Печорский бассейн, направление перевозок Печорского угольного бассейна
1 ответ
Печорский уголь используется как в самом районе, так и за его пределами.
Коксующийся уголь по Северной железной дороге везут на запад Европейского Севера. Потребителем его является металлургический комбинат города Череповец. Идёт уголь и далее на запад в Северо-Западный район, Ленинградскую область. Также перевозится на территорию Центральной России и Уральский район.
Энергетические угли используются в тех же районах, добавляется Калининградская область. ТЭС Европейского Севера работают на печорском угле.
Оценка: 4 ( 24 голоса)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1.
Дарья Лысенко 589
- 2.
Регина Чистова 216
- 3.
Иван Кашинов 101
- 4.
Игорь Проскуренко 90
- 5.
Раиль Исмагилов 72
- 6.
Ирина Яблокова 71
- 7.
Влад Чиж 59
- 8.
Алексей Макаренко 55
- 9.
Капитан Немо 53
- 10.
Дмитрий Замай 50
- 1.
Игорь Проскуренко 24,651
- 2.
Кристина Волосочева 19,120
- 3.
Ekaterina 18,721
- 4.
Юлия Бронникова 18,580
- 5.
Darth Vader 17,856
- 6.
Алина Сайбель 16,787
- 7.
Мария Николаевна 15,775
- 8.
Лариса Самодурова 15,735
- 9.
Liza 15,165
- 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Характеристика Печорского угольного бассейна, добыча угля в печорском бассейне
Это второй по важности бассейн каменного угля, содержащий всю гамму углей, обеспечивающих возможность существования и развития сырьевой базы коксохимии и энергетики. Промышленная разработка бассейна началась в 1934 г. Бассейн расположен в Северном экономическом районе на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа Архангельской области. Значительная часть бассейна находится севернее полярного круга.
Большая часть запасов углей сосредоточена на Интинском, Воргашорском, Усинском и Воркутинском месторождениях. Площадь бассейна составляет 90 тыс. км^2. Балансовые запасы составляют 210 млрд. тонн. Его угли отличаются высоким качеством, имеют теплотворную способность 4-7,8 тыс. ккал, обладают невысокой зольностью – 4-6%, глубина залегания составляет около 470 м, мощность пластов – от 0,7 до 1 м, значительная часть печорских углей коксуется. Влажность угля в Печорском бассейне колеблется от 6% до 11%; содержание фосфора – 0,1-0,2%; теплота сгорания горючей массы 7200-8600 ккал/кг, рабочего топлива 4300-6340 ккал/кг. Угли гумусовые, от блестящих до матовых, представлены полным генетическим рядом: антрациты, полуантрациты и тощие угли, развиты бурые угли.
Добыча угля ведется в основном подземным способом, небольшой объем добычи карьерным способом ведется на Юньягинском месторождении. Основная часть добычи приходится на Интинское (энергетические угли), Воркутинское (коксующиеся и энергетические угли), Варгашорское (коксующиеся угли) и Юньягинское (коксующиеся угли) месторождения. Практически все угли, добываемые в бассейне, подвергаются переработке (обогащению) на обогатительных фабриках и установках.
По итогам 2007 года добыча угля снизилась на 8,8% против уровня 2006 года и составила 12,8 млн. тонн, в том числе добыча угля для коксования снизилась на 5,5%, составив 10 млн. тонн, добыча энергетических углей снизилась на 17,5% (2,8 млн. тонн).
Удорожающие факторы, связанные с расположением бассейна за полярном кругом (значительная водоносность угленосной толщи, вечная мерзлота, удаленность от важнейших промышленных центров), обусловливают неблагоприятные технико-экономические показатели добычи угля в больших масштабах и сдерживают его развитие. Однако ресурсный потенциал бассейна позволяет надежно и с высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля.
Региональные рынки сбыта коксующихся углей Печорского бассейна расположены в основном в Северном (Череповецкий металлургический завод АО «Северсталь»), Северо-Западном (Ленинградский промышленный узел), Центральном, Центрально-Черноземном и Уральском экономических районах. Энергетическим углем бассейна полностью обеспечивается Северный экономический район, на 45% − Северо-Западный район и Калининградская область, на 20% − Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.
В Архангельской и Вологодской областях и Республике Коми все электростанции (за исключением Шексинской ГЭС) работают преимущественно на углях Печорского бассейна. Крупнейшей является Печорская ГРЭС.
Перевозка угля осуществляется по Северной железной дороге, которая обслуживает значительную часть Северо-Западного района и соединяет его с Центральным, обеспечивая связь с Европейским Севером.
На территории Печорского угольного бассейна нет металлургических комплексов. В Воркуте и Инте работают машиностроительные и металлообрабатывающие заводы, к основным видам продукции отрасли относятся: техника и оборудование для лесного и горно-металлургического комплексов, различные плавсредства, подшипники, измерительные приборы, продукция радиоэлектроники и станкостроения, строительная и дорожная техника. В Воркуте также действуют деревообрабатывающие предприятия.
На территории Печорского угольного бассейна достаточно острая экологическая ситуация. Идет комплексное нарушение земель, деградация естественных комовых угодий, истощение водных ресурсов и нарушение гидрологического режима подземных и поверхностных вод, загрязнение воздушного бассейна твердыми и газообразными вредными веществами при применении существующих технологических процессов добычи, переработки и сжигания твердого топлива. Атмосферный воздух также претерпевает изменения в процессе проветривания шахт. Изменения состава воздуха сводятся к уменьшению содержания кислорода и увеличению содержания углекислого газа, азота, а также к появлению вредных газов и пыли.
С прекращением добычи угля, закрытием и затоплением шахт также сохраняется экологическая опасность. Ранее нанесенный природной среде ущерб не исчезает, появляются и могут возникнуть в будущем новые источники опасности для окружающей природной среды и населения в зоне их активного влияния.
Для улучшения экологической ситуации необходимо проводить следующие мероприятия:
— очистка сточных шахтных вод путем использования гидромеханических процессов отстаивания и фильтрования;
— совершенствования водопотребления горнодобывающих предприятий – сокращение потребления воды питьевого качества из рек, озер и городского водопровода, а также расширение использования шахтных и карьерных вод для хозяйственно-бытовых и технических нужд;
— использование шахтного метана в качестве топлива и химического сырья, а также для выработки электроэнергии с помощью установок «Катерпиллар» (шахта «Северная» (Воркута))
Кроме того, в соответствии с Соглашением между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Правительством Республики Коми о совместной деятельности по реализации Постановления правительства Российской Федерации «О мерах по улучшению экологического образования населения» были определены задачи по созданию системы всеобщего непрерывного экологического образования, в том числе: формирование системы мониторинга общественного экологического сознания; формирование и совершенствование нормативно-правовой базы в области экологического образования; повышение уровня общественного экологического сознания.
Из приведенных выше характеристик Кузнецкого и Печорского угольного бассейнов можно сделать следующие выводы. Оба бассейна обладают запасами углей высокого качества (низкое содержание серы, фосфора, обладают невысокой зольностью, высококалорийные), значительная часть добываемого угля коксуется. У угольных бассейнов в основном одни и те же потребители: Урал, Северо-Запад, Центральный район, но кузбасские угли потребляются также и в Сибири. Бассейны значительно различаются по площади и по объемам добычи угля. В большем по площади Печорском угольном бассейне угля добывается гораздо меньше, чем на Кузбассе.
Ввиду того, что в Печорском угольном бассейне сложные горно-геологические условия добычи себестоимость добываемого в нем угля значительно выше, чем себестоимость угля, добываемого в Кузнецком угольном бассейне. Кроме того, на перевозку кузбасского угля установлены льготные тарифы, однако ОАО «Северсталь» намерена добиваться правительственного решения об установлении льготных тарифов на перевозки печорского угля.
На территории Печорского угольного бассейна нет таких промышленных центров как на Кузбассе, что также делает его менее конкурентоспособным.
Отсутствие металлургических центров также дает некоторый плюс: экологическая обстановка в Печорском угольном бассейне не такая сложная как на Кузбассе.
Источник
Основные направления перевозки угля
Топливно-энергетическая база является важным условием развития народного хозяйства страны. Объемы производства и перевозок различных видов топлива определяются масштабами и темпами роста всех отраслей экономики.
Доля топливных грузов составляет 45% грузооборота всех видов транспорта, в том числе железнодорожного и речного – 30%, морского (в малом каботаже) – 54%. На ряде важных направлений транспортной сети топливные грузы образуют мощные потоки.
В топливно-энергетическом балансе страны значительно возросла доля наиболее экономичных и эффективных видов топлива – нефти и газа, при этом уменьшилась доля каменного угля и других видов топлива (дрова, торф, сланцы и др). Велись в эксплуатацию АЭС, ГЭС, ТЭЦ.
Несмотря на значительное изменение структуры топливно — энергетического баланса страны, уголь и в дальнейшем останется одним из основных видов топлива, т.к. необходимо повсеместно экономить невозобновляемые нефтяные ресурсы.
Увеличилась добыча угля на Донбассе, была освоена европейская (Печерский, Подмосковный, Южно-Уральский и др) и азиатская часть страны (Канско-Ачинский, Кузнецкий и др). Из года в год возрастает в добыче угольного топлива доля регионов, расположенных восточнее Урала.
Направление и объемы перевозок угля обусловлены размещением угольных баз страны, качеством угля, особенностями районов потребления и порайонной структурой топливно-энергетического баланса.
Решающая роль в перевозках угля принадлежит железнодорожному транспорту (90% перевозимого каменного и бурого угля и 100% — кокса). Особенно мощные потоки угля сложились на дорогах, обслуживающих угольно-металлургические районы и промышленные центры страны.
Одним из крупных бассейнов страны по добыче каменного угля остается Донбасс (около 200 млн.т. угля в год). Дальнейшее развитие добычи угля в этом районе будет идти за счет коксующихся углей (для металлургических отраслей и экспорта).
Добыча угля в европейских районах в последние годы не растет, т.к. многие эксплуатируемые длительное время месторождения вырабатываются. Поэтому увеличились перевозки кузнецкого, канско-ачинского угля на запад, сузилась зона распространения угля европейских бассейнов.
Крупнейший потребитель донецкого угля – южная угольно-металлургическая база. Наиболее мощный поток угля следует по магистрали Донбасс-Кривой Рог. Значительных размеров достигают грузопотоки на направлениях Лихая –Волгоград, через Харьков на Москву, Лихая — Рязань – Москва (центральный район), через Ростов -на –Дону на Кавказ, на северо-запад (Санкт-Петербург).
Значительные объемы донецкого угля следуют в смешанном железнодорожно-водном сообщении (Днепр, Волга, Дон).
В обеспечении северных районов европейской части страны играют угли Печерского бассейна. Основной поток их направляется по магистрали Воркута – Котлас – Коноша и далее на Вологду и Санкт-Петербург. Печерский уголь отдельно следует через Коношу на Архангельск, Мурманск, через Котлас на Киров. В Котласе уголь переваливают на речной транспорт.
Бурый уголь Подмосковного бассейна сжигается преимущественно на электростанциях Центрального района. Угли бассейнов Урала (Челябинского, Богословского, Егоршинского) имеют в основном местное значение.
Наиболее мощные потоки угля Кузнецкого бассейна следуют в западном и северо-западном направлениях (на Новосибирск, Омск – Челябинск, Омск — Екатеринбург, на Барнаул, на Магнитогорск и др). Значительные объемы кузнецкого угля перевозятся в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Перевалка его на речной транспорт осуществляется в портах Камы, Волги, Иртыша.
Ряд значительных месторождений каменных и бурых углей разрабатываются в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Особое значение среди них приобретает Канско-Ачинский бассейн с исключительно благоприятными условиями эксплуатации и огромными запасами топлива. На его базе строят крупные тепловые электростанции.
Начата разработка открытым способом углей Южно-Якутского бассейна, располагающего крупными запасами коксующегося и энергетического угля высшего качества.
Источник