- Печорский угольный бассейн: перспективы месторождения
- Характеристика бассейна
- Запасы
- Добыча угля
- Рынки сбыта
- Международные
- Российские
- Дальнейшие перспективы бассейна
- Состояние экологии
- Мероприятия, направленные на стабилизацию экологической ситуации
- Охрана труда
- Печорский угольный бассейн, условия добычи
- 1 ответ
- Знаете ответ?
- Предметы
- Новые вопросы
- Рейтинг сайта
- Добыча угля в Печорском бассейне
- Залежи богатства
- Добывают для себя
- Эксперт Сергей Решетняк, главный технолог ООО «СПб-Гипрошахт»
- В формате обсуждения
- Финальные черты
Печорский угольный бассейн: перспективы месторождения
Угольная отрасль является ведущей отраслью промышленности Республики Коми. Рядом с месторождением расположен город Воркута. С перспективами развития Печорского угольного бассейна напрямую связано и развитие в целом топливно-энергетического комплекса этого региона.
Печорский угольный бассейн второй в России по запасам угля после Кузбасса и на сегодняшний день является крупнейшей на территории Северо-Западного автономного округа сырьевой базой для развития металлургии и энергетики, а в перспективе – углехимии.
Характеристика бассейна
Бассейн площадью 90 тыс кв. км расположен на территории северной части Республики Коми и Ненецкого автономного округа.
Он насчитывает порядка тридцати месторождений, часть которых находится за пределами полярного круга.
Состав углей Печорского угольного бассейна разнообразен: бурые угли, антрациты и полуантрациты, тощие угли.
Качество углей высокое:
- теплота сгорания горючей массы – 7200-8600 ккал/кг, рабочего топлива – 4300-6340 ккал/кг;
- теплотворная способность 4–7,8 тыс. ккал;
- влажность угля – 6–11 %;
- зольность – 4–6 %;
Мощность пластов средняя и составляет около полутора метров. Глубина залегания различная, самая маленькая на Воргашорском от 150 метров и самая глубокая на Воркутинском до 900 метров, средней считается цифра 470 метров.
Запасы
Основная часть запасов угля сосредоточена на Интинском (энергетические угли), Воркутинском( коксующиеся и энергетические угли), Воргашорском и Юньягинском (коксующиеся угли) месторождениях. Основная масса добываемого угля подвергается обогащению. Разработка месторождений Печорского бассейна ведется с 1930 года.
По состоянию на 2014 год общие геологические запасы составляют 344,5 млрд тонн, балансовые запасы категорий А, Б, С на действующих угледобывающих предприятиях достигают 810 млн тонн, преобладают запасы жирных (51 %) и длиннопламенных (35,4 %) углей.
В целом балансовый запас особо ценных марок угля на шахтах Воркуты составляет 40,3% или 326,3 млн тонн. Из общих ресурсов доля бурых углей составляет 33,2 %, антрацитов – 0,4 %, примерно половина каменного угля относится к марке Д4.
Доля пригодного для коксования угля составляет около 40,7 млрд т; энергетических углей – 300,5 млрд т (из них кондиционных – 209,5 млрд т). На территории Ненецкого национального округа находится 51 % общих геологических ресурсов угля (70 % из него является кондиционным). Основная часть разведанных балансовых запасов угольного бассейна Печоры расположена на территории Республики Коми.
Добыча угля
Добыча угля осуществляется на достаточно глубоких шахтах, подземным способом, прежде всего в Воркуте.
Разработка месторождений ведется в сложных условиях мерзлоты, нарушенности залегания пластов, опасности горных ударов, взрывов газа и пыли.
Эти условия залегания определяют высокую себестоимость добычи и переработки сырья.
Высокая себестоимость добываемого в Печорском бассейне угля, а также удаленность его от основных промышленных центров неблагоприятно сказываются на развитии добычи в регионе.
Начиная с 2011 года объем добычи и переработки на шахтах Инты и Воркуты падает. В 2014 году также ожидается падение на уровне 15 % по сравнению с прошлым годом. На шахтах бассейна достаточно высокая производительность труда – превышает среднеотраслевую на 25–30 %. Однако наблюдается тенденция ее падения с 2010 года в Инте и с 2014 года – в Воркуте.
Рынки сбыта
Начиная с 2013 года в угольной промышленности России прослеживаются негативные тенденции, причины которых кроются в падении спроса на уголь на мировых рынках и сокращении спроса на внутреннем рынке. Из-за газификации регионов падают потребности угля в ЖКХ, сокращается потребление угля в черной металлургии, в том числе с учетом внедрения новых технологий производства стали.
Перевозки угля происходят по Северной железной дороге.
Международные
В то же время пока еще растет экспорт угля значительными темпами. В частности, в 2013 году он достиг 140 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2012 годом более чем на 8 миллионов. Очевидно, что в условиях сокращения внутреннего спроса на уголь конкуренция между угольными компаниями за рынки сбыта растёт.
Российские
Региональные рынки сбыта коксующихся и энергетических углей Печорского угольного бассейна в основном расположены в макрорегионе, включающем европейскую часть России и Урал. Для вывоза угля из региона используется Северная железная дорога.
Коксующиеся угли Печорского угольного бассейна сегодня поставляются на предприятия концерна «Северсталь-групп».
В частности на Череповецкий металлургический завод, Магнитогорский, Нижнетагильский, Новолипецкий металлургические комбинаты, Ленинградский промышленный узел, в Уральский, Центральный и Центрально-черноземный экономические районы , ОАО «Носта», ОАО «Мечел», Московский коксогазовый завод.
Энергетические угли обеспечивают нужды потребителей агропромышленного комплекса и ЖКХ Республики Коми и других регионов, предприятия целлюлозно-бумажной и лесной промышленности, поставляются на предприятия РАО «ЕЭС России» , РАО «Российские железные дороги». Полностью закрывается потребность Северного экономического района, на 45 % − Северо-Западного района и Калининградской области, на 20 % − Волго-Вятского и Центрально-Черноземного района.
С учетом регионализации рынков сбыта угля для Печорского бассейна более актуальной является задача увеличения потребления угля в Северо-Западном федеральном округе.
Дальнейшие перспективы бассейна
Для устойчивого развития Печорского угольного бассейна и угольной промышленности Республики Коми на длительную перспективу необходима скорейшая подготовка и введение в эксплуатацию новых угольных месторождений и объектов геологического доизучения.
Расходы на совершенствование логистики и перевозку угля по транспортному коридору Кузбасс – Северо-запад потребуют 230 миллиардов рублей. Решение проблемы – более динамичное развитие Печорского угольного бассейна по стоимости перевозки марок энергетического и коксующегося угля.
Воркутинские угольные предприятия движутся в правильном направлении, планомерно сокращают издержки, ведь за последние три года их уголь подешевел на рынке уже на сорок процентов.
Еще один плюс предприятий Коми – модернизация производства, инвестиции в основной капитал постоянно растут, в отличие от других регионов России, и только в прошлом 2013 году составили почти 8 миллиардов рублей.
В планах еще и увеличение объемов добычи, в том числе за счет освоения новых месторождений. Наиболее перспективные в Коми Сырьягинское и Паэмбойское – там намерены добывать остродефицитные марки угля, спрос на которые всегда стабилен, и не только в России.
Состояние экологии
Важнейшим требованием к состоянию и к функционированию угольной промышленности является обеспечение ее экологической безопасности, снижение производственного травматизма и улучшение условий труда. Эти вопросы актуальны как в целом для отрасли, так и для Печорского бассейна, поскольку здесь осуществляется добыча угля на достаточно глубоких шахтах.
На территории Печорского угольного бассейна сложная экологическая ситуация: результатом применения устаревших технологических процессов добычи, переработки и сжигания угля является:
- истощение водных ресурсов бассейна;
- нарушение гидрологического режима поверхностных и подземных вод, проблема загрязнения воды;
- деградация кормовых угодий естественного происхождения;
- комплексное нарушение земель;
- уменьшение содержание кислорода и увеличение содержания азота и углекислого газа в воздухе;
- появление в атмосфере вредных газы и угольной пыли.
Экологическая опасность сохраняется и после затопления неиспользуемых шахт.
Мероприятия, направленные на стабилизацию экологической ситуации
Для улучшения экологической ситуации в регионе проводятся:
- Комплексные мероприятия по очистке шахтных вод, в том числе использование гидромеханических процессов фильтрования и отстаивания.
- Сокращается потребление питьевой воды и расширяется использование карьерных и шахтных технических и бытовых.
- Шахтный метан используется в качестве химического сырья и топлива, а также для производства электроэнергии.
Охрана труда
Специально созданная правительством России рабочая группа реализует предложения по повышению эффективности государственного регулирования в области промышленной безопасности и охраны труда, по совершенствованию системы медико-социальной профессиональной реабилитации работников и лиц, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В угольной промышленности региона внедряется управление профессиональными рисками с учетом имеющегося опыта.
В России успешно разведана нефть в Карском море запаса которой хватит не на одно десятилетие.
Как стоимость нефти сегодня влияет на экономику государств, читайте здесь.
В целом предусматривается достижение к 2030 году уровня развитых стран в обеспечении промышленной безопасности, отказ от потенциально опасных технологий добычи угля.
Источник
Печорский угольный бассейн, условия добычи
1 ответ
Печорский угольный бассейн находится на территории Республики Коми, Архангельской области и Полярного Урала, вблизи города Воркута. Уголь здесь залегает глубоко. Средняя глубина залегания – 470 м. Вся добыча угля до 2000 года велась подземным способом. Этот способ добычи угля является дорогостоящим, отчего себестоимость угля высокая. В 2000 году открылось предприятие, где ведется добыча угля открытым способом. до этого момента такой способ добычи в условиях вечной мерзлоты считался невозможным. Но большая часть угля по прежнему добывается в шахтах.
Оценка: 4.1 ( 25 голосов)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1.
Дарья Лысенко 589
- 2.
Регина Чистова 216
- 3.
Иван Кашинов 101
- 4.
Игорь Проскуренко 90
- 5.
Раиль Исмагилов 72
- 6.
Ирина Яблокова 71
- 7.
Влад Чиж 59
- 8.
Алексей Макаренко 55
- 9.
Капитан Немо 53
- 10.
Дмитрий Замай 50
- 1.
Игорь Проскуренко 24,651
- 2.
Кристина Волосочева 19,120
- 3.
Ekaterina 18,721
- 4.
Юлия Бронникова 18,580
- 5.
Darth Vader 17,856
- 6.
Алина Сайбель 16,787
- 7.
Мария Николаевна 15,775
- 8.
Лариса Самодурова 15,735
- 9.
Liza 15,165
- 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Добыча угля в Печорском бассейне
Добычу в Печорском угольном бассейне начали ещё 1931 году. На сегодняшний день северные месторождения стали основой для развития коксохимической и топливной промышленности и энергетики. Качество угля Печорского бассейна оценивается специалистами как одно из самых высоких. Здешние ресурсы обладают низкой зольностью, высокой калорийностью и низким содержанием серы.
Залежи богатства
Центр «Печоры» лежит на территории Ненецкого автономного округа и рядом с республикой Коми. Большая часть приходится на местность, расположенную за Полярным кругом. По средним балансовым подсчётам специалистов, запасы угля в районе Печорского бассейна около 344 миллиардов тонн. Средняя площадь составляет более 90 000 квадратных километров.
Интерес к данным территориям обусловлен не только большими объёмами потенциальной добычи, но и высоким качеством итогового продукта. Эксперты отмечают его высокую теплопроводимость, а именно 4 000–7 800 ккал. Благодаря этому топливо сгорает практически полностью, оставляя за собой минимальный зольный остаток. К слову, процент зольности также невысок и составляет около 4-6%, что существенно повышает значимость развития добычи на данных территориях.
Глубина залегания пластов невысокая — около 470 метров. При этом толщина пластовая составляет менее одного метра. Большая часть угля на территории Печорского угольного бассейна коксуется. Отличительной чертой окружающей среды являются относительно небольшая влажность — всего до 10% и низкий уровень содержания фосфора — до 0,2%. При сгорании горючей массы выделяется теплота до 86 000 ккал/кг. Местный уголь имеет гумусовое происхождение и существует как в блестящем, так и в матовом виде.
Основной упор по добыче идёт на антрацитовый, полуантрацитовый, тощий и бурые угли. Ключевой особенностью добычи и разработки угольных пластов Печорского бассейна является работа под землёй. Некоторую часть, безусловно, добывают в карьерах, например, на Юньягинском месторождении. Но все-таки большая масса всего «богатства» залегает именно на территории четырёх месторождений. Надо уточнить, что коксующийся уголь добывают на Варгашорском, Юньягинском и часть — на Воркутинском месторождении. А вот непосредственно энергетические угли добывают только на месторождениях Инты и Воркуты. Сравнивать добычу на Печорском и, например, Кузнецком бассейне, достаточно сложно. Поскольку каждый имеет свои особенности — как климатические, так и в строении и происхождении пород.
«Геологические условия Печорского и Кузнецкого угольных бассейнов разнятся. Кузнецкий бассейн заполняет крупный межгорный прогиб, тогда как Печорский локализован в нескольких впадинах и синклинальных складках, зато в Печорском выделено 250 угольных пластов и пропластков, тогда как в Кузнецком — около 300. Оба бассейна обладают огромными запасами углей высокого качества, отличающихся низкими содержаниями фосфора и серы, невысокой зольностью, однако из-за нахождения в зоне вечной мерзлоты и сильной водонасыщенности угленосной толщи себестоимость добычи в Печорском бассейне всё-таки повыше, чем в Кузнецком. Кроме того, если в Кузнецком бассейне разработку угольных пластов можно вести подземным и открытым способами, то в Печорском — только подземным», — комментирует ситуацию промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Добывают для себя
Основной упор в реализации приходится на северные регионы центральной части нашего государства. Здесь основные потребители угля Печорского бассейна — это АО «Северсталь» и его металлургический завод города Череповец, промузел Санкт-Петербурга и области, а также несколько экономических районов: Центральный, Уральский и Центрально-Чернозёмный. Большую часть энергетических углей потребляют Северный экономический район, северо-западная Россия, Центральный и Волго-Вятский районы, Калининград. Все существующие на данный момент электростанции Вологодской и Архангельской областей, а также предприятия Коми работают на угле Печорского бассейна. Крупнейшим потребителем топлива на данный момент является Печорская ГРЭС.
«Если есть спрос на металл, значит, будет спрос на коксующийся уголь», — цитирует ТАСС слова замминистра энергетики РФ Анатолия Яновского. По словам эксперта, многие предприятия, которые добывают коксующийся уголь, в основном поставляют свой продукт для металлургических компаний, таких как «Евраз», «ММК», «Северсталь» и другие. Также в интервью журналистам другой специалист — директор по обогащению угля компании «Воркутауголь» Олег Гришин уточнил, что у предприятия нет проблем с реализацией продукта. По словам эксперта, среди металлургов добываемый в Воркуте уголь продолжает пользоваться высоким спросом.
Однако сегодня существует проблема поставок угля и распространения его по всей территории Российской Федерации. Несмотря на рабочую взаимосвязь между северными металлургическими предприятиями и добытчиками «чёрного золота», транспортировка готовой продукции все ещё остаётся уязвимым местом в работе добывающих компаний. Безусловно, поставки активно осуществляются морскими путями, и это помогает «товару» распространяться как в соседних регионах, так и в Европе. Но рентабельность каждого такого перевоза угля под вопросом. Также практикуют построение логистических маршрутов по Северной железной дороге, которая проходит между большинством предприятий, позволяя сэкономить время доставки с шахты до обогатительной фабрики, например. Однако это путь ещё требует доработки и продления. При этом тарифы на перевозку растут с каждым годом всё существеннее. К тому же географическое расположение добывающих предприятий имеет не меньшее негативное влияние: условия вечной мерзлоты и постоянно высокий уровень влажности пластов существенно затрудняют добычу в этих районах. Именно по этим причинам стоимость угля выходит значительно дороже в сравнении с аналогично крупными бассейнами типа Кузнецкого и Донецкого, а тем более в сравнении с европейскими месторождениями. Ведь факт остаётся фактом: северному углю сложно конкурировать на мировом рынке, даже имея высокий уровень качества. Большинству потребителей, по мнению специалистов, выгоднее приобретать и привозить продукт с Кузбасса, так как там есть месторождения с примерно схожим уровнем качества угля. Выходит, это дешевле даже с транспортировкой на более длительные расстояния. По итогу, запасы угольного бассейна сами по себе позволяют в разы увеличить добычу угля в Российской Федерации, но из-за нерентабельности её приходится только сокращать.
Большинство экологов и геологов придерживаются позиции, что с развитием добычи в северных районах надо просто повременить, ведь она не только может негативно сказаться на жизни местной фауны, но и привести к некоторым природным изменениям и техногенным катастрофам. Ущерб от этого устранить будет крайне трудно.
«Безусловно, добыча угля не может позитивно влиять на окружающую природную среду. Прежде всего, из угольных пластов идёт выделение метана, накопление которого в горных выработках может привести к сильному взрыву и гибели шахтёров, не говоря уже о подземных пожарах и повреждении шахт и их оборудования. Меняется гидрологический режим подземных и поверхностных вод, их химический состав, приводя к тому, что они, зачастую, становятся непригодными для питьевого водоснабжения. Для шахт и карьеров изымается земля, ведь надо не только строить производственную инфраструктуру, но и складировать отходы добычи и обогащения угля в виде искусственных холмов (терриконов), способных загореться и гореть в течение долгого периода времени. Одновременно идёт эрозия почвы, деградация её структуры, угнетение микро- и макрофлоры и т. д. Причём экологическая ситуация в пределах Кузнецкого угольного бассейна гораздо сложнее, нежели в Печорском, поскольку здесь расположены крупные металлургические комбинаты и угольные теплоэлектростанции, загрязняющие вредными выбросами атмосферу (хотя и в меньших масштабах, чем в лет 20-25 назад — в силу реализации экологических проектов). Поэтому необходимо проводить мероприятия по снижению вредного воздействия угледобывающих предприятий и на природу, и на проживающих вблизи них людей», — уточняет Леонид Хазанов.
Эксперт Сергей Решетняк,
главный технолог ООО «СПб-Гипрошахт»
«В настоящее время на территории Печорского угольного бассейна работает АО «Воркутауголь» — одно из крупнейших в России предприятий по добыче коксующегося угля. Оно является бизнес-единицей ПАО «Северсталь». Включает в себя пять подземных шахт (Воргашорская, Комсомольская, Воркутинская, Заполярная и Северная, последняя в настоящее время не эксплуатируется), уникальный для Заполярья Юньягинский разрез (угольный карьер) и три угольные обогатительные фабрики (Печорская и фабрики при шахтах Воркутинская и Северная). На предприятии ведётся добыча энергетического угля. Печорский угольный бассейн представляет собой крупную сырьевую базу для металлургической, коксохимической и энергетической промышленности.
Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими в Европе запасами каменного угля (порядка 4 млрд тонн) и обладает высоким промышленным потенциалом. Полученный концентрат коксующегося угля используется для изготовления кокса — одного из основных компонентов производства чугуна на предприятиях дивизиона «Северсталь Российская сталь». Помимо этого, «Воркутауголь» поставляет коксующиеся угли другим потребителям в России и за рубежом, а также снабжает энергетическим углём ряд крупных местных потребителей.
Нет никаких препятствий для полной отработки месторождений Печорского бассейна. И сейчас активная добыча угля продолжается и имеет хорошие перспективы. Но отработка угольных месторождений всегда является непростым делом».
В формате обсуждения
В развитии Воркутинской опорной зоны в первую очередь заинтересованы не только сами добытчики, но и Правительство Республики Коми. Так, например, ещё в сентябре глава региона предложил проект по развитию Воркутинской опорной и арктической зон Российской Федерации. Проект включили в протокол заседания Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Как стало известно позднее, по результатам прошедшего совещания Воркута в перспективе может стать одним из основных транспортно-логистических узлов Арктики с развитой инфраструктурой. Поэтому было предложено продлить железнодорожную ветку Северной до порта «Арктур» на берегу Карского моря в местечке Усть-Кара. При этом существует необходимость одновременно развивать и Северный широтный ход.
«Именно транспортный каркас должен стать основой развития Воркутинской опорной зоны и Арктической зоны в целом. Это обеспечит соединение транспортных коридоров, в зоне влияния которых могут возникнуть новые минерально-сырьевые центры, центры промышленной переработки, обеспечивающие расширение грузовой базы Арктики и Северного морского пути и выходы на перспективные мировые рынки», — отметил глава Республики Коми Сергей Гапликов.
В связи с отсутствием стабильного железнодорожного сообщения с портом около Карского моря и автомобильного сообщения с другими городами России развитие арктических месторождений и добычи на них существенно снижено относительно потенциальных возможностей. Это сказывается также не реализации большинства проектов, запланированных крупными российскими добывающими компаниями. Добавляет проблем постоянный износ техники и используемых путей, которые из-за климатических условий имеют более короткий срок эксплуатации. Это также влияет на ухудшение ситуации. Глава республики предложил федеральным органам дополнительно рассмотреть вопрос включения в целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» и в Инвестиционную программу ПАО «РЖД» проектов «Белкомур» (Соликамск-Сыктывкар-Архангельск), «Строительство участка железнодорожной ветки города Воркута – посёлок Усть-Кара» («Карскомур»), «Строительство железнодорожной ветки Сосногорск – Индига» («Баренцкомур»), а также строительство автомобильной дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард.
Также глава Республики Коми обратился к Минэнерго России с предложением в перспективе разработать и представить в Правительство Российской Федерации целый ряд мер по поддержанию и увеличению добычи угля в Печорском бассейне. Также предложение коснулось и особенностей транспортировки продукта с севера, и упрощения логистического пути. Запланирован уже примерный ежегодный доход с месторождения — около 15 миллионов тонн. Предположительно, на такой оборот добывающие северные компании выйдут к 2030 году.
«Учитывая транспортные возможности Воркутинской опорной зоны, её сырьевая база позволит эффективно развивать коксохимию, энергетику, металлургию, целлюлозно-бумажную промышленность, промышленность строительных и резинотехнических материалов в других регионах страны», — отметил Сергей Гапликов.
Также проблемы развития Арктики обсуждали на конференции в Сыктывкаре. В этом году география мероприятия расширилась, и среди 147 участников были не только россияне, но и специалисты из Хельсинки и Белграда. На конференции обсудили перспективы Арктики — экономические, ресурсные и туристические, а также роль Республики Коми в её освоении.
Глава Минпрома Коми Николай Герасимов в своём докладе о развитии Воркутинской опорной зоны отметил, что за счёт дальнейшего освоения Печорского угольного бассейна, создания, оптимизации и модернизации инфраструктуры, исследования мерзлоты Воркута может стать «форпостом по освоению всего севера России».
Финальные черты
Уголь в северных регионах остаётся ключевым продуктам даже несмотря на активное внедрение газовых сетей, происходящее сейчас. А всё потому, что большинство северных регионов более четырёх лет не могут позволить себе подключиться к новому источнику тепла из-за климата и географических особенностей. Даже несмотря на то, что поставки угля для Заполярного района сократились на 23%, пока есть потребители, предложение будет продолжать формироваться.
Единственные альтернативные пути, которые ещё можно предложить северным регионам, это разработка системы поставок экотоплива, типа древесных пеллет. Под которое, правда, придётся полностью переоборудовать отопительные станции и котельные, что потребует дополнительных затрат, которые может бюджет муниципалитета и не выдержать. Поэтому даже несмотря на все сложности добычи и транспортировки, северный уголь остаётся приоритетным и ключевым продуктом не только для предприятий, но и для самих россиян.
Источник