Павел варфоломеевич кузнецов фонтаны

«Сны наяву»: символизм Павла Кузнецова в Третьяковке

Пышные сады и мистические тени , бездонная синь и широкие степные просторы , волжские красоты и жаркие пейзажи Бухары оживают в залах Третьяковской галереи. Там с 4 сентября проходит выставка Павла Кузнецова — знаменитого русского художника-символиста , ученика Серова. Яркие картины и впечатляющая « биография с географией» от Саратова , Москвы и Парижа до Армении и Прибалтики — стоит уделить внимание замечательному мастеру и обширной экспозиции!

Последняя большая персональная выставка Павла Кузнецова прошла еще в 1978 году; тогда отмечалось столетие со дня рождения художника. С тех пор у зрителей не было возможности в полной мере оценить всю полноту творческого дара этого классика русского искусства. Пробел решили восполнить Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей, а также Государственный Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, где хранится более 400 полотен Павла Кузнецова , переданного в дар музею его наследниками. Для полноты экспозиции кураторы также привлекли работы из частных коллекций. Всего в залах Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке разместилось 230 работ художника разных периодов его творчества.

Все свои автобиографии Павел Варфоломеевич Кузнецов непременно начинал словами « Родился в Саратове , в семье садовода». Именно дед художника , садовод Илларион Михайлович Бабушкин , сыграл особую роль в жизни художника. Весной вся семья переезжала в цветущие сады на окраине Саратова , и теплое весеннее солнце отражалось в просторах Волги. Все теплое время года маленький Павел проводил с дедом в садах на склонах Соколовой горы , и эти детские впечатления впоследствии нашли отражение в работах мастера.

Отец будущего художника был ремесленным иконописцем и расписывал храмы , писал церковные образа и царские портреты. Мать Павла Кузнецова , по воспоминанием самого художника , «была очень творчески настроена и , главное , углубленного характера , благоговейно относящегося к искусству». Она прекрасно вышивала , любила музыку и живопись. Почва была подготовлена и засеяна: подросший Павел поступил в студию при Обществе любителей изящных искусств , а затем брал уроки в Боголюбовском рисовальном училище. Юный Кузнецов поступает в Московское училище живописи , ваяния и зодчества , где учится у В.А.Серова.

Соучениками Кузнецова были Петров-Водкин и Сарьян , саратовские художники Матвеев и Карев. С отроческих лет добрым другом Петра Варфоломеевича был художник Петр Уткин — именно с Уткиным , Петровым-Водкиным и своим старшим братом Кузнецов в 1902 году раписал церковь. Работа была далека от церковных канонов , и после большого скандала была уничтожена. А два года спустя в Саратове состоялась выставка « Алая роза» — первая проба русских символистов донести до публики свое видение мира , которую придумали закадычные друзья Кузнецов и Уткин. Помимо их работ , в колонном зале саратовского Дворянского обрания были представлены работы Судейкина , Сапунова , Сарьяна , Половинкина , Феофилактова. Художников старшего поколения представили произведения Врубеля и Борисова-Мусатова.

«В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем , его друзья были забавниками. Он видел , они сочиняли. Он смотрел внутрь , они наружу» Анатолий Эфрос

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • * впечатления и размышления (3767)
  • * показ ТЕХНОЛОГИЙ без искусства (284)
  • начинающим в искусстве — ответы на вопросы (157)
  • фильмы О живописи . искусствах И науках (141)
  • примитивизм/живопись наивных(чистых) сердец (136)
  • р е а л и з м (98)
  • р о н д и з м (62)
  • ссылки ДЛЯ ПОИСКА искусства И науки В СЕТИ (57)
  • экспрессионизм (57)
  • и м п р е с с и о н и з м (48)
  • * эротика * (33)
  • фотореализм (30)
  • а б с т р а к ц и о н и з м (30)
  • сюрреализм (28)
  • *ГРАФФИТЕ (24)
  • ф у т у р и з м (формализм) (17)
  • * УРОКИ милосердия в ПРИРОДЕ (15)
  • древний реализм (11)
  • древний импрессионизм (7)
  • а к а д е м и з м (7)
  • п у а н т и л и з м (7)
  • древний формализм (5)
  • * АВТОРСКИЕ произведения (1592)
  • продажа произведения (17)
  • * поэзия В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ (1539)
  • * отечественное искусство (1488)
  • * зарубежные мастера (1458)
  • *ПОЭЗИЯ (1951)
  • *ЖИВОПИСЬ (1177)
  • *ПРОЗА (750)
  • *КИНО (698)
  • (3)
  • *МУЗЫКА инструментальная (444)
  • *ФОТОГРАФИЯ (376)
  • *ГРАФИКА (309)
  • *ВОКАЛ (265)
  • *ТЕАТР (232)
  • * а ф о р и з м ы (224)
  • *АРХИТЕКТУРА (192)
  • *СКУЛЬПТУРА (126)
  • *ДИЗАЙН (125)
  • * искусство и ТЕОЛОГИЯ (122)
Читайте также:  Детские сады королева с бассейном

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

ПАВЕЛ Варфоломеевич КУЗНЕЦОВ (1ч)

Н Надежда- Сумина а Павел Варфоломеевич Кузнецов (1 ч.)

Творчество Павла Варфоломеевича Кузнецова постепенно уходит в историю. Но это вовсе не значит, что современники утрачивают к нему интерес. Как часто бывает, историческая дистанция такой интерес стимулирует, заставляя по-новому воспринимать явление. (Д. Сарабьянов)

Борисов-Мусатов как и Врубель и Коровин
не был натуралистом поверхностного изображения
действительности и «правды жизни»
поскольку над поверхностью есть глубина
человеческого духа познания мира

Павел Кузнецов начался в Средней Азии
там он ушел от подавляющего хотя и светлого
влияния Врубеля и Борисова Мусатова (или Редона)

нашел стиль крайней простоты
действительно почти иконописной (влияние отца можно сказать)

увы вернувшись в столицу он слишком поддался
как впрочем все прочие влиянию Сезанна

возможно это было единственное убежище в советской России
зараженной революционным бдительным психозом
что только так и можно было выжить
— шепотом говорить: а все-таки Сезанн это свобода живописи.

трудно найти имя того времени без влияния Сезанна

но обобщенно говоря период его работы в Средней Азии
его спасал всегда в дальнейшем — т.к. он невольно скатывался к нему
к тому естественному состоянию для его творчества
когда он был один на один с миром с кистью и красками
и своими размышлениями о мире

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Архитектура (347)
  • Дворцы, замки и крепости (154)
  • Классика (11)
  • Модерн (18)
  • Мосты (3)
  • Театры и музеи (5)
  • Храмы мира (89)
  • Рассказы о живописи и картинах (93)
  • (0)
  • Аудиокниги (25)
  • Великие истории и письма о любви (48)
  • ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
  • История и документы (18)
  • Люди и судьбы (57)
  • Палачи и стукачи (1)
  • Деткам (16)
  • Диссиденты (54)
  • Еврейская тема (128)
  • ЖЗЛ (792)
  • Артисты и режиссеры (69)
  • Музыканты и композиторы (44)
  • Общественные деятели и герои (45)
  • Писатели и поэты (262)
  • Ученые и философы (34)
  • Художники и скульпторы (189)
  • Забытые имена (52)
  • Здоровье (93)
  • Интересно! (30)
  • Искусство (2152)
  • ХХ век (64)
  • Американское искусство (60)
  • Ювелирные изделия (6)
  • Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
  • Картина в деталях (2)
  • Старые мастера (1)
  • АРТПРОСВЕТ (13)
  • Братство прерафаэлитов (42)
  • Вернисаж одной картины (200)
  • Густав Климт (24)
  • Импрессионизм (75)
  • Картина дня (155)
  • Классическая живопись (225)
  • Модернизм (44)
  • Музеи мира (27)
  • Натюрморт (201)
  • Пейзаж (176)
  • Портрет (192)
  • Русский авангард (68)
  • Русское искусство (187)
  • Скульптура (62)
  • Современная живопись (429)
  • Японское, китайское и корейское искусство (38)
  • Истории и письма о любви (29)
  • История вещей (6)
  • История и экономика (38)
  • Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
  • Кино (85)
  • Кулинария (205)
  • Легенды и мифы (17)
  • Сказки (3)
  • Литература (1330)
  • Актуальная поэзия (109)
  • Воспоминания, письма и эссе (7)
  • 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
  • Воспоминания (76)
  • Календарь литературных преследований (29)
  • Любимые стихотворения (43)
  • Поэзия (448)
  • Поэзия и живопись (161)
  • Поэзия серебряного века (274)
  • Проза (69)
  • Шедевры мировой поэзии (47)
  • Мудрость (287)
  • Музыка (640)
  • Балет (23)
  • Инструментальная музыка (23)
  • Музыкальные открытки (74)
  • Опера (5)
  • Современная музыка (399)
  • Французский шансон (4)
  • Мультипликация (4)
  • Невыдуманные истории (8)
  • Оформление дневника (103)
  • Полезные советы (7)
  • Природа (202)
  • Драгоценные камни (1)
  • Животные (5)
  • Пейзажи (14)
  • Птицы (12)
  • Сады и парки (73)
  • Цветы (37)
  • Путешествия (726)
  • Германия (16)
  • Аргентина (2)
  • Испания (1)
  • Швейцария (1)
  • Непал (1)
  • Бразилия (3)
  • Европа (346)
  • Израиль (7)
  • Индия (12)
  • Италия (37)
  • Китай (38)
  • ОАЭ (3)
  • Россия (19)
  • США (31)
  • Таиланд (10)
  • Украина (14)
  • Франция (61)
  • Чили (2)
  • Япония (49)
  • Репрессированная литература (9)
  • Современность (51)
  • Страницы истории (27)
  • Театр (23)
  • Фантазия (16)
  • Фотографии (465)
  • Редкие фотографии (26)
  • Фото дня (225)
  • Фотопрогулка (80)
  • Фототерапия (16)
  • Юмор (84)
Читайте также:  Инструкцией по сборке бассейна atlantic pool

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Забытые имена: Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968)

Воскресенье, 05 Августа 2018 г. 21:00 + в цитатник

Забытые имена:

Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968)


Павел Кузнецов. Мираж, 1911


Павел Кузнецов. Продавец птиц, 1913

17 ноября 1878 года родился Павел Варфоломеевич Кузнецов, один из самых интересных живописцев первой половины ХХ века.

Он родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.


Павел Кузнецов. Восточный мотив, 1913-1914


Павел Кузнецов. Автопортрет, карандаш

Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».


Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968)

Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.


Павел Кузнецов. Гадание, 1912


Павел Кузнецов. Вышивальщицы ковров

В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входил в объединение «Мир искусства».

В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.


Павел Кузнецов. В степи, 1913

В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.


Павел Кузнецов. Водоем, 1912


Павел Кузнецов. Утро (Рождение), 1905


Павел Кузнецов. Голубой фонтан, 1905


Павел Кузнецов. Весна в Крыму, 1910

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).

Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».

В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период.


Павел Кузнецов. Весна в мичуринском саду, 1938


Павел Кузнецов. Спящая в кошаре, 1911

Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.

Читайте также:  Бассейн детский сад договор


Павел Кузнецов. Пейзаж


Павел Кузнецов. Портрет художницы Елены Бебутовой, 1918


Павел Кузнецов


Павел Кузнецов. У водоема (Девушка с кувшином)


Павел Кузнецов. Портрет Елены Бебутовой. Отдых, 1920


Павел Кузнецов. Портрет артистки Камерного театра Е.В.Позоевой, 1914-1915


Павел Кузнецов. Портрет Елены Михайловны Бебутовой с кувшином, 1918

В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).


Павел Кузнецов. Портрет брата Виктора, 1938


Павел Кузнецов. Портрет С.А.Кусевицкого после концерта, 1917. Картон, масло


Павел Кузнецов. Стрижка баранов, 1912

В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».

Все, кто знал Кузнецова, отмечали его удивительную способность всегда видеть пространство картины в целом. Находясь под влиянием Борисова-Мусатова, он часто переосмыслял сны и мечты, которые смешивались с реальностью. Плоскостно-линейные ритмы, мерцающий колорит создавали аналогию с музыкальным, литературным символизмом. В картинах так называемой «степной» или киргизской серии Павел Кузнецов умело сочетал декоративную обобщенность и тонкую градацию цветовых оттенков. Этот удивительный художник всегда склонялся к монументальности и даже пробовал использовать в своих станковых картинах технику настенных росписей, в частности секко. В его картинах есть поэзия и динамика, они полны воздуха и света. И хотя в них нет ничего вызывающего, они очень оригинальны, неординарны. Сразу бросается в глаза независимость — независимость цветовых соотношений, цвета, тона и т. д.


Павел Кузнецов. Материнство, 1940-е годы


Павел Кузнецов. Мать, 1930


Павел Кузнецов. Крымский колхоз, 1928


Павел Кузнецов. Сбор урожая, 1935

В 1947 году Кузнецов вернулся к преподаванию в Строгановском училище, где его назначили заведующим кафедрой монументальной живописи.

В последние десятилетия он написал много пейзажей, натюрмортов и портретов с натуры. Особенно полюбил он Прибалтику.

Натюрморты Кузнецова часто сравнивают с натюрмортами Сарьяна. Но Сарьян любил контрастные сочетания красок, а Кузнецов добивался особого внутреннего свечения, «благоухания» полутонов, которые создают впечатление, будто цветы рождаются из самого красочного пространства полотна.


Павел Кузнецов. Сбор плодов. Азиатский базар


Павел Кузнецов. Сбор винограда


Павел Кузнецов. Бухарский мальчик, 1912-1915


Павел Кузнецов. Ромашки на веранде, 1947

Одному из молодых художников Павел Кузнецов сказал:

— Определение темного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания.

Это было его художественным кредо на протяжении всей жизни.


Павел Кузнецов. Чистка ковра, 1914-1915


Павел Кузнецов. Бухара (Восточный город)


Павел Кузнецов. Город в Средней Азии


Павел Кузнецов. Чайные плантации


Павел Кузнецов. Мираж в степи


Павел Кузнецов. Степной пейзаж с юртами, 1913. Акварель


Павел Кузнецов. Скала у реки, 1923


Павел Кузнецов. Сбор чая

Павел Кузнецов. Отдых, 1925

Павел Кузнецов умер 21 февраля 1968 года.

В Саратове есть его Дом-музей, в экспозиции которого находится несколько сотен артефактов, переданных Саратову потомками Павла Варфоломеевича.

Рубрики: Искусство/Русское искусство

Метки: Забытые имена Художник Кузнецов Павел Варфоломеевич

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник

Оцените статью