20 фонтанов. Самые основные, самые главные. Не было «Самсона», но фонтаны обещали жить, и они живу до сих пор. 1946 год, ровно 70 лет назад. Эта знаковая дата собрала нас всех сегодня, и мы с благодарностью вспоминаем о тех людях, которые спасали Петергоф. И я могу сказать: фонтаны пустить!»
«Фонтаны пустить!»
Отмашка дана, и над музеем-заповедником, который простирается под открытым небом, раздаетс я гимн Петергофа. Он появился совсем недавно и впервые прозвучал 19 мая 2015 года в ходе торжественной церемонии открытия фонтанов. Автором музыки является композитор Сергей Осколков, а вот слова написала сама Елена Кальницкая. Исполняет гимн народный артист России Николай Копылов:
«Самсон – Петергофа надежный оплот,
Краса он и гордость по праву.
И в образе этом царь Петр живет,
Не меркнет российская слава.
Струй и брызг парад,
Самсон в созвездии богов
И вечно юный Петергоф!»
Сотни людей, пришедшие сегодня в Петергоф, любуются удивительным зрелищем: упругие струи воды взмывают к небу, мускулы Самсона блестят и переливаются под солнцем. А 70 лет назад, когда после шестилетнего перерыва зашумели воды Большого каскада, в центре ансамбля вместо мощной фигуры атлета, разрывающего пасть льва, стояла бронзовая ваза с цветами.
Тайны и загадки 70 лет спустя
Елена Кальницкая рассказывает журналистам о важности сегодняшней даты: «Событие значимости небывалой! Когда закончилась война, были достаточно большие споры и дебаты, как восстанавливать пригородные дворцы. Сегодня ни для кого не секрет, что петергофский Большой дворец хотели превратить в дом отдыха, потому что понимали, что средств очень мало, документов почти не осталось. Но то, что нужно восстановить фонтаны, – не было абсолютно ни у кого вопросов.
Мы довольно долго искали и нашли документы Ленгорисполкома о том, как готовилось открытие фонтанов. Практически все городские службы – и Водоканал, и городские инженерные службы – были задействованы, чтобы 26 августа 1946 года открыть фонтаны. Есть фотографии, как фронтовики с семьями с просветленными лицами ходят по этим аллеям, как стоит деревянный настил на этом месте, где мы с вами сейчас разговариваем, и на этом месте на роликах катаются пары. Еще не было возможности делать такие грандиозные праздники, как мы сейчас делаем на «Большом каскаде», еще не было того самого ритуального обряда».
Важное внимание Кальницкая уделяет главной фигуре праздника – Самсону. «Самсон – Петергофа надежный оплот, как сказано в словах гимна. И если подумать о том, какая судьба у этого удивительного библейского персонажа… До сих пор мы не знаем точно судьбу легендарного «Самсона» Козловского. Был ли он в Германии переплавлен на бронзу, как считают многие наши искусствоведы и коллеги – немецкие исследователи? Погиб ли он в морской глубине, будучи вывезен из России в Европу? Либо он, может быть, найден где-то на территории России? Довольно много мы делали экспериментов, довольно много мы искали и здесь фонтанную чашу, но судьба исторического «Самсона» Козловского так и остается загадкой. Но сегодня перед нами стоит обновленный фонтан, это работа нашего советского скульптора Симонова. Есть легендарные кинокадры, как везли статую Самсона через весь город, как везли ее по Невскому проспекту, как сидел скульптор на ступенях огромной платформы. Сидел и плакал, потому что эта работа перевернула всю его жизнь».
Кальницкая призывает нынешние и последующие поколения относиться к фонтанам Петергофа максимально бережно: «Всем миром надо беречь это удивительное чудо, которое поддержано человеческим гением дважды: в начале своего существования и в 40-е годы после войны».
Чудовищные разрушения после войны
Заведующий отделом музейных исследований ГМЗ «Петергоф» Павел Петров рассказывает о том, как музейный комплекс пережил войну: «После освобождения Петергофа в январе 1944 года практически все объекты его в той или иной степени подверглись серьезным разрушениям – как дворцы и парковые павильоны, так и фонтанная система. Сами парки очень сильно пострадали от боевых действий. Конечно, в наибольшей степени пострадал Большой Петергофский дворец, который в центральной части был практически полностью разрушен. Очень сильные повреждения получили дворец Марли, павильон Эрмитаж, дворец Монплезир. Парки пострадали от вырубки, от того, что здесь были устроены многочисленные ходы сообщения, ДЗОТы, огневые точки противника. Верхний сад был перекопан весь, там был огромный противотанковый ров. Фонтаны также были разрушены, «Большой каскад» взорван, особенно пострадал «Большой грот». Одним словом, все объекты теперь необходимо было восстанавливать. И в этих условиях, конечно, и дирекции дворцов, музеев и парков Петродворца, и руководству города Ленинграда необходимо было принять правильную стратегию действий по восстановлению дворцово-паркового комплекса, что восстанавливать в первую очередь.
И здесь, надо сказать, дирекция приняла достаточно верное решение: восстановление надо было начать с фонтанной системы. Поскольку, как сказал директор дворцов, музеев и парков Петродворца Шурыгин, фонтаны образуют саму систему дворцово-паркового комплекса, от которого мы уже дальше пойдем в восстановительных работах. Это решение было принято предварительно в 1945 году, а 14 февраля 1946 года Ленгорисполком принимает историческое решение о восстановлении первой очереди петергофских фонтанов. Предполагалось всего лишь за полгода, то есть уже к концу августа 1946 года, воссоздать 34 фонтана. Это Аллея фонтанов 22 штуки, террасные фонтаны 10 штук, Итальянский и Французский фонтан.
Конечно, работы протекали в очень сложных условиях. Необходимо было найти фонтанных мастеров, скульпторов, соответствующий материал – в первую очередь, мрамор – для восстановительных работ. Для этого всё местное население было подключено к поиску необходимых материалов.
В результате за полгода этих усиленных, очень интенсивных ремонтно-восстановительных работ уже к 20 августа был предварительно подготовлен пуск фонтанов, а 25 августа 1946 года произошел торжественный пуск фонтанов первой очереди Петродворца, на котором присутствовало и руководство города, и представители общественности, и известные научные деятели – такие, как академик Орбели и другие. Затем состоялось торжественное представление артистов на террасе у Верхнего дворца, а также в Нижнем парке».
Возвращение «Фаворитки»
Восстановительные работы на территории дворцово-музейного комплекса ведутся до сих пор. О них рассказывает Михаил Ваулин, начальник отдела капремонта ГМЗ «Петергоф». Под его началом в настоящее время ведется комплексное восстановление фонтана «Фаворитка».
«На сегодняшний день основные работы подходят к своему завершению, сейчас ведется облицовка непосредственно самой чаши фонтана» а – рассказывает Ваулин. – Основные реставрационные работы велись под землей. Мы с вами видим только надземную часть фонтана, на которой будет установлена крестовина со смонтированными на ней скульптурами уток и собаки мопс. Под чащей фонтана располагается камера глубиной 2,5 метра, где находится сам механизм, который приводит в действие скульптуры.
Проведена достаточно сложная реставрационная работа. Восстановлена кирпичная кладка стен камеры, мы видим люк – это вход в камеру, к нему ведет кирпичная галерея, которая также была восстановлена. Отремонтирована система подачи воды, система водоотведения». Завершение работ планируется к 5 сентября.
Источник