Пассажирский водный транспорт морской

Транспорт в деталях

Раздел «Транспорт в деталях» содержит собственные информационные продукты ГТЛК: тематические дайджесты рынка и регулярную аналитику транспортного комплекса РФ.

Представленные исследования основаны на информации и данных, содержащихся в открытых источниках, СМИ, а также маркетинговых исследованиях, могут включать собственную экспертную оценку и аналитические выводы ГТЛК, а также аналитических агентств и других компаний.

Некоторые заявления в данном тексте могут содержать предположения или прогнозы в отношении предстоящих или ожидаемых событий на рынках.

ГТЛК предупреждает, что эти прогнозы являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заявленных.

Транспорт в деталях. Река и море

До 2030 года России может потребоваться до 4 тысяч новых речных судов. Для обновления устаревшего флота, повышения безопасности и эффективности перевозок нужны долгосрочные программы по строительству судов с льготными условиями.

СОСТОЯНИЕ РЕЧНОГО ФЛОТА

Общая протяженность внутренних водных путей РФ — 101,6 тыс. км, 78% из них являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров.

Несмотря на высокую экономическую и социальную значимость, за последние 20 лет российский речной флот сократился на 25%. Ежегодно из эксплуатации выводится около 1 тыс. речных судов .

На сегодня в России эксплуатируется около 11 тыс. грузовых речных судов и судов смешанного плавания, а также около 1,5 тыс. средних и крупных пассажирских судов.

Одной из основных проблем отрасли является старение флота и инфраструктуры.

СОСТОЯНИЕ МОРСКОГО ФЛОТА

В состав российского транспортного морского флота входит 825 судов под флагом России и иностранных государств. Кроме того, эксплуатируется 93 морских пассажирских судна, большая часть которых работает под флагом РФ.

Большая часть флота работает под иностранными флагами и перевозит грузы иностранных фрахтователей. На российские суда под иностранными флагами приходится более 60% дедвейта.

Старение флота стало одним из факторов, который ограничивает возможность использовать флот под российским флагом для внешнеторговых перевоз о к.

ПРОГНОЗ ПЕРЕВОЗОК ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ И МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Согласно оптимистичному прогнозу экспертов компании INFOLine к 2030 г грузовые перевозки увеличатся до 180 млн, а пассажирские – до 19 млн человек в год.

По базовому сценарию текущие объемы грузовых и пассажирских перевозок сохранятся и составят в 2021-2030 гг.: 100-110 млн т и 11-12 млн человек в год.

Согласно пессимистичному сценарию объемы грузовых и пассажирских перевозок составят до 80-100 млн т и 8-10 млн чел. в год в 2021-2030 гг.

По оценкам экспертов INFOLine, до 2024 г. средний темп прироста перевозок морских грузов составит около 1,8-1,9%, а в период с 2025-2030 гг. – около 2,4%. Таким образом, к 2025 г. перевозки могут достигнуть 27,2 млн тонн. Ожидается, что объемы пассажирских перевозок будут ежегодно расти на 5-6% и в 2025 г. составят 6,5 млн человек.

Читайте также:  Песнь моря 2014 hd1080

Отдельно необходимо выделить перевозки в Арктической зоне. Северный морской путь в настоящее время является наиболее перспективным маршрутом доставки грузов через территориальные воды. Объем перевозок к 2024 г. вырастет в 2,4 раза, до 80 млн тонн, а к 2030 — в 3,3 раза и превысит 110 млн т.

ПОТРЕБНОСТЬ В СУДАХ ПО ТИПАМ

Оптимистический сценарий предусматривает потребность отрасли в порядка 4 тыс. транспортных речных судов до 2030 г.

По базовому прогнозу потребность в речных судах транспортного флота до 2030 г. составит около 1,6 тыс.

При реализации пессимистического сценария потребность в новых судах до 2030 г. составит около 600 ед.

В 2021-2027 гг. объемы выбытия пассажирских судов из-за старения речного флота будут находится на уровне около 80-100 судов ежегодно. Потребность в новых пассажирских судах по базовому сценарию до 2030 г. составит около 1 тыс. единиц. Оптимистический сценарий предполагает потребность в новых судах на уровне 1,9 тыс. ед., а пессимистический — около 500 ед.

Потребность в судах в сегменте морских перевозок будет в большей степени связана с развитием Северного морского пути. В перспективе до 2030 г. одним из крупнейших заказов может стать планируемая к постройке серия из 28 балкеров класса Arc5 для вывоза грузов с Сырадасайского угольного месторождения. В рамках реализации нефтегазовых проектов в Арктическом регионе дополнительно могут быть заказаны 22 танкера.

При выполнении задачи государственной важности по развитию арктического туризма ожидается заказ строительства круизных судов арктического ледового класса, в частности СПГ-судна класса Arc-5 пассажировместимостью 2500 человек до 2026 г.

СТИМУЛЫ И СПОСОБЫ МАСШТАБНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ФЛОТА

Судостроение характеризуется следующими факторами:

  • высокая капиталоемкость
  • невозможность реализации проектов без привлечения заемных средств
  • высокая стоимость кредитных ресурсов
  • длительные сроки окупаемости.

Большинство судоходных компаний не в состоянии самостоятельно профинансировать строительство судов на российских верфях, а кредитные организации не готовы брать на себя риски.

Для борьбы со стремительным старением флота и повышения эффективности перевозок требуются долгосрочные программы по строительству судов с льготными для судовладельцев условиями.

Несколько таких программ лизинга с государственным софинансированием уже эффективно реализует Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Источник

Обзор морских судов

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда — однопалубные, большие — двух- и трехпалубные). Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ. По сути сухогрузы включают довольно широкий перечень типов судов, и далее уже они разделяются на специализированные, в зависимости от груза:

  • рефрижераторные — предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • контейнерные суда или контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами — портальными кранами.
    • Классификация контейнеровозов:
      • Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) — более 15000 тонн;
      • Новые Panamax — от 10000 до 14500 тонн;
      • Пост-панамакс — от 5101 до 10000 тонн;
      • Панамакс — от 3101 до 5000 тонн;
      • Фидермакс — от 2001 до 3000 тонн;
      • Фидер — от 1001 до 2000 тонн;
      • Малый фидер — до 1000 тонн;

      Типы наливных судов

      • Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота. Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. В нос от машинного отделения располагают насосное отделение с грузовыми насосами для разгрузки судна от нефти. Для сообщения между кормовой надстройкой и палубой бака, на которой расположено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходной мостик. Некоторые большие танкеры строят без переходного мостика, его заменяют настилом дорожки вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами. Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.
        • Классификация танкеров:
          • GP (General Purpose) — малотоннажные танкеры от 6000 до 16 499 тонн (используются для специальных перевозок, в том числе для перевозок битумов);
          • GP — танкеры общего назначения от 16 500 до 24 999 тонн (используются для перевозок нефтепродуктов);
          • MR (Medium Range) — среднетоннажные танкеры (25000—44999 т);
          • LR1 (Large/Long Range1) — oiler — крупнотоннажные танкеры 1 класса от 45000 до 79 999 тонн (используются для перевозок тёмных нефтегрузов);
          • LR2 — крупнотоннажные танкеры 2 класса (80 000—159 999 т);
          • VLCC (Very Large Crude Carrier) — крупнотоннажные танкеры 3 класса (160 000—320 000 т);
          • ULCC (Ultra Large Crude Carrier) — супертанкеры (более 320 000 т);
          • FSO (Floating Storage and Offloading unit) — супертанкеры более 320 000 тонн (для хранения и выгрузки нефти на более мелкие танкеры).

          Типы промысловых судов

          • Добывающие суда — считаются все промысловые суда, предназначенные для добычи рыбы, морских млекопитающих, беспозвоночных и морских водорослей. Добывающие и добывающе-перерабатывающие суда составляют основное ядро промыслового флота. К добывающим судам относятся рыболовные суда: траулеры, сейнеры, дрифтеры, тунцеловы, рыболовные боты, китобойцы, краболовы и суда для бессетевого лова рыбы.
          • Добывающе-перерабатывающие суда — большие морозильные траулеры-рыбозаводы (БМРТ), среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением (РТ, СРТР, СРТМ), малые рыболовные траулеры (МРТ) и траловые боты.
          • Перерабатывающие суда предназначены для приема и переработки улова. Кроме того, они снабжают рыболовецкие суда и обеспечивают их экипажи медицинским и культурно-бытовым обслуживанием в условиях экспедиционного промысла. К перерабатывающим судам относятся:
            • китобойные,
            • сельдяные,
            • краболовные,
            • рыбоконсервные плавучие базы,
            • рыбомучные и морозильные суда,
            • плавучие базы,
            • производственные рефрижераторы.

            Источник

Оцените статью