Переход с фонтаном метро

Фонтан с сюрпризом и другие необычные места в московском метрополитене

Московский метрополитен — это не только впечатляющая архитектура станций и поразительно сложная транспортная система. За более чем 80 лет своего существования он успел обзавестись множеством необычных мест, которые в силу своего местоположения недоступны глазу обычного пассажира, зато доступны глазу проворного диггера. Сегодня мы расскажем о нескольких таких в центре Столичной Подземки.

В самом центре Москвы, на Театральной площади посреди сквера стоит фонтан. Он был построен в 1835 году итальянским скульптором Джованни Витали. Фонтан использовали извозчики для того, чтобы поить лошадей, а мощность его была такая, что он мог выдавать до 17 тысяч ведер воды в сутки. Также вода из фонтана подавалась по сети подземных водоводов в подвалы разных близлежащих сооружений. Но причем тут метро, спросите вы?

Дело в том, что при строительстве первой очереди метрополитена в первой половине 30х годов XX века, не имея опыта подобных работ, советские специалисты экспериментировали со способами проходки тоннелей и конфигурацией сооружений подземки. Одним из таких экспериментов стало встраивание в фонтан вентиляции метро. Помещения под ним оборудованы вентиляционными решетками и оснащены охранной сигнализацией. Затем подходной коридор выводит к шахте, расположенной рядом, но не имеющей соосного выхода на поверхность. ( Те из читателей, кто уже ознакомился с рассказом о том, как устроена вентиляция подземки, поймут принципиальное устройство несоосного венткиоска. ) Шахта же выводит к тоннелям метро, в перегон между станциями «Охотный Ряд» и «Лубянка». При этом, как и много где на первой очереди метро, она имеет необычную, двухуровневую систему выработок. Это, а также расположение непосредственно в центре Москвы, и родило слухи о якобы находящихся под фонтаном специальных секретных тоннелях, соединяющих важные государственные здания. Одиозный «отец диггерства» Вадим Михайлов неоднократно водил в подземелья фонтана журналистов и даже спускался с ними в тоннели, где фотографировался на фоне проезжающего поезда. После того, как очередная экскурсия закончилась в отделе полиции, за местом стали следить усерднее, и теперь уже, конечно, ни о каком проникновении туда речи не идет.

Центр Москвы богат на достопримечательности не только на поверхности, но и под землей. Так, совсем недалеко от фонтана Витали, под Манежной Площадью, находится еще один артефакт строительства первых очередей подземки. Как известно многим москвичам, под Манежной Площадью находится подземный торговый центр, построенный в 90х. Во время его строительства археологами было найдено множество артефактов, которые ныне выставлены в музее неподалеку. Но помимо археологических раскопок, в процессе постройки этого многоуровнего сооружения пришлось также разрушить целый тоннель метро. Движение поездов при этом, никто конечно же не перекрывал, ведь тоннель этот принадлежал служебно-соединительный ветви, или ССВ, соединяющей станции Охотный Ряд и Александровский Сад. Такие линии проложены по всему метро, и с помощью них можно перегонять составы с одной ветки на другую. Поскольку наша ССВ строилась как участок действующего перегона еще в начале XX века, она имела 2 тоннеля. Второй достался еще от тех времен, когда между станциями, теперь находящимися на красной и голубой ветках, ходили поезда. Поэтому строители сочли возможным полностью выкопать и демонтировать один из параллельных тоннелей, чтобы на месте его пролегания построить торговый центр. При этом для перегонки поездов между линиями хватает и одного пути. Место, где встречаются тоннели двух ССВ под Александровским Садом, по мнению многих диггеров, одно из самых впечатляющих в центре. Большая сводчатая камера съездов, из которой в разных направлениях расходятся рельсовые пути, раньше соединялась и с уничтоженным тоннелем. На месте же их соединения сейчас стоит подстанция метро.

Читайте также:  Каркасный бассейн intex metal frame 457х122 см 16805 л 28242

Прямо под центром Москвы пересекается огромное количество подземных коммуникаций, и метро здесь — не исключение. Между станциями для пассажиров выстроены сложные системы переходов, но коммуникации, закрытые от посторонних, могут привести гораздо дальше. Так, вокруг пересадочного узла станций Театральная, Площадь Революции и Охотный Ряд раскинулась целая сеть проходов, по которым можно выйти на 4 ветки подземки. Эти кабельные коллекторы были построены еще в 40х годах, и сейчас едва используются по назначению. При этом они имеют разветвления и выходы в разные места Подземки, некоторые из которых являются настоящими артефактами прошлого нашей Столицы.

Одним из таких артефактов можно назвать сохранившуюся до наших дней фильтровентиляционную камеру или ФВК — предшественник современных объектов Гражданской Обороны на метрополитене, о которых мы рассказывали в предыдущий раз . Такие камеры строились перед и во время Великой Отечественной Войны, и служили для защиты людей, укрывавшихся в метро как в бомбоубежище, от ядовитых газов или дыма от пожаров наверху. Представляет он из себя блок длиной около 20 метров, в котором устанавливались рядами специальные фильтры для очистки воздуха с поверхности. До наших дней дошли лишь воздуховоды и остатки оборудования, а нынче бывший объект ГО используется в качестве кладовой службы пути. Трубы же, выходящие из него, выходят прямо к стволу находящейся неподалеку шахты, широко известной некогда в узких кругах диггеров, которые долгое время пользовались ей для проникновения в метрополитен, пока залаз, то есть точка, через которую можно было проникнуть в метро, не сровняли с землей.

Места, показанные на фото, хоть почти и неизвестны людям, но тем не менее, по-своему красивы и интересны. Безусловно, под центром Столицы выкопано гораздо больше, и зачастую гораздо глубже, чем московское метро, и это давно не секрет для энтузиастов подземных исследований, но большинство подобных относятся к разряду того, что не стоит обсуждать. Но и помимо этого, метро еще таит множество своих секретов. Больше о них вы сможете прочитать в одном из следующих наших рассказов. До новых встреч!

Источник

Метро «Римская»: загадочные скульптуры и работающий фонтан прямо на станции

Почему эта станция настолько нетипична для Московского метро? Что означают её украшения? Правда ли, что здесь можно встретить некоторые итальянские # достопримечательности , и где их искать? Что на этой станции есть такого, чего вы не найдёте больше нигде в столичном метро? А также — почему в центральном зале нет подвесных указателей? И по какой причине в Москве в принципе появилась такая станция? Об этом и не только расскажу сегодня.

Обмен любезностями

# московское метро — кладезь уникальных станций. Одна из них находится на Люблинско-Дмитровской линии и называется «Римская». В чём её необычность? Во-первых, в строительстве участвовали иностранные архитекторы. Если говорить конкретно, то из Италии. Во-вторых, # архитектура и оформление слишком нетипичны для столичного метрополитена. Платформа открылась 28 декабря 1995 года в составе участка новой линии, которая в то время получила название Люблинская. Первым действующим стал отрезок от «Чкаловской» до «Волжской».

Как вы уже, наверное, поняли, наименование станции «Римская» — это дань уважения дружественным отношениям с Италией. Существует практика, когда города обмениваются названиями станций метро, чтобы подчеркнуть этот самый характер отношений между странами. В Риме платформы в честь Москвы нет, зато она существует с 1978 года в Милане и называется «Moscova».

Проект «Римской» разработали российские архитекторы Лев Попов и Наталья Расстегняева. Компанию им составили итальянские специалисты Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки. По конструкции станция колонная трёхсводчатая. Глубина заложения 54 метра. Построили её с помощью специального щита для проходки тоннелей.

Маленькая Италия в России

Колонны «Римской» выглядят немного квадратными. Тем не менее, их края закруглены. Это позволяет избавиться от излишней визуальной массивности. Отделаны колонны, как и путевые стены, мрамором светлых оттенков. Светильники скрываются в овальных нишах, которые устроены в сводах центрального зала станции. Карниз, который находится между светильниками и колоннами, сделан из пластика. На боковых платформах просто установили круглые лампочки в декоративной пластиковой конструкции.

Читайте также:  Черное море домики с бассейном

В целом, планировалось, что оформление станции будет поистине итальянским. Поэтому здесь использовали майоликовые скульптуры. Они смотрятся, как глазированные. Над переходом на станцию «Площадь Ильича» пассажиров встречает вариация на тему «Мадонны с младенцем». Скульптуру поместили в некую овальную рамку. Её края венчают слова из молитвы Пресвятой Богородице на латинском языке. Кстати, эту композицию создал отечественный скульптор Леонид Берлин.

С противоположной стороны стены(то есть видно для тех, кто переходит с «Площади Ильича» на «Римскую») находится вольная интерпретация мраморной плиты «Уста Истины». По краям круглой окантовки также можно увидеть изречение на латинском языке. На русский оно переводится, как «Излишняя предосторожность никогда не повредит обществу». По пути на станцию «Площадь Ильича» вы также встретите миниатюру с парой парящих ангелочков.

Источник

Единственная пугающая станция метро в Москве

С момента переезда в Москву на постоянное место жительства, я побывал, наверное, на большинстве станций метро, катаясь по бесконечным собеседованиям и подработкам. И разделил для себя архитектуру подземки на две категории: впечатляющие и «вообще ни о чём». Но нашлось и исключение из правил — станция Римская. Пугающая и отталкивающая.

Больше всего пугает переход с Римской на Площадь Ильича и надпись «На пересадку». Когда иду здесь, не могу отделаться от мысли, что люди, заходящие под неё, отправляются на трансплантацию органов, а я вместе с ними. Вот поднимусь по эскалатору и окажусь в стерильной комнате с лампами дневного света, где мне вырежут мозг и отдадут его какому-нибудь Страшиле, а сердце пересадят какому-нибудь Дровосеку. Сходящие с эскалатора люди, погружённые в свои мысли, тоже не внушают оптимизма. Их как будто уже выпотрошили.

А над всем этим, как бы успокаивая, расположилась скульптура «Мадонна с младенцем».

Всё нормально, всё хорошо — поднимайтесь.

Станцию достроили в самом конце 1995 года и дали ей имя не согласно расположению, как это принято, а исходя из концепции проекта — «Римские достопримечательности». Понятия не имею, что на самом деле было в этом документе, и куда смотрели итальянские архитекторы Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки, принимавшие участие в строительстве, но схожести с Римом у станции нет, как и намёков на достопримечательности. Символы, которые можно увидеть на Римской, они про историю основания столицы Италии. Совсем не весёлую историю.

Вот, например, два младенца, которые сосут молоко прямо из брюха волчицы.

Это Ромул и Рем — основатели Рима. По легенде, после рождения их бросили в реку, но они чудом выжили, их подобрала и вскормила волчица, а воспитали две птицы — дятел и чибис. Повзрослев, дети вернулись в родные края, узнали тайну своего рождения — что их отцом был бог войны Марс — и восстановили на престоле своего деда.

После этого они решили основать новую колонию, но, погрязнув в спорах, где должен возникнуть город, между братьями возникла ссора, и Ромул убил Рема. В легенде говорится, что Ромул очень раскаивался в убийстве, но город почему-то назвал всё равно в честь своего имени. На латинском имя города звучит как Roma, а мы называем его Рим. Такая вот лексическая трансформация, в которой без лингвиста и ста граммов не разберёшься.

Ромул и Рем изображены ещё раз на Римской на выходе из станции. Это место гордо называется единственным подземным фонтаном в Москве, хотя от фонтана там только тонкий ручеёк, струящийся (и то не всегда) за спиной маленьких братьев.

Младенцы сидят на колоннах, которые, пожалуй являются единственной угадывающейся отсылкой к римским достопримечательностям. Но и тут дети изображены нарочито страшно. Если посмотреть поближе, то вообще мрак.

Читайте также:  Фонтан для кошек не дорогой

И напоследок. Ещё над одним проходом станции висит вот эта, тоже непривлекательная, маска.

Источник

Какие истории может рассказать станция метро «Римская»?

Вы знали, что в Москве есть станция метрополитена с фонтаном внутри?

Станция метро «Римская» на первый взгляд кажется стандартной. Она не потрясает красотой, как, например, Новослободская или Маяковская. Здесь нет богатого убранства. Но если приглядеться, можно увидеть, что она обладает своеобразным шармом, да и в целом довольна интересна.

Во-первых, именно здесь находится единственный фонтан в московском метрополитене

Во-вторых, скульптуры, которые можно здесь увидеть, выполнены известным скульптором Леонидом Берлиным

Во-третьих, в Москве есть всего несколько станций, в оформлении которых принимали участие иностранные специалисты. И одна из них – Римская

Какие же истории может нам рассказать «Римская»?

История про название станции

Почему «Римская»? Первое предположение, которое приходит на ум – «Москва-Третий Рим». Но оно неверно.

Изначально станцию планировали назвать «Серп и Молот» (в честь одноименного завода). Потом предлагались варианты Рогожская и Рогожская застава. Но в итоге станция получила название «Римская» как акт «обмена названиями» — предполагалось, что в Москве будет «Римская», а в Риме должна была появиться станция «Москва». Но не ищите в итальянской столице станцию с таким названием, ее там нет и уже вряд ли будет.

История про оформление станции

Красота станции метро «Римская» в деталях.

Невысокие колонны облицованы мрамором. Подсветка зала осуществляется из овальных ниш, расположенных у основания свода.

Оригинально выполнен пол — он здесь выложен диагональными разноцветными гранитными полосами.

В центральном зале, чтобы не портить перспективу, нет ни одного указателя.

Но самое интересное – это, конечно, скульптуры, связанные с легендами и образами древнего Рима. На станции можно увидеть и Мадонну с младенцем, и Ромула с Ремом, и Капитолийскую волчицу, и Уста истины.

История про фонтан и скульптуры

Все скульптурные композиции на станции «Римская» выполнены известным скульптором Леонидом Берлиным, за которые он в 1997 году получил звание Лауреата Премии Москвы в области литературы и искусства.

Вот в овальном медальоне Капитолийская волчица , кормящая будущих основателей Рима.

По контуру майоликового круга сделана надпись на латыни – “Urbs aeterna. Romullus Martis filus urbem Romam condit”, что означает: «Вечный город. Ромул, сын Марса, основал Рим».

Источник

9. Станция «Римская» и фонтан на ней

Разговор о станциях и городах заслуживает отдельной статьи; «Римская», как и «Пражская» получила название, не связанное с местным топонимом. Это была дань уважения, интересный эксперимент, в оформлении которого, конечно, приняли участие итальянские архитекторы.

«Римская» весьма примечательна во множестве отношений. С каким-то особым уважением отнеслись тут к декору. Отсутствуют указатели посреди зала, которые могли бы испортить перспективу или скрыть Мадонну с младенцем, «инфосос» скромно прижался к колонне. Конструкция станции была новой для Московского метро (обычно под платформой есть служебные помещения, здесь такого нет).

Но, конечно, особо занимателен тот факт, что на станции есть фонтан. Сразу за скульптурами младенцев Ромула и Рема, присевших на колонне, находится стена, по которой стекает вода. Этот фонтан — единственный в Московском метро, скромная попытка сделать что-то новое в архитектуре подземки, отражение эпохи поисков нового стиля в девяностые, как и вся остальная Люблинская линия.

Визуальная чистота и простота конструкции эффектно выделяет красочные, нарочито неаккуратные декоративные элементы станции, которые выглядят, словно подросток разрисовал классические колонны из баллончика. Обычно строгое Московское метро всем своим видом напоминает о богатой истории города, о его солидности и весе. А Римская своими цветовыми пятнами вдруг возражает: «всё относительно»; Москва, она же «третий Рим», гораздо моложе «вечного города».

Время идёт, вода бежит и точит камень. Может, колонны на станции и лежат на земле, словно руины, но Ромул и Рем, осмотрев ныне Московское метро, наверняка бы подумали, что их дело живёт.

Источник

Оцените статью