- Морские бассейны и порты РФ
- Порты России в Каспийском море: местоположение и основные характеристики.
- Порт Астрахань
- Порт Оля
- Порт Махачкала
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
- Реестр морских портов
- 10 крупнейших портовых городов России
- 1. Новороссийск
- 2. Санкт-Петербург
- 3. Владивосток
- 4. Находка
- 5. Петропавловск-Камчатский
- 6. Мурманск
- 7. Сочи
- 8. Калининград
- 9. Махачкала
- 10. Севастополь
Морские бассейны и порты РФ
Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.
Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:
— Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);
— Балтийский (Балтийское море);
— Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);
— Каспийский (Каспийское море);
— Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).
К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.
Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.
Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.
Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.
Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.
Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.
Каспийский бассейн. Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.
К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.
Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.
Черноморско-Азовский бассейн. Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.
Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.
В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.
За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.
В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.
Источник
Порты России в Каспийском море: местоположение и основные характеристики.
Порт Астрахань
Код порта: RUASF / Координаты: 46°17′ С.Ш. 47°58′ В.Д.
Местонахождение: Россия, Астраханская область, Каспийское море, дельта реки Волга
Основные технические характеристики морского порта Астрахань:
- Площадь территории морского порта (га): 197,29
- Площадь акватории морского порта (км2): 55,007
- Количество причалов: 32
- Длина причального фронта морского порта (п.м): 5130,45
- Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 4,5/150/20
- Период навигации в морском порту: круглогодичный
Порт Оля
Код порта: RUOYA / Координаты: 45°78′ С.Ш. 47°55′ В.Д.
Местонахождение: Россия, Астраханская область, Каспийское море, дельта реки Волга
Основные технические характеристики морского порта Оля:
- Площадь территории морского порта (га): 327,44
- Площадь акватории морского порта (км2): 53,12
- Количество причалов: 6
- Длина причального фронта морского порта (п.м): 907,2
- Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 4,5/135/16,2
- Период навигации в морском порту: круглогодичный
Порт Махачкала
Код порта: RUMCX / Координаты: 43°00′ С.Ш. 47°30′ В.Д.
Местонахождение: Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала, западное побережье Каспийского моря
Основные технические характеристики морского порта Махачкала:
- Площадь территории морского порта (га): 59,3
- Площадь акватории морского порта (км2): 5,58
- Количество причалов: 18
- Длина причального фронта морского порта (п.м): 2014
- Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка, длина, ширина) (м): 6,5/150/20
- Период навигации в морском порту: круглогодичный
Источники информации: ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря», сервис MarineTraffic
Интересуетесь логистикой? Подписывайтесь на наш канал .
Есть вопросы по международным грузоперевозкам? Команда транспортно-логистической компании «Кредо Транс» всегда на связи .
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Реестр морских портов
В соответствии с федеральным законом 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.
Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Федеральным агентством морского и речного транспорта.
В реестр морских портов России включены 67 портов, которые входят в восемь морских бассейнов и расположены на берегах 12-ти морей трёх океанов и Каспийского моря.
В Реестр морских портов Российской Федерации вносятся следующие сведения: порядковый регистрационный номер морского порта; наименование морского порта; местонахождение морского порта; дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг; перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов; основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров; период навигации; наименование и адрес администрации морских портов; основание и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации.
Исключение морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.
Источник
10 крупнейших портовых городов России
Знаете ли вы, что в России есть 67 портов на 12 морях? Рассказываем о самых важных.
1. Новороссийск
Расположен в незамерзающей Цумесской бухте Черного моря. Город несколько веков принадлежал турецкой Османской Империи, но после русско-турецких войн в 1829 году перешел России согласно мирному договору. Это крупнейший порт России, который имеет грузооборот более 140 миллионов тонн в год. Также здесь находится база военно-морского флота России.
2. Санкт-Петербург
Первый порт появился здесь в 1703-м, в год основания города. Однако вблизи Петербурга Финский залив имел узкий извилистый берег, и со временем это стало затруднять прохождение крупных торговых судов. Поэтому во второй половине 19 века был построен Морской канал, который позволил открыть новый порт. «Большой порт Санкт-Петербурга» имеет протяженность 31 км вдоль береговой линии и имеет около 200 причалов.
3. Владивосток
Один из крупнейших дальневосточных портов и главная база Тихоокеанского военно-морского флота России. Город был основан в 1860 году именно как военный порт, название означает “владеть Востоком”. В конце 19 века сюда начали массово переезжать люди со всей Российской Империи, ведь город стал конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. В советское время город был вне внимания властей, скромным закрытым портом, но в 1990-е был разрешен въезд иностранцам, а после саммита АТЭС в 2012 году и вовсе преобразился. Сейчас это еще и зона свободной торговли.
4. Находка
«Вот это находка!» — воскликнул, по легенде, один из моряков летом 1859 года, когда корвет «Америка» приблизился к неизвестной бухте. Новую точку на карте так и назвали — Находка. Поначалу здесь была деревня, но в 1930-40-х силами заключенных ГУЛАГа тут построили порт и образовался город. Сейчас это третий по размеру населенный пункт Приморского края Дальнего Востока после Владивостока и Уссурийска.
5. Петропавловск-Камчатский
Поселение в Петропавловске было основано еще в конце 17 века, когда первооткрыватели впервые достигли этих отдаленных краев. В 19 веке тут начали развивать порт, чему благоволила незамерзающая Авачинская бухта. Во время Второй мировой здесь построили большой новый порт, который расширяли на протяжении всего 20 века. Петропавловский порт активно развивают и сейчас, потому что он является важной точкой Северного морского пути — кратчайшего из европейской части России на Дальний Восток.
6. Мурманск
В крупнейшем в мире городе за полярным кругом находится важный северный незамерзающий порт. Он был построен в 1915 году во время Первой мировой войны, и лишь после этого здесь был основан город. В советское время Мурманск активно развивали, порт должен был снабжать и ремонтировать суда Северного флота. Во время Второй мировой город сильно пострадал от авианалетов, однако, гитлеровской армии не удалось взять его по суше. Сейчас Мурманский порт не теряет своей важности, является базой для освоения Арктики и аванпостом атомного флота России.
7. Сочи
Здание сочинского морского порта, построенное в стиле сталинского ампира в 1955 году, является одной из визитных карточек города. Порт, прежде всего, направлен на пассажирские перевозки, а не торгово-промышленную деятельность. Более того, в порт города Сочи запрещено заходить нефтеналивным судам, зато здесь вовсю курсируют большие круизные лайнеры. История русского присутствия на этом береге исчисляется с первой половины 19 века, когда здесь появился первый форт, а уже с 1909 года Сочи стал главным курортом на черноморском побережье Кавказа.
8. Калининград
До 1945 года город назывался Кёнигсбергом и был столицей Восточной Пруссии. Первый торговый порт здесь был основан еще в 14 веке. После Второй мировой северная часть этой провинции и сам город были переданы СССР. Порт был сильно разрушен во время войны, так что советская власть построила новый Калининград, самый западный порт России и единственный незамерзающий порт российского побережья Балтийского моря. Прежде всего Калиниград обслуживает торговые грузоперевозки и рыбный промысел, последний появился здесь только при СССР.
9. Махачкала
Столица республики Дагестан — крупнейший город российского Северного Кавказа и при этом единственный незамерзающий порт России в Каспийском море. Порт был построен во второй половине 19 века, здесь есть большая сухогрузная гавань, а также железнодорожная переправа и современная высокотехнологичная нефтяная гавань. Кроме того, в Махачкале находится одна из баз Каспийской флотилии военно-морского флота России
10. Севастополь
Современный Севастополь был основан по указу Екатерины II в 1783-м, сразу после присоединения Крыма к Российской Империей. Севастополь стал главным черноморским портом Империи еще в начале 19 века. В этом городе воинской славы, неоднократно участвовавшем в разных войнах, и сейчас находится главная военно-морская база Черноморского флота России. Кроме военной базы, в незамерзающей Севастопольской бухте есть и крупный промышленный порт который занимается перевозками рыбы, нефти, металлов и другой самой разной продукции.
Источник