- Пешком по городу: семь самых интересных пешеходных маршрутов для прогулок по Москве
- Автор: Юлия Смагринская
- 1. Пешком по центру столицы
- 2. Променад по московским бульварам
- 3. Экспресс-прогулка от Китай-города до Пятницкой
- 4. Марш-бросок от Тверской до Красных ворот
- 5. Путешествие от Цветного бульвара до Китай-города
- 6. Вдоль монументальных домов к Новодевичьему монастырю
- 7. Прогулка по «нехорошим местам»
- Вокруг Чистых прудов, Покровки и Маросейки
Пешком по городу: семь самых интересных пешеходных маршрутов для прогулок по Москве
Автор: Юлия Смагринская
Пешие прогулки по Москве, как особый вид досуга, одинаково интересны и туристам из разных стран, и гостям столицы из других городов России, и самим жителям города. Посмотреть все интересные места за раз физически невозможно, но вот спланировать культурную программу на неделю вполне реально. «Мой Дом Москва» предлагает семь вариантов пешеходных прогулок по самым интересным местам столицы. С нашим нехитрым навигатором увлекательный досуг на целую неделю обеспечен.
1. Пешком по центру столицы
Прекрасный маршрут длиной 5 километров проходит через многие достопримечательности Москвы. Во время прогулки можно будет заглянуть на шоппинг. Отправной точкой этого маленького путешествия по центру столицы станет Театральная площадь. От нее дорога пойдет в сторону Китай-города и Лубянки. Отсюда сворачиваем в старые московские переулки и двигаемся по направлению ГУМа за покупками. Вдоволь нагулявшись по бутикам, можно сделать пару памятных снимков на фоне Кремля для Инстаграм, попутно рассматривая историческую часть города и любуясь красотами просторного центра Москвы. Завершением прогулки станет станция метро “Площадь революции”.
2. Променад по московским бульварам
В один из солнечных осенних дней будет приятно совершить променад по московским бульварам и шумным улицам мегаполиса. Протяженность такой прогулки составит 8 километров. Началом маршрута станет Арбат. Пространство Старого Арбата захлестнёт потоком творческой энергии, исходящей от местных художников, музыкантов и актеров. Уличные мастера кистей и красок предложат сделать милый шарж или красивый портрет. Городские исполнители очаруют меломанов. Буквально на каждом шагу здесь можно увидеть певцов с гитарами или целые музыкальные коллективы, исполняющие хорошо знакомые всем песни. Страстных театралов встретят актеры, зачитывающие стихи и монологи из известных пьес. Ценителей питейных заведений ждет Новый Арбат с его многочисленными барами и кафе. Утолив физический и эмоциональный голод, отправляемся в сторону Тверского бульвара и идем до пересечения с Тверской улицей. По пути встречаем памятники Тимирязеву и Есенину, проходим здание ТАСС и театр им. А.П. Чехова. Выходим к Пушкинской площади, откуда открывается вид на первый в России ресторан быстрого питания известной фирмы, здание бывшего Издательского дома «Известия» и Московский театр мюзикла. Оттуда сворачиваем на Петровку, и выходим на Столешников переулок. Завершающей точкой прогулки станет Театральная площадь.
Тверской бульвар
3. Экспресс-прогулка от Китай-города до Пятницкой
Знакомство с центром Москвы не обязательно должно быть утомительным, а маршрут длинным. Экспресс-маршрут длиной всего в 4 километра поведет от Китай-города до Пятницкой улицы. С первых шагов рекомендуем обратить внимание на древние церкви Варварки в районе Китай-города и Ильинском сквере. Дальше путь ведет в сторону Большого Москворецкого моста через Москву-реку. Продлить удовольствие от прогулки на пути к Пятницкой улице можно, свернув в тихие городские улочки, живущие в особом ритме. Дорога в результате приведет прямиком к Третьяковской галерее, в которую есть повод заглянуть: здесь проходит одна из сменных экспозиций из цикла «Художник и время»: “Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов”. Пятницкая улица остается «на сладкое» – по всей длине улицы располагаются уютные кафе. В завершении продуктивного дня, в качестве поощрения за проделанный путь, угоститься десертом будет очень кстати.
4. Марш-бросок от Тверской до Красных ворот
Визитной карточкой этого маршрута станет знакомство с одной из самых красивых улиц Москвы – Тверской. Путешествуя по ней, удастся рассмотреть красоту исторических зданий, увидеть книжный магазин «Москва», дом столичного Правительства, памятник Юрию Долгорукому. В глубине Тверской улицы, по адресу: Тверская ул. дом 6 стр. 6 прячется здание Савинского подворья 1907 года постройки. Оно уникально тем, что ночью 4 ноября 1939 года его передвинули на новый фундамент без отселения жильцов. В переулке между Красной и Манежной площадью, вблизи Воскресенских ворот можно загадать желание на «нулевом километре». Если верить в примету, то стоя посреди квадратного компаса из бронзы нужно подумать об исполнении заветной мечты, а затем бросить через левое плечо монетку. Поддержку высших сил получит тот, чья монетка не вылетела за пределы компаса. Совершив ритуал, можно пройтись под световым ливнем серебристых гирлянд Никольской улицы, а затем выйти к Лубянской площади. Завершающий вектор маршрута пройдет вверх по Мясницкой улице и закончится у метро “Красные ворота”.
5. Путешествие от Цветного бульвара до Китай-города
Очередную увлекательную прогулку можно совершить вдоль Цветного бульвара с его главными достопримечательностями – памятника Юрию Никулину, Cтарого Московского цирка на Цветном бульваре и фонтана с клоунами напротив через дорогу. Двигаясь в сторону Трубной площади можно увидеть самый большой в мире валенок, а также стелу, увенчанную фигурой Георгия Победоносца.
Далее держим курс на улицу Рождественка и идем в сторону Кузнецкого моста. Там заглядываем на смотровую площадку Центрального детского мира. Снова возвращаемся на Рождественский бульвар, а с него идем к Чистым прудам, некогда воспетым в лирической балладе Давида Тухманова и Леонида Фадеева в исполнении Игоря Талькова. Оттуда следуем на Покровку. Завершает маршрут уже знакомый Китай-город.
6. Вдоль монументальных домов к Новодевичьему монастырю
Маршрут прогулки вдоль монументальных домов времен расцвета советской архитектуры пролегает от метро «Фрунзенская» через маленький парк при усадьбе Трубецких по направлению к Новодевичьему монастырю. В этом престижном районе селились состоятельные москвичи, а дома для них строили, что называется, на века. После посещения монастыря можно пойти погулять по Фрунзенской набережной.
7. Прогулка по «нехорошим местам»
Мистический маршрут проходит по Садовому кольцу от станции метро «Маяковская», где на Большой Садовой, 10 находится та самая «нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты». Жилье здесь с 1921 по 1924 годы снимал сам автор Михаил Булгаков. Квартира стала прообразом пристанища Воланда и его свиты. Изучив одно из самых мистических мест в Москве, отправляемся бродить по переулкам у Патриарших прудов. Сегодня «Патрики» стали модным общественным пространством с десятками уютных кафешек и ресторанчиков, с ними связано много мистических историй. Самая известная, конечно же описана в романе Булгакова, но есть и другие. Ходят легенды о Козьих болотах на месте бывшей Патриаршей слободы, где чинила козни разная нечисть. Отсюда направляемся перевести дух на Арбат, а дальше снова окунаемся в мистическую атмосферу. На этот раз дорога привела к станции метро «Кропоткинская» и улице Пречистенка. Место на протяжении многих лет называлось Чертолье в честь ручья Черторыя, который вытекал из Козьего болота. Сейчас русло ручья течет в трубе под Гоголевским бульваром. Про Чертолье сложено немало городских легенд, связанных с чертями и прочей нечистью.
Источник
Вокруг Чистых прудов, Покровки и Маросейки
Храм Святителя Николая в Кленниках на улице Покровка
ana1501 / Фотобанк Лори
Окрестности нынешних Чистых прудов, район между Мясницкой и Покровкой — место в Москве заповедное. Где-то в этих местах стоял двор боярина Степана Кучки, который, когда к нему приехал Юрий Долгорукий, «не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь». Разгневанный князь приказал убить нахала и бросить его тело в близлежащий пруд, а все его обширные земли вдоль Москвы-реки присвоил и основал на них город. При первых Романовых по Маросейке с Покровкой пролегал путь в любимейшие царские имения — Рубцово, Измайлово, Преображенское. Даже если взглянуть на карту Москвы XIX века, легко убедиться, насколько сильно город был сдвинут в этом направлении. Его центром тяжести был вовсе не Кремль, а как раз Чистые пруды.
Выйдя из метро «Чистые пруды», сделайте десяток шагов и обернитесь назад — первая достопримечательность маршрута уже перед вами. Наземный павильон работы архитектора Николая Колли почти идеально сохранился со дня ввода в эксплуатацию первой очереди метрополитена в 1935 году, вплоть до надписи «Метро» на крыше, которая выполняет тут и информационную, и композиционную роль. Когда-то похожие псевдоантичные храмы в стилистике ар-деко отмечали вход в «Смоленскую» и в «Комсомольскую», но до наших дней дошел только этот. Всего пару лет назад его стать невозможно было рассмотреть в окружении уродливых торговых центров, занимавших почти всю площадь Мясницких Ворот. Но самострой снесли, и сторонники этой собянинской политики в первую очередь отправляют оппонентов на Чистые пруды.
Начало Чистопрудного бульвара отмечает памятник Александру Грибоедову — неподалеку, в построенном Матвеем Казаковым особняке своего друга полковника Бегича (Мясницкая, 42), он писал «Горе от ума» и сочинил первый русский вальс. Сам бульвар недавно реконструирован и превращен в передовое общественное пространство со всеми вытекающими последствиями — от положительных, вроде изобилия скамеек, до отрицательных, вроде часто безумной иллюминации. Отходящий от бульвара влево Архангельский переулок в первом же своем дворе скрывает Меншикову башню — один из самых поразительных памятников московского барокко.
По мере движения от метро бульвар становится все шире — то его место, где перед фонтаном с журавлем расселся бронзовый Абай Кунанбаев (казахский поэт, чтимый в расположенном рядом посольстве Казахстана) памятно либеральной общественности по круглосуточным политическим гуляниям мая 2012 года, ловко названным «Оккупай Абай». Малосимпатичное здание, стоящее поперек бульвара, официально именуется многофункциональным комплексом «Белый лебедь», и его история любопытнее, чем его внешний вид. В 1968 году в Москве было построено два одинаковых модернистских ресторана «Времена года» — в парке Горького и у Чистых прудов. К 2016 году один из них был заботливо перестроен Ремом Колхасом в центр современного искусства «Гараж», а другой превращен в это чудовище.
Южный фасад «Белого лебедя» обращен прямо к Чистому пруду, или, как велит называть этот водоем странная московская традиция, к Чистым прудам. Достоверно известно, что пруды назывались Погаными до тех пор, пока в начале XVIII века светлейший князь Александр Данилович Меншиков, владевший в этих местах большой усадьбой, не повелел их очистить. Куда менее достоверно установлено то, почему они были Погаными. Самое распространенное объяснение связано с животными останками, которые якобы сбрасывали сюда жившие на Мясницкой мясники. Но мясные ряды располагались ближе к Сретенке и внутри Белого города, так что тащить отходы до этого места было довольно не сподручно. Иные версии звучат, однако, еще более невероятно — от памяти об убийстве тут боярина Кучки до утопленных в пруду языческих изваяний вятичей. В наше время Чистые пруды используются куда менее драматичным манером — летом тут катаются на лодках, а зимой на коньках.
Под № 23 по Чистопрудному бульвару значится Библиотека им. Достоевского, превращенная в ходе недавней реформы в образцовый коворкинг-читальню со свободным доступом для всех желающих, а под № 14 — доходный дом церкви Троицы, что на Грязях. Он знаменит своими лепными орнаментами на фасаде, сделанными по эскизам художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова, — диковинные существа отсылают к рельефам Дмитровского собора во Владимире. Увы, после войны дом надстроили, лишив его гармоничных пропорций и резной ограды вдоль крыши. Сама церковь Троицы, что на Грязях стоит уже за углом, на Покровке. Грязи тут были самые натуральные: протекавший рядом ручей Рачка образовывал топкое место, под каждый фундамент закладывали сваи. Изуродованный в 1930-е годы храм постепенно восстанавливается, осталось только отстроить колокольню и ротонду с высоким куполом.
Место пересечения бульваров с Покровкой называется площадью Покровских Ворот — по снесенным в 1780-х годах воротам стены Белого города. Никакой площади тут на самом деле нет, и помимо связи с пьесой Леонида Зорина и фильмом Михаила Казакова, замечателен этот перекресток тем, что он один во всем городе сохранил изначальную планировку узловых точек Бульварного кольца. При Павле I был издан указ строить на месте прежних ворот гостиницы (большую часть из них проектировал Василий Стасов), и хотя эти здания в створе бульваров уцелели не только на Покровке, только тут они по прежнему стоят с обеих сторон улицы.
Небольшой сквер на углу Покровки с Потаповским переулком отмечает место, где до 1936 года тут стояла поразительная Успенская церковь (1699), чуть ли не главный шедевр нарышкинского барокко. Академик Лихачев писал о ней так: «Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном». Сейчас от всего этого остался дом причта, занятый рестораном «Саперави», и тот самый сквер, рисунок дорожек в котором повторяет геометрию осей церковного здания.
На другой стороне Покровки — тоже малозаметная, но все же менее призрачная достопримечательность. Если зайти во двор длинного дома № 4, то на его обратной стороне с удивлением видишь открытые галереи, характерные скорее для Одессы или Тбилиси, чем для центра Москвы. Во второй половине XIX века таких галерей в городе было немало, но теперь сохранились единицы, из которых эти — в самом лучшем состоянии.
Точка, в которой Покровка превращается в Маросейку, — в большой степени условность. До XVII века никакой Маросейки не было, и улица от Китайгородской стены до границы Земляного города (нынешнего Садового кольца) называлась Покровкой по церкви Покрова в Садех, стоявшей на месте дома № 2 по Маросейке. В начале XIX века, наоборот, Маросейкой считали все до самых бульваров. Отчего улицы теперь соприкасаются на перекрестке с Армянским и Старосадским переулками — непонятно, но так уж заведено. Перекресток, тем не менее, может похвастать одним поразительным видом и двумя вполне выдающимися памятниками. В перспективе Старосадского переулка разрезает небо готический шпиль собора Святых Петра и Павла: лютеранская община выкупила этот участок в начале XIX века, а нынешнюю кирху освятили в 1905 году. В возвращенном ныне верующим храме регулярно проходят органные концерты.
Увлекшись таким немосковским зрелищем, легко не заметить на углу переулка скрытую деревьями церковь Космы и Дамиана, выполненную Матвеем Казаковым (1791–1793). Ее основной объем состоит из четырех цилиндров — центрального, увенчанного куполом, и трех боковых, — особо выгодно смотрящихся на фоне стеклянной башни 1970-х годов. По другую сторону Маросейки зелени казаковской классики противостоит голубизна баженовского барокко: построенный в 1782 году главный дом усадьбы генерал-фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского. После графа Петра Александровича, победителя турок, буяна, матерщинника, и, не исключено, внебрачного сына Петра Великого, домом владел его сын Николай Петрович, коллекционер и библиофил, основатель Румянцевского музея. Нынешний фасад особняка — результат реконструкции, устроенной в 1880-х годах тогдашним владельцем, купцом Митрофаном Грачевым, увековечившим себя гербом с буквой «Г» на фронтоне. Установленные при Грачеве в простенках третьего этажа аллегорические фигуры земледелия, скотоводства и свободных художеств придают дому несколько соцреалистический настрой, удачно гармонирующий с нынешним его использованием под посольство Белоруссии.
Через два дома на той же стороне улицы тему представительства братских восточнославянских народов неожиданно продолжает массивный дом Нарышкина-Рагузинских (№ 11/4). Его нерегулярный ампирный декор и странные пропорции этажей указывают на сложную историю — и в самом деле, часть этого комплекса XVII—XIX веков восходит к Малороссийскому подворью, возникшему в 1660-х после присоединения левобережной Украины к владениям московских царей. Указ царя Алексея Михайловича гласил: «Малороссийских городов казакам и мещанам, которые учнут к Москве приезжать для всяких своих дел и с товарами… ставиться на Малороссийский двор». Отсюда — и само название Малороссейка-Маросейка, и его советский аналог «улица Богдана Хмельницкого». Завершают правую сторону Маросейки два очень разных здания, стоящих стена к стене — храм Святителя Николая в Кленниках (1650-е) и конструктивистский угловой дом № 3 (1928–1930), где сначала был Наркомфин, а потом — ЦК ВЛКСМ.
Площадь Ильинские Ворота — не очень внятное пространство, сливающееся с двумя соседними площадями, Новой и Старой. Чтобы разобраться в нем, нужно вспомнить, что до 1934 года перспективу от Маросейки замыкали огромные Ильинские ворота Китайгородской стены, из-за которых выглядывали стоящая до сих пор башня дома Северного страхового общества (1911) и исчезнувшая величественная церковь Николы «Большой Крест». Новая и Старая площади находились со внутренней стороны стены, а площадь Ильинских Ворот — с внешней.
В конце XIX века на территории различных рынков, «яблочных балаганов», тянувшихся прежде перед стеной в обе стороны, произошли решительные преобразования. Справа с 1872 по 1907 год по частям возвели громаду Политехнического музея, ныне закрытого на реконструкцию. Слева же в 1882 году появился Ильинский сквер — живописное, хоть и немноголюдное сейчас пространство, по какой-то прихоти судьбы постоянно становящееся оплотом разнообразных меньшинств: в советское время это были геи, а теперь — любители охоты на покемонов. В верхней части сквера в 1887 году на собранные гренадерами средства была поставлена чугунная часовня в память о взятии русскими войсками болгарской крепости Плевна, которую упорно оборонял турецкий гарнизон во главе с военным министром Порты Осман-пашой.
Источник